shkolageo.ru
добавить свой файл
  1 ... 17 18 19 20 21 22
ГЛАВА 7 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ


Содержание. Результаты эмпирического исследования и их пред­ставление. Принятие решения о гипотезе (подтверждение, опровер­жение). Ошибки первого и второго рода, их причины и средства минимизации. Обобщение экспериментальных результатов на дру­гие выборки, другие условия эксперимента и на других эксперимен­таторов. Представление результатов исследования: графическое, сим­волическое и вербальное. Требования к научному тексту. Структура и содержание научной статьи. Оформление научной статьи. Стан­дарт "Психологического журнала" и стандарт АРА (США).

Основные понятия. Принятие решения, ошибки первого и второ­го рода, достоверность, обобщение, текст, график, граф, диаграм­ма, полигон распределения, гистограмма, стандарт.

7.1. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение

Автор этого учебника сознательно не включил главу с изложени­ем методов математико-статистической обработки данных. Во-пер­вых, существует обширная учебная литература, справочники и мо­нографии, где эти вопросы изложены профессионально и подробно. Во-вторых, студенты-психологи изучают отдельный курс "Магема-тические методы в психологии", а попрактиковаться в их примене­нии они могут, обрабатывая результаты лабораторных исследований на практикуме по общей психологии. Поэтому содержание этой гла­вы начинается с того момента, когда данные исследования уже об­работаны и представлены в той или иной форме. Кроме того, при­менение статистических критериев уже позволило сделать вывод о принятии или отвержении стагистической гипотезы Н, или Нд.

Предположим, что статистическая гипотеза о различии результа­тов экспериментальной и контрольной групп принята. Какие выво­ды мы можем сделать после обработки экспериментальных резуль-

221

татов? Итог любого исследования — преобразование "сырых" дан­ных в решение об обнаружении явления (различий в поведении двух и более групп), о статистической связи или причинной зависимос­ти. Подтверждение или опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств — различий, связей и т.д. долж­но быть интерпретировано как подтверждение (неопровержсние) или опровержение экспериментальной гипотезы. Как правило, исследо­ватель пытается подтвердить гипотезу о различиях поведения кон­трольной и экспериментальной групп. Нуль-гипотеза — гипотеза о тождестве групп.


При статистическом выводе возможны различные варианты ре­шений. Исследователь может принять или отвергнуть статистичес­кую нуль-гипотезу, но она может быть объективно ("на самом деле") верной или ложной. Соответственно возможны четыре исхода: 1) принятие верной нуль-гипотезы; 2) отвержение ложной нуль-гипо­тезы; 3) принятие ложной нуль-гипотезы; 4) отвержение верной нуль-гипотезы. Два варианта решения правильны, два — ошибоч­ны. Ошибочные варианты называются ошибками 1 -го и 2-го рода.

Ошибку 1-го рода исследователь совершает, если отвергает ис­тинную нуль-гипотезу. Ошибка 2-го рода состоит в принятии лож­ной нуль-гипотезы (и отвержении верной исследовательской гипо­тезы о различиях).

Решение

Гипо

теза




Нуль-гипотеза верпа

Исследовательская гипотеза верна

Отвержение нуль-гипотезы

Ошибка 1-го рода

Верное решение

Принятие нуль-гнгкяезы

Верное решение

Ошибка 2-го рода


Чем больше число испытуемых и опытов, чем выше статистичес­кая достоверность вывода (принятый уровень значимости), тем мень­ше вероятность совершения ошибок 1 -го рода. Например, если при к =0,1 слабые различия между средним,', определенные с помощью t-критерия, могут быть значимыми, то прлос= 0,05 исс= 0,001 зна­чимых различий мы можем не получить.

Ошибка 1 -го рода особо значима в уточняющем (конфирматор-ном) эксперименте, а также в тех случаях, когда принятие неверной гипотезы о различиях имеет практическую значимость. Допустим,


222

принятие ложной гипотезы об ишеллектуальных различиях пред­ставителей разных социальных страт или этнических групп имее1 чрезвычайно значимые социально-политические следствия.

Ошибка 2-го рода — отвержение верной исследовательской ги­потезы и принятие нуль-гипотезы — особенно существенна при про­ведении пробного (эксплораторного) эксперимента. Отклонение исследовательской гипотезы на начальной стадии может надолго за­крыть дорогу исследователям вданной предметной области. Поэто­му уровень статистической достоверности при проведении экспло­раторного эксперимента на малых выборках стремятся понизить, т.е. выбирают а=0,1 или а = 0,05. Исследователю, разумеется, прият­нее получить подтверждение своим собственным мыслям, поэтому субъективная значимость ошибок 2-го рода значительно ниже, чем субъективная значимость ошибок 1 -го рода.

Но для науки как сферы человеческой деятельности важнее по­лучить максимально достоверное знание, а не "засорять" научные журналы невалидными и ненадежными результатами. Поэтому стра­тегия исследований в любой обласги психологической науки тако­ва: переход от эксплораторного (поискового) эксперимента к кон-фирматорному (уточняющему), от низких уровней достоверности — к высоким, от исследований на малых выборках — к исследованиям набольших.

В конкретных же исследованиях значимость ошибок 1-го и 2-го рода может сильно зависеть от целей, которые преследуются в экс­перименте, от предмета изучения и характера решаемой исследова­тельской задачи и т.д. В обыденной жизни и профессиональной мы часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда нам надо оценить сравнительную значимость ошибок 1 -го и 2-го рода. Например, судья или присяжные, определяя виновность или невиновность подсуди­мого, должны для себя решить, что более значимо: признать неви­новного виновным или виновного невиновным. Установка на "гу­манность" диктует правило: пусть будут оправданы десять преступ­ников, чем пострадает один невиновный. "Репрессивная" установ­ка предполагает другое правило: пусть пострадаю г десять невинов­ных, лишь бы один виновный не ушел от наказания.


Принятие или отвержение статистической гипотезы не является единственным условием принятия или не принятия эксперименталь­ной гипотезы. Если статистическая гипотеза отвергнута, то иссле­дователь может это реализовать по-разному. Он может завершить эксперимент и предпринять попытку выдвижения новых гипотез. Экспериментатор может провести новое исследование на расширен­ной выборке с использованием модифицированного эксперимен-

223

тального плана и т.д. "Отрицательный" результат, как говорят опыт­ные экспериментаторы, тоже результат.

С позиций критического рационализма "отрицательные" выво­ды, отвергающие экспериментальную гипотезу, — это главный рс-зультатлюбого эксперимента, так как сам эксперимент есть способ выбраковки нежизнеспособных гипотез. Отклонение эксперимен­тальной гипотезы отнюдь не означает, что теорию, следствием ко­торой она являлась, следует сразу отбросить. Возможно, неверно сформулирована теоретическая гипотеза: в прямой вывод из теории может вкрасться ошибка. Не исключено, что теоретическая гипоте­за верна, но ее экспериментальная версия некорректно сформули­рована. При этом зачастую даже подтверждение экспериментальной гипотезы не свидетельствуете подтверждении теории. Допустим, ис­ходя из концепции фасилитации, мы предполагаем, что эмоциональ­ная поддержка действий испытуемого будет приводить к более ус­пешному решению задач. Но вместо превентивной эмоциональной поддержки любых проявлений интеллектуальной активности мы в эксперименте поощряли испытуемого за хорошую работу по окон­чании решения задания. Разумеется, эффект будет обнаружен, но никакого отношения к исходной теоретической гипотезе он не име­ет.

Рассмотрение различных частных случаев подтверждения или неподтверждения конкретных экспериментальных гипотез — дело увлекательное и вполне доступное любому студенту, который усво­ил азы психологического экспериментирования. Предположим, что экспериментальная гипотеза подтверждена или, следуя строгой ло­гике К.Поппера, не опровергнута. Требуется решить проблему обоб­щения результатов эксперимента: на какие группы испытуемых мо­гут быть распространены выводы, в каких внешних условиях будут воспроизводиться результаты, не будетли влиять на результаты ис­следования смена экспериментатора?


В отличие от классического естествознания, экспериментальный результат в психологии должен быть инвариантен (неизменен) по отношению не только ко всем объектам данного типа, к пространст­венно-временным (и некоторым другим) условиям проведения экс­перимента, но и к особенностям взаимодействия экспериментатора и испытуемого, а также к содержанию де>, "ельности испытуемого.

1. Обобщение по отношению к объектам. Если мы провели экспе­римент на 30 испытуемых — мужчинах в возрасте от 20 до 25 лет, принадлежащих к семьям из среднего класса, обучающихся на 2—3-м курсах университета, то, очевидно, нужно решить следующую про­блему: на какую популяцию распространить результаты? Предель-

224

ным обобщением будет oi несение выводов ко всем представителям вида Homo sapiens. Обычно исследователи заканчивают первую экс­периментальную часть своей работы предельно широким обобще­нием. Дальнейшая исследовательская практика сводится не только к уточнению, но и к сужению диапазона применимости найденных закономерностей.

Исследования Скиннера по оперантному обучению на крысах, голубях и др. дали результаты, которые автор распространил на пред­ставителей других видов, занимающих верхние ступени эволюци­онной лестницы, в том числе и на человека. Эксперименты И.П.Пав­лова по выработке классических условных рефлексов у собак позво­лили выявить закономерности высшей нервной деятельности, об­щие для всех высших животных. Феномены Ж.Пиаже воспроизво­дятся при исследовании групп детей во Франции, США, России, Израиле и т.д.

Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические и 2) социокультурные.

К основным биологическим характеристикам относятся пол, воз­раст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье. В дифференциально-психологическом исследовании выявляются из­менения зависимости между двумя переменными, которые относятся к дополнительным признакам объекта изучения.


Социокультурные особенности являются вторым важнейшим ог­раничением обобщения результатов. Решается проблема возможнос­ти распространения данных на представителей других народов и культур в кросскультурных исследованиях. Аналогичная работа про­водится по уточнению влияния на результаты эксперимента таких дополнительных переменных, как уровень образования и уровень доходов испытуемых, классовая принадлежность и т.д.

Бывает, что результаты эксперимента можно применить лишь к той популяции, представители которой вошли в состав эксперимен­тальных групп. Но и в этом случае существует проблема: можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распростра­нить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколько в ходе планирования исследования и формирования экс­периментальной выборки соблюдалось требование репрезентатив­ности.

Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не во­шедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся макси­мально увеличить в уточняющих экспериментах численность экс­периментальной и контрольных групп.

8 Экспериментальная психология 225

2. Условия исследования. В психологическом эксперименте важны не столько пространственно-временные факторы (в отличие от физи­ческого), сколько условия деятельности испытуемого, а тем более — особенности заданий. В какой мере влияют на результат вариации инструкции, материала заданий, действий испытуемого, предусмот­ренных в ней, вид мотивации, присутствие или отсутствие "обрат­ной связи"? На все эти вопросы нельзя ответить, ограничившись проведением одного эксперимента. Исследователь должен варьиро­вать в последующих экспериментальных сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам экспериментального задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантны­ми по отношению к задаче испытуемого.

Классическим примером влияния особенностей задачи, решае­мой испытуемым, на результат эксперимента стали психофизичес­кие исследования абсолютных порогов чувствительности.


"Слепой опыт" позволяет исключить влияние на результат зна­ния испытуемого о том, когда и какое воздействие он получает.

3. Экспериментатор. Проблеме влияния экспериментатора на ре­зультаты исследования было уделено достаточно внимания в этой книге. Следуетлишь напомнить, что психология, в отличие от дру­гих научных дисциплин, не может полностью исключить, "вынести за скобки" влияние личностных черт, мотивации, компетентности исследователя в ходе эксперимента.

"Двойной слепой опыт" позволяет контролировать влияние ожи­даний экспериментатора на результаты исследования. Однако пол­ный контроль воздействия индивидуальных особенностей экспери­ментатора предполагает применение факторного плана вида Кх Lx х М, где в качестве дополнительной переменной выступают экспе­риментаторы, различающиеся по полу, национальной принадлеж­ности, возрасту, индивидуально-психологическим особенностям и т.д.

Инвариантность результатов по отношению к личности экспе­риментатора особенно часто нарушается в социально-психологичес­ких и дифференциально-психологических исследованиях.

Вариация результатов исследования, определяемая влиянием экс­периментатора, описана в большинстве практических руководств по проведению психологического эксперимента.

Подведем итог. Исследователь может совершить две ошибки от­носительно гипотезы: 1) принять неверную экспериментальную ги­потезу и 2) отвергнуть верную экспериментальную гипотезу. В экс-плораторном (поисковом) эксперименте опаснее ошибка 2-го рода. В конфирматорном (уточняющем) эксперименте большее значение

226

имеет ошибка 1-го рода. Увеличение объема выборки и статисти­ческой достоверности вывода способствует минимизации ошибки 1-го рода.

Исследователя подстерегает опасность неправомерного обобще­ния результатов исследования. Ограничителями генерализации ре­зультатов выступают: 1) особенности выборки; 2) содержание экс­перимента (задания испытуемому, воздействия, среда), 3) личность экспериментатора.


Возможны две стратегии проведения дополнительных исследо­ваний: 1) ограничение генерализации путем введения дополнитель­ных переменных в план эксперимента; 2) индуктивный путь на ос­нове перепроверки результатов на других рандомизированных экс­периментальных выборках.

Процедура эксперимента никогда не может дать абсолютно до­стоверного знания, так как индукция принципиально неполна. Экс­перимент — это лучший способ критики и отбора идей, но не луч­ший способ порождения нового знания.

7.2. Форма представления результатов исследования

Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов в той форме, которая принята научным сообще­ством. Следует различать две основные формы представления ре­зультатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная рабо­та, диссертация и т.д. — служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, предоставив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результа­тов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и вдругихстольжесолидныхдокументах. Нас интересует вторая форма — представление результатов научной работы.

Условно виды представления научных результатов можно разде­лить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вари­антам представления текстовой, символической и графической ин­формации. Поэтому разговор о способах оформления и представле­ния научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

8*

227

Наиболее детально этог вопрос рассмотрен в работе В.А.Ганзена "Системные описания в психологии" (1984). Под описанием пони­мается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представ­ления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образ­ная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).


В человеческом сообществе основным способом передачи инфор­мации является слово. Поэтому любое научное сообщение — это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке ("природном", обыденном) и научном языке. Любое представление результатов ис­следования по сути своей является текстом "смешанного" вида, где в естественно-речевую структуру включены "куски", сформулиро­ванные настрого понятийном языке. Эти языки нельзя строго раз­граничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обо­значения вновь открытых сторон реальности. Например, мы свобод­но употребляем в повседневной речи слова, изобретенные учеными:

"кислород" (М.Ломоносов), "экстраверсия" (К.Юнг), "условный рефлекс" (И.Павлов), "кварк" (Д.ГеллМан). С другой стороны, в теорию элементарных частиц вошли слова "цвет", "очарованность", "странность" для обозначения состояний кварков. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова: "память", "мышление", "внимание", "чувство" и т.д. И вместе с тем, в отли­чие от обыденного языка, научный термин имеет однозначное пред­метное содержание. А главное — значение научного термина опре­деляется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психологии грань между научной и обыденной термино­логией весьма тонка, поскольку читатель всегда может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретацию психологи­ческого научного текста. Это порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь вни­мание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседнев­ной речи, очень клиширован — в нем преобладают устойчивые струк­туры и обороты. В этом он сходен с "канцеляритом" — бюрократи-


228

ческим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важ­на — внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой ин­формации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. "Наукообразные" штампы на самом деле играют важную роль "рамок", стандартной установки для нового научного содер­жания. Конечно, встречаются ученые — великолепные стилисты (ка­кими, например, были Б.М.ТепловиА.Р.Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А.Бергсона и многих других).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет оп­ределенную логическую форму. Причинная зависимость, например, выражается импликативной формой "если А, то В", хотя, как пока­зал Пиаже, в психологии импликативное объяснение и причинное объяснение отнюдь не тождественны. Существуют основные логи­ческие формы высказывания: 1) индуктивное — обобщающее неко­торый эмпирический материал; 2) дедуктивное —логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия — "транс-дукция"; 4) толкование или комментарий — "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Следующая форма описания результатов — геометрическая. Гео­метрические (пространственно-образные) описания являются тра­диционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно "привя­зано" к языковому описанию. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений меж­ду отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Ин­формационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графичес­кого представления научной информации: опирающиеся на харак­теристики топологические и метрические. Один из традиционных способов представления информации, использующих топологичес­кие характеристики, — это графы. Напомню, что графом является множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентирован­ными или неориентированными отрезками). Различают графы: пла-нарные и пространственные, ориентированные (отрезки-векторы) и неориентированные, связные и несвязные. В психологических исследованиях графы используются очень часто при описании ре­зультатов. Многие теоретические модели исследователи представ­ляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д.Векслера или модель интеллекта Ч.Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональ-


229

ной системы П.К.Анохина, схема психологической функциональ­ной системы деятельности В.Д.Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А.Соколова — примеры ориентированных гра­фов.

Вернемся к описанию результатов. Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимос­тей между независимой, дополнительными и зависимой перемен­ными. Неориентированные графы применяются для описания сис­темы корреляционных связей между измеренными свойствами пси­хики. "Вершинами" обозначаются свойства, а "ребрами" — корре­ляционные связи. Характеристика связи обычно кодируется разны­ми вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изо­бражаются сплошными линиями (или красным цветом), отрицатель­ные связи — пунктиром (или синим цветом). Сила и значимость связи кодируются толщиной линии. Наиболее весомые признаки (с мак­симальным числом значимых связей с другими) помещаются в цент­ре. Признаки, имеющие меньший "вес", располагаются ближе к пе­риферии.

От системы корреляционных связей можно перейти к отображе­нию "расстояний" между признаками на плоскости. Расстояние вычисляется по известной формуле:

метров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические). Примером является известное описание структу­ры интеллекта — "куб" Д.Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания — пространство эмоциональных состо­яний по В.Вундту или же описание типов личности по Г.Айзенку ("кругАйзенка").

В случае если в пространстве признаков определена метрика, то используется более строгое представление данных. Положение точ­ки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует реаль­ным координатам ее в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, фактор­ного анализа, латентно-структурного анализа и некоторых вариан­тов кластерного анализа.

Каждый фактор отображается осью пространства, а параметр по­ведения, измеренный нами, — точкой в этом пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов дифференциально-психологических исследований, точками изображаются испытуемые, осями — главные факторы (или латентные свойства).


Для первичного представления данных используются другие гра­фические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распреде­ления, а также различные графики.

Первичным способом представления данных является изображе­ние распределения. Для отображения распределения значений из­меряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение по­казателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма — это "столбчатая" диаграмма частотного распре­деления признака на выборке. Используется декартова система ко­ординат. При построении гистрограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат — частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величи­ны в выборке. Если на гистрограмме отображены относительные час­тоты, то площадь всех столбиков равна 1.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интер­вал величины), обозначают точкой с координатами: Х — градация признака, Y— частота (количество людей) конкретной градации или относительная частота (отнесение количества людей с этой града­цией признака ко всей выборке). Точки соединяются отрезками пря­мой. Перед тем, как строить полигон распределения, или гистро-грамму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой вели-

231



где

d —расстояние,

г— корреляция.

Расстояния отражают сходства—различия признаков. В этом слу­чае от топологического описания мы переходим к метрическому, по­скольку расстояния между вершинами графа (свойствами) становятся пропорциональными величинам корреляций с учетом знака: при г= = —1 расстояние максимально: d = 1, при г = 1 расстояние мини­мально: d==0.

Ориентированные и неориентированные графы часто применя­ются при описании результатов личностных и социально-психоло­гических исследований, в частности социометрических: социограм-ма — это ориентированный граф.


Любая граф-схема изоморфна матрице (предположений, корре­ляций и т.д.). Для удобства восприятия не рекомендуется использо­вать при описании результатов графы более чем с 10—11 вершинами.

Наряду с графами в психологии применяются и пространствен­но-графические описания, в которых учитывается структура пара-

230

чины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на рав­ные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с раз­ными качественными особенностями (количество мужчин и жен­щин в выборке, число давших разные типы ответов в эксперименте и т.д.), то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной кру­говой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величи­не встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Вариантом отображения информации, переходным от графичес­кого к аналитическому, являются в первую очередь графики, пред­ставляющие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, полигон распределения — это и есть отображение зависи­мости частоты встречаемости признака от его величины.

Идеальный вариант завершения экспериментального исследова­ния — обнаружение функциональной связи независимой и зависи­мой переменных, которую можно описать аналитически.

Условно выделим два различных по содержанию типа графиков:

1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;

2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изобра­жения первой зависимости является обнаруженная Г.Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания. Аналогичны многочисленные "кри­вые научения" или "кривые утомления", показывающие изменение эффективности деятельности во времени.


Графики функциональной зависимости двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса (в психофизи­ке), Йеркса—Додсона (в психологии мотивации), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т.д. и т.п.

Существует ряд простых рекомендаций по построению графиков. В частности, Л.В.Куликов дает следующие советы начинающим ис­следователям:

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все не­обходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

232

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квад­ратами и треугольниками.

Если есть необходимость на том же графике представить величи­ну разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрез­ке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

Наиболее важный способ представления результатов научной ра­боты — числовые значения величины: 1) показатели центральной тен­денции (среднее, мода, медиана); 2) абсолютные и относительные частоты; 3) показатели разброса (стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс); 4) значения критериев, использован­ных при сравнении результатов разных групп; 5) коэффициенты ли­нейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п. Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам — испытуемые, по столбцам — значения измеренных параметров. Ре­зультаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.


Существующие компьютерные пакеты статистической обработ­ки данных позволяют выбратьлюбую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Итогом обработки данных "точного" эксперимента является ана­литическое описание полученных зависимостей между независимы­ми и зависимыми переменными. Если до недавних пор в психоло­гии для описания результатов использовались преимущественно эле­ментарные функции, то сегодня исследователи работают практически со всем аппаратом современной математики. К числу простейших аналитических выражений, описывающих эмпирически полученные зависимости, относятся, например, психофизические "законы" Г.Фехнера или С.Стивенса. Не меньшую известность получили за­коны У.Хика и Р.Хаймета, по которым определяется зависимость времени реакции выбора от числа альтернатив:

t=klog(n+ 1) и

t = а + Ь log n,

233


где

t — время реакции выбора,

n — число стимулов,

a, b и k — константы.

Аналитические описания, как правило, итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной эксперимен­тальной работы.

Конкретный вид функциональной зависимости выступает в ка­честве содержания гипотезы, которую проверяют в критическом экс­перименте.

Итак, представление научной информации должно определяться следующим алгоритмом:




<< предыдущая страница   следующая страница >>