shkolageo.ru
добавить свой файл
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское


Рассмотрено на заседании ШМО естественных наук. Руководитель ШМО:

__________/Приезжева Т.В./

ФИО

Протокол № ___ от «__»_____2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:_______/БрюхановаН.Н. /
ФИО

«__»____________2012г.


«Утверждено»
Директор школы с. Новосельское:
__________/Погодин А.В./
ФИО

Приказ № ___ от «__»_2012_г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии


учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал. категории
_______________________________________________________________________________

Ф.И.О., категория

6 класс
____________________________________________________________

Класс и т.п.


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012г.


2012- 2013учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6-ого класса курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» авторов

И.Н. Пономаревой, B.C. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.// с учетом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов– 1 час в неделю.


Лабораторные работы -11, экскурсий - 3, контрольная работа-1.


Курс «Биология — 6» (раздел: «Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники») имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о рас­тении и растительности: морфологии, анатомии, физио­логии, экологии, фитоценологии, микробиологии, рас­тениеводства. Содержание и структура этого курса обес­печивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических уме­ний, научного мировоззрения, гуманности, экологиче­ской культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. По­следовательность тем обусловлена логикой развития ос­новных биологических понятий, рассмотрением биоло­гических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному — биогеоценотическому и спо­собствует формированию эволюционного и экологиче­ского мышления, ориентирует на понимание взаимо­связей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса ставит целью обеспечить учени­кам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бак­терий и грибов в системе биологических знаний науч­ной картины мира и в плодотворной практической де­ятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организа­ции жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устой­чивого развития.

В программе за счет некоторого сокращения анато­мического и морфологического материала расширен экологический. Экологические понятия вводятся с пер­вых уроков при ознакомлении учащихся: с многообраз­ным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; рас­тительным сообществом, со значением растений в при­роде; ролью человека в природе.

Цель программы:развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем в виду сложнейшей экологической ситуации в стране программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них эколо­гической культуры.



. Задачи курса:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни





Формы контроля на уроке.

1.Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки.

2.Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа.

3.Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование.

4.Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль.

5.Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования.


Методы проведения уроков: беседа, лабораторная работа, практическая работа, рассказ, экскурсия, презентация, лекция, проблемное изложение материала и т.д.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учеб-ник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Поно-маревой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 240с.




Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

В том числе

Лаб. р.

Экскурсии

1.

Введение.Общее знакомство с растениями.

2

1

1

2.

Клеточное строение организмов.

2

1




3.

Органы цветковых растений.

9

6

1

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений.

7

1




5.

Основные отделы царства растений.

6

1




6.

Историческое развитие многообразия растительного мира.

2







7.

Бактерии.

1







8.

Грибы. Лишайники.


2

1




9.

Природные сообщества. Заключение по курсу биологии.

4




1




Итого:

35

11

3

Календарно-тематическое планирование по биологии

6 класс( 35 часов в год)




п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

ИКТ

Лаб. работы
Прак.работы


Домашнее задание

Дата




План.

Факт




ВВЕДЕНИЕ.Общее знакомство с растениями. (2 часа)




1

Наука о расте­ниях – ботани­ка. Мир расте­ний.


Урок обобщения и систематиза­ции знаний.

Экскурсия. Мир растений вокруг нас (при школе)


1

Жизненные формы растений: деревья, кус­тарники, травы.

Презентация




Введение, §1.











2



Разнообразие растений.

Урок изучения и за­крепления но­вых знаний.



1


Растение – живой организм (био­система).

Презентация


Выполнение лабораторной ра­боты №1 «Знакомство с цветко­вым и споровым растениями».


§2, §3.










ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)




3



Строение рас­тительной клетки. Жизне­деятельность.

Урок изучения и за­крепления новых знаний.



1








Выполнение лабораторной ра­боты №2 «Клеточное строение кожи­цы лука».


§7, §8.








4



Ткани.

Комбинирован­ный урок.



1








§9.










ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов)




5

Семя, его строение и значение для растений. Урок изучения и зак-репления но­вых знаний.




1

Значение семян для растений как органа его размножения и распро­странения.

Презентация




§10, §12










6


Корень, его внеш­нее и внутрен­нее строение.

Комбинирован­ный урок.



1




Выполнение лабораторной рабо­ты №3 «Строение корня у проростка(тыквы)»

13, §14 с.55-56, §15 c.57-58.










7



Побег. Строе­ние и значение его для растения .Комбинирован­ный урок.



1






Выполнение лабораторной работы№4 «Строение вегетативных и генеративных почек»

§16, §17










8



Лист – часть побега. Значе­ние листа для растения.

Комбинирован­ный урок.



1






Выполнение лабораторной ра­боты №5 «Изучение внешнего строение листа»

§18, §19, с.72 о листопаде.










9



Стебель-часть побега.Его внеш­нее и внутрен­нее строение.

Комбинирован­ный урок.



1






Выполнение лабораторной ра­боты №6 «Изучение внешнего строение стебля»

§20.











10

Многообразие стеблей..

Комбинирован­ный урок.


1






ВыполнениеЛ.р.№7 «Внешнее строение корневища ,клубня и луковицы»

22 задание 3 на с.43










11

Цветок. Его строе­ние и значение для растения.

Комбинированный урок.








Выполнение лабораторной ра­боты №8 «Типы соцветий»

§23 §22 ,§2










12



Плод. Его

значение и многообразиеформ. Комбинирован­ный урок.



1

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распростра­нения плодов.Презента-ция.




25, вопросы 1-4.











13



Взаимосвязь органов расте­ния как орга­низма.

Экскурсия.Мир растений зимой.

1







§26.










ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (7 часов)




14



Корневое пита­ние растений.

Комбинирован­ный урок.



1

Нитраты. Фосфор. Калий.

Презентация




§27, вопросы 1-3.










15



Воздушное пи­тание растений.
Фотосинтез.


Комбинирован­ный урок.




1







§28, §29.











16



Дыхание рас­тений и обмен веществ.

Комбинирован­ный урок.



1









§30.








17



Значение воды в жизни расте­ний.

Комбинирован­ный урок.


1



Значение воды в жизни растений. Экологиче­ские группы растений по отношению к воде.

Презентация




§31




§31




18



Размножение и оплодотворе­ние у растений.

Комбинирован­ный урок.


1









§32.




§32.




19



Бесполое раз­множение рас­тений.

Комбинирован­ный урок.



1






Выполнение лабораторной ра­боты №9 «Черенкование комнат­ных растений».

§33





§33





20

Рост и разви­тие растительного организма. Комбинирован­ный урок.


1







35 (вопросы 1-4), §36.










ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (6 часов)




1

21-22



Понятие о систематике растений.. Водоросли. Общая характеристика.

Урок изучения и за­к-репления но­вых знаний.



2

Водоросли.Презен-тация.




§38, §39.




§38, §39.




23



Моховидные и папоротниковидные как представители высших растений.

1

Диск.
Размножение папоротника.




§40










24


Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе.


1

Разнообразие голосе­менных: хвойные рас­тения (сосна, ель).

Презентация


Выполнение лабораторной ра­боты №10 «Изучение внешнего вида хвойных растений»

§42.











25



Покры­тосеменные. Общаяхарак­-теристика и значение в природе.

Урок изучения и зак-репления но­вых знаний.



1







§43.










26



Обобщение и повторение материала по теме.

1







§38, §39-§43.










Тема 5.Историческое развитие многообразия растительного мира. (2часа)




27

Понятие об эво­люции расти­тельного мира.

Урок обобщения и систематиза­ции знаний.

1








§46, §47.










28

Многообразие и про-исхождение культур-ных растений.

Урок обобщения и систематиза­ции знаний.


1







§48, §49.










ТЕМА 6. БАКТЕРИИ (1 час)




29

Общая характери­стика бактерий. Многообразие и значение бак­терий.

Урок изучения и за­к-репления но­вых знаний.




1

Значение бактерий в природе и жизни чело­века.

Презентация




§50, с.189, §51, с.191, §52, с.194.










ТЕМА 7. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ ( 2часа)




30

Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе.

1


Шляпочные грибы. Презентация.

Выполнение лабораторной ра­боты №11 «Изучение строения плесневых грибов».

§53-54










31

Лишайники. Общая характеристика и значение в природе.

1







§55










Тема 8.Природные сообщества.Заключение по курсу биологии 6 класса.(4 часа)




32

Понятие о природном сообществе, биогео-ценозе и экосистеме.

1







§56










33

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

1







§57








34


Экскурсия. Жизнь растений в весенний период года.

1







Записи в тетради










35

Контрольная работа.

1







Записи в тетради












Содержание тем учебного курса:


"Введение""Общее знакомство с растениями"(2 часа) - Биология - наука о живой природе. Значение растений в жизни человека.

Мир растений. Разнообразие растений. Растение - организм. Условия жизни растений: факторы и среды.


Тема1. ". Клеточное строение организмов"

(2часа)

Вещества, из которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение и жизнедеятельность.


Тема 2. "Органы цветкового растения" - 9 часов

1. Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие.


2. Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей.


3. Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для растения.


Тема 3. "Основные процессы жизнедеятельности растений"

(7часов)


Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.


Тема 4 . "Основные отделы царства растений" - 6 часов

Понятие по систематике растений. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Мохообразные. Папоротникообразные. Голосеменные. Покрытосеменные: класс Двудольные, класс Однодольные.


Тема5. "Историческое развитие многообразия растительного мира " - 2часа

Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений.


Тема6. "Бактерии. Грибы. Лишайники." - 3часа

Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники.

Требования к уровню подготовки


Знать:

-Царства живой природы. Признаки живого.

- Химический состав клетки.

- Особенности строения и жизнедеятельности клеток бактерий, грибов, растений.

- Деление клетки.

- Хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации.

- Особенности строения и функции основных тканей растений.

- Взаимосвязь клеток как основа целостности организма.

Приготовление микропрепаратов, рассматривание микрообъектов в микроскоп.

Строение и жизнедеятельность живого организма.

- Признаки живого организма: клеточное строение, химический состав, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение.

- Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов.

- Фотосинтез – автотрофный способ питания.

- Гетеротрофный способ питания (грибы, бактерии).

- Организмы – сапрофиты и паразиты.


- Взаимосвязь органов и систем как основа целостности организмов.

- Связь организмов бактерий, растений, грибов со средой обитания.

- Роль растений, бактерий, грибов в жизни и хозяйственной деятельности человека.

- Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

- Бактерии и грибы – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Наблюдение, эксперимент, моделирование как методы изучения строения и жизнедеятельности живого организма.

Взаимосвязь организма и среды.

- Среды обитания растений, грибов, бактерий, лишайников.

- Приспособленность к среде обитания.

- Экологические факторы.

- Изменения среды обитания под воздействием антропогенности фактора.

- Меры охраны среды обитания растений.
Наблюдения в природе.

Природные и искусственные сообщества.

- Понятие о природном сообществе.

- Понятие о виде.

- Цепи питания.

- Организмы – редуценты, продуценты, консументы.

- Круговорот веществ.

- Изменения растительных сообществ под влиянием деятельности человека.

- Охрана видов растений и растительных сообществ.

- Искусственные сообщества, повышение их продуктивности.

Многообразие растений, бактерий, грибов, лишайников.

- Дикорастущие и культурные растения.

- Бактерии, грибы, лишайники, их характеристика, место в системе органического мира, роль в природе, жизни человека и народном хозяйстве.

Классификация организмов и эволюционное учение.

- Царства живой природы.

- Основные таксономические категории в царстве растений.

- Классификация растений.

- Основные признаки отделов, классов, семейств, видов.

- Усложнение растений в процессе эволюции.

- Доказательства эволюции.


- Сорта растений в природе и народном хозяйстве.

- Сохранение генофонда растительного мира.

Наблюдение. Работа с определителем.


Применять знания:

- о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактика отравлений и заболеваний;

- о видах, природных сообществах для обоснования меры их охраны.

Сравнивать:

- царства живой природы;

- строение клеток бактерий, грибов, растений;

- различные ткани растений;

- природные и искусственные сообщества;

- семейства, классы покрытосеменных растений.

Наблюдать:

- сезонные изменения природы;

- результаты опытов по изучению жизнедеятельности растений.

Узнавать:

- клетки и ткани растений на микропрепаратах;

- органы растений;

наиболее распространенные виды растений своего региона ( в природе, в коллекциях, на гербарных материалах, рисунках, таблицах);

-съедобные и ядовитые грибы;

- культурные растения.

Делать выводы:

- о клеточном строении растений;

- о взаимосвязи строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов;

- об историческом развит растительного мира.

Соблюдать правила:

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- проведение простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

- поведения в природе;

- профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Наблюдения в природе.

Природные и искусственные сообщества.

- Понятие о природном сообществе.

- Понятие о виде.


- Цепи питания.

- Организмы – редуценты, продуценты, консументы.

- Круговорот веществ.

- Изменения растительных сообществ под влиянием деятельности человека.

- Охрана видов растений и растительных сообществ.

- Искусственные сообщества, повышение их продуктивности.

Многообразие растений, бактерий, грибов, лишайников.

- Дикорастущие и культурные растения.

- Бактерии, грибы, лишайники, их характеристика, место в системе органического мира, роль в природе, жизни человека и народном хозяйстве.

Классификация организмов и эволюционное учение.

- Царства живой природы.

- Основные таксономические категории в царстве растений.

- Классификация растений.

- Основные признаки отделов, классов, семейств, видов.

- Усложнение растений в процессе эволюции.

- Доказательства эволюции.

- Сорта растений в природе и народном хозяйстве.

- Сохранение генофонда растительного мира.

Наблюдение. Работа с определителем.


Применять знания:

- о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов для обоснования приёмов хранения продуктов питания, профилактика отравлений и заболеваний;

- о видах, природных сообществах для обоснования меры их охраны.

Сравнивать:

- царства живой природы;

- строение клеток бактерий, грибов, растений;

- различные ткани растений;

- природные и искусственные сообщества;

- семейства, классы покрытосеменных растений.

Наблюдать:

- сезонные изменения природы;

- результаты опытов по изучению жизнедеятельности растений.

Узнавать:

- клетки и ткани растений на микропрепаратах;

- органы растений;

наиболее распространенные виды растений своего региона ( в природе, в коллекциях, на гербарных материалах, рисунках, таблицах);

-съедобные и ядовитые грибы;

- культурные растения.

Делать выводы:

- о клеточном строении растений;

- о взаимосвязи строения и функций клеток, тканей, органов, систем органов;

- об историческом развит растительного мира.

Соблюдать правила:

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- проведение простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

- поведения в природе;

- профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


Список основной и дополнительной литературы

1). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005;


2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы – М: Вентана-Граф, 2005. – 72с;

1) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. издательства Дрофа;

2) Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 128с: 6 ил. – (Дидактические материалы);

3) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биолгия. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. 112с;

для учащихся:

1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 304с. 6 ил.;

2) Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги CССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с: ил.;


3) Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. – 336с.;

4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с: ил.;

5) Биология. Энциклопедия для детей. – М.:Аванта+, 1994. – с. 92-684;

6) Верилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред.и ст. шк. возраста. М.:Просвещение, 1994. – 218с;

7) Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М., 1997. – 350с.;

8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. – М.: Колос, 1992. – 350с;

9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издан. – М.: 1996. – 556с.;

10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с: ил.;

11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.;

12) Новиков В.С, Губанов И А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. – М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в ра требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный ком­плекс, (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.(электронное учебное издание), ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Перечень учебно – методического обеспечения:



литература для учащихся:


  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.

"Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 2005г.)

  1. Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники

(в двух частях). Пономарева И.Н. и др. - М., изд. центр "Вентана-Граф", 2001 г.

  1. "Книга для чтения по ботанике"

(сост. Д.И. Трайтак") М., "Просвещение", 1985 г.


литература для учителя:

  1. Падалко Н.В. и др.

"Методика обучения ботанике" (М., "Просвещение", 1982г.)

  1. Калинова Г.С., Мягкова А.Н.

"Методика обучения биологии: 6-7" (М., "Прос-вещение", 1989 г.)

  1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В.

"Биология - 6 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. "Вентана-Граф", 1993 г.

  1. Малеева Н.В., Чуб В.В

. "Биология: флора - 7 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. дом "Дрофа", 1997 г.

  1. Генкель П.А.

"Физиология растений", М., "Просвещение", 1985 г.

  1. Медников Б.М.

"Биология: формы и уровни жизни", М., "Просвещение", 1997г.