shkolageo.ru   1 2 3

Злодей, а ему хорошо, праведник, а ему плохо (из древнееврейской литературы). Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют, - спрашивает Бога (Яхве) пророк Иеремия.

Почему сплошь и рядом невинный и праведный бедствует и терпит страдания, а нечестивый злодей, наоборот, проводит жизнь в радости и довольстве и умирает в мире и почёте? Почему дородетель остаётся невознаграждённой, а зло ненаказуемым, и почему вообще Бог допускает существование зла на земле? - обэтом хорошо у В. Соловьёва.

Страдание необязательно является карой за вину. БОГ может предопределить праведнику страдать ради Его славы и во искупление чужих грехов, чтобы таким образом открыть путь к спасению и для грешников.

Признак истинного благочестия – добровольное страдание, самоуничижение, «чувство червя» (Второисайя, 41; 14, пс. 21: 7)

Иов готов даже допустить, что он, может быть, совершил какой нибудь грех по неведению в юности, но если даже так, наказание явно несоизмеримо с проступком. Яхве отнесся к Иову с необъяснимой жестокостью. «... ты выискиваешь грех мой... хотя знаешь, что я не виновен, и от руки твоей никто не спасёт».

**** **** ****

Когда преподобного Серафима Саровского спрашивали,

зачем он носит на спине тяжёлую котомку, набитую песком и каменьями, он кратко отвечал: «Томлю томящаго мя». (Прохор Мошнин, сын купца из Курска: 1758-1833, 15. 01). Он говорил, что истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего.

«Близь Господь всем призывающим Его во истине, и несть у Него зрения на лица, Отец бо любит Сына и вся даёт в руце Его», лишь бы мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно по-сыновьему.

Одного опасайтесь, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды. Однако взыщет с него, зачем он тревожил Его без особой нужды.

И во время всей беседы этой (с Мотовиловым), с того самого времени, как лицо о. Серафима просветилось, видение это не переставало, и все с начала рассказа и доселе сказанное говорил он мне, находясь в одном и том же положении. Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что готов подтвердить присягою (у пустыньки, недалеко от р. Саровки, под открытым небом. Морозец, снегопад. Мотовилов сидел на пне, а о. Серафим стоял, глядя на небо). Прославление святых мощей (19. 07. 1903 года)- не знал: Мать моя родилась тогда, Мария.


Православная церковь воззвала: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас».

О делах Божиих нельзя рассуждать по насыщении чрева: ибо в наполненном чреве нет ведения тайн Божиих. Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. При истинной любви к Богу должен забыть всякую другую любовь (т. е. всё в мире сем ненавидеть и презирать, как демон у Лермонтова?)

Излишнее попечение в делах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному.

Да збавится душа от козней дьявольских,

Да взойдёт она невредимою в Небеса.

**** **** ****

«Дзин, пын, мей».

- Послушай, дорогой читатель! Никогда не привечай этих грязных тварей монахинь, ибо нутро у них распутное. Это они отвергли обет воздержания, потеряли стыд и совесть, погрязли в пороках.

Спуститься ль в ад, подняться к небесам –

Любой себе готовит участь сам.

Излишества вечно приводят к разврату.

Где алчность и злоба не жди доброты.

За добром не гонись, в богачи не тянись,

Скромной долей доволен пребудь,

Вот и счастье найдёшь... И покой обретёшь,

И вздохнёт с облегчением грудь.

Судьба нам приносит горе тяжкое, множество мук,

Но нет тяжелее смерти ближних иль с ними разлук.

Семь раз по десять лет прожить нам суждено,

К чему же день и ночь заботами терзаться,

Ты душу распахни, пей радости вино,

Зачем же унывать и смерти (со страхом) дожидаться.

**** **** ****

Нет предела стремлению жадному...

Нет исхода труду безуспешному...

Нет конца и пути безотрадному...

Боже, милостив буди мне грешному

(Мей Л. А. , 1822-1862)

Дьякон Егор: Смолоду одержим стихотворной страстью, но конфужусь людей просвещённых, понимая убожество своё.


- Ну, вот – сказал дьякон и начал протяжно, раздумчиво, негромко:

Не спалося Господу Исусу

И пошёл Господь гулять по звёздам,

По небесной золотой дороге,

Со звезды на звёздочку ступая.

Провожали Господа Исуса

Николай, епископ Мирликийский,

Да Фома-апостол – только двое.

Думает Господь большие думы,

Смотрит вниз – внизу земля вертится,

Кубарем вертится чёрный шарик,

Чёрт его железной цепью хлещет.

Был я там, - сказал Христос печально,

А Фома-апостол усмехнулся

И напомнил: - чай мы все оттуда –

Поглядел Христос во тьму земную

И спросил угодника Николу: -

Кто это лежит там, у дороги,

Пьяный, что ли, сонный аль убитый?

- Нет, - ответил Николай угодник,

- Это просто Васька Калужанин

О хорошей жизни замечтался.

Тут Христос мечтателям мирволя,

Опустился голубем на землю.

Встал пред Васькой, спрашивает:

Я – Христос, узнал меня Василий?

Васька перед Богом на колени,

Умилился духом, чуть не плачет.

Господи!– бормочет, - вот так штука!

Мы тебя сегодня и неждали.

Что же не сказал ты мне заране?

Я бы сбил народ Тебе навстречу,

Мы встретили б тебя созвоном,

Всем бы нашим Жиздринским уездом! –

Усмехнулся Иисус в бородку,

Говорит Он мужику любовно:

- Я ведь на короткий срок явился,

Чтоб узнать: Чего ты, Вася, хочешь?

Васька Калужанин рот разинул,

Обомлел от радости Василий

И потом, слюну глотая, шепчет:

Дай мне, Господи, целковый, /

- Знаешь, неразменный этот рублик,

Как его ни трать, а не истратишь,


Как ты не меняй – не разменяешь!

- Денег у меня с собою – нету,

Деньги у Фомы, у казначея,

Он теперь Иуду замещает...

Пьёт да ест Васяга, девок портит,

Молодым парням – гармони дарит,

Стариков за бороды таскает,

Сам орёт на всю калуцку землю:

- Мне плевать на вас, земные люди,

Я хочу – грешу, хочу спасаюсь!

Всё равно мне двери в рай открыты,

Мне Христос приятель закадышный!

- Ты, Христос, на нас не обижайся,

Мы тебя, Исус, не забываем,

Мы тебя и ненавидя – любим,

Мы тебе и ненавистью служим.

«Бога я очень люблю, - сказал дьякон, - только у меня требония к нему строгие: не человек – жалеть его не за что».

- А если его – нет?- Утверждающие сие ошибаются.

Там, сейчас дьякон читал о Богородице, дьяволе и слабом человеке Адаме. Хорошо! Умная бестия, дьякон. И проговорил:

Не Христос, ни Авель нужен людям,

Людям нужен Прометей-Антихрист!

У него в стихах, Богоматерь, беседуя с дьяволом, упрекает его: «Зачем ты предал меня слабому Адаму, когда я была Евой,

- зачем? Ведь с тобой живя, я бы землю ангелами заселила!»

Каково! Женщина создана глупо.

БЛАГОДАТЬЮ наз. Божья сила,

избавляющая человека от греха и соединяющая его с Богом. У католиков благодать - единственное условие спасения... православие полагает – для спасения нужны и усилия самого человека. Благодать исходит только от ПАПЫ, поэтому власть его над всей христианской церковью.

У католиков причастие только хлебом (телом Христа) без его святейшей крови.

М. Горький. «Жизнь Клима Самгина».

- Душа сопричастна страстям плоти, дух же бесстрастен, и цель его – очищение, одухотворение души, ибо мир исполнен душ неодухотворённых (Я бы сказал, их вообще мало в мире душ одухотворённых).


Преподобный Амвросий Оптинский: «Праведных ведёт в Царство Божие апостол Пётр, а грешных – Сама Царица Небесная».

Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – моё почтение!

Сказать себе: «Я буду поститься строго по уставу»- всё равно, что сказать себе : «Я буду святым». Святые отцы строго постились и всю страстную пятницу ни чего не ели и не пили, но этот пост у них был сопряжён с глубочайшим смирением, которого мы не имеем. Просто подражать святому – эгоистическое подвижничество и оно не к добру.

Бог говорит, что Он не выйдет из свое невидимости ради тех, кто «брата своего, которого видит, ненавидит».

Некоторые уверяют, что «Бог у него в душе», но эта никогда в молитве и не приглашала Господа войти, а без просьбы входят только воры.

(ЛГ, авг2002).

Лариса Васильева. – Образы Семьи Небесной утверждены церковью: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух.

Какая телесная или бестелесная Божественная жизнь можетявиться в мирОздани Вселенной от Троицы, у которой Отец без Матери, Дух без Души?

Тех, кто задумывается над несоответствиями, безжизненностью и однобокостью официально провозглашённой Троицы, не одобряют церковные иерархи христианских религий в наших патриархальных обществах, но и они время от времени спорят о Троице на своих соборах, интуитивно ощущая её неполноту.

... Жизнетворная Небесная Троица проста и аналогична земной семейной парной троице:

Бог Отец–Бог Матерь (отец-мать).

Бог Сын-Бог Дочерь (сын-дочь).

Бог Дух-Бог Душа (дед-баба). Не вульгарное: баба-женщина. Среди великих учёных мужей, а также среди литераторов, особенно поэтов, случались и случаются прозорливцы с ощущением двуобразности Божественного в Природе мирОздания, с предчувствием парной Троицы.

В. В. Розанов, В. И. Вернадский, В. С. Соловьёв, Д. Л. Андреев очень близко подходили к Двоебожию Природы, но всякий раз переходили с мужской вертикали на женскую вертикаль (вместо того чтобы скруглить обе), что в итоге соответствовало пословице: «тех же щей пожиже влей».


Люди религии всегда находят выход в прославлении Богородицы, опуская глаза перед Её непризнанием Богом.

У Серафима Саровского было прозрение. Он назвал Заступницу Деву Марию ещё и Спасительницей, уравняв Её с Богом Сыном Спасителем, Иисусом Христом.

Греха своего не бойтесь, даже и осознав его, лишь бы покаяние было, но условий с Богом не делайте. («Братья Карамазовы», Достоевский).

А о том, что всякий человек за всё и за всех виноват, помимо своих грехов, о том вы совершенно правильно рассудили, и удивительно, как вы вдруг в такой полноте сию мысль обнять. И воистину верно, что когда люди эту мысль поймут, то настанет для них царствие небесное уже не в мечте, -а в самом деле. (таинственный посетитель будущего о. Зосимы после дуэли)

В уединении оставаясь, молись... землю целуй и неустанно, ненасытно люби. Кто любит людей, тот и радость их любит. Чтобы человек под конец находил свои радости лишь в подвигах прощения и милосердия, а не в радостях жестоких (объядение, блуд, чванство, наверно и пьянство – от себя добавлю). Тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред Тобою представших». Ибо в каждый час тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом.

Ты знатен, ты богат, ты умён и талантлив – и пусть, благослови тебя Бог. Чту тебя, но знаю, что и я человек. Тем, что без зависти чту тебя, тем-то и достоинство моё являю предтобой человеческое.

- О Sancta Мария, что я слышу: уже не с тем. Но доколе это продолжится и как вам это не стыдно!» Грешница отвечает, вся в покаянных слезах: «Это доставляет ему такое удовольствие, а мне так мало труда (Достоевский «Братья Карамазовы», на исповеди у патера).

... Но разве только ради собственного самоутверждения встают на земле храмы и монастыри? Нести людям дар благорасположения, своим примером, образом собственного жития пробуждать в душах мирян устремлённость к добру – это ли тоже не долг церкви? Или азарт первоначального накопления побеждает все прочие, нематериальные побуждения не только в гражданском обществе? Грустная мысль. - Мы Богу служим, их грехи отмаливаем, а они, неблагодарные, понять того не могут - игуменья. Даже деревенским мальчишкам запрещает удить рыбу в монастырском пруду – собак наускивает, вызывает милицию...)


Угрызение совести, смягчение нравов. Ну и кто же выиграл? Выиграли одни бессовестные, потому что ж им за угрызение совести, когда и совести нет вовсе. Зато пострадали люди порядочные, у которых ещё оставалась и совесть, и честь. .. (Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Монах Дионисий Малый

предложил в VI веке н. э. летосчисление от Рождества Христова. А раньше было от основания Рима. Правитель Иудеи Ирод, при нём родился Христос, умер не позже четвёртого года до н. э. Значит, Христос родился на 4-5 лет раньше.

Возникшая давно, в библейских временах,

Бросающая в жар сильней любой простуды,

«Сосудом дьявола» нарёк тебя монах,

На кухне бытия полно такой посуды...

Я чую, что в меня закон любви вменён,

И на его призыв так трудно отмолчаться.

Я верую в Завет, я признаю Канон,

Но, может быть, и в нём возможна опечатка? (Вл. Костров)

Если сохраним храм, будем радоваться здесь, на земле, а если погибнем, будем радоваться в церкви небесной... (дьяк палестинского храма Роман. Именины 1 декабря.

Помоги, Господи, нам нести жизненный крест и да будет во всём воля Твоя. Христос посреди нас!

Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердценравоучение отца молодому Чичикову перед его скупкой мёртвых душ. (Аферист из него получился тот ещё!).

**** **** ****

Чего стоил многократный показ по «России» торжественного М. Горбачёва, который называл Папу «гуманистом номер один» и намекал на свою почти папскую мировую роль («гуманиста номер два»?), о которой биограф Папы Д. Ваагель писал: «Визит Гобачёва в Ватикан (1 декабря 1989 года) стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества». И каждый зритель должен был уяснить, какое великое счастье – бороться с коммунизмом до предательства и уничтожения своей собственной страны!..

1001 ночь. Сказки Шехерезады. - Кто облегчит огорчённому одну горесть из горестей мира, тому облегчит Аллах сотню горестей.


Адам и Ева должны были в своём развитии осуществить три благословения Бога:

- Достичь нравственного совершенства.

- Затем создать идеальную семью, на основе которой возникли бы идеальное общество, нация, единая мировая семья, утвердившая бы Царство Небесное на земле.

- И, наконец, владычествовать в любви над всем миром творения (пребывать в гармонии с Природой, мирОзданием).

Но им не хватило безоговорочной веры в Слово Божие, они нарушили заповедь «не вкуси» плода райского дерева.

**** **** ****

Если что-то не получается по независящим от вас (причинам) обстоятельствам, значит, Господь приготовил вам кое-что получше, - монах, духовник Олеси Николаевой, писательницы. 1994.

Приди ты немощный,

Приди ты радостный,

Звонят ко всенощной,

Молитве благостной

(Бунин, «Жизнь Арсеньевых»).

Да и что такое скорбь? Страх смерти. Одолей страх смерти, не будет и скорби никакой.

Жизнь – это нива, по которой проходит каждый свою борозду.

Я прошёл свою жизнь, как канатоходец в поисках равновесия . Куприн Александр Иванович.

Богоматерь, побывав с архангелом Михаилом в аду, вымаливает у Бога остановку мук на всякий год от Великой пятницы до Троицына дня, а грешники из ада тут же благодарят Господа и вопиют к нему: «Прав Ты, Господи, что так судил». Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.

Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слёз ребёнока «к боженьке»... (девочку 5 лет запирали в отхожее место. Мальчика 8 лет генерал в отставке затравил собаками. Он был растерзан на глазах матери).

**** **** ****

Ты не сошёл со креста, когда кричали Тебе,

издеваясь и дразня Тебя: «Сойди со креста и уверуем, что это Ты».

Ты не сошёл потому, что не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим. Они ниспровергнут храмы и зальют землю кровью («Братья Карамазовы», Достоевский Ф. М. ).


**** **** ****

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ (по тексту синодальной Библии)

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

П С А Л О М 90 («Живый в помощи Вышняго»)

Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём. Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое». Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его; Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». (В переводе синодальной Библии).

**** **** ****

Айседора Дункан.

– Я верю, что наступит день, когда мировой разум наконец восстанет против уродливых обрядов церкви, создаст прекрасную последнюю церемонию для усопших и примет в ней участие. Крематорий уже является большим шагом вперёд от зловещего обычая предавать тела земле. Многие думают, как и я, но, разумеется, мои стремления встретили осуждение и злобу со стороны многих правоверных ханжей, которые считали, что, желая попрощаться с любимыми мной существами в обстановке гармонии, яркости, света и красоты, и, предавая их тела кремации, вместо того, чтобы зарыть их в землю на съедение червям, я проявляю себя бессердечной и ужасной женщиной.


Как долго придётся ждать, прежде чем разум одержит верх в жизни, в любви, над смертью. Я приехала в угрюмый склеп крематория и увидела перед собой гробы, которые похоронили в себе золотистые головы, стиснутые ручонки, похожие на цветы, быстрые ножки моих детей всё, что я любила...

Во мне назрело твёрдое намерение покончить с жизнью. Разве могла бы я продолжать жить, потеряв детей? И лишь слова девочек из моей школы, обступивших меня: «Айседора, живи ради нас! Разве мы тоже не твои дети?- побудили меня утешить скорбь других детей, которые оплакивали смерть Дердри и Патрика. (Девочке лет 8, мальчику около 4-х. Машина скатилась в Сену, в Париже. С ними и няня. Захлебнулись. 1913 год).

***

Максим Горький. «Губин».

– Нам с тобой, Яков Петрович, наэтом свете жизнь нашу с честью окончить, а на том, Бог даст, приспособимся...

***

Протоиерей Александр Мень. Предисловие к «Исповеди» Толстого Льва Николаевича.


Итак, без веры жить нельзя. Религиозная вера ориентирована на высший Смысл бытия. Люди называют его Богом. Он – основа и первопричина всего. Кажется, это и разуму не противоречит... «И стоило мне на мгновенье признать это, - удивлялся Толстой, - как тотчас жизнь поднималась во мне, и я чувствовал и возожность, и радость бытия. Однако рационалистическая закваска немедленно заявляла о себе. Разве не известно, что вера «неразумна», что «неразумны и уродливы» её ответы на вечные вопросы, что понятие о Боге – не более чем понятие? И тогда всё вокруг снова умирало и вновь надвигался призрак самоуничтожения. (Толстой уже 27-летним задумался о смысле жизни и об уходе из жизни бесполезной-моё прим. ). Выход был найден. Вера была принята как единственное решение. Толстой желал, чтобы это было христианство. Но получилось нечто иное. Своё, «самодельное»... В юности Толстой, почти за 20 лет до кризиса, записал в дневнике (5 марта 1855 г. ):

«Разговор о божественном и вере навёл меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание НОВОЙ религии , соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле».


Образованное общество в ХIХ веке в России, утратив в значительной своей части связь с Церковью, видело в литературе «учителя жизни». Гоголь и Белинский, Писарев и Чернышевский стали для многих своего рода пророками. Поэтому роль проповедника, которую Толстой-художник взял на себя после произшедшего в нём переворота, вполне соответствовала духу времени.

Протоиерей Максим Козлов.

- Необходимо помнить слова Максима Исповедника , который говорил, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. Не нужно демонизировать никакие проявления материальной, технической и даже духовной культуры – они есть своего рода инструмент.

Там же. Игорь Золотусский.

- Годы исканий во тьме, почти вслепую (переход от журнальных статей к истории души одного из гениев), привели в конце концов к простой формуле: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими всякий полюбит»... От памяти о великих тенях, которые, в отличие от тени отца Гамлета, звали не к оружию, а к тому, к чему звал неистового пророка Иеремию Господь: «извлеки драгоценное из ничтожного и будешь, как Мои уста».

Извлечь из ничтожного драгоценное во сто крат трудней, чем проклясть ичтожжное и посмеяться над ним. А Гоголь извлекал. Он научил меня ещё одной истине: надо спросить себя: «А ты то хорош?», а уж потом, ища виновных, оглядываться вокруг.

В Евангелии от Луки рассказ об искушениях, которыми дьявол соблазнял Христа, заканчивается словами: «И окончив всё искушение, диавол отшёл от Него до времени». Это «до времение» поразило меня. Значит, для дьявола не всё потеряно? Значит, он ещё и ещё раз попробует подступиться к Христу, рассчитывая на какую-то Его слабость? Что же говорить о нас смертных?

Но как бы ни выстоилось неизвестное нам будущее, сколько б новых соблазнов ни представил новым поколениям творцов дьявол, настанет минута, когда некоторые из них ответят ему, как ответил Тот, кого он безуспешно пытался купить : «Изыди сатана».


Там же. Сергей Макаров. «Крестный путь».

- Так, в ноябре 1939 года Сталин подписывает указ, в котором весьма недвусмысленно сказано: «Указание товарища Ульянова (Ленина) от 21 мая 1919 года... «О борьбе с попами и религией»... отменить». А к концу осени 1941 года в стране практически закрыты все антирелигиозные периодические издания. 4 сент. 43-го года Сталин пригласил в свой кремлёвский кабинет руководителей Русской православной церкви. Митрополит Сергий, рассказывая о трудностях, какие испытывает Церковь, в частности, сказал, что наиболее острой проблемой является нехватка кадров священников. - Почему?- в упор спросил Сталин. - Куда же они подевались?

Ответить, что их сгноили по сталинским лагерям и не без его же ведома, было бы слишком рискованно. Но митрополит, пастырь старый и опытный, не растерялся. - Как «куда»?- ответил он с явным намёком на биографию Сталина. - Церковь готовит священников, а они подаются в Маршалы Советского Союза.

Тонкая усмешка шевельнула сталинские усы. - Да, да... - сказал он довольный. - Как же... Я семинарист...

Если перед войной по стране оставалось 3732 действующих храма, то к концу войны их стало 14273.


<< предыдущая страница