shkolageo.ru 1



4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления


Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать достаточными материальными и финансовыми ресурсами, а так же иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими.

Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, которые обеспечивают хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, создают условия его жизнедеятельности. Другими словами, материально-финансовые ресурсы являются экономической основой местного самоуправления.

Процесс формирования экономической основы местного самоуправления включает установление правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые связаны с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов призваны содействовать развитию экономической основы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом они обеспечивают:

- регулирование передачи объектов государственной собственности в муниципальную;

- передачу органам местного самоуправления материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

- участие в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы;

- компенсацию органам местного самоуправления дополнительных расходов, возникающих при выполнении принятых государственных решений;

- разработку государственных минимальных стандартов.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют:


- муниципальная собственность;

- местные финансы;

- имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;

- иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Одним из условий создания муниципального образования является наличие муниципальной собственности. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующий состав муниципальной собственности:

- средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

- имущество органов местного самоуправления;

- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

- муниципальные предприятия и организации;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

- муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

- муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

- другое движимое и недвижимое имущество.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая часть его, то есть средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и организациями, составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно, при этом доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.


Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной или иными формами собственности.

Существенным является положение о том, что органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Важной составной частью экономической основы местного самоуправления выступают местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Именно от состояния и размеров местного бюджета во многом зависит благосостояние территории, уровень предоставляемых общественных услуг.

При формировании местного бюджета в качестве минимально необходимых исходных данных должны быть известны источники его доходов и обязательные расходы. Формирование бюджета (процесс кратко-, средне- и долгосрочного планирования доходов и расходов) должно осуществляться на основе доходных источников местных бюджетов, закрепленных на долговременной основе.

Законодательством установлено, что в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации (в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе), финансовое средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, его сдачи в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.


Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, а сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Местный бюджет - не только форма финансового планирования, но и средство проведения определенной муниципальной политики. В качестве регулятора при этом используются местные налоги и сборы. Возможность проведения самостоятельной финансовой и социальной политики на территории муниципального образования обеспечивается правом, данным представительным органам местного самоуправления, самостоятельно устанавливать местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате. Другими словами реальный уровень финансовой самостоятельности местного самоуправления при существующей налогово-бюджетной системе определяется уровнем доходов от местных налогов.

Доходы, извлеченные из использования собственного или переданного имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, местный бюджет, в части, формируемой путем взимания местных налогов, сборов и платежей, а также средства муниципальных внебюджетных фондов составляют финансовую основу местного самоуправления.


Формирование и использование местных финансов основывается на принципах:

- автономии местных финансов; государственной финансовой поддержки;

- гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся:

- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. Нередко в общем объеме муниципальных финансов средства предприятий, направляемые на социальное развитие, занимают значительный удельный вес;

- территориальные внебюджетные фонды, источником формирования которых служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение. Представительные органы местного самоуправления получили право образовывать внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Нельзя обойти вниманием и право органов местного самоуправления выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. Обладая самостоятельными финансовыми ресурсами, муниципальные образования могут заметно повысить эффективность управления своими финансами, добиваясь их приращения.

Имеющиеся и вновь появляющиеся источники приращения муниципальной собственности в современных условиях играют все большую роль в повышении качества предоставляемых общественных услуг, обретении местными органами экономической самостоятельности и возможностей дальнейшего развития.

Однако надо признать, что темпы развертывания этого процесса недостаточны. Сдерживающим фактором является отсутствие ряда федеральных законодательных актов, развивающих закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части формирования финансово-экономической основы местного самоуправления.

Федеральной целевой программой государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.99 N 1394, предусматривается разработка предложений по формированию правовой основы финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе:

- по закреплению за местными бюджетами доходных источников (налоговых и иных, неналоговых поступлений), соразмерных полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований;

- по разграничению компетенций по доходам и расходам между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

- по формированию бюджетов муниципальных образований по стабильным нормативам;

- по формированию муниципального бюджета текущих расходов и бюджета развития муниципального образования;

- по оптимизации структуры местных налогов и сборов, в том числе расширению местной налоговой базы и совершенствованию системы налоговых льгот;

- по определению критериев отнесения объектов недвижимости к муниципальной собственности и порядка правового оформления права собственности муниципальных образований;

- по обеспечению эффективного использования государственных средств, переданных в целях реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, и установлению минимальных государственных социальных стандартов.