shkolageo.ru 1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА


по направлению 050300 «Филологическое образование».


ДИСЦИПЛИНА

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Направление: 050300 – Филологическое образование

Профиль: Иностранный язык и зарубежная литература, Иностранный язык и компьютерная лингводидактика, Иностранный язык и русский язык как иностранный, Литература и литературное редактирование, Русский и иностранный языки, Русский язык и литература, Русский язык как неродной и литература.

Курс: 2


Семестр: 3

Количество часов на дисциплину: 108

Количество аудиторных часов на дисциплину: 54

из них: лекций – 36, семинарских – 0, практических - 18


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ




Темы лекций

Кол-во часов

I

Возрастная психология как наука.

 

1

Предмет и основные понятия, задачи, проблемы и методы возрастной психологии и психологии развития. Исторический анализ понятия «детство».


2

II

Основные теории и проблемы периодизации психического развития.




2

Теория созревания А. Гезелла. Биогенетические (Ст.Холл, К.Бюлер) и социогенетические концепции (Дж.Уотсон, Эд.Торндайк, Б.Скиннер). Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн).

2

3

Критический период как взаимодействие организма и сре­ды в определенный отрезок времени (Г. Крайг).

2

4

Периодизации когнитивного развития. Стадии интеллектуального развития детей Ж. Пиаже

2

5

Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского.

2

6

Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

2

7

Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э.Эриксона. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

2

8

Роль раннего опыта в формировании личности: концепции З. Фрейда и А. Адлера. Позиция ребенка в семье (порядок рождения) как детерминанта стиля жизни. Психоанализ детства.

2


9

Стадии нравственного развития по Л.Колбергу и К. Гиллиган.


2

III

Особенности психического развития в разные возрастные периоды




10

Пренатальное развитие. Период новорожденности. Кризис рождения.

2

11

Психическое развитие младенца.

2

12

Развитие ребенка в раннем возрасте: от 1 до 3 лет. Кризис года.

2

13

Дошкольное детство: от 3 до 7 лет. Кризис трех лет.

2

14

Младший школьный возраст. Кризис 7 лет.

2

15

Подростковый возраст. Кризис 13 лет.

2

16

Юношество. Кризис 17 лет.

2

17

Психическое развитие в период зрелости.

2

18

Психологические проблемы развития в пожилом возрасте.



2

Итого:

 

36



Темы семинарских, практических, лабораторных занятий.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Знакомство. Обсуждение структуры курса.

Понятие о проблемах психического развития. Классификация проблем развития.

Диагностика проблем развития на примере одного из методов возрастной психологии.

2

2.

Кризисы психического развития.

2

3.

Предупреждение проблем развития ребенка до родов. Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка.

1

4.

Проблемы психического развития в младенческом возрасте. Сенсомоторное развитие и формирование привязанности.

1

5.

Проблемы эмоционального и речевого развития в раннем детстве.

1

6.

Роль контакта и игры в развитии дошкольника. Детские страхи.

1

7.

Готовность к школе и школьные страхи в младшем школьном возрасте.


2

8.

Проблемы развития в подростковый период и способы совладания с ними.

2

9.

Проблемы самоопределения в юношеском возрасте.

2

10.

Проблемы взаимоотношений в семье и их влияние на раз­витие человека в период зрелости.

2

11.

Проблемы пожилых и людей старческого возраста: перестройка самоотношения.

2

Итого:




18


Цели дисциплины:

  • Формирование профессиональной направленности на взаимодействие с людьми различного возраста,

  • Формирование готовности к диагностической и прогностической деятельности в отношении людей разного возраста

  • На основе знания возрастных особенностей создание условий для оптимального межличностного взаимодействия с людьми разного возраста.


Задачи дисциплины:

  • Освоение содержания основных понятий;

  • Формирование знаний о механизмах перехода с одной возрастной стадии на другую, о закономерностях развития, новообразованиях каждого возрастного периода, об условиях и факторах, определяющих особенности развития в каждый возрастной период;

  • Обучение умению понять возрастные особенности человека и его проблемы;
  • Обучение основам психологического анализа проблем развития в каждый из возрастных периодов.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

  • Соответствие содержанию образовательного стандарта по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

  • Соответствие содержания курса его целям и задачам.

  • Представленность в содержании взаимосвязи теорети­ческого и практического аспектов обучения.

  • Опора на высокий уровень самостоятельности бакалавров в использовании разных подходов, направлений в овладении навыками психологического анализа проблем раз­вития.

  • Необходимость подготовки бакалавров к работе с людьми разного возраста; выделению проблем, имеющих возрастные закономерности проявления в развитии, и готовности к их разрешению.


Программа учебного курса предназначена для планирования и проведения лекций и практических занятий со студентами обучающимися по учебной программе подготовки “бакалавра образования”. Учитывая изменение объема и смещения акцента в преподавании по различным учебным программам, объем содержания курса может варьироваться при сохранении тематического плана.

Курс основывается на знаниях, полученных студентами в базовом курсе «Общая психология».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:



Раздел I. Возрастная психология как наука

Предмет и основные понятия, задачи, проблемы и методы возрастной психологии и психологии развития. Понятие «возраста». Условия и факторы психического развития. Закономерности психического развития. Гетерохронность развития. Понятие о сензитивных периодах развития. Ведущая деятельность. Смена литических и критических периодов в развитии. Генотипическая и средовая обусловленность психического развития. Соотношение развития и обучения. Основные закономерности психического развития.


Понятие о проблемах психического развития

Характеристика психологической проблемы. Биологичес­кие и социальные факторы как причины проблем развития. Классификация проблем развития.


Кризисы и проблемы развития. Проблемы развития и со­бытия жизни. Проблемы развития и социальная дифференци­ация общества. Прогнозирование и предупреждение проблем развития. Пути разрешения проблем психического развития.


Раздел II. Основные теории и проблемы периодизации психического развития.

Теория созревания А. Гезелла. Биогенетические (Ст.Холл, К.Бюлер) и социогенетические концепции (Дж.Уотсон, Эд.Торндайк, Б.Скиннер). Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн).

Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского. Требования к критерию возрастной периодизации. Критерии периодизации Л. С. Выготского. Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского. Классификатор проблем ребенка: содержательный и возраст­ной подход. Психологические условия предупреждения кри­зиса возрастного развития.


Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Закон о периодизации детского развития. Структура и динамика возраста.


Роль раннего опыта в формировании личности: концепции З. Фрейда и А. Адлера. Позиция ребенка в семье (порядок рождения) как детерминанта стиля жизни. Психоанализ детства.

Кризисы (конфликты) и особенности их разрешения как ха­рактеристика стадиальности развития (Э. Эриксон). Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э.Эриксона. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

Критический период как нарушение равновесия организма и среды: аккомодация и ассимиляция как процессы уравновешивания (Ж. Пиаже). Стадии интеллектуального развития детей Ж. Пиаже. Периодизации когнитивного развития.


Уровни и стадии морального развития Л.Колберга и К. Гиллиган.


Раздел III. Особенности развития человека в разные возрастные периоды

3.1 Современные представления о пренатальном развитии человека.

Периоды пренатального развития (герминальный, эмбриональный, фетальный) и возможные проблемы. Тератогены (лекарства, наркотики, алкоголь, табак и марихуана) и нарушения нормального развития. Критические периоды пренатального развития. Материнские факторы, влияющие на пренатальное развитие: резус фактор, возраст.


Знание закономерностей процесса родов. Проблема материнства малолетних девочек.

3.2. Новорожденность и младенчество.

Психологические условия, способствующие нормативному развитию. Кризис рождения. Новорожденный. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству.

Период новорожденности как переходит от пренатального к постнатальному периоду человека.

Активность новорожденного. Соотношение сна и бодрствования. Основные рефлексы и сенсорные способности (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения). Эмоциональные реакции. Первые проявления темперамента. Комплекс оживления как первый акт общения ребенка со взрослым и психологический критерий окончания периода новорожденности.

Понятие младенчества: “ребенок, который не ходит” или “ребенок, который не говорит”? Развитие мозга младенца. Влияние раннего опыта на развитие нервной системы. Влияние сенсорной и социальной депривации на психическое развитие младенца. Госпитализм. Психологическая депривация и ее последствия. Развитие привязанности к матери. Тревога отделения. Страхи младенцев. Условия возникновения базисного доверия к миру (Э.Эриксон). Развитие зрительно-слухо-моторных координаций и акта хватания: зарождение намерения. Ориентировочный рефлекс и любознательность (ее биологическое и социальное значение). Общение младенца со взрослыми. Условные реакции на речь взрослого. Реакция на имя. Выполнение действий по простейшим словесным инструкциям взрослого. Доречевые реакции младенцев (гуление, лепет, модулированный лепет).

Основные психологические новообразования возраста.


3.3. Развитие ребенка в раннем возрасте: от 1 до 3 лет. Кризис года.

Автономная речь. Новообразования кризиса одного года. Освоение и совершенствование ходьбы.

Социальная ситуация развития ребенка от года до трех лет. Развитие ориентировочной основы предметных действий и усвоение “орудийной логики” (Д.Б.Эльконин).


Развитие восприятия. Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов. Предметно-манипулятивная деятельность. Ручные и орудийные действия.

Языковое развитие ребенка в раннем возрасте. “Дограмматический” этап в развитии речи. Появление первых слов. Развитие смысловой стороны речи.

Роль общения в психическом развитии человека. Особенности развития на разных этапах онтогенеза (М.И.Лисина).

Специфика самооценок ребенка раннего возраста. Появление социальных эмоций. Эмоциональная привязанность к родителям и развитие чувства любви. Стыд и сомнение. Чувство вины. Зависть, гордость и притязание на признание. Страхи в раннем детстве.


3.4. Дошкольное детство: от 3 до 7 лет. Кризис трех лет.

Симптомы кризиса. Новообразования кризиса трех лет. Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте.

Восприятие пространства и ориентация во времени. Мышление дошкольника: переход от символического к интуитивному (дооперациональному) мышлению (Ж.Пиаже). Необратимость мыслительных операций. Центрация главная характеристика мышления дошкольника. Познавательный эгоцентризм как частная форма центрации. Развитие социального познания: восприятие и понимание других людей. Продуктивные виды деятельности.

Дальнейшее развитие словаря и грамматики. Онтогенез сложного предложения. Осознание словесного состава речи. Чувствительность к ошибкам собственной речи и речи других. “Языковые игры” и словотворчество.


Развитие памяти.

Развитие личности и социального поведения в дошкольном возрасте. Самосознание дошкольника. Осознание полимотивированности поведения: конфликт и соподчинение мотивов. Развитие самоконтроля.

Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры для психического развития ребенка. Продуктивные виды деятельности дошкольника: рисование, лепка, конструирование и аппликация. Возникновение элементарной трудовой деятельности.


Моральное развитие в дошкольном возрасте. Нравственные представления и реальное поведение. Детская совесть и детская ложь. Моральные чувства.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Распознавание эмоций и социализация выразительных движений. Расширение спектра чувств: интеллектуальные, эстетические, социальные чувства. Страхи дошкольников. Эмпатия как единство познания и переживания эмоций.

Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.

Психологическая готовность ребенка к школе: структура и формирование.

Основные психологические новообразования дошкольного периода.


3.5. Младший школьный возраст. Кризис 7 лет.

Симптомы и протекание кризиса 7 лет. Новообразования кризиса.

Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Особенности физического развития и поступление в школу. Проблемы адаптации к школе.

Развитие двигательных навыков. Грубая и тонкая моторика. Совершенствование координации движений.

Когнитивные возможности младших школьников. Переход к мышлению на уровне конкретных операций. Освоение основных логических операций и приемов логического вывода. Развитие внутреннего плана действия и познавательной рефлексии. Развитие самоконтроля и приемов управления познавательными процессами.

Учебная деятельность как ведущая деятельность. Мотивы учения младших школьников. Формирование умения учиться и критически мыслить.

Преодоление непроизвольности. Создание потенциала для развития на последующих ступенях. Становление ответственности, самостоятельности, инициативы: потребности и возможности. Неполные семьи: факторы риска.

Основные психологические новообразования возраста.


3.6. Подростковый возраст. Кризис 13 лет.

Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Взгляды психологов на причины «кризиса подросткового возраста». Проблема продолжительности подросткового возраста, критерии его начала и конца.


«Чувство взрослости» – как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Формы проявления чувства взрослости. Основные причины кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.

Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками как особого типа деятельности. Общество сверстников в школе и вне ее. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях. Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков.

Половая идентичность и сексуальное поведение. Половые различия в проявлениях сексуальности. Факторы, влияющие на ранние сексуальные отношения: уровень образования, психологическая конституция, отношения в семье, биологическое созревание.

Роль нового типа общения в формировании самосознания как основного новообразования данного периода. Самосознание как «перенесенная внутрь» форма социального сознания. Возникновение внутренней жизни как особой сферы жизни.

Учебная деятельность младших и старших подростков: причины спада и повышения успеваемости. Интересы и их изменения. Стабилизация интересов и проблема профессиональной направленности.

Когнитивные изменения в отрочестве. Достижение уровня формальных операций (Ж.Пиаже). Расширение сферы социального познания и склонность к самоанализу. Подростковый эгоцентризм и его проявления: “черно-белое” мышление, “абстрактность”, “воображаемая аудитория”, “персональный миф”.

Развитие моральных суждений и формирование мировоззрения. Развитие и особенности аффективно - потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Развитие чувств, особенности их переживания и выражения. Проблема оценки и самооценки. Формирование самоопределения и направленности личности. Факторы, определяющие индивидуальные варианты развития. Возникновение новых потребностей.


Основные психологические новообразования подросткового возраста.


3.7. Юношеский возраст. Кризис 17 лет.

Варианты протекания кризиса.

Юность и юношество в исторической перспективе. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Объективная и субъективная ценность и значимость юности в психическом развитии человека.

Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития.

Познавательная сфера и творчество в юношеском возрасте: теоретическое мышление, роль учения в формировании личности, критичность и критиканство.

Особенности общения в юности. Проблема отцов и детей. Потребность в доверительном общении со взрослыми. Общение со сверстниками. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Притязания на уникальность и способы его удовлетворения в общении.

Взаимодействие со сверстниками. Социальное сравнение. Тесная дружба и близкие отношения. Половая дифференциация в группах: разнополая дружба, свидания, влюбленность и юношеская любовь. Клики, компании и одиночество. Добровольное уединение.

Развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Проблема позитивной социальной активности.

Половозрастные особенности юношей и девушек. Психология сексуальных взаимодействий. Любовь в юности. Ранний брак.

Референтные группы как источники информации о возможных вариантах идентичности. Четыре основных статуса идентичности (ДЖ. Марсия): предрешенность, диффузия, мораторий и достижения идентичности. Влияние статуса идентичности на социальные отношения, Я-образ и стрессоустойчивость. Половые различия в поведении и установках юношей в зависимости от их статуса идентичности.

Юность – возраст начала развития личности как саморазвития и сознательного самосовершенствования. Личностное самоопределение в юности. Развитие творческой активности как самовыражения. Юношеские дневники и их значение для самопознания и самосовершенствования. Формирование мировоззрения. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте.


Основные психические новообразования юношеского периода.


3.8. Психическое развитие в период зрелости

Проблемы психического развития в первый период зрелости. Близость против изоляции. Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности. Освоение профессии и профессионализация. Проблемы личностного развития. Проблемы в семье и ее развитие.


Проблемы психического развития во второй период зрелости. Генеративность против стагнации. Психологические проблемы связанные с профессиональной деятельностью. Взаимоотношения в семье.


3.9. Психологические проблемы в пожилом возрасте

Целостность против отчаяния. Перестройка самоотношения. Отношения с родственниками. Потеря социальной активности (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество). Утрата смысла жизни, страх смерти.


Основные понятия дисциплины

Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерми­нант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического раз­вития; психическое развитие, созревание, психические новообразования, социальная ситуация развития, кризисы в развитии; психомоторное и сенсорное развитие, когнитивное развитие, психосоциальное развитие, развитие Я – концепции, пренатальное развитие новорожденность, младенческий возраст, ранний возраст, дошко­льный возраст, младший школьный возраст, психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; ста­рение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых усло­виях.


Аттестация:

Текущая аттестация качества усвоения знаний:

В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения студентами содержания дисциплины. Для этого используются различные устные и письменные формы аудиторной и внеаудиторной, в том числе самостоятельной, работы студентов в виде:


  • контрольных работ с вопросами репродуктивного, продуктивного, проблемного характера;

  • дискуссий;

  • докладов с последующим обсуждением

  • практических и творческих заданий;

  • аналитических обзоров литературы по конкретным вопросам;

  • презентаций и иллюстраций содержания ученого материала примерами из художественной литературы;

  • рефериро­вания и аннотирования научной литературы,

  • решения психо­логических задач,

  • моделирования проблемных ситуаций раз­вития и их анализа по разработанному алгоритму;

  • обобщения материала в виде классификационных схем.


Система текущей аттестации может рассматриваться как основа для построения итоговой аттестации, предполагающей использование накопительной оценки.

а) Текущая аттестация по материалам тем лекций.

1. Что является предметом изучения в возрастной психологии:

а) возникновение и развитие психических процессов;

б) раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому;

в) психически управляемая деятельность.

2. Какой возраст изучает психология:

а) абсолютный;

б) относительный.

в) субъективный

3. Под детством понимается:

а) период от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости;

б) период от новорожденности до полного физиологического созревания;

в) период от новорожденности до овладения основными моторными навыками и речью.

4. Закономерностями психического развития являются:

а) ригидность;

б) гетерохронность;

в) стадиальность;

г) лабильность.

5. Под ведущей деятельностью в психологии понимается:


а) деятельность, которой больше всего занят ребенок;

б) наиболее любимые ребенком занятия;

в) деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход к новой ступени развития.

6. Возрастные периоды, в течение которых наблюдается оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов, называются:

а) кризисными;

б) литическими;

в) сензитивными;

г) аналитическими.

7. Выберите признаки критических периодов развития:

а) это периоды поступательного развития;

б) имеет четко очерченные границы;

в) трудновоспитуемость;

г) негативный характер развития;

д) размытость границ и наличие кульминационной точки.

8. Выберите критерии сформированности личности по З. Фрейду:

а) биологическое созревание;

б) стремление работать;

в) способность любить другого человека;

г) развитие сексуальности.

9. Критериями возрастной периодизации по Э.Эриксону являются:

а) изменение характера взаимоотношений с социумом;

б) кризисы развития, как источник формирования хорошей или плохой приспосабливаемости;

в) сексуальное развитие;

г) ведущий вид деятельности.

10. Феномены психического развития, открытые Ж.Пиаже:

а) эгоцентризм;

б) синкретизм;

в) Эдипов комплекс;

г) обратимость мыслительных операций.

11. Изменение эгоцентрической позиции происходит:

а) с возрастом;

б) при появлении новых знаний;

в) при соотнесении своей точки зрения с точками зрения других людей.

12. Какая из стадий пренатального развития является наиболее важной при формировании всех основных систем организма будущего ребенка:

а) герминальная;


б) эмбриональная;

в) фетальная.

13. Что является причиной возникновения различных патологий у плода:

а) тератогены;

б) бактерии;

в) употребление матерью витаминов.

14. Особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями – это:

а) сензитивные периоды;

б) возрастные кризисы;

в) посттравматические кризисы.

15. Согласно концепции Д.Б. Эльконина ведущей деятельностью в младенческом возрасте является:

а) игра;

б) предметно - манипулятивная деятельность;

в) непосредственное эмоционально-личностное общение;

г) интимно-личностное общение.

16. «Комплекс оживления» является симптомом:

а) окончания периода новорожденности;

б) нормального протекания развития ребенка;

в) окончания периода младенчества.

17. Общение с младенцем взрослых людей:

а) является необязательным условием развития в этом возрасте;

б) способствует эмоциональному развитию младенца;

в) вызвано желанием самих взрослых;

г) является главным фактором психического развития ребенка в этом возрасте;

д) способствует развитию понимания человеческой речи.

18. Содержание кризиса 1 года:

а) ходьба;

б) автономная речь;

в) протестные реакции;

г) развитие собственного словаря.

19. Назовите доминирующую психическую функцию в раннем возрасте:

а) мышление;

б) память;

в) восприятие.

20. Выберите признаки, характеризующие ребенка 1 – 3 лет:

а) не может лгать и придумывать;

б) может играть с другими детьми;

в) осложнен перенос действий из одной ситуации в другую;

г) осваивает орудийные действия;


д) знакомиться со смыслами, значениями предметов и слов.


б) Контроль по материалам всего курса. (Задания выполняются по вариантам).

В – I.

1. Объясните, каков механизм зарождения отчуждения между подростком и родителями.

2. Проявите психологическую компетентность. Как вы считаете, какими личностными качествами обладают долгожители.

В – II.

1. Докажите, что один и тот же человек может иметь разный возраст.

2. Поясните положение: психическое развитие младенца опосредовано состоянием организма.

В – III.

1. Изобразите в виде схемы соотношение таких явлений, как созревание, обучение, развитие, генотип.

2. Проявите психологическую компетентность по проблеме. Психическое развитие подростка опосредовано его ведущими потребностями.

В – IV.

1. Дайте психологический портрет ребенка дошкольника 5-6 лет.

2. Проявите психологическую компетентность по проблеме: конформизм в группе подростков с асоциальным поведением.

В – V.

1. Этапы развития взаимоотношений между родителями и детьми на протяжении онтогенеза.

2. Проявите психологическую компетентность по проблеме: влияние игровой деятельности на запоминание.

В – VI.

1. В чем практический смысл знаний о закономерных стадиях психического развития.

2. Проявите психологическую компетентность по проблеме: адаптация к своему внешнему облику в подростковый период.

В – VII.

1. Приведите доказательства влияния потребности в самоутверждении среди сверстников на психическое развитие подростка.

2. Проявите психологическую компетентность по проблеме: разрешение Эдипова комплекса (комплекса Электры) у дошкольника.

В – VIII.

1. Обоснуйте развивающую роль игры в дошкольном возрасте.

2. Проявите психологическую компетентность в рассмотрении проблемы: одиночество в юности.


В – IX.

1. Каким образом и для каких целей можно использовать игровые ситуации в различные периоды жизни. Поясните психологическую целесообразность и обусловленность этого.

2. Проявите психологическую компетентность по вопросу: адаптация к требованиям учебной деятельности при поступлении в школу.


Итоговая аттестация

Зачет по дисциплине может проводиться как традици­онно (по вопросам, тестам), так и в нетрадиционных формах (защита предлагаемого анализа проблемной ситуации развития и обоснование путей разрешения и предупреждения проблемы в развитии), ориентированных на использование усвоенных теоретических знаний в активном взаимодействии и диалоге с преподавателями, студентами.


Примерный список вопросов к итоговой аттестации:


  1. Понятие возраста в психологии.

  2. Условия и движущие силы развития.

  3. Содержание, средства, механизмы социализации, как условия развития личности в онтогенезе.

  4. Общие закономерности психического развития в онтогенезе.

  5. Гетерохронность развития. Понятие «сензитивного периода развития» личности.

  6. Понятие «акселерация». Причины акселерации.

  7. Категория «ведущая деятельность» в психологии.

  8. Понятие «социальная ситуация развития» и проблема периодизации развития.

  9. Критические и литические периоды развития в онтогенезе.

  10. Социальная ситуация развития ребенка младенческого возраста.

  11. Развитие общения ребенка от рождения до школы как отражение его актуальных потребностей.

  12. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.

  13. Социальная ситуация развития и характеристика дошкольного возраста.

  14. Развитие сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности ребенка-дошкольника.

  15. Познавательное развитие дошкольника.

  16. Кризис 7-летнего возраста в онтогенезе.


  17. Физиологическое развитие ребенка 7 лет и проблема поступления в школу.

  18. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

  19. Учебная деятельность и познавательное развитие в младшем школьном возрасте.

  20. Развитие общения в младшем школьном возрасте.

  21. Социальная ситуация развития подростка.

  22. Физиологическое развитие подростка и связанные с этим психологические проблемы.

  23. Кризис 13 лет и его симптомы. Характеристика типичных поведенческих реакций подростка.

  24. Развитие личности подростка (направленность, индивидуально-типологические особенности).

  25. Познавательное развитие подростка.

  26. Развитие общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте.

  27. Физиологическое развитие юноши и проблема идентичности.

  28. Ведущая деятельность и проблема Я-идентичности.

  29. Формирование структуры личности в онтогенезе.

  30. Становление сознания в онтогенезе. Развитие самосознания и самооценки.

  31. Проблемы психологической готовности к обучению в школе.

  32. Предмет возрастной психологии. Актуальные проблемы возрастной психологии, и ее современное состояние.

  33. Кризисы новорожденности, 1-го, 3-го года жизни и их симптоматика.

  34. Причины трудновоспитуемости и способы их преодоления в возрастном аспекте.

  35. Структура личности по-Фрейду и этапы ее развития в онтогенезе.

  36. Психо-социальная периодизация развития Э.Эриксона.

  37. Цель и смысл жизни в психоаналитической концепции развития личности.

  38. Развитие личности с точки зрения гуманистической психологии.

  39. Стадии когнитивного развития ребенка по-Пиаже.

  40. Понятие интеллекта и критерии сформированности теоретического мышления.

Организация самостоятельной работы:


Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, её формы и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную работу по педагогической поддержке студента в ходе выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по курсу, включает:


  1. самостоятельное изучение тем дисциплины и предоставление результатов в виде творческих сообщений, докладов и презентаций, с использованием различных технологий активных методов обучения;

  2. углубленное изучение отдельных тем с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.


Формы организации самостоятельной работы: реферирование и аннотирование научной литературы, конспектирование первоисточников. Подготовка докладов по предложенным на выбор проблемам, с целью изучения и понимания причинной обусловленности развития человека.

Типовые задания для самостоятельной работы:

  1. психологический анализ явлений: постановка, поиск причин разрешение возрастной проблемы;

  2. задания на обоснование типичных поведенческих реакций в каждом возрастном периоде;

  3. самоанализ собственного возрастного развития и особенности взаимодействия со взрослыми на каждом возрастном этапе;

  4. моделирование конфликтных ситуаций в разные возрастные периоды с последующим анализом причин их возникновения и возможностей их преодоления.


Темы для самостоятельного и углубленного изучения и подготовки индивидуальных творческих сообщений на практических занятиях по возрастной психологии представлены в Приложении 1. Технологическая карта по дисциплине.




Рекомендуемая литература:

А) основная:

  1. Абрамова Т.С. Возрастная психология - М., 1999.
  2. Бурменская Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007.


  3. Гамезо В.М. и др. Возрастная психология. (Личность от молодости до старости). – М., 1999.

  4. Крайг Г. Психология развития. - СПб: Изд-во “Питер”, 2007

  5. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Психология старости и старения: Хрестоматия. М., 2003.

  6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М., 2002.

  7. Крейн У. Психология развития человека – СПб, 2007.

  8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2006.

  9. Психология человека: от рождения до смерти Под ред. Реана А.А. – СПб, 2007.

  10. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006


Б) дополнительная:

  1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991

  2. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000, 350с.

  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

  4. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упу­щенных возможностях. СПб., 1992.

  5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. – 1979 - № 2, № 4.

  6. Выготский Л.С.Психология развития как феномен культуры. М.,1996, 512с.

  7. ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 2. М., 1992.

  8. Дик-Рид Г. Роды без страха. СПб., 1996.

  9. Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребен­ка. СПб., 1994.

  10. Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психо­логического бессмертия. Вологда, 1995.

  11. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 2000.

  12. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2001.

  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1997.
  14. Кэрол Флейк-Хобсон и др. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.


  15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.1997, 384с.

  16. Мален П., Конгер Д., Каган Д., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты. М., 1982.

  17. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблема­ми развития. СПб.: Речь, 2006.

  18. Маслоу А.Г.Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997,432с.

  19. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

  20. Мухамедрахимов Р. Мать и младенец: психологическое взаи­модействие. СПб.: Речь, 2003.

  21. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975.

  22. Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 1999.

  23. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978,159с.

  24. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.1994, 679с.

  25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997, 255с.

  26. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Ака­демия, 2000.

  27. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Под ред. А.И.Щербакова. – Л., 1990.

  28. Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005.

  29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

  30. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Пробле­мы становления личности. М., 1994.

  31. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология Л., 1990.

  32. Снайдер М., и др. Ребенок как личность. – М., 1995.

  33. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. – СПб, 1996.

  34. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991, 207с.

  35. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. – М., 1999.

  36. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис. – М., 1981.
  37. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Речь, 2001.

  38. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Практическое пособие для родителей. Л., 1981.

  39. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с агнл. СПб. – 1996.

  40. Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис. М., 1996, 343с.



Составитель программы – канд. психол. наук, доцент Ю.С. Пежемская (кафедра психологии развития и образования)