shkolageo.ru
добавить свой файл
1

Шибко Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа», первая квалификационная категория




Урок литературы в 11 классе


Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и делах,-

Я, конечно, спою …

Владимир Высоцкий.

Тема
: Владимир Семенович Высоцкий. Жизнь и творчество.


Тип урока: Ознакомление с новым материалом.


Цели урока:


Образовательная:
сформировать представление учащихся о творчестве В.Высоцкого.

Развивающая: расширить знания о русских поэтах, развивать умение выразительного чтения.

Воспитательная: воспитать интерес к творчеству В.Высоцкого

Оборудование: портрет В.Высоцкого, стенды, посвященные творчеству поэта, записи песен и видеозаписи.

Ход урока.

Слово учителя.

Владимир Высоцкий Сегодня не найти человека, который бы не знал этого имени. Актер, бард, поэт, композитор, Человек.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В роддом его маму провожала шумная компания – муж, соседи, подруги. Выходя из квартиры, загадали: если, согласно старинной примете, первым на пути встретится мужчина – родится мальчик, женщина – девочка. На лестнице они встретили соседку, возвращавшуюся с ночной смены. Будущий отец очень хотел сына, поэтому расстроился и раздраженно сказал: «Я в приметы не верю!» - и пообещал жене за сына наручные часы – по тем временам царский подарок.

Когда Семен Владимирович пришел в роддом, на вопрос, как там Высоцкая, ему ответили: «Покупайте часы!» Но часы своей жене он так и не купил: семья Высоцких жила бедно.

Первые годы жизни Володи прошли в многоквартирной коммуналке на Первой Мещанской. «Детские впечатления самые сильные,- вспоминал позже поэт в одном из своих выступлений.- Я помню с двух лет все события». Позже о доме и обстановке тех лет в квартире на Первой Мещанской он написал «Балладу о детстве». В этой песне-стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких людей.


Родители Володи хотели, чтобы он стал «нормальным советским инженером», и он поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Проучился в институте недолго: до первой сессии, а в новогоднюю ночь 1956 вылил на ватман флакончик туши и сказал: «Это не мое!»

«Своим» Володя считал театр. Он с первого захода поступил в Школу-студию МХАТ и закончил ее в числе нескольких лучших учеников.


Как бард Владимир Семенович впервые вышел на сцену в 1958 году. Это было в знаменитом студенческом клубе МГУ, и выступление Высоцкого имело большой успех. Вот только спеть все приготовленные для концерта песни ему тогда не удалось – в зрительном зале находился кандидат в члены Политбюро, который потребовал прекратить песни «хриповатого артиста».

Из автобиографии Высоцкого: «Мне казалось, что я пишу для очень маленького круга – своих близких друзей – и так оно и будет всю жизнь. Мы жили в одной квартире в Большом Каретном переулке, Мы собирались вечерами. Можно было сказать полфразы, и мы понимали друг друга в одну секунду – вот такая была притирка».


Звучит Песня «Большой Каретный»


Гитара у Владимира Семеновича появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом услышал пение Окуджавы.Его песни произвели на Высоцкого удивительное впечатление, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Высоцкий стал писать песни в этом стиле. В подражание Булату Окуджаве он пишет «Притчу о Правде»


«Притча о правде» (стихотворение читает ученик).


Нежная правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых, блаженных, калек.

Грубая ложь эту правду к себе заманила:

Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная правда спокойно уснула,

Слюни пустила и разулыбалась во сне.

Грубая ложь на себя одеяло стянула,


В Правду впилась – и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью.

Баба как баба, и что ее ради радеть?

Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,

Если, конечно, и ту, и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты

И прихватила одежды, примерив на глаз.

Деньги взяла, и часы, и еще документы,

Сплюнула, грязно ругнулась – и вон подалась.

Только к утру обнаружила Павда пропажу

И подивилась, себя оглядев делово:

Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,

Вымазал чистую Правду, а так – ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали:

«Ложь это все. И на Лжи одеянье мое…»

Двое блаженных калек протокол составляли

И обзывали дурными словами ее.

Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,

Мазали глиной, спустили дворового пса…

«Духу чтоб не было,- на километр сто первый

Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»

Тот протокол заключался обидной тирадой, -

Кстати, навесили Правде чужие дела,-

Дескать, какая-то мразь называется Правдой,

Ну, а сама пропилась, проспалась догола.

Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,

Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.

Грязная ложь чистокровную лошадь украла

И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за правду воюет,-

Правда, в речах его правды - на ломаный грош:

«Чистая Правда со временем восторжествует,

Если проделает то же, что ложь!»

Часто, разлив по сто семьдесят граммов на брата,

Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.

Могут раздеть – это чистая правда, ребята,-

Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.

Глядь – на часы твои смотрит коварная ложь,


Глядь – а конем твоим правит коварная Ложь.


Конечно, гитара только обостряет эмоции, актерское мастерство всего лишь проявляет, углубляет суть, но в целом – стихи, гитара, интонация – это жанр, в котором Высокий совершенствовался изо дня в день.


Первые песни – это дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называют блатными. В каждой из этих песен – извечное стремление человека к свободе, к любви, к друзьям, к близким людям, к любимой женщине.


Первая жена Высоцкого – однокурсница Иза Жукова. Свадьба была на Большом Каретном, в той самой коммунальной квартире. Но семейная жизнь у них не получилась. Они часто ссорились. А после того, как Володя встретил и полюбил молодую актрису Людмилу Абрамову, их брак распался. Людмила Абрамова стала женой Высоцкого и матерью двух его сыновей.

« День-деньской я с тобой, за тобой…» (стихотворение читает ученик».


День-деньской я с тобой, за Тобой,

Будто только одна забота.

Будто выследил главное что-то –

То, что снимет тоску как рукой.

Это глупо – ведь кто я такой!

Ждать меня – никакого резона,

Тебе нужен другой и - покой,

А со мной – неспокойно, бессонно.

Сколько лет ходу нет – в чем секрет!

Может, я невезучий! – не знаю!

Как бродяга гуляю по маю,-

И прохода мен нет от примет.

Может быть, наложили запрет!

Я на каждом шагу спотыкаюсь.

Видно, сколько шагов – столько бед.

Вот узнаю, в чем дело, - покаюсь.

Начало шестидесятых – трудный период в жизни Высоцкого. В это время у него разрыв с Л. Абрамовой. Безденежье, цепь бесконечных унижений. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы. Появляются первые нервные срывы, он много пьет. В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своем неопределенном положении, о бездуховности современного искусства, Но это был глас вопиющего в пустыне.



Знаменательным стал для актера 1967 год, когда он выпустил пластинку со своими песнями. В этом же году Высоцкий знакомится с Мариной Влади.


Она была в Париже («Наверно, я погиб…) (стихотворение читает ученик).


Наверно, я погиб: глаза закрою – вижу,

Наверно, я погиб: робею, а потом –

Куда мне до нее – она была в Париже

И я вчера узнал - не только в ём одном!

Какие песни пел я ей про север дальний –

Я думал: вот чуть-чуть – и будем мы на «ты»,-

Но я напрасно пел о полосе нейтральной-

Ей глубоко плевать, какие там цветы.

Я спел тогда еще – я думал, это ближе,-

«Про счетчик». «Про того, что с нею раньше был».

Но что ей до меня – она была в Париже,-

Ей сам Марсель Марсо чевой-то говорил!

Я бросил свой завод – хоть, в общем, был не вправе,-

Засел за словари на совесть и на страх.

Но что Ей оттого – она уже в Варшаве,-

Мы снова говорим на разных языках…

Приедет – я скажу по-польски: «Прошу, пани,

Прими таким, как есть, не буду больше петь…»

Но что Ей до меня – она уже в Иране,-

Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!

Она сегодня здесь, а завтра будет в Осле,-

Да, я попал впросак, да, я попал в беду!

Кто раньше с нею был, и тот, кто будет после,-

Пусть пробуют они – я лучше пережду.


10 лет у Марины и Владимира был ангел-хранитель – телефонистка Люся. Она помогала общаться во время вынужденных разлук и непредсказуемых сор. Часами Владимир Семенович ожидал на

почте, пока его соединят с Парижем. Писал стихи и читал их по телефону.


«Нет рядом никого…» (стихотворение читает ученик).


Нет рядом никого, как ни дыши.

Давай с тобой организуем встречу!


Марина, ты письмо мне напиши –

По телефону я тебе отвечу.

Пусть будет так, как года два назад,

Пусть встретимся надолго иль навечно,

Пусть наши встречи только наугад.

Хотя ведь ты работаешь, конечно.

Не видел я любой другой руки,

Которая бы так меня ласкала.

Вот по таким тоскуют моряки –

Сейчас моя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому –

Пусть, может быть, ты этому не рада,

Я для тебя могу пойти в тюрьму –

Пусть это будет за тебя награда.

Не верь тому, что будут говорить,

Не верю я тому, что люди рады.

И как-нибудь мы будем вместе пить

Любовный вздор и трепетного ада.


12 лет, которые они проживут вместе, станут годами отчаянной борьбы: для Высоцкого - за признание и творческую свободу, для Влади – за его жизнь и здоровье. Долгое время актер был, как ангелом, храним этой талантливой женщиной. Но даже любовь к ней оказалась не вечной. Высоцкий снова срывался в запои, пристрастился и к наркотикам.

Несмотря на это снимается в целом ряде фильмов. Кинематографисты, ухитряющиеся обходить запреты чиновников на Высоцкого, снимают его в фильмах «Единственная», «Как царь Петр Арапа женил», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Маленькие трагедии» и в знаменитом телесериале «Место встречи изменить нельзя» Ролью Жеглова путь Высоцкого в кино закончился.

Многие стихи Высоцкого написаны под сильным впечатлением от увиденного . Так, увидев по телевизору документальный фильм об охоте на волков с вертолета, Владимир Семенович не мог прийти в себя. Ему долго мерещились обезумевшие животные, которые старались зарыться в снег. Так пишется «Охота на волков» - из-за текста которой на Таганке запретили спектакль «Берегите ваши лица» Эти строки написаны по следам травли, устроенной Высоцкому в советской печати.

Звучит песня «Охота на волков» (песня 1968 г.).



Еще одна грань творчества Высоцкого – спортивные песни. Владимир Семенович любил поставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести. Он говорил: «Интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем писать просто так», И он находил таких людей, В зависимости от степени риска и сложившейся ситуации он пел о них с восхищением или добродушной улыбкой» - как в песне «Утренняя гимнастика».


(Видеозапись исполнения песни В. Высоцким).


А еще он пел про людей мужественных, настойчивых и целеустремленных.Он присутствовал при гибели известного альпиниста Живлюка. Под впечатлением написана песня «Здесь вам не равнина» - давайте послушаем.

Звучит Песня «Здесь вам не равнина».


Через год после этого Высоцкий снова приехал в горы и увидел, что слова этой песни высечены на могиле погибших ребят. Он пишет еще одну песню, «К вершине», посвященную погибшему в Альпах Михаилу Хергиани.


«Ну вот, исчезла дрожь в руках» (стихотворение).

Много песен посвятил Высоцкий теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о тех, кому плохо. Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества. В разработке темы войны он проявляет подлинно патриотические чувства. Памятью о павших, чувством глубокой скорби пропитано стихотворение «На братских могилах».


Звучит Песня «Братские могилы».

Даже удивительно, что поэта, способного выразить такие глубокие патриотические чувства, советская власть считала своим врагом и распространяла о нем всячески сплетни с целью принизить его образ в глазах слушателей и почитателей. Так, в 70-е годы спецслужбами была распущена сплетня о том, что Владимир Семенович Высоцкий уехал из страны и остался жить на Западе. Это, конечно, было для него очень легко осуществить, поскольку его супруга была гражданкой Франции. Но сам поэт не представлял себе жизни вне Родины. И он написал песню, чтобы ответить клеветникам и одновременно успокоить поклонников. В ней были такие слова:



«Не волнуйтесь – я не уехал,

Не надейтесь – я не уеду».


В 1973 году Высоцкий с Мариной Влади были в Западной Берлине. Всю дорогу он сидел мрачный и напряженный. Шел по улицам медленно. Останавливался у витрин магазинов и бледнел как полотно: «Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего!» Эта первая и долгожданная встреча с Западом вызвала непредвиденную реакцию. Это было не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в нашей стране, чем в Европе.


Поистине адом обернулся для России ХХ века «рай», который сулили ей власть имущие, и Высоцкий говорит об этом с присущей ему поэтической трезвостью. В сюжете «Райских яблок» звучит лирическая нота, свидетельствующая о сильном личном переживании народной трагедии


Очень трепетно относился Высоцкий к ролям в театре. Мечтал сыграть Гамлета. Но к этой роли он придет не скоро – только в 80-х годы. И каждый раз он играл эту роль как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. 27 июля 1980 года он тоже должен был играть Гамлета. Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию. Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда


За две недели до смерти Высоцкий посвящает стихи Марине Влади. Это его последние строки.


«И снизу лед, и сверху – маюсь между…» (стихотворение читает ученик).

И снизу лед и сверху – маюсь между, …

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно – всплыть и не терять надежду,

А там - за дело и ожиданье виз.

Мне меньше полувека – сорок с лишним,-

Я жив, Тобой и Господом храним,

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдать перед ним.

28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход…



И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день – оберегая от палящего солнца цветы. Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон гремели его песни. Эти строки каждый знал наизусть. Но, ни одна из них не была напечатана при жизни Высоцкого.


Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого, и тут же был уволен. После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1981, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием «Нерв».


Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры несколькими словами, то это будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине стал народным. Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.


Доброй шуткой, злой сатирой и в любом случае – нетерпимостью, но с доброжелательством, он боролся с карьеризмом, бюрократизмом, мещанством, а к пьянству относился как к бедствию нашей страны, тем более что испытал это горе на себе.


Песня « Я не люблю» (исполнение песни Высоцким, видеозапись)

И в завершение урока я хочу прочитать стихотворение учителя В.Высоцкого Булата Окуджавы:


О Володе Высоцком я песню придумать решил

Вот еще одному не вернуться домой из похода

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил.


Как умел. Так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом

Отправляться и нам по следам его по горячим

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,

Ну а мы вместе с ним посмеемся, и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,

Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,

Черный аист московский на черную землю спустился


Итог: определить тематику творчества Высоцкого.


Домашнее задание: Выучить наизусть одно из стихотворений Владимира Высоцкого.


Список литературы:

1. Марина Влади. «Владимир или прерванный полет». Москва: «Просвещение»,1989.

2. Владимир Высоцкий «130 песен для кино». М: «Киноцентр», 1991.

3. Владимир Высоцкий. «Баллада о любви». Красноярск: «Эффект», 1991.

4. Предметная неделя литературы в школе, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.