shkolageo.ru   1 2 3

Тема урока: Топонимика села Великопетровка. «Сначала было слово…»


Цели:

1. Обучающая: Показать значимость топонимики в исследовании истории конкретного локального места. Связать смысл конкретного топонимического названия с историей этого места


  1. Развивающая: развивать навыки работы со справочной литературой, умение читать информацию из опросов населения, классифицировать топонимы.

  2. Воспитывающая: интерес к топонимии, к истории родного края

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

средства

компетентность

I этап

На основе понятия «топонимика» определить путь исследования. Мотивировать на исследовательскую деятельность.

1. Работа со справочной литературой

- Объясните смысл слова топонимика.

- На какие группы делятся топонимы?

Работа со словарем :

1 вариант – книжный

2 вариант - интернет

ИКТ. Электронный,

книжный словарь Ожегова

Умение работать с электронным толковым словарем

I I этап

Подвести итоги собирательной деятельности, выяснить роль топонимики как источника информации.



Работа по группам (по желанию учащихся) с топонимическим материалом:

1 группа:

- Объяснить историю происхождения географических названий лесных колков, гор, рек . Привести примеры


Группа 2

- Объяснить историю происхождения топонимов, связанных с фамилиями жителей.

Группа 4

- Объяснить историю происхождения топонимов, связанных с занятием местного населения

Группа 5

- Объяснить историю происхождения топонимов, связанных с историческими деятелями


2 .Репродуктивная беседа на основе справочных электронных материалов.

- Сколько сантиметров в 1 сажени?

-В мили?

3. Поисковая индивидуальная работа

-Опираясь на пространственно-временные координаты, указанные в архивных документах, найти месторасположение реального объекта (объекты подбираются таким образом, чтобы отправная точка учащимся была известна)


Обобщение собранного материала;

работа с топонимическими источниками;

устное выступление.


Заочное ориентирование на местности с помощью архивных источников

Книга «От Парижа до Берлина»;

Собранный экспедиционный материал

(приложение 1)


Справочные электронные материалы (ИКТ)


«Архивные документы»

(приложение 2)


Находить информацию в смыслах топонимических названий,

в справочной литературе


Поиск информации из электронных справочников.


Способность черпать информацию из первоисточников,

IV этап

Подвести итоги о значимости топонимики в исследовании истории края.. Рефлексия

Подготовить к творческой проектной деятельности

1. Проблемный вопрос:

-По каким признакам давали названия географическим объектам?

- Что для вас явилось открытием?

2 .Проектная деятельность. Консультация по работе над проектом.


-Разработать проект (в паре) по следующим темам, на выбор учащихся:

1.. Местонахождение золотых приисков вокруг села Великопетровка (итоговый продукт деятельности- буклет, создание топонимической карты)

2. Топонимические легенды села Великопетровка.


Классификация материала. Рефлексивная деятельность.


Домашняя проектная деятельность




Связывать явления, видеть закономерности в процессах. Соединять теоретический материал с практической деятельностью.


Применение теоретических знаний в проектной деятельности



ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Приложение 1

Экспедиционный материал: «Топонимика села Великопетровка»

  • Существует две легенды происхождения названия реки Кисеня или Кайсене: народной и литературной.

Народная легенда. Дочь очень богатого и известного человека того времени (конец XIV в) утонула при переправе многоводной реки. Её похоронили в мавзолее у станции Тамерлан.

Литературная легенда называется «Легенда о Кесене». Кисеня в переводе с тюркского и иранских языков сводится к одному жильё, дом, обитель. В большинстве случаев так называли мавзолеи – обитель усопших, усыпальница. В этой легенде рассказывается о том, что в мавзолее похоронен крупный военачальник, могущественный хан прибывший во главе своего войска и по каким-то причинам погибший здесь. Археологи Челябинского университета в самом мавзолее

ничего не нашли или могила была разграблена, или хитрый хан повелел перед смертью поставить памятник в стороне от своего захоронения, чтобы ввести в заблуждение грабителей.

Значительную группу топонимов составляют географические названия, данные по природным особенностям того или иного места.

Например: Троицкий колок. Почему именно Троицкий колок? Существуют два предположения. Первое: рядом с колком проходила дорога на Троицк, т.е. колок как бы играл роль дорожного указателя. Отсюда и название.


Второе: раньше люди ходили встречать в этот лес «Троицу». Поэтому назвали Троицкий колок. Точно сказать никто не может.И та, и другая версия живет среди сельчан, значит обе верны.

«Игонин ручей».

Название ручью дано по фамилии земледельца Игонина, по земле которого протекал ручей. Игонин занимался разведением и выращиванием скота. Позднее в 1950 годы сделали запруду, и сейчас там находится плотинка, которая называется Игонино.

«Карпуки» – находятся на севере от села Великопетровка. Смешанный лес. В 1920 годы этот лес и земли, которые находятся рядом, принадлежали земледельцу по фамилии Карпуков. В лесу была заимка, там жила семья Карпуков. Они занимались животноводством.

«Куанышкин колодец». Название дано по фамилии земледельца Куанышко. Семья Куанышко жила в лесу, на заимке. Они занимались разведением скота. После них остался колодец, которым люди, проезжающие мимо, долго ещё пользовались. Отсюда название - Куанышкин колодец. Сейчас колодца нет, осталась только неглубокая яма.

В небольшом лесу жила семья Комлевых. Отец занимался шитьем сбруй, сыновья гнали деготь, катали пимы. Свой товар они увозили в Троицк на ярмарку.

Отсюда и название «Комлевы кубы». Почему называли кубы, никто из жителей не знает.

А вот название «Мордовкины кубы» имеет совсем другое происхождение. Это небольшой лес, а назвали его так, потому, что жили там люди мордовской национальности. Они тоже считались мастеровыми. Занимались также шитьем сбруй, гнали деготь.

В редких случаях в основу топонимов входят географические названия.

«Палати». Гора имеет плоские залесенные склоны с выходами горных пород, наверху её – ровная прямоугольная площадка.

«Каменный карьер» (Сорокина поляна).

В конце 19 века там стали добывать камень для строительства заборов и амбаров. После пожара, который уничтожил почти всю деревню, заборы стали выкладывать из камня. Позже в этом карьере замерз мальчик по фамилии Сорокин, отсюда и пошло второе название «Сорокина поляна».


«Мелиорация» - искусственный водоём. Запруду сделали в 1950-е годы для полива полей. Рядом с этой плотиной стоял склад с хим. удобрениями, поэтому в этом водоеме рыбы нет по сей день.

Есть ещё одна плотина, которая называется Инвалидка. В 1920-е годы у плотинки жили инвалиды, которые делали горшки из глины и шили сбруи для лошадей.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Соедини стрелочкой правильные ответы

  1. Оренбургские губернские ведомости № 80 , 7 октября 1915года

---Рамивым - на земле жителей Великопетровского поселка той же станицы от больших кварцевых камней, находящихся на горе на С-В в 523 саженях, от дороги, идущей из поселка Великопетровска на заимку Шапкина на запад в 156 саженях, от русла Безымянного лога на запад в 24 саженях, и от известкового загода на юго- восток в 525 саженях.

  1. Оренбургские губернские ведомости № 87 , 31 октября 1915года.

---Золотой прииск Ольховский находится по река Ольховка от села Великопетровка в 10 верстах.

  1. --Ял – Карагай – 10 верст по правую сторону р. Ольховка

  2. ---Борисовский прииск на земле казачьего Полтавского поселения, от него на Ю-З примерно в 5 верстах

5. Ведомость о заявках на золотодобываемые местности в Оренбургской губернии, зачисленных в казну за разные нарушения устава горного и устава и устава золотопромышленности. 21 июня 1914 года:

--Заявка Антонины Алексеевны Громогласовой на землях Оренбургского казачьего войска, полтавского поселения и великопетровской станицы на местности свободной объявленного прииска по дороге Поздняковской в 9 верстах от поселка Великопетровка

6. Оренбургская губернская ведомость № 87 1916год(ведомость по частным приискам)- В наделе Казаков Великопетровской станицы и поселка от него примерно в 8 с половиной верстах по левую сторону рек Тогузак и дороги идущей на хутор Тараборский




Брод


Алейкин колок


Девятая верста


Известка


Шевелит


Прииск




Правильные ответы:

1. Шевелит

2. Прииск

3. Алейкин колок

3. Брод

4. Девятая верста

5. Шевелит

6. Известка


УРОК 3

Тема урока: «Собор Святого Владимира в Киеве и церковь первопристольных апостолов Петра и Павла в селе Великопетровка»

Цель урока: формировать представление о единстве культурных процессов и особенностях региональных .

Задачи:

Обучающая: научить детей видеть целостность культурных процессов;

Развивающая: развивать исследовательские умения; работать со справочным материалом, с архивным материалом; умение работать в группе; проводить сравнительно- сопоставительный анализ; проектировать.

Воспитывающая: воспитывать интерес к истории села, гордость за свои корни.

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

средства

компетентность

I этап:

Мотивировать к деятельности

  1. Эвристическая беседа. Ситуация успеха.

– Кто из вас был в нашей церкви?

- Как правильно называется наша церковь?

- Что вы знаете об истории создания церкви?

- В чем ее уникальность?


2. Слово учителя

никальность нашей церкви заключается в том, что, во первых, из двух каменных церквей, возведенных в Новолинейном районе, она единственная уцелела (вторая в селе Бородиновка была разрушена). Во- вторых, внутри церкви сохранилась настенная роспись с изображением различных святых и сцен «Страшного суда», «Иоанна крестителя» (крещение) и «Иисуса Христа благословляющего» (Нагорная проповедь).


Эвристические ответы.

Высказывание гипотез

АРМ учителя

Презентация

«Церковь Петра и Павла»

СЛАЙД 1, 2


СЛАЙД 3

Иметь свою позицию, объяснять ее.

II этап:

Провести параллель происходящих культурных процессов в масштабах России и уральском регионе.

  1. Работа с архивным документом.

  2. Работа в группах

- Разбейтесь на 2 группы, по желанию

Задание 1 группе:

- Подготовить сообщение о нахождении в станице походных церквей в Великопетровской станице .

Задание 2 группе:

- Объяснить необходимость строительства церкви в селе Великопетровка.



Исследовательская деятельность, изучение архивных материалов,

Аналитическая деятельность



СЛАЙД 4


СЛАЙД 5

Справочный материал;

архивный материал

(приложение 1)



Работать с архивным материалом,

справочным пособием




  1. Выступление учащихся с сообщениями

  2. Обобщение работы в группах:

-Какую роль играло строительство церкви в нашем селе?

-в каком году было освещено место под строительство церкви? Назовите точную дату начала работы церкви.

5. Эвристическая беседа

- Что значит слово архитектура? Архитектурный проект?

6. Слово учителя

6.1. Об истории архитектурного проекта церкви (заранее подготовленный учащийся рассказывает об авторе проекта К. А Тоне)

- Дать характеристику архитектурного строения церкви по следующим критериям:

А) вход

В)композиция ( количество и расположение куполов, колоколен)

Г) алтарь (расположение, форма)

Д) внешний вид

5.3 «Школа Васнецова В.М» - особенности художественной манеры росписи собора в Великопетровке. (слово учителя)

- История появления росписи неясна. Можно предположить, что расписывалась она в период 1881- 1900 годы. (С первого взгляда поражает то, что в церкви, посвященной святым апостолам Петру и Павлу, мы встречаем самых различных святых, изображенных и на стенах между окнами и на стенах возле дверей.. Первопрестольные апостолы Петр и Павел изображены лишь в колокольне (две большие картины по правую и левую стороны и парная икона над входом в церковь), в самой же церкви их изображений мы не встречаем.

Своим великолепием поражают изображения в алтарной части храма: большое изображение Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Иоаном Предтече.

В куполе Христос – Вседержатель.

Иоан креститель(крещение) и Иисус Христос благославляющий (нагорная проповедь).

На стенах, между окон и возле дверей изображены различные святые.

При выходе из храма через центральные ворота мы видим картину Страшного суда.

Экспедицией фольклорной практики МаГУ, которая проходила летом 2001 года было установлено, что росписьстен церкви Петра и Павла, идентична росписи В.М Васнецова в соборе Святого Владимира в Киеве.


    1. Проблемный вопрос

- Что общего и в чем различие настенной росписи собора в Киеве и в селе Великопетровка? Заполните сравнительно-сопоставительную таблицу по критериям:

А)сюжет

Б) система персонажей (главные и второстипенные)
В) пейзаж и его значение

Г) цвет, цветотени



Работа со словарем Ожегова (использование электронного словаря).

Вычленение главного, из объема информации;


наблюдение над репродукцией.


Высказывание позиций, обоснование своей точки зрения. Заполнение сравнительно-сопоставительной таблицы





СЛАЙД 6


СЛАЙД 7,8


СЛАЙД 9


СЛАЙД 10


СЛАЙД 11


СЛАЙД 12

СЛАЙД 13


СЛАЙД 14


СЛАЙД 15


Сравнительно-сопоставительная таблица (на слайде) и в раздатке.

(приложение к уроку 2)



Умение анализировать, делать выводы


Сравнительно- сопоставительный анализ, выявление причинно- следственной связи

III этап:

Подвести итоги о единстве исторических и культурных процессов.

_ Можем ли мы назвать нашу церковь памятником архитектуры? Почему?

_- Выполните тест.

Поменяйтесь друг с другом тестами, проверьте , используя правильные варианты ответы


Высказывание позиций, обоснование своей точки зрения.

СЛАЙД 16


СЛАЙД 17-23

СЛАЙД 24

Умение анализировать, делать выводы

IV Этап


Подготовить к творческой проектной деятельности.


  1. Проектная деятельность. Консультация по работе над проектом.

  1. -Разработать собственный проект реконструкции нашей церкви

  2. Создать модель храма

Домашняя проектная деятельность




Применение теоретических знаний в проектной деятельности



ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ №1

Церковь Петра и Павла постройки 1861 года.(история создания , с выписками из архивных документов)

Её уникальность заключается в том, что во-первых, из 2-х каменных церквей, возведенных в Новолинейном районе, она единственная уцелела (вторая, в селе Бородиновка, была разрушена, по свидетельству информантов, в период 1936-1970гг). Информант Коломьщева Н.И. с. Бородиновка 2001г). Во-вторых, внутри церкви сохранилась настенная роспись с изображением различных святых и сцен «Страшного суда», «Иоанна крестителя» (крещение) и «Иисуса Христа благословляющего» (нагорная проповедь).

Нами была предпринята попытка восстановить историю церкви, но она неразрывно связана с историей возникновения Новолинейного района.

В 1834 году губернатор В.А. Перовский направил в Азиатский комитет министерства иностранных дел доклад, в котором обосновал необходимость строительства новой линии укреплений от города Орска в направлении Троицка, протяженностью более 400верст. Прирезка земли )около 4 млн. десятин) для организации Новолинейного пограничного района состоялась в марте 1836г.

В 1842году была основана Новая линия укреплений Оренбургского казачьего войска, на которую переселялись калмыки из упраздненного Ставропольского калмыцкого войска, солдаты, солдатские малолетки и казаки 3 и 5 кантонов. Для их расселения были предоставлены земли «между старой и новой линиями, в Троицком уезде и на местах казенных крестьян, бывших волостей Верхнеуральской и Нижнеувельской, не изъявивших желание вступить в О.К.В.» (М. Стариков. Краткий истор. Очерк ОКВ). На этой территории были организованы страницы и поселки, которым «согласно высочайшего повеления» от 28 февраля 1842г. П4 «дать наименование тех сражений, где российские войска в особенности отличились, - где же именно какия предназначаются новыя селения Ваше сиятельство усмотреть изволите на предоставляемой при сем карте». (ГАОО, Ф.6 оп 15, д885. Л-2-3). В одной из станиц планировалось поселить калмыков Ставропольского калмыцкого войска, а в станице построить каменный храм и поместить в нем походную церковь «Воскресения Христова» дарованную Императором Петром Великим калмыцкому владельцу Тайше в честь принятия им православного крещения в 1723году.


Петр I очень заботился об укреплении границ и осознавал значение христианской миссии для привлечения и закрепления иноверцев в России. После того, как во время двукратного посещения Астрахани император ознакомился с бытом калмыков, он распорядился в 1723 году «склонять владельцев и законников их (калмыцких) в христианство учением и дачею, и книги нужныя перевести на их язык» (ПСЗ № 4427, цитируется по иссл. Н Чернавского, с.136.). Это распоряжение послужило началом к систематическим миссионерским и правительственным действиям по отношению к калмыкам. Первым был крещен внук хана Аюки, царевич Чакдор-Джаба, названный при купели Петром Тайшею. Крестным отцом его был сам Петр I. Так в 20-е годы ХVIII в. Крестили калмыков. Был основан город Ставрополь (ныне город Тольятти) и организовано Ставропольское калмыцкое войско, которое было причислено к Оренбургской пограничной линии. Походная церковь дарованная Петром Великим в 1744 году была подарена вдовой Петра Петровича Тайши оренбургскому губернатору И.И. Неплюеву во время посещения им города Ставрополя, и до 1840 года хранилась в Спасопреображенском соборе г.Оренбурга. В 1840году она была передана священнику Виноградову для отправления службы в поселках Новолинейного района, помещенная в фургон она кочевала от станицы к станице. (Н. Чернавский. Оренбургская епархия в прошлом ея и в настоящем. Вып 2. Оренбург, 1901-1902г. С.627-628).

На протяжении 1842-1850 годов происходило Благоустройство новых станиц. Обустраивались также и религиозная жизнь переселенцев. Для удовлетворения религиозных потребностей православных казаков в 1844 году были назначены священники, которых поселили в станицах Великопетровской (новая линия), Николаевской и Наследницкой (старая линия). «К Великопетровскому приходу были приписаны 6 поселков с населением в 1576 душ». В 1844 году походная церковь Воскресения Христова, дарованная Императором Петром Великим Калмыцкому державцу П.П. Тайше, была определена в станицу Великопетровскую, где находилась до лета 1845года. (Указанное исслед., с.630). У Старикова мы встречаем следующую информацию: «церковь эта военным губернатором Обручевым, от 28 февраля 1845 года была препровождена в войсковое хозяйственное правление оренбургского казачьего войска с предложением хранить ее до окончания строительства храма в станице Оренбургского казачьего войска – Оренбург, 1890.с.103). Затем походная церковь была передана на хранение в Введенский собор г. Оренбурга дьякону Любжетнову, а в 1852 году «по мысли и ходатайству Перовского и с Высочайшего соизволения от 28 июня эта церковь в виду своей исторической и археологической ценности была передана Оренбургскому Неплюевскому кадетскому корпусу» (ТОУАК. Вып 10., Исследования Чернавского – Оренбург, 1902.с.631.), где она пребывала до революции 1917 года далее ее история была неизвестна, т.к. в 1918 году она бесследно исчезла. (Об этом же у Старикова М.Ф. Указанное исследование, с.103-104.).


В этот же период, в 1840 году в Москве, Командиром Уфимского казачьего полка, бароном Корфом, была «сооружена походная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, однопрестольная, без колокольни. Церковь эта состояла из намета, снаружи окрашенного медянкою и подбитого внутри клетчаткой ревендучной клеенкой; на крыше намета было три медяныя главы с таковыми же крестами, внутри иконостас и царские врата написаны на полотне в рамках» (Стариков Ф.М. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска. – Оренбург, 1890. С.104). После расформирования Уфимского полка, казаки переселялись в станицу Великопетровскую, и в 1843 году сюда была привезена походная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла (таким образом: либо в 1843 году было дано распоряжение, а сама церковь достигла станицы несколько позже, либо до 1845 года в станице находилось две походные церкви, но функционировала только одна), которая находилась в Великопетровке вплоть до возведения здесь одноименной каменной церкви в 1861 году.

Сама история строительства в Великопетровке каменного храма была очень непростой. После закладки фундамента в 1845 году (ГАОО, Ф.6, оп.6, д.12979/12, л.185.) начались перипетии с устройством церкви. Еще в 1843 году генералом от инфантерии Обручевым в развернутом отчете по благоустройству поселений на Новой линии был составлен проект о постройке в станице Великопетровской каменной церкви, богадельни и училища (ГАОО, Ф.6. оп.15.д 885, л1; об этом же Ф6, оп6, д.12979/12, л65). «По малому же размеру походного иконостаса и дабы придать храму приличную обштрную по бокам устроить два престола: один во имя Николая Чудотворца, в другой Александра Невского» План был представлен Обручевым на рассмотрение в Военное министерство 15 января 1844 года за № 152 военный министр сообщил, что ходатайство это «Высочайше утверждено», и просил доставить план, сметы постройкам и штаты, и табели для больницы и училища. Составленные сметы и соответствующие документы были предоставлены в департамент военных поселений 24 сентября 1846 года за № 2275. Но 27 июля 1849 года военный министр сообщил генералу Обручеву, «что государь Император, по рассмотрении предоставленного проекта, изволил найти, что предложенные постройки по своей обширности не соответствуют капиталу, имеющемуся в наличности, почему необходимо составить новые проекты и в гораздо меньших размерах, а каменная церковь, предполагаемая в три предела, может быть сооружена в один предел, и если прежнее предположение основано на том, чтобы в эту церковь поместить походный иконостас, пожертвованный Императором Петром 1 Великим владетелю калмыцкому Тайше, то этот исторический памятник христианства может быть помещен в одной церкви в г. Оренбурге по ближайшему усмотрению местного начальства» (Материалы по историко-статистическому описанию ОКВ. Вып 11, - Оренбург, 1913. С.331-332). 11 апреля 1850 года за № 1247 в департамент был предоставлен новый проект и смета. В это же время генерал Обручев получил сообщение преосвященного Оренбургского и Уральского Антония, что «имеющаяся в станице Великопетровской походная церковь бывшаго Уфимского полка помещается в деревянном из горбылей сарае, под крышу которого может пролететь не только снег, но даже птица, полу вовсе нет, окошко только одно и то в алтарь» (Там же, с.332). А 7 июля 1850г. За ; 3748 епископ Оренбургский и уфимский Иосиф сообщил генерал-адьютанту Перовскому, что во временной церкви в зимнее время затруднительно проводить богослужение особенно литургию, потому что «почему и просит сделать надлежащее распоряжение к построению каменной церкви в станице Великопетровской» (Там же, с.333). В связи с этим 16 августа 1851 года за № 2355 генерал-адъютант Перовским было дано распоряжение войсковому правлению исправить походную церковь так, чтобы в ней можно было «беспрепятственно совершать богослужения зимой и сообщить: представляет ли местность станицы Великопетровской все условия к постройке храма или же будет удобнее для прихожан построить церковь в другой станице». (10 января 1852года в войсковое правление поступило сообщение за № 72, что походная церковь исправлена и в ней отправляется богослужение). 19 сентября за № 5671 епископ Иосиф сообщил генерал-адьютанту Перовскому, что построить церковь в станице Великопетровской необходимо потому, что «в состоящей около нея станице Варненской, в которой живут все казаки – по вере магометане, построено две мечети, хотя и деревянные, но из нового соснового лесу и весьма красивой наружности, чем они могут хвалиться, тогда как христианский храм помещается в лабазе». Рассуждения о предполагаемом переносе строительства каменного храма велись, видимо в связи с расположением станицы, которая находилась в максимальном удалении от основных крепостей оренбургского казачьего войска , и необходимы были еще другие доказательства подтверждающие необходимость строительства каменного храма именно в Великоперовке. 9 ноября 1851 года за № 3807 войсковое правление сообщило генерал-адьютанту Перовскому, что нет причины переносить строительство в другую станицу, тем более, что в Великопетровской заготовлен уже кирпич и камень и что вместе с окружающими ее станицами Елизаветинской, Полтавской и парижской, из которых будет состоять приход, «имеется жителей 1178 душ мужскаго и 1339 душ женскаго пола» Войсковое правление назначило торги на постройку церкви и дома для причта в станице Великопетровской в апреле 1853 года в сентябре 1856 года, но на торги и переторжки никто не явился. Свое согласие на постройку церкви дал Шадринский купец Алексей Хохлов, но без иконостаса, колоколов и церковной утвари, с выдачею ему всех материалов заготовленных ранее для строительства и с привозом бревен из Джабык-Карагайского бора бесплатно. 1 июня (7июля) 1857 года было совершено освящение места под церковь и закладка храма. Постройку иконостаса заказали казанскому мещанину Якову Ефремову за 2150 рублей серебром в 1858 году. 3 декабря 1861 года новая каменная церковь была освящена, а прежняя походная Уфимского полка была перенесена в поселок Остроленку. (Материалы по историко-статистичекскому описанию Оренбургского казачьего войска. Вып.11 – Оренбург, 1913.с.335-336). Как сообщает Н. Чернавский, при Преосвященном Антонии было закончено строительство «предложенная раньше каменная церковь в станице Великопетровской, заложенная 7 июля 1857 года и 3 декабря 1861 года освящена» (с.684.)


К вопросу об архитектурном проекте. Церковь станицы Великопетровской представляет собой небольшой четырехстолпный одноглавый крестово-купольный одноапсидный храм с колокольней с западной стороны. Над храмовым зданием возвышается купол. Прямоугольное в плане здание храма расчленяется крестом, перекрестье, которого приходится полукруглым выступом – апсидой. Вход в церковь – в западной части (По своей структуре храм похож на церкви малой формы, которые строились в Новгороде в 14-15 вв. Описание сопоставлялось по Энциклопедии для детей. Т.7. Искусство.Ч. Однако, оригинально и то, что вход в храм через колокольню. Тон Константин Андреевич (1794-1881) – архитектор; В 1803 году был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств и с 1808 года специально изучал архитектуру, по части которой его наставником был А.Н.Воронихин. В 1815 году закончил курс архитектуры. В 1830 году выполнил проект храма Христа Спасителя в Москве. О том, что церковь была построена по типовому проекту, имеется свидетельство в «Деле о вызове мастеров каменного дела для строительства церквей на новой линии…» При беседе с информантом из села Бородиновки, где каменная церковь была разрушена, ей была показана фотография с общим видом церкви. Нина Ивановна, прикрыв рукой купола, сказала, что она свою церковь запомнила такой.

В архивных материалах обнаружено предложение, адресованное архитектору К.Тону, о составлении типового проекта для церквей Новолинейного района. Подтверждения о составлении данного проекта не найдено, но в биографии архитектора зафиксирован факт о том, что Святейшим синодом ему были заказаны проекты для церквей епархии на 1000, 500 и 200 человек .Из этого следует, что, возможно, и церковь станицы Великопетровской была построена по такому типовому проекту, который приспосабливался к ландшафту данной местности.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

сравнительно-сопоставительная таблица по критериям

критерии


Собор Святого Владимира в Киеве

Церковь Петра и Павла в селе Великопетровка

Сюжет





Система персонажей

- главный персонаж


- ключевые фигуры







Пейзаж и его значение







Цвет , цветотени






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

сравнительно-сопоставительная таблица по критериям

критерии

Собор Святого Владимира в Киеве

Церковь Петра и Павла в селе Великопетровка

Сюжет

Сцена страшного суда. Находится при выходе из храма через центральные ворота

Сцена страшного суда. Находится при выходе из храма через центральные ворота

Тема страшного суда была обязательным аргументом в проповедях христианских миссионеров в эпоху распространения новой религии. Христос представляется вновь явившимся на землю, но уже не в образе человека, а как грозный справедливый судья.

Система персонажей

- главный персонаж


- ключевые фигуры




В самом центре композиции - Архаангел Гавриил, который держит весы – древний символ правосудия.


Престол Иисуса Христа окружен ангелами . Христу предстоят Иоанн Креститель и дева Мария, а к стопам припадают Адам и Ева. Апостолы восседают с раскрытыми книгами. По трубному гласу на последний суд встают умершие. Из ада исходит змей, который окольцовывает человеческую душу, которая держит ответ перед богом. На чашу весов кладут: черти – грехи, а ангелы- смоченный слезами покаяния платок



Полностью соответствует росписи в Киевском соборе


На великопетровской картине эта часть не так как у Васнецова заполнена фигурами, оставлены только ключевые

Пейзаж и его значение

В левом нижнем углу сложное многоплановое изображение разверзающейся земли, разрушенных городов и воскресающих людей.

В правом нижнем углу изображается, как из пучины водной встают, призываемые архангелом грешники. В соборе водная пучина изображена бурлящей.

Ад представлен в виде огненной бездны

В великопетровской картине заменено изображением скал (образ казачества, войны) и раскрытых гробов. Людских фигур меньше, а ключевые скопированы с васнецовских.

В великопетровской церкви вода изображена более спокойной.

Соответствует росписи в соборе

Цвет , цветотени

Больше присутствует черного цвета (Гавриил в черном костюме).



Больше присутствует голубого цвета. Известно, что картину реставрировали в годы ВОВ. Возможно художник использовал другой цвет. Но точно утверждать мы не можем

. Сама картина несколько меньше в размерах, возможно поэтому некоторые детали не воспроизведены. В алтарной части храма по боковым стенам изображены серафимы. Доподлинно установлено, что тематику росписи церквей выбирал священник, возможно, он внес какие-то изменения.

УРОК 4



<< предыдущая страница   следующая страница >>