shkolageo.ru   1 2 3 ... 6 7

В.А. Озеров

Благодарим Вас, Дмитрий Олегович, за интересный доклад и, что немаловажно для меня, как ведущего парламентских слушаний, за четкое выдерживание регламента.

А сейчас слово для выступления предоставляется исполняющему обязанности Министра промышленности и торговли Российской Федерации Денису Валентиновичу Мантурову.

Д.В. МАНТУРОВ

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Дмитрий Олегович! Уважаемые участники парламентских слушаний! Я постараюсь в своем докладе не повторяться по тем параметрам, о которых уже говорил Дмитрий Олегович. Я постараюсь только проиллюстрировать, может быть, какие-то отдельные моменты.

Технологическая модернизация ОПК – это не только обеспечение Вооруженных Сил новым поколением вооружений и военной техники, но и использование потенциала ОПК для технологического подъема всей обрабатывающей промышленности. Передача результатов научно-технической деятельности, имеющих потенциал двойного применения, в гражданский сектор экономики может существенно повысить эффективность использования средств федерального бюджета. Критические направления развития технологической базы ОПК не только совпадают, но и зачастую формируют ключевые направления научно-технологического прогресса в целом.

Основной костяк предприятий "оборонки" находится в госсобственности. В сфере ведения Минпромторга находится порядка 70 процентов организаций, включенных в сводный реестр организаций ОПК, остальные организации находятся в сфере 12 федеральных органов исполнительной власти.

Министерство обеспечивает координацию и выработку единых подходов на общесистемном уровне по вопросам развития ОПК. Основной управленческий тренд последнего десятилетия – это создание интегрированных структур. Если в 2003 году на 18 этих структур приходилась всего четверть произведенной продукции, то в 2011 году, уже исходя из того, что было сформировано 55 интегрированных структур, о которых рассказал Дмитрий Олегович, произвели более 60 процентов всего объема по отрасли. Таким образом, к началу 2011 года создан мощный корпоративный сектор, что позволяет нам не только ставить задачи модернизационного развития, но и вовремя вносить коррективы в ход их достижения, то есть эффективно управлять запуском самого масштабного за последние 20 лет инвестиционного цикла в ОПК.


В настоящее время около 45 процентов объема промышленной продукции ОПК – это продукция военного назначения, которая поставляется для внутренних нужд государственным заказчиком по регулируемым ценам. 22 процента поставляется по линии ВТС. И примерно 33 процента приходится на гражданскую продукцию в интересах таких важных сфер экономики, как транспорт, связь, телекоммуникации, ТЭК, здравоохранение и другие.

За последние три года объем продукции ОПК увеличился на 30 процентов, а производительность труда – на 60. Помимо упомянутых структурных изменений, основой положительной динамики общего объема промышленной продукции ОПК стал последовательный рост государственного оборонного заказа и экспорта военной техники по линии ВТС.

Минпромторг при формировании государственной промышленной политики учитывает особенности ОПК. Развитие "оборонки" должно вписываться в общую промышленную политику. Целевые ориентиры научно-технического и промышленного развития, место государства в их реализации определены в стратегических документах развития отрасли. На сегодняшний день принято и реализуется 14 отраслевых документов. В них определена продуктовая политика, включая мероприятия по структурной диверсификации производства с использованием технологий двойного назначения.

Важным для нас является удержание установленного в утвержденных стратегиях развития отраслей ОПК совокупного ориентира паритетного соотношения военной и гражданской продукции 50 на 50 в общих объемах продукции ОПК. Это позволит организациям "оборонки" более устойчиво функционировать в условиях рынках и обеспечит загрузку тех организаций, которые не имеют достаточного объема заданий гособоронзаказа.

Стратегические ориентиры конкретизированы в федеральных целевых программах со значительным государственным финансированием. Только в 2012 году государственные ассигнования по этим программам без военной составляющей достигнут примерно 90 млрд. рублей.

Ключевой из федеральных программ, конечно же, является ФЦП по развитию ОПК. Она разрабатывалась Минпромторгом совместно с Минобороны, ФСБ, Роскосмосом и корпорацией "Росатом". Реализация программы – главное условие выполнения утвержденной государственной программы вооружения. Принципиальным для нас является обеспечение высоких запланированных в данной программе темпов технологической модернизации.


На шестом слайде представлена динамика объемов финансирования. До 2007 года (начало выполнения первой ФЦП по развитию ОПК) модернизация предприятий на 70 процентов осуществлялась за счет скудных собственных средств предприятий. Все усилия были направлены на оптимизацию и поддержание имеющегося производственного аппарата, точечное техперевооружение в рамках существующих технологических процессов. Первая ФЦП начала менять эту ситуацию, и за четыре года введено производственных мощностей в объеме, позволившем обеспечить возможность выпуска 70 процентов приоритетных образцов вооружения и военной техники, запланированных ГПВ "2015".

Значительное обновление номенклатуры вооружений и военной техники, увеличение в разы поставок техники нового поколения, запланированные ГПВ "2020", требуют от ОПК технологического рывка и увеличения количества производственных мощностей. Программа содержит достаточно весомую инновационную компоненту. Запланированное в ней количество разработанных и внедренных технологий в три раза больше, чем в предыдущем документе.

Также мы планируем продолжить создание производств на новой технологической основе по выпуску перспективных образцов техники и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы, а также создание системы полигонных испытаний.

По структуре затрат новая программа имеет ярко выраженный инвестиционный характер. Государственные капитальные вложения составят более 80 процентов от общего объема финансирования. Основной объем бюджетных средств будет направлен на финансирование проектов в авиационной, ракетно-космической и судостроительной промышленности.

Мы закладываем в эту программу только такую динамику, которая позволит ОПК к концу программного периода функционировать как высокоэффективному и рентабельному бизнесу.

В процессе согласования мы нашли компромисс по объемам финансирования с коллегами из Минфина и Минэкономразвития. Однако мы понимаем, что на начальных этапах реализации программы предприятиям понадобится привлекать кредитные ресурсы для финансирования запланированных проектов.


Для снижения стоимости кредитных средств вне рамок самой программы Минпромторг предложил в качестве меры государственной поддержки предоставить субсидии для компенсации части затрат по коммерческим кредитам. Мы опробовали данный механизм на инновационных и инвестиционных проектах гражданской направленности. За период 2009–2011 годов субсидией воспользовались 27 предприятий ОПК на общую сумму свыше 1,7 млрд. рублей. Это позволило привлечь инвестиции с кредитного рынка в объеме 12 млрд. рублей.

Результатом значительных консолидированных усилий и вложений за счет всех источников финансирования должно стать существенное улучшение состояния научно-производственной базы и показателей эффективности деятельности организаций ОПК.

Так, производительность труда вырастет к 2020 году в 2,6 раза по сравнению с 2010-м. Уже к 2015 году 80 процентов организаций ОПК, а к 2020-му все 100 процентов должны иметь сертификат на систему менеджмента качества, признаваемый на внешних рынках.

Значительная работа проводится Минпромторгом по повышению эффективности реализации федеральных целевых программ гражданской направленности. Эти мероприятия в конечном итоге дадут существенный синергетический эффект. Если исторические результаты оборонных НИОКР использовались в гражданских отраслях, то проводимая сейчас нами работа впоследствии позволит трансформировать технологии из "гражданки" в ОПК.

Кроме того, красной нитью, объединившей гражданские и военные программы, государственную политику и корпоративную стратегию, стала тема подготовки кадров, которой уделено особое внимание в новой программе.

В конце своего краткого выступления хотел бы подчеркнуть, что проблемы модернизации ОПК можно эффективно рассматривать и решать только в контексте широкого государственно-частного партнерства. Разработанные инструменты поддержки направляются не только на госпредприятия, но и на частные, участвующие в реализации ГОЗ и федеральных целевых программ.


Принятие новой программы развития ОПК завершает формирование ключевого инструментария государственно-частного партнерства, направленного на создание нового облика нашей отрасли в оборонно-промышленном комплексе.

Благодарю за внимание.

В.А. Озеров

Спасибо.

Уважаемые коллеги, прежде чем я предоставлю слово следующему выступающему, хочу обратить ваше внимание, что уже на настоящий момент поступили заявки от 30 участников парламентских слушаний, которые хотели бы выступить. Естественно, в рамках утвержденного регламента не получится всем предоставить слово. Поэтому есть предложения.

Первое – вопросы, которые вы хотели бы в своих выступлениях поднять, передать в секретариат. Когда Дмитрий Олегович будет выступать с заключительным словом, он на них ответит.

И второе: если вы не сможете выступить в ходе парламентских слушаний (я, забегая вперед, скажу), тексты выступлений сдайте тоже к нам в секретариат. Мы по итогам слушаний будем выпускать итоговый документ, и ваши выступления в обязательном порядке туда войдут.

А сейчас я предоставляю слово для выступления генеральному директору Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергею Владиленовичу Кириенко. Пожалуйста.

С.В. КИРИЕНКО

Уважаемые Валентина Ивановна, Дмитрий Олегович! Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги! В оборонно-промышленный комплекс "Росатома" входит 51 предприятие, на которых в общей сложности работают 127 тысяч человек. Непосредственно выполнением гособоронзаказа по ядерно-оружейному комплексу занимаются 45,5 тысячи человек.

Задача ядерно-оружейного комплекса совместно с Министерством обороны – обеспечить поддержание и развитие боезапаса Вооруженных Сил в качественном и количественном отношении на уровне, гарантирующем реализацию политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания.

Я не буду добавлять дополнительных аргументов к тому, о чем говорил Дмитрий Олегович в своем докладе о том, в каком состоянии оказался весь оружейный комплекс. Для ядерно-оружейного комплекса ситуация усугубилась еще одной особенностью, которой нет в других отраслях ОПК, – это запрет на ядерные испытания.

Вся гарантия надежности и боеспособности ядерно-оружейного комплекса всегда проверялась и у нас, и у наших оппонентов методом проведения ядерных испытаний. В условиях запрета ядерных испытаний мы оказались перед серьезной проблемой, заключающейся в том, что для того, чтобы обеспечить надежность, работоспособность, разработку новых зарядов, мы должны обладать совершенно новыми требованиями к материальной базе.

И ситуация у нас к 2005–2006 годам была достаточно драматичной. Мы отставали от Соединенных Штатов Америки более чем в 20 раз по мощности вычислительной техники, при том, что допустимо отставание в пределах до 10 процентов, – это наши программисты в состоянии компенсировать. Отставание больше 10 раз мы не компенсируем. Имели отставание в 20 раз. Не имели мощных рентгенографических установок, без которых невозможно моделировать поведение ядерного заряда, отсутствовали даже планы по созданию мощных лазерных установок, обеспечивающих отработку на соответствующих уровнях энергии и мощности. Возник риск утраты ключевых оружейных технологий, например, потому что всё производство бериллия, используемого при создании ядерного оружия, осталось при распаде Советского Союза в Казахстане, и в стране прекратилось производство октогена, за счет которого создавались взрывчатые составы для ядерных зарядов.

Уровень заработной платы и финансирование. С учетом реального сокращения ГОЗ или того, что он рос медленнее инфляции, а затраты на поддержание базы росли быстрее инфляции, реально падали расходы на НИОКР. Уровень заработной платы, если в советские годы было нормой, что он в 1,5–1,7 раза выше был в ядерно-оружейном комплексе, чем по другим отраслям, он у нас сравнялся. К 2005 году заработная плата сотрудников федеральных ядерных центров, например, и в Сарове, и в Снежинске была равна или даже несколько меньше, чем заработная плата, соответственно, в Нижнем Новгороде и в Челябинске.


Говорить о конкурентоспособности не приходилось. Падал приток молодых специалистов, шел массовый отток в другие сферы.

В соответствии с поставленными задачами был принят набор решений. В 2006 году по поручению Президента Владимира Владимировича Путина была принята программа развития ядерно-оружейного комплекса. Несколько решений. Первое – увеличение гособоронзаказа. В рамках программ ГПВ "2015" и "2020" общий объем роста государственного оборонного заказа для атомной отрасли составил более пяти раз.

Второе. Несколько федеральных целевых программ, которые создавали целевым образом возможности развития материальной базы, которые нельзя было профинансировать за счет стоимости госпрограммы вооружения. Это ФЦП "Развитие ядерно-оружейного комплекса" – увеличение финансирования материальной базы и ее модернизации в 4,5 раза. ФЦП "Промышленная утилизация" – увеличение – 135 процентов. Решение Президента Российской Федерации о создании мощной лазерной установки и целевое решение Президента Российской Федерации – начиная с 2008 года целевая поддержка и субсидия на заработную плату работникам ядерно-оружейного комплекса и на содержание материальной базы. И довольно жесткие требования к собственной эффективности предприятия с точки зрения использования материальных и человеческих ресурсов.

В результате всех этих принятых мер восстановлена совместно с Минобороны инфраструктура центрального полигона Российской Федерации на Новой Земле. Каждый год проводим до пяти неядерных взрывных экспериментов в соответствии с разрешенной международной базой. Суммарная производительность суперЭВМ двух российских федеральных ядерных центров составила в прошлом году два петафлопса и сопоставима с ядерно-оружейным комплексом Соединенных Штатов Америки. Запущены мощные рентгенографические комплексы, по своим характеристикам не уступающие, а иногда и превосходящие те, что есть у наших конкурентов. Сохранены все 26 критических ядерных оружейных технологий.


Мы выделили 26 технологий, которые обеспечивают конкурентоспособность ядерно-оружейного комплекса России. Все сохранены, в том числе созданы замещающие производства потерянных технологий, таких как детали из бериллия… или создание новых взрывчатых составов.

Инвестиции в основные фонды предприятий ЯОК выросли больше чем в три раза, что позволило снизить коэффициент износа активной части в два раза. Отрасль полностью обеспечена делящимися материалами и необходимыми запасами.

Производительность труда выросла в 2,6 раза, заработная плата ядра ЯОК – в 3,3 раза. Средний возраст специалистов уменьшился на пять лет и находится сегодня на уровне ниже 45 лет, что вполне приемлемо. В разы вырос приток молодых специалистов из ведущих вузов.

В результате благодаря сохранению целостности и управляемости отрасли, в том числе через создание госкорпорации "Росатом", все эти годы на 100 процентов выполнялся гособоронзаказ. У нас не было ни одного года, когда хоть на сколько-то не был выполнен гособоронзаказ. За счет синхронизации мероприятий по техническому перевооружению и по срокам ГПВ "2020" мы могли обеспечить соответствующее совпадение задач Минобороны и нашей собственной программы модернизации. Обеспечены количественное и качественное выполнение заказов Минобороны, постоянный мониторинг и подтверждение надежности ядерного боезапаса.

Кроме того, в соответствии с заказами Министерства обороны мы созданный в атомной отрасли потенциал используем сегодня и для неядерных видов вооружений, в том числе оружия на новых физических принципах.

В силу открытости нашего сегодняшнего совещания не все примеры могу приводить, но, в частности, предприятия атомной отрасли сегодня выполняют задания по созданию боевых частей повышенного могущества для противотанкового комплекса "Хризантема" и "Штурм", переносного зенитного комплекса
"Игла-С", лазерных комплексов защиты самолетов от переносных зенитно-ракетных комплексов.

Кроме того, выполняется важная задача… Поскольку ядерно-оружейный комплекс – это такой инновационный локомотив, мы существенно увеличили объемы заказов и работ для целей гражданской продукции. В розданной справке стоит цифра о выполнении на 98 процентов, это было по итогам трех кварталов, по итогам 2011 года рост – 121 процент.

Это связано и с оснащением гражданских энергоблоков в атомной отрасли. Программисты и специалисты по электронике ядерно-оружейного комплекса сегодня выполняют заказы на автоматические системы управления всех атомных станций в России и за рубежом. Это уникальная задача по созданию энергетической установки для космического базирования мегаваттного класса, чего не удавалось сделать никому в мире. Это задача использования опыта и навыков предприятий ядерно-оружейного комплекса в медицине, в досмотровой технике и многие другие задачи.

Вывод, уважаемые коллеги, хочу сделать следующий. Благодаря своевременно принятым руководством страны мерам по сохранению управляемости и целостности оружейного комплекса, ядерно-оружейный комплекс России сегодня полностью способен выполнять задачу обороноспособности страны в долгосрочной перспективе и вносить свой вклад в инновационное развитие страны. Спасибо.



<< предыдущая страница   следующая страница >>