shkolageo.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Державин Гавриил Романович:

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества,

Я средоточие живущих;

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Но будучи я столь чудесен,

Отколе происшел?- безвестен;

А сам собой я быть не мог.

**** **** ****

Чтоб дух мой в смертность обратился

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! – в бессмертие Твое.

Надежд Твоих и всех желаний

Ты никому не объявил;

На небо воздевая длани,

Ты втайне Бога лишь молил.

К Тебе всех смертных очи зрят

И на Тебя все уповают,

К Тебе все руки простирают

И милостей Твоих хотят.

Тобой я буду восхищаться,

Дышать и жить, о Боже мой!

Но грешных племя и язык

Да истребит десница строга

Хвали, душа моя, ты Бога:

Сколь Он премудр и сколь велик!

От Запада и от Востока,

От гор, пустыней и морей

Нет человека без порока,

Без слабостей и без страстей.

По смерти не возьмёт с собою

Никто вещей своих драгих...

Вещай: я буду ли жить вечно?

Бессмертна ли душа моя?

Жив Бог – жива душа твоя!

Чего бессмертному страшиться?

Он будет и за гробом жить.

(Г. Р. Державин)

**** **** ****

Блажен, блажен, коль уповает

На Бога токмо человек.

Вышнему во всем доверься,

Будь во всем ему открыт.

Крепко на Него надейся,

В пользу все твою свершит:

Вознесет, как солнце, правду,

И невинность, яко день.

(Г. Р. Державин)


**** **** ****

Богом человек крепится,

Коль на добром он пути:

Хоть падет, не сокрушится;

Встанет паки, чтоб идти...

И упразднится злоба ада,

Да разумеет человек,

Что небо тем покров, отрада,

Кто в правде свой проводит век.

(Г. Р. Державин)

**** **** ****

Агасфер – это вечный жид,

символизирующий блуждание евреев по миру (Г. П. Климов).

В средневековых легендах Агасфером называли еврея, который подгонял Иисуса Христа, когда он нёс крест на Голгофу. В наказание за это Агасфер был осужден вечно бродить по всему миру, вплоть до второго пришествия Христа.

Чего уж там стесняться в наше грешное время. Ведь даже сам библейский царь Давид в молодости занимался педерастией. Посмотрите в Библию, Вторая книга царств, 1: 26.

И поздно, слишком поздно я заметил, что для обретения счастья вера необходимей познания (см. Влад. Куприн).

Славу же святой она приобрела не столько благодаря усердному и регулярному исполнению религиозных обрядов, сколько своими добродетельными поступками, которые она (Клара) не уставала совершать. Она не способна была испытывать ненависть даже к негодяям, потому что не теряла надежды на их исправление. Все Божии созданья были её друзьями... она так любила всё живое, не желая даже видеть мышеловок.

(Ипполито Ньево «Исповедь итальянца»)

**** **** ****

Епископ Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти».

«Богу угодно, - отвечал Ангел, - чтоб человеки наставлялись человеками». Они (демоны, падшие ангелы)ничего не знают такого, что ещё не совершилось: один Бог знает все события прежде совершения их.

Никто из нас не призывается к суду за незнание будущего никто из получивших это знание не признаётся блаженным, каждый даст ответ на суде в том, сохранил ли он веру, исполнил ли в точности заповеди.


Если демоны придут к вам ночью, восхвалять и называть вас блаженными, то не слушайте их, даже не глядите на них, немедленно знаменайте себя и жилище ваше крестным знамением, обращайтесь к молитве, и – увидите – они исчезнут.

Они робки, и чрезвычайно боятся знамения крестного: потому что Спаситель крестом лишил их силы...

Если же кто, как человек, устрашится явления благих Ангелов: то они немедленно отъемлют страх этот своею благостию (вид святых ангелов – приятный и спокойный).

Если они (злые духи) увидят, что мы испугались и вострепетали: то они соответственно нашему состоянию испуга представляют привидения... Если они найдут нас радующимися о Господе, размышляющими, что всё – в деснице Божией, что демоны вполне немощны к христианам, что они ни в чём не имеют ни малейшей власти; если они найдут душу ограждённою таким оружием, то со стыдом отступают от нея (пример Иова). Но Иуду увлёк в порабощение себе.

Когда представится видение, мужественно спроси: «Кто ты и откудова?» Если то будет явление святых: то они успокоят тебя, и страх твой обратят в радость. Если же явление диавольское, то оно, встретив в душе твердость, немедленно придёт в колебание: потому что вопрос: кто ты и откуда? служит признаком неустрашимого отпора души.

Демон преобразился в светлого Ангела – предстал с колесницею и конями огненными Симеону-столпнику: «Услышь, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, чтоб взять тебя на небо, как Илию: ты достоин такой чести за святость жития твоего... » Симеон сказал в ответ, обратясь к Богу:

«Господи, меня ли грешнаго Ты хочешь взять на небо?» И поднял ногу, чтоб вступить в колесницу, а рукою сотворил на себе крестное знамение. И дьявол, и колесница с конями мгновенно исчезли.

Не входить с ними в беседу, перекреститься, закрыв глаза, молить Бога об изгнании их. Падшие духи ненавидят род человеческий. Их удерживает десница Божия, а то они истребили бы нас мгновенно.


Одному монаху явился диавол, преобразившись в светлого Ангела, и сказал ему: Я – Гавриил, послан Богом к тебе. «Но я не достоин видеть Ангела». Демон исчез.

А одному старцу дьявол говорит: Я – Христос. Старец увидел его, зажал глаза и сказал: Я недостоин видеть Христа, который Сам сказал: мнози придут во имя мое, глаголюще, аз есть Христос: и многи прельстят.

А преподобный Елизар Анзорский прямо плюнул ему в лицо: «Поди прочь, обольститель, с обольщениями твоими». Потому что, говорит Елизар, я ощутил его сердцем своим.

Падшие духи действуют на нас различными помыслами, различными мечтаниями, различными прикосновениями. По этой причине - совокуплять с молитвою и плач.

О том, как действует диавол на человека чрез прикосновение, читаем в книге Иова: «Знай, брат, что всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью; всё же вражеское бывает со смущением и мятежём».

«Полезно быть всегда осторожным для избежания опасных последствий. По легкомыслию не поддавайся скоро внушениям духов, хотя бы то были Ангелы небесные, но пребывай непоколебимым, подвергая всё самому тщательному изследованию, и тогда, что усмотришь истинно-добрым, п р и м и, а что окажется злым, то отвергни».

Преподобный авва Моисей Скитский просил себе совета у юнаго монаха Захария, жившаго в скиту. Захария пал к ногам старца и сказал ему: «Отец, меня ли ты вопрошаешь?» Старец отвечал ему: «Поверь мне, сын мой, Захария, что я видел сошествие Святаго Духа на тебя, и потому нахожу нужным вопрошать тебя».

**** **** ****

Цитата из Г Е Й Н Е: - Святый Боже!

В этих глазах отражалось всё великолепие земли, и над ним светилось всё небо. Глядя в эти глаза, я мог бы умереть от блаженства и если бы я умер в тот миг, душа моя устремилась бы прямо в её глаза. О, я не в силах описать эти глаза!..

Мы с бурым таксом (лежали у ног её), смотрели в глаза подруги и любовались её лицом, сияющим бледнорозовым светом подобно месяцу среди тёмных туч, в ореоле чёрных кос и кудрей. То были величавые греческие черты лица, смело закруглённые губы, вокруг них играли скорбь, блаженство и детская резвость, и когда она начинала говорить, речь лилась из прекрасных уст, как тёплый и светлый цветочный дождь, и когда она начинала говорить, слова вырывались как бы из глубины, почти со вздохами, и всё же они с торопливым нетерпением следовали друг за другом, - о, тогда вечерняя заря нисходила на мою душу, с игривым звоном проносились в ней воспоминания детства, и яснее всех, как звук колокольчика, звучал во мне голос маленькой В Е Р О Н И К И.


... она тут же испытывала раскаяние, брала пирожок, разламывала его пополам, одну часть давала мне, другую – бурому таксу и, улыбаясь, говорила: «Оба вы неверующие и не удостоитесь блаженства, нужно кормить вас на этом свете пирожками, так как за райским столом вам не приготовлено место»

А у меня были особые причины узнать эти глаза – в этих глазах жила душа маленькой Вероники.

... И когда я увидел маленькую покойницу на столе, среди свечей и цветов, я подумал сначала, что это красивое восковое изображение какой-нибудь святой; но скоро я узнал милые черты и спросил со смехом, почему маленькая Вероника так спокойна, Урсула ответила: «Оттого, что она умерла».

**** **** ****

Демокрит – вся жизнь в поисках, странствиях, борьбе, страданиях

– во всём мире ищет и не находит истины и в конце концов, согласно легенде, ослепляет себя, чтобы внешний мир не мешал главному делу – познанию самого себя (внутреннее созерцание). 460-371 до н. э.

Эпикур стремится к высшей истине, любит тихие беседы, мирные услады (жить для наслаждений), умирая, просит положить его в тёплую усыпляющую ванну. Он считал, что разумным для человека является не деятельность, а покой.

Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. Исследователь Демокрита, 341-270 до н. э.

**** **** ****

Страхом и плачем приготовляли себя к роковому смертному часу все святые.

Умирал преподобный Агафон. Братия сказали: - Неужели и ты, отец, боишься? Он ответил: «Я старался по силе моей сохранять заповеди Божии, но я – человек и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу?»

Разбойник (свирепый и жестокий) умилился, пришёл к царю (который послал наперстный крест разбойнику) и припал к ногам его, раскаиваясь в преступлениях своих...

Силою милосердия Твоего истреби мои прегрешения...

Один из Ангелов, нашедши платок разбойника, сказал другому: точно, этот платок наполнен его слезами. Положим его в другую чашу, а с ним человеколюбие Божие, и посмотрим, что будет?.. поистине победило человеколюбие Божие! Взяв душу разбойника, они повели её с собою; мурины зарыдали и бежали со стыдом.

**** **** ****

П О К А Я Н И Е

возможно только при точном, хотя бы и простом знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия. Заимствовавшие свой образ мы слей о добродетелях и правилах жизни из романов и других душевредных еретических книг, не могут иметь истинного покаяния; многие смертные грехи, ведущие в ад, признаются ими за ничтожныя, извинительные погрешности, а лютые греховныя страсти – за легкия и приятныя слабости; они не страшатся предаваться им пред самыми смертными вратами. Неведение христианства – величайшее бедствие!

( Есть в этих записках и другие взгляды и мнения по поводу покаяния и других религий – моё прим).

Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту ещё отверсты двери милосердия Божия всякому... Последния минуты жизни человека могут искупить всю жизнь его.

В Египте некая девица (Таисия), оставшись сиротою, умыслила обратить дом свой в странно-приемницу для скитских иноков. Наконец её имение истощилось. С нею познакомились неблагонамеренные люди и отвратили её от добродетели.

Она обратилась к авве Иоанну Колову: «Отец, есть ли для меня покаяние?» Он отвечал: «Есть».

- «Отведи меня, куда хочешь» и, встав, пошла вслед за ним. Иоанн заметив, что она не распорядилась, даже не сказала ни одного слова о доме своём, удивился.

... Иоанн повергся ниц на молитву, и услышал глас: «Един час покаяия её принят после долговременного покаяния многих, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения».

**** **** ****

Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души.


Телом же Адам прожил от того времени (как съел яблоко от возбраненнаго древа) 930 лет.

**** **** ****

Грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати, и соделывает его жертвою А Д А, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом. Святый Апостол Пётр уврачевал свой смертный грех –отречение от Христа, а святый пророк Давид – свои два смертные греха: прелюбодеяние и убийство.

**** **** ****

Первое воскресение

совершается при посредстве двух таинств: крещения и покаяния . Через святое крещение воскресает душа от гроба неверия и нечестия, или от первородного греха и собственных грехов, соделанных в нечестии; а через покаяние уже верующая душа воскресает от смерти нанесенной ей смертными грехами, или нерадивою любосластною жизнию, по крещении.

… последует воскресение второе, воскресение тел. После него (усугубится?) блаженство праведников, блаженство воскресших первым воскресением; (усугубится?) после него смерть отверженных грешников, лишившихся перваго воскресения

**** **** ****

... с того времени (грехопадения Адама)

до спасительного страдания и животворной смерти Христовой не пропустил (дьявол) ни одной души человеческой в рай: и праведники и грешники нисходили во ад.

После воскресения и вознесения на небо Христос сошёл воад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников.

Стеклись святые Пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф, и Давид, и Исайя (Соломон, Иезекиль и др. ), Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: «Ты ли еси грядый, или иного чаем?»(Мф, Х I . 3).

Ужаснулись тёмные власти в ожесточении и ослеплении своём, видя шествие Богочеловека. Искуплены все праведные, которых поглотила смерть. А когда увидели разбойника, восходящего за Христом в рай, тогда они с изумлением познали силу искупления.


Но весьма многие, к несчастию, пожелали остаться в плену и рабстве у сатаны, объявили себя открыто врагами Спасителя и Его Божественного учения.

... и ожидает каждую христианскую душу, при исшествии её из тела, нелицеприятный Суд Божий, как сказал святой апостол Павел: «лежит человеком единою умрети, потом же суд».

Суд совершается посредством Ангелов. В течение земной жизни человека Святые Ангелы замечают все его добрые дела, а падшие (злобные) – все его законопреступления.

Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены тёмными властями отдельные судилища и стражи, стерегущих восход души от земли к небу. Во время шествия души от земли к небу, самые святые Ангелы не могут помочь ей: Помогают ей единственно ея покаяние, ея добрые дела, а более всего милостыня.

Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств.

Грешная душа не допускается подняться в страну, превысшею воздуха: диавол имеет повод обвинить её.

Некий инок, живший в общежитии аввы Серида, где безмолвствовал в затворе великий угодник Божий, старец Варсонофий, приближаясь к кончине своей, просил этого святого старца, чтобы он спутешествовал ему на воздухе, в том пути, которого он (умирающий инок) не ведал. Великий Ворсонофий отвечал: «брат! предаю тебя Христу, благоволившему умереть за нас, Владыке неба и земли и всего живущего, да уменьшит Он в очах твоих страх смерти и соделает беспрепятственным восход души твоей».

Истязания мя, Пречистая, в час смертный, исхити от бесов.

Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, неочистившуюся до разлучения своего с телом от смертного греха.

Сказано в Писании: «аще и весь закон исполнит человек, согрешит же во едином, бысть всем повинен».

СТРАСТИ суть греховные навыки души, обратившиеся от долгаго времени частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, разсеянная жизнь, сопряжённая с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и т. п.


Каждый из этих страстей соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек не впадал в смертный грех.

**** **** ****

Иоанн говорит: аще речем, яко греха не имамы,

себе прельщаем, и истины нет в нас.

Как все – это известно всем – зачаты от услаждения плоти: то без всякого сомнения князь мира сего имел нечто своё в их делах, или в словах, или в помышлениях.

Иисус фарисеям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей то мерзость пред Богом».

... надо поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать».

**** **** ****

По словам Плутарха (46-119),

по улицам Александрии ходила женщина с наполненным водою мехом в одной руке и горящим факелом в другой и кричала встречным, что водою она загасит ад, а факелом зажжёт рай, чтобы люди не избегали больше зла только из страха наказания, и не творили добра в расчёте на награду.

Все наши поступки должны вытекать из источника бескорыстной любви, всё равно, есть загробная жизнь, или нет. (Гейне)

**** **** ****

Сатана был когда-то ангелом

и пребывал на небесах с другими ангелами до тех пор, пока не стал склонять их к отрешению от Бога и был поэтому низвергнут в преисподнюю.

Но, падая с неба, он всё ещё смотрел вверх, на ангела, который обвинил его; чем глубже он падал, тем ужаснее, всё ужаснее становился его взгляд. Ангел же, встретив этот взгляд побледнел, и никогда уже краска не была на его щеках. С тех пор он зовётся Ангелом смерти.

Даниил Гранин. «ЗУБР», роман. – В последнее время Планк много раздумывал над могуществом веры. Есть ли связь у науки с религией?.. Они не спорили, они рассуждали над тем, что индивидуальное сознание человека находится за пределами науки. А душа? Существует ли она? С годами человек убеждается в этом, верит, что наделён ею. Как она появляется, как быть с эволюцией души? – Конечно, эту штуку – жизнь – начал господь бог, - с усмешкой сказал Зубр, - но потом он занялся другими делами и всё пустил на самотёк.


Там же.

И то и другое – не случайность, а качество натуры. Я знал научного сотрудника, у которого все приборы ломались. У других работали, а у него горели и портились. Причём нельзя сказать, что из-за его неуклюжести или неумения. Ничего подобного. Он мог подкрадываться к прибору пряру прямо-таки на цыпочках, включать его со всей осторожностью, и тем не менее...

Другой невезучий как сядет в такси, так авария, в купленной новенькой книге не хватит страниц, в столовой ему достанется пюре с обгорелой спичкой. Спугнуть невезучесть трудно, борьба с ней бессмыслена, как борьба с отсутствием музыкального слуха.

Там же. – Смерть ужасна, когда ты умираешь со стыдом за годы, прожитые в суете, в погоне за славой, богатстством.

Нет удовлетворения, к моменту смерти ничего не осталось, не за что ухватиться, всё рассыпается, как пыль, не было добра, не было самопожертвования...

Там же. – Биологи до сих пор не удосуживались сформулировать, что же такое прогрессивная эволюция. На вопрос: «Кто прогрессивнее – чумная бацилла или человек?»-до сих пор нет убедительного ответа.

Там же. На юбилее Зубра читали стихи про то, что вначале было слово, которое они услыхали в М-ве:

Ведь человек и суетен, и грешен,

Не отличает в слепоте своей

Немногие существенные вещи

От многих несущественных вещей.

Чему вы только нас не обучали!

Но если всё до афоризма сжать,

То главное – и в счастье, и в печали

Существенное в жизни отличать.

Что касается Зубра, то ему эту силу придавала вера. Он верил в справедливость, в превосходство добра над злом, в абсолютность добра.

Независимость связана была и с родословной, с предками, с правилами чести. Связь эту гениально уловил и сформулировал Пушкин: Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,


Любовь к отеческим гробам...

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Самостоянье, как объяснение величия, как ощущение себя продолжателем знатного рода, обязанным охранять его честь.

Там же. Это был не спор, а именно разговор, не философов, а естественников, обсуждение на их уровне проблемы, в частности проблемы души и её бессмертия. Шла речь о том, что научная постановка проблемы души бессмыслена . Существует или нет душа – научно рассмотреть нельзя. Это дано каждому непосредственно, и тут другому ничего нельзя доказать. Наука не может доказательно опровергнуть тезис о бессмертии души. Но и религия также не может доказать свой догмат о продолжении существования души после гибели тела.

**** **** ****

Ужели сие сочтется за грех, коли я в пятницу ветчины поем.

Вот ежели я голодом привожу себя в уныние, естомак редькой набиваю, это подлинно грех, понеже грешу против самой натуры... Невежество, сударь мой! – ворчал Агей Данилыч.




<< предыдущая страница   следующая страница >>