shkolageo.ru
добавить свой файл
1

Методические рекомендации

к планированию работы школьной библиотеки


План работы и отчет библиотеки - одни из основных документов, характеризующих деятельность библиотеки образовательного учреждения.

Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе, на сегодняшний день не существует. Зачастую библиотекари подстраиваются под схемы планов и отчетов, которые приняты в конкретном образовательном учреждении.

Цель данного материала – помочь школьному библиотекарю четко и грамотно спланировать свою деятельность, а затем убедительно отчитаться, потому что план работы на год и отчет о работе обычно составляются по единой структуре.

При составлении плана (отчета) библиотекари не всегда отражают все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя библиотечная работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.

План (отчет), составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку со стороны администрации школы.

Работа с библиотечным фондом учебников является дополнительной нагрузкой, и за нее положена дополнительная оплата. Поэтому, этот вид деятельности школьного библиотекаря может быть отражен в отдельном разделе общего плана (отчета) библиотеки, либо в самостоятельном плане работы (см. Приложение 1), либо в разных отделах годового плана (см. Приложение 2).

Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательной работы школы. Какие задачи стоят перед вашим учреждением на следующий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы лучше использовать в помощь педагогам и школе.

План работы библиотеки должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер.


Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Например, в школе с пришкольным интернатом учитывается режимный, временной момент при планировании работы.

Перед составлением плана вам необходимо побеседовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и крупные мероприятия на учебный год. Необходимо заранее заручиться поддержкой учителей-предметников и классных руководителей, чтобы знать, на кого можно опереться при подготовке мероприятия. Желательно, чтобы в планах работы классных руководителей запланированные вами мероприятия тоже были обозначены.

Следующий момент при составлении плана – определение главных тем года, отражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы (через какие мероприятия эти задачи будут реализованы).

План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем нужно указать формы работы (книжная выставка, обзор, праздник, игра и пр.) и категорию читателей (учащиеся ___ классов, педагоги, родители).

Хорошо, если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий учебный год со своим библиотечным активом и заручиться его поддержкой.

Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовала бы обязательно сделать в предстоящем учебном году.

По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, например, по проблеме детского чтения.

Для удобства планирования на предварительном (дотекстовом) этапе можно составить план-сетку.

Ниже приводятся схема плана (отчета) и пример годового плана работы школьной библиотеки, которые отражают основные направления и виды работ школьной библиотеки. Они носят рекомендательный характер, поэтому вовсе необязательно вносить в план и выполнять все виды работ. Среди перечисленных видов работ библиотекарь может выбрать те, которые он выполняет в своей школе в соответствии с должностными инструкциями, с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.


Однако, обязательными требованиями к составлению плана работы являются следующие:


  1. План должен быть конкретным, т.е. каждый вид работы должен иметь

    • название,

    • обозначенную форму работы (лекторий, беседа, рекомендательный список литературы, литературный вечер и т.д.),

    • читательское назначение (для какой категории читателей проводится мероприятие – для определенного класса, педагогов, родителей),

    • сроки исполнения,

    • фамилии или должности лиц, ответственных за исполнение.

Например,

№№

п/п

Содержание работы

Ответственные

Сроки исполнения

1.

«Уроки Памяти». Цикл уроков внеклассного чтения.

7 «А», «Б»

8 «А», «Б

Библ-рь, учитель лит-ры

(Ф.И.О.)


февраль

март

2.

«За край родной». Вечер фронтовой песни. 10-11 кл.

Библ-рь,

кл. рук.

апрель



  1. План (отчет) начинается анализа деятельности библиотеки за прошедший период т.е., с того, какие задачи были поставлены перед библиотекой, и какими средствами (формами и видами работ) они достигались, конечный результат деятельности. В анализе библиотекарь указывает количество читателей, книговыдач, посещений. Наглядной иллюстрацией показателей работы и достижений библиотеки являются диаграммы, графики и таблицы.


Исходя из анализа работы и общешкольного плана, формируются задачи на будущий учебный год.

  1. В плане работы должны быть отражены виды работ и мероприятия, направленные на реализацию задач, поставленных перед библиотекой на год.

  2. Библиотекарь, по возможности, должен охватывать библиотечным обслуживанием все категории читателей ( учащихся 1-4, 5-8 и 9-11 классов, педагогов, родителей).

  3. План работы (отчет) также должен отражать деятельность библиотекаря по его личной методической теме, а также по единой теме районного методического объединения.

  4. План (отчет) должен быть утвержден руководителем образовательного учреждения.

  5. На основании годового плана работы составляется план на четверть или на месяц, в котором указываются конкретные даты проведения видов работ.


Дорогие коллеги! Успехов вам при организации планирования работы библиотеки!


Примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки

(методические рекомендации)

I. Задачи библиотеки

– обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

– формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

– совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

II. Основные функции библиотеки

– образовательная.

– информационная.

– культурная.

III. Общие сведения

– количество учащихся _____ из них читателей ____.

– количество учителей ____ из них читателей ___.

– другие работники и родители ___.

– объем библиотечного фонда ___.

– книгообеспеченность (для отчета) ____.


– обращаемость (для отчета) ____.

– объем учебного фонда ___.

IV. Работа с библиотечным фондом

– изучение состава фонда и анализ его использования.

– формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

– формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).

– комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.

– оформление подписки на периодику, контроль доставки.

– прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.

– учет библиотечного фонда.

– прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.

– выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

– Выдача документов пользователям библиотеки.

– расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.

– оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.

– проверка правильности расстановки фонда.

– обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

– работа по сохранности фонда:

· организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;

· систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;

· обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном поорядке;

· организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;

· обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.

– оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.


– инвентаризация.

– обеспечение работы читального зала (при его наличии).

– организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа

1. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).

2. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.

3. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

VI. Воспитательная работа

1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:

– беседы,

– диспуты,

– литературные игры,

– читательские конференции,

– утренники,

– викторины,

– литературно-музыкальные композиции,

– библиотечные занятия и т.д.

3. Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.

4. Создание актива библиотеки и работа с ним.

5. Работа с детскими библиотеками.

VII. Информационная работа

1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:


– совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

– обзоры новых поступлений;

– подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

– оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;

– помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

– помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.

2. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:

– на абонементе;

– в читальном зале;

– по предварительному заказу через МБА;

– подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д.;

– помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

– проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

3. Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:

– информирование о пользовании библиотекой их детьми;

– оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

– индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы;

– выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.

VIII. Повышение квалификации

1. Работа по самообразованию:

– освоение информации из профессиональных изданий,

– использование опыта лучших школьных библиотекарей,

– посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

2. Регулярное повышение квалификации.

3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.


 

Примерная схема плана/отчета работы с учебным фондом

 

1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.

2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача окружному методисту.

3. Контроль за выполнением сделанного заказа.

4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.

5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).

6. Прием и выдача учебников.

7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.

9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.

10. Работа с резервным фондом учебников:

– ведение его учета,

– размещение на хранение,

– составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда округа,

– передача в другие школы.

11. Изучение и анализ использования учебного фонда.

12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.

13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.

14. Расстановка новых изданий в фонде.

15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.

16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию.

Приложение

Основная внутрибиблиотечная документация

Общая

– положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой;

– паспорт библиотеки;

– годовой и месячный планы работы;

– анализ работы за предыдущий год;

– функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря;

– график и расписание работы библиотеки;

По основному фонду

– книга суммарного учета;

– инвентарные книги;

– журнал с копиями накладных;

– папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.);

– акты о проведении инвентаризации и проверок фонда;

– тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных;

– тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд);

– книга суммарного учета на ННИ (нетрадиционные носители информации);

– тетрадь учета подарочных изданий;

– дневник работы школьной библиотеки (хранится 3 года);

- Лист ежедневной статистики (хранится 3 года).

– журнал учета справок (хранится 5 лет).

– читательские формуляры;

По учебному фонду

– книга суммарного учета;

– копии накладных по доставке учебников;

– журнал (папка) учета поступивших учебников;

– тетрадь учета брошюрного фонда;

– картотека учебников;

– папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.);

– копии бланков-заказов учебников (хранятся 4 года);

– тетрадь замены учебников;

– журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры;

– диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний;

– отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.