shkolageo.ru 1


Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы

основного общего образования, по истории


А1.

1.
Когда произошло принятие христианства на Руси?


2. Когда был принят первый общерусский Судебник?


3..К какому веку относится понятие «Смутное время»?


4. Когда произошло окончательное закрепощение крестьян?


5. В каком веке произошло окончательное свержение монголо-татарского ига?


6. В каком веке был созван первый Земский собор?


А2
.


1.
Назовите известного полководца, написавшего книгу «Наука побеждать»


2. Какое название получили записи исторических событий по годам, существовавшие в России в XI–XVII в.?


3. В царствование какого царя произошло присоединение к России Левобережной Украины?



4. В правление какого царя произошёл церковный раскол?


5. В правление какого древнерусского князя был составлен первоначальный вариант «Русской Правды»?


6. Кто установил в середине Х в. новую систему сбора дани в землях, подчиненных Киеву?


А3.



1.
Укажите причины Смуты.


2. Какое произведение представляло собой составленный в XVI в. свод правил ведения домашнего хозяйства и поведения в быту?


3. Какие территории потеряла Россия в результате Ливонской войны?:


4. Назовите последствие монгольского нашествия на Русь?


5. При каком царе Россия присоединила г. Казань и г. Астрахань?


6. Назовите императора, создавшего регулярную армию.


А4.


1.
Прочтите отрывок из летописи и определите, какому князю принадлежат данные слова.


«Еще при жизни дал он наставления сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим, но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск».


2 Прочтите отрывок из работы историка и укажите имя князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было уже 60 лет. При нем был принят новый свод законов, в котором имелись статьи, облегчающие положение различного рода должников, запрещение превращения свободных людей в холопов за долги. Годы его княжения стали для Руси годами покоя и благоденствия».


3. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идет речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей на московский престол…»


4. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чье правление произошли упоминаемые в тексте преобразования.

«Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений – устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы… обычно считают крупнейшим мероприятием Избранной рады».



5. Прочтите отрывок из работы историка и укажите имя князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«Когда вырос и возмужал стал он собирать многих воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал и говорил своим врагам: «Иду на Вы».


6. Прочтите отрывок из работы историка и укажите имя князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«Свое прозвище он получил за стремление «протягивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Он имел прямые права на великокняжеский престол и добивался его. Дважды он захватывал Киев, но ему не удавалось надолго занять престол. После очередного великого князя он вновь захватил Киев. Но прокняжил в нем два года и внезапно умер».


А5.



1.
В каком веке в России появились Сенат, Синод, коллегии?


2. В каком году был основан г .Санкт-Петербург?


3. В каком году произошло сражение у деревни Бородино?


5. В каком веке Россия была провозглашена империей?


6. Какое событие произошло в 1861 г.?


А6
.

1.
Назовите последнее сражение парусного флота в России.


2. При каком императоре были попытки преобразования государственного устройства и учреждение Государственного Совета, открытие Царскосельского лицея, предоставление широкой автономии университетам характерно для царствования:


4. Что предполагала судебная реформа 1864 г., проведенная А.Ф. Кони,?


5. Какой орган власти был создан в годы первой российской революции?


6. Кто возглавил работу по кодификации российского законодательства в царствование Николая I?


А7.



1.
В результате какого указа о было освобождено лишь несколько десятков тысяч крестьян?


2. Кто занял императорский трон по приглашению Верховного тайного совета?


3. К чему привело создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода?


4. Какое событие, по мнению историков, положило конец первой русской революции?


5. Что произошло в результате Февральской революции 1917 г.?


6. Назовите последствия принятия крещения Руси.


А8.



1.
Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и укажите, как в XIX в. назывались представители сословия, о котором идет речь

«(Сословие) делится на три гильдии. Каждый (представитель сословия) относится к одной из гильдий в зависимости от указанных им размеров своего состояния, то есть капитала, которым он владеет... право заниматься внутренней и внешней торговлей, оптовой мелкооптовой или розничной, владеть фабриками или заводами имеет каждая гильдия...»

2. Прочтите отрывок из речи Александра II и укажите год, в котором она была произнесена:

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»:


3.Прочтите отрывок из сочинений историков XIX в. и укажите, о какой императрице идет речь.

«Два смежных царствования отбросили особый отсвет на личность и царствование императрицы: воспоминания о муже заставляли прощать ей все ошибки первых лет ее правления, любовно подхватывать каждый ее удачный жест, искренно видеть «Семирамиду Севера» и «Российскую Минерву» в недавней жертве грубых издевательств Петра III; сравнивая ее с сыном, охотно прощали ей все увлечения и шероховатости второй половины ее царствования, благоговейно хранили культ «премудрой Фелицы», даже при Александре I…»



4. Прочтите отрывок из донесения главнокомандующего князя М.Д. Горчакова императору Николаю I и укажите имя военачальника, о котором идет речь.

«Ни одна потеря, кроме потери самого Севастополя, не отозвалась так во всех сердцах, как смерть незабвенного адмирала, честно и добросовестно отслужившего свою службу России. Ни одни похороны не справлялись в Севастополе так... Он привлек сердца всех. О нем говорили, страдали, плакали не только мы на холмах, орошенных его кровью, но везде, во всех отдаленных уголках бесконечной России. Вот где его Синопская победа».


5. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и назовите имя императора, о котором идет речь.

«Император не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов… Время этого императора – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…»


6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Принцесса прошла прямо в караульню. «Проснитесь, мои дети, сказала она солдатам, и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что престол мне принадлежит, несправедливость, причиненная мне, отзывается на всем нашем бедном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся ли от наших гонителей!».


А9.



1.
Назовите сподвижников Екатерины II в государственных делах.


2. Кто выступил под именем Петра III?


3. Назовите идеолога бунтарского течения в революционном народничестве?


4. Кто входил в число сподвижников Петра I?


5. Назовите организаторов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» .

6. Назовите известных военачальников во время Отечественной войны 1812 г.



А10.


1.Назовите известного российского философа начала ХХ в.?


2. Кто написал оперу «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и Людмила»?


3. Назовите художников-передвижников?


4. Кто из русских художников писал картины на темы русских народных сказок?


5. Какой из памятников зодчества был построен в царствование Ивана IV?


6. Кто изобрёл радио?


А11.


1. В какие годы в СССР была проведена сплошная коллективизация?


2. Когда произошёл хлебозаготовительный кризис и был свернут НЭП?


3. Когда состоялся X съезд РКП (б), на котором был провозглашен переход к новой экономической политике (НЭП)?


4. Когда был принят первый пятилетний план ?


5. Когда было открыто Учредительного собрание?


6. . Когда был подписан Брестский мирный договор с Германией?


А12.


1. Назовите первые мероприятия Советской власти?


2.Кто возглавил созданную в декабре 1917 г. Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем?


3. Назовите характерную черту политического режима, сформировавшегося при И.В. Сталине?


4.Назовите основные события революции 1905-1907 гг.?


5. Когда осуществился штурм Перекопского перешейка в период гражданской войны?


6. Когда возник первый Совет как орган самоуправления рабочих?


А13.


1. Назовите последствие подписания в 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа?


2. Перечислите последствия индустриализации в СССР в 1930-е гг.?

3. Назовите причину исключения СССР из Лиги Наций.



4. Перечислите последствия коллективизации в 1930-е гг.


5. Что относится к непосредственным следствиям заключения советско-германского договора о ненападении?


6.Назовите причину перехода советского руководства к НЭП?


А14.


1. В ходе битвы за Москву чем отличились солдаты под командованием И.В. Панфилова:


2. Что относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.


3. Где произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны?

4. Когда началось контрнаступление под Москвой.

5. Когда состоялась Потсдамская конференция руководителей СССР, Великобритании и США?


6. Когда был открыт Второй фронт в ходе Второй мировой войны?


А15.


1.Прочтите отрывок из воспоминаний А.Н. Косыгина и скажите, о проведении чего идет речь.

«Грандиозная операция по перемещению производительных сил на восток явилась вынужденной мерой, вызванной крайне неблагополучной обстановкой на фронте. Вместе с тем она стала важнейшим звеном успешного перевода нашей экономики на военные рельсы, обеспечив быстрое наращивание военно-экономического потенциала».


2. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название города, о восстановлении которого идет речь.

«Движение за оказание помощи (название города) ширилось по всей стране. Развернулась кампания добровольного сбора средств в фонд восстановления… Уже к концу февраля 1943 г. трудящиеся всей страны внесли в этот фонд 50 млн. рублей. Не оставалось в стране предприятия, коллектив которого не брал бы обязательств о выработке сверхплановой продукции в фонд восстановления города-героя».


3. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите город, о котором идет речь.

«8 ноября 39-1 германский моторизованный корпус во главе с генералом Шмидтом захватил Тихвин… нарушил железнодорожную связь между Большой землей… и дорогой через Ладогу, по которой доставлялись грузы. В тот день Гитлер… заявил: «(Городу) рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Его никто не освободит. Кольцо блокады не разорвать никому. (Городу) суждено погибнуть от голода».



4. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите сражение Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

«Открываем огонь по окнам, амбразурам. Под его прикрытием врываемся в подвал здания, соседнего с «домом Гиммлера». По развалинам достигаем улицы Кронпринцерштрассе, откуда уже видны рейхстаг и вся площадь Кенигсплац. Она изрыта траншеями, исковеркана воронками, усеяна остовами сгоревших машин. Из парка Тиргартен ведут яростный огонь зенитные орудия. Под покровом темноты продвигаемся вперед. Остаются считанные сотни метров до рейхстага. Мы лежим среди развалин, прижавшись к земле, всматриваемся во вражескую оборону».


5. Прочтите отрывок из работы историков и укажите, когда произошло событие, описанное в тексте.

«По воспоминаниям участников Прохоровского сражения, как советской, так и немецкой сторон, наибольшей ожесточенностью характеризовался танковый бой на 6-километровом участке между р. Псел и полотном железной дороги Прохоровка — Яковлево. Здесь мертвой хваткой впились друг в друга танковые бригады советского 18-го танкового корпуса и части дивизии СС «Адольф Гитлер».


6. Прочтите отрывок из Декларации и укажите название конференции, на которой она была принята.

«Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника Ирана и сформулировали и подтвердили нашу общую политику… Что касается войны, … мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга».


А16.


1.Какое международное политическое событие произошло в 1962 г.?


2. Какой период времени в нашей стране получил название «перестройка»?

3. Когда произошёл запуск первого искусственного спутника Земли?



4. Какой период в международных отношениях получил название «оттепели»?


5. Какой период времени в нашей стране получил название «застоя»?


6. В каком году СССР подписал заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?


А17.


1. Что было создано в результате Беловежского соглашения?


2. В каком городе в 1962 г. произошли массовые выступления рабочих против повышения цен на продукты питания?


3. По инициативе какого политического лидера было предпринято освоением целинных и залежных земель?


4. Какие административно-хозяйственные единицы были созданы в начале XXI в.?


5. Кем была выдвинута: Концепция «нового политического мышления» в международных отношениях?


6. На каком съезде КПСС был разоблачен культ личности И.В.Сталина?


А18.


1.Прочитайте фрагмент воспоминаний и укажите имя писателя, о книге которого идет речь.

«Это был первый том «Архипелага ГУЛАГ». Мы… читали эту великую книгу (о которой уже более недели озлобленно и подло писала советская пресса и ежедневно сообщало западное радио). В отличие от большинства людей на Западе и многих в нашей стране мы хорошо знали бесчисленные факты массовой жестокости и беззакония в мире ГУЛАГа, представляли себе масштабы этих преступлений. И все же и для нас книга была потрясением. Уже с первых страниц в гневном, скорбном, иронически-саркастическом повествовании вставал мрачный мир серых лагерей, окруженных колючей проволокой…»


2. Прочтите отрывок из сообщения Российского информационного агентства и укажите год, когда происходили описываемые события.

«По сведениям из достоверных источников. Президент СССР М.С.Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».



3. Прочтите отрывок из письма советского лидера и укажите его фамилию.

«Уважаемый г-н Президент.

Получил Ваше письмо от 25 октября. Из Вашего письма я почувствовал, что у Вас есть некоторое понимание сложившейся ситуации и сознание ответственности…

Если бы были даны заверения Президента и правительства Соединенных Штатов, что США не будут сами участвовать в нападении на Кубу и будут удерживать от подобных действий других, если Вы отзовете свой флот, это сразу все изменит. Я не говорю за Фиделя Кастро, но думаю, что он и правительство Кубы, видимо, объявили бы о демобилизации и призвали бы народ приступить к мирному труду. Тогда отпал бы и вопрос об оружии…»


4. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите его фамилию.

«Когда произнес последнюю фразу, услышал, как в зале тикают часы. А потом кто-то захлопал, потом еще кто-то и еще. Я поднял глаза и увидел, как вся телегруппа, стоя, приветствует меня. …

Я попробовал внутренне оценить, как я чувствую себя, какое у меня настроение. И с некоторым удивлением понял, что настроение хорошее. Очень хорошее, бодрое.

Оператор вытащил кассету из телекамеры. Я взял ее в руки. Маленькая черная коробочка. Вот! Самый главный документ! Пожалуй важнее любых указов и писем в Думу. Здесь я объявляю людям о своем решении. С момента выхода в эфир моего телеобращения заканчивается мой президентский срок…»


5. Прочтите отрывок из речи И.В.Сталина на пленуме ЦК ВКП (б) и укажите, в каком году были проведены изменения, о которых говорится в речи.

«Народный комиссар или вообще комиссар – отражает период неустоявшегося строя… Война показала, что наш общественный строй очень крепко сидит… вошел в быт и стал плотью и кровью. Уместно перейти от названия – народный комиссар к названию – министр. Это народ поймет хорошо, потому что комиссаров чертова гибель… Кругом комиссары, а тут – министр, народ поймет. В этом отношении это целесообразно».



6. Прочтите фрагмент документа и назовите человека, о котором идет речь.

«…Сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения.

Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по Президиуму и ЦК, пренебрежительно относясь к их мнению…допустил ряд крупных ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной решениями…съездов КПСС … не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе».


А19.


1. Какой политический лидер бессменно возглавлял советское правительство с середины 1960-х до конца 1970-х гг.?


2. Назовите имя первой женщины-космонавта.


3. Кто из руководителей СССР принимал участие в подписании заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в г. Хельсинки?


4. Кто из политических лидеров активно участвовал в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина?


5. Кто являлся народным комиссаром иностранных дел СССР с мая 1939 г.?


6. Кто был министром иностранных дел СССР на протяжении почти 30 лет?


А20.


1.Кто является автором монументальной композиции «Рабочий и колхозница» в Москве?


2. Назовите фамилии композиторов, чьи произведения приобрели широкую известность в 1960-1980-е гг.


3..Прочтите отрывок из автобиографической книги философа Н.Бердяева и укажите, в каком году произошло описываемое событие.

«Высылалась за границу целая группа писателей, ученых, общественных деятелей, которых признали безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру. Это была странная мера, которая потом уже не повторялась. Я был выслан из своей родины не по политическим, а по идеологическим причинам



5. Какой великий советский кинорежиссер, создал фильмы «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Александр Невский»?


6. Кто из писателей подвергался критике «за безыдейность» в постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 г.?


А21.


    1. Рассмотрите карту и выполните задание.




Укажите войну, в ходе которой произошли военные походы, обозначенные стрелками на карте.


2. Рассмотрите карту и выполните задание.





Укажите дату сражения, обозначенного на карте.


3. Рассмотрите карту и выполните задание.




Укажите правителя, при котором произошли военные походы, обозначенные стрелками на карте.


4. Рассмотрите карту и выполните задание.




Укажите войну, в ходе которой произошли военные походы, обозначенные стрелками на карте.


5. Рассмотрите карту и выполните задание.





Укажите войну, в ходе которой произошли военные походы, обозначенные стрелками на карте.


6. Рассмотрите карту и выполните задание.




Укажите название военных операций, осуществлённых царём Петром I, обозначенных стрелками на карте.



А22.

1. Рассмотрите изображение и выполните задание.





Какое событие изображено на картине?

1) переход Суворова через Альпы

2) Бородинская битва

3) Полтавская битва

4) Смоленское сражение


2.




Укажите архитектурный стиль, к которому относится данный памятник.


3. Рассмотрите изображение и выполните задание.



Какое событие изображено на картине?


4. Рассмотрите изображение и выполните задание.





В честь какого события XVI в. был воздвигнут храм, изображенный на картине?

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.





Укажите архитектурный стиль, к которому относится данный памятник.


6. Рассмотрите изображение и выполните задание.





На иллюстрации представлено произведение:

1) Андрея Рублева

2) Аристотеля Фиораванти

3) Симона Ушакова

4) Федора Коня