shkolageo.ru
добавить свой файл
1

Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения «Красногвардейская гимназия»

Башкатовой Натальи Яковлевны


Тема опыта:

«Проектная методика как средство формирования ключевых компетенций учащихся»


Донское 2012

Идея опыта (главная цель)

Педагогический потенциал проектной технологии заключен в достижении следующих целей:

- развитие интереса к поиску новых, творческих путей и форм решения поставленных образовательных задач;

- формирование условий для самообразования и возникновения познавательной потребности - стремления к самостоятельному поиску и отбору необходимой информации;

- закрепление уже известного материала;

- повышение уровня самостоятельности учащихся посредством

самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы;

- развитие сплоченности коллектива, критическое

мышление, воображение, смекалка в процессе работы над проектом;

- повышение уровня внутренней мотивации учащихся;

  - повышение уровня самостоятельности учащихся  -  повышение общего интеллектуального развития учащихся.


ФИО: Башкатова Наталья Яковлевна

Образование: высшее

Название ( полное) учебного

заведения, год его окончания: Орский государственный педагогический институт, 1978 год

Специальность по диплому: немецкий и английский языки

Место работы: Красногвардейская гимназия

Должность: учитель немецкого языка

Педагогический стаж: 33 года

Стаж работы в занимаемой

должности: 27 лет

Квалификация: высшая категория

Награды: грамота РОО и грамота ГУО Оренбургской области

1. Условия формирования опыта

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа сегодня – это место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания.

Сегодняшний ученик – это завтрашний студент и взрослый человек, поэтому навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в Высшем учебном заведении и дальнейшей своей карьере.

В современном обществе стало очевидным успешность и

востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Необходимо

готовить учащихся к тому, что знания важно не только усваивать, но и

преумножать, творчески перерабатывать, практически их использовать.

Современная общеобразовательная школа должна формировать

целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.


2.Теоретическая база опыта.

1.Байдурова Л.А. Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2002, №1. - С. 5 -11.


2.Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе. – 2005, №8.-С. 6 -11.

3.Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2001, № 4. -С. 5 - 8.

4.Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005, №3. -С. 24 – 28.

5.Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2002., №1.- С. 11 – 14.

6.Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира к - к ребенку. Изд.-во «Карапуз», 2009, С. 192-193

7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие М., 2005.С. 25-28.

8. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня : реформы, нововведения, опыт: журнал. – 2006, №8. -  С. 20-26.

9.Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков./ – СПб., 2001.

10 . Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Прил. к приказу Минобразования России № 393 от 11.02.2002 г. М., 2002.

11. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка./ – М. 2003. – С. 23-25.

12. Крылова Н.Б.. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. // Новые ценности образования ТЕЗАУРУС, 2005, выпуск 5(24). С. 62

13. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога.

// Народное образование, - 2005, № 2. -С. 103 -111.

14. Лукьянчикова М.Е.. Опыт литературного e-mail проекта. // Иностранные языки в школе. – 2003, № 1. -С. 59 - 64.

15. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 1999, №4. – С. 19 – 20.


16.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. – 2006, № 4. С. 61 – 66.

17.Нехорошева A.B. Из опыта работы по проектной методике. // Иностранные языки в школе. - 2002, № 1. -С. 18 -21.

18. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. /-М: Просвещение, 2003.

19. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.. Современные и информационные технологии в системе образования./ -М.: Издательский центр «Академия». 2007 - С. 218 - 225, 238 - 240.

20. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000, № 2. С. 4-5.

21. Полат Е.С.. Метод проектов на уроке иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000, № 3. С. 3 -9.

22. Прокофьева Л.Б. Статья «Открытые образовательные технологии, исследовательская деятельность школьников». // Школьные технологии.- 2006, №4. С. 108 -114.

23. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. С.8 – 12.

24. Савва Л.И., Салдатченко А.Л.. Что такое коммуникативность школьника. // Вестник образования. – 2002, № 3. С. 2 - 29.

25. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./ М.: НИИ школьных технологий. 2005. 288 с.

26. Селевко Г.К.и другие. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. // Народное образование. 2004, № 4.С. – 144.

27. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. /- М.: АРКТ. 2005. - 13 с.

28. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7-ом классе // Иностранные языки в школе. – 2002, №4. С. 53 – 55.

29. Соловова Е. М. Подготовка учителей иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. - 2001, №4. С. 8 - 11.


30. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002, №3. С. 41 - 46.

31. Чанилова Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2000, № 4. С. 62 – 65.

34. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 5 – 6.

Электронные ресурсы

1.Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

2.Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro

3.Использование интерактивных технологий как путь достижения нового качества образования. Сайт. http/ Aorumpoipkro,forum24/ru/?1-5-0-00000001-000-00

4.Васенкова М.В. КазНПУ им. Абая, Алматы. Технологии интерактивного обучения РКИ на основе компетентно – деятельностного подхода. http://www/rusnauka/com/CCN/Pedagogica/5-vactnkova/rtf.htm.

5.Дистанционное обучение: :Теории: : Педагогические технологии в ДО. Сайт Dl/nw/theories/technologies/.

3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно - воспитательного процесса:

Актуальность темы нашего проекта определяется тем, что, прежде всего в него заложен принцип, который классик гуманистической психологии К. Роджерс считает основным: ученик с помощью проектной программы включен в активный, самостоятельный процесс учения, а учитель в этом процессе его сопровождает, помогая освоить приемы учения и самоуправления. При этом учитель, освобожденный от сугубо преподавательской и жесткой управленческой нагрузки, получает, наконец, реальную возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому ученику, организовывать взаимодействие и взаимопомощь учащихся.


Что касается иностранного языка, то основной задачей считается формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно – познавательной деятельности школьника на продуктивно – творческий уровень. Работа учителя иностранного языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

Как известно, современная педагогическая наука определяет 7 ключевых

компетентностей: 1. Ценностно-смысловую;

2. Общекультурную;

3. Учебно-познавательную;

4. Информационную;

5. Коммуникативную;

6. Социально-трудовую;

7. Личностную – самосовершенствование.

Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно - поисковой деятельности.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, так как она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения.

В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся школы: около 90 % учителей считают необходимым вовлечение учеников в проектно-исследовательскую деятельность; около 70 % опрошенных учащихся хотели бы заниматься проектной и исследовательской деятельностью в рамках изучения учебных дисциплин, а также ежегодное увеличение числа участников школьников научных конференций.


Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

В рамках школьного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся.

Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна.

Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность. (Чанилова Н.Г.)

Теоретический анализ исследований и практики позволили сформулировать проблемы в педагогической деятельности учителей:

- не все учителя не владеют проектной технологией;


- нет четкого представления об организации исследовательской деятельности учащихся;

- отсутствуют четкие представления и о формировании ключевых компетенций у учащихся в процессе организации проектной деятельности.

Серьезной проблемой является создание контрольно-измерительных материалов, позволяющих отслеживать развитие компетентностей.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Проектная методика как средство формирования ключевых компетенций учащихся».

Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной, качественной цели, которой может ученик достичь по завершении проекта, критериев, уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.

 В ходе проводимого исследования нами использовались следующие методы: анкетирование, интерьвьюирование, тесты достижений, тесты интеллекта, включенное педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, самооценка и оценка независимых экспертов, теоретический анализ результатов исследования.

Программа проекта содержит теоретическую, содержательную организационную часть. Теоретическая часть включает в себя рассмотрение основных теоретических положений, которыми должен пользоваться педагог - исследователь.

Практика нашей гимназии убедительно показывает, что начиная с подросткового возраста в образовательных учреждениях необходимо создавать условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов.

В настоящее время в Высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения итоговой аттестации в виде ЕГЭ и получение дальнейшего образования в ВУЗАХ страны.


Большая часть выпускников школы считает, что организация самостоятельной познавательной деятельности позволит им в дальнейшем успешно обучаться и строить профессиональную карьеру.

Практика работы гимназии показывает, что использование данной педагогической технологии позволяет учителю строить учебный процесс с учетом личностно - ориентированных технологий. Образовательная деятельность осуществляется каждым учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями.

4. Новизна опыта:

Проектное обучение-альтернатива классно-урочной системы, используется как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения. Проектное обучение раздвигает узкие рамки отдельных предметов. Помогает получить комплексные знания, способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

1. Ценностно-смысловой;

2. Общекультурной;

3. Учебно-познавательной;

4. Информационной;

5. Коммуникативной;

6.Социально–трудовой; 7. Личностной – самосовершенствование

Особая роль в формировании ключевых компетентностей учащихся принадлежит проектной деятельности. Проектное обучение направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь их применять на практике.

Проект может быть индивидуальным, но обычно является результатом совместных действий.

При работе над проектом учитель выполняет следующие функции:

- помогает учащимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом.

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.

По-мнению Cергеева И.С. цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ( формирование информационной и общекультурной компетенций);


- пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (формирование учебно-познавательной компетенции);

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах ( формирование коммуникативной компетенции);

- развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение)(формирование социально- трудовой и личностной компетенций - самосовершенствование);

- развивают системное мышление (формирование ценностно-смысловой компетенции).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

1. Технология проектного обучения убирает узкие рамки отдельных предметов и направлена на формирование ключевых компетенций учащихся.

2. Технология главным делает не трансляцию знаний, а идеологию развития.

3. Технология меняет систему общения учителя и ученика.

5. Адресная направленность опыта:

Представленные материалы могут быть использованы в педагогической практике учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

6.Трудоемкость опыта:

1. Учет индивидуальных особенностей учителя и учащегося;

2. Последовательность и логичность в достижении поставленных целей;

3. Системность учебной, методической, воспитательной и развивающей деятельности;


  1. Научность в организации практической и исследовательской деятельности учителя;

  2. Перспективность в исследовании проблемы.

Общий принцип, таким образом, на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.


7.Технология опыта

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию ключевых компетенций учащихся. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Проект осуществляется по определенной схеме. Этапы работы над проектом предполагают прохождение так называемых «десяти шагов».

1. Подготовка к проекту - приступая к созданию учебного проекта, следует предварительно изучить индивидуальные способности, жизненный опыт каждого ученика, выбрать тему проекта, определить проблему и обсудить её с учениками.(Формирование ценностно- смысловой компетенции).

2. Организация участников проекта - формируются группы учащихся, ставятся задачи перед каждым, распределение обязанностей, учитывая склонности и возможности каждого.(Формирование личностной компетенции-самосовершенствование).

3. Выработка плана действий, какая необходима информация, определение сроков работы над проектом.(Формирование информационной, учебно-познавательной компетенций).

4. Подготовка к сбору информации.( Формирование ценностно- смысловой компетенции )

5. Сбор информации.( Формирование информационной, учебно-познавательной общекультурной компетенций,).

6. Обсуждение информации проводится в виде урока – обсуждения, дискуссии .(Формирование коммуникативной компетенции).

7. Отбор и организация полученной информации, определение способов реализации проекта. Очень важно не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».( Формирование информационной, учебно-познавательной, общекультурной компетенций,).

8. Подготовка к презентации – редактирование и проверка учителем всей черновой работы учащихся, исправление ошибок.(Формирование личностной компетенции - самосовершенствование).


9. Презентация проекта (формирование социально-трудовой компетенции).

10. Подведение итогов проектной работы, оценка учащимися проекта осуществляется самими учащимися и оценка обязательно должна быть положительной. ( Формирование общекультурной и личностной компетенций).

Мы разработали также критерии оценки учебных проектов:

- Объем выполненной работы.

- Сложность, использование знаний, выходящих за рамки программы.

- Качественное и эффективное использование возможностей среды, в которой разрабатывался проект.

- Пользовательский интерфейс (дизайн).

- Корректность разработки с точки зрения представления материала.

8.Основные компоненты опыта

1.Создана программа деятельности учителя по организации работы с одаренными учащимися в условиях гимназии с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого ;

2.Учителем подготовлено 2 профильных курса для удовлетворения запросов учеников- старшеклассников: «Немецкий язык. Деловое и повседневное общение » , «Страноведение. Германия: страна и люди»

3. Ведутся диагностические исследования личностных достижений учащихся на всех ступенях обучения по иностранному языку;

9. Результативность опыта

Результативность введения проектной деятельности на занятиях иностранным языком оценивалась прежде всего по результатам текущего лексико-грамматического тестирования, анкетирования по вопросам листа самооценки, а также психологического тестирования по определению сформированности внутриколлективных взаимоотношений в группе. В ходе наблюдений были выделены 4 уровня оценки успешности овладения навыками выпол­нения проектных заданий: - критический (низкий уровень овладения материалом, отсутствие интереса к предлагае­мому проекту, несформированность навыков участия в практической реализации проекта и представления ре­зультатов деятельности),


- тревожный (слабый интерес к предлагаемым видам деятельности в ходе реализации проекта, низкий уровень интереса к целям и задачам про­екта, практически пассивное участие в ходе его разработ­ки и представлении результатов),

- допустимый (проявле­ние интереса к разработке материала проекта, достаточно активное участие в его реализации, сформированность навыков самостоятельной работы, целеполагания и пред­ставления полученных результатов),

- оптимальный (боль­шой интерес к предлагаемым темам проекта, высокая активность в ходе его реализации, проявление творческо­го осмысления целей и задач проектной деятельности, активное участие в обсуждении и представлении резуль­татов).

На начальном этапе опытного обучения критиче­ский уровень выявлен не был, тревожный уровень соста­вил 30%, допустимый - 42% и оптимальный - 28%. После завершения реализации проекта и организации представ­ления и обсуждения его результатов анализ данных на­блюдения преподавателя показывает отсутствие тревож­ного уровня овладения навыками выполнения проектных заданий прежнее положение допустимого уровня (42%), вместе с тем отмечается значительное увеличение оптимального уровня до 58%. Представленные данные свидетельствуют о положительном влиянии проектной деятельности на формирование у учащихся таких навыков, как постановка цели, определение хода работы, представ­ление результата, а также о повышении интереса к овла­дению иностранным языком не только как средством об­щения, но и необходимым условием успешности лично­стной самореализации.

Так, в 2006-2007 учебном году в школьной олимпиаде по немецкому языку принимали участие лишь 27% из числа обучающихся детей а в 2010-2011учебном году приняли участие 39% учащихся. Во Всероссийском конкурсе комиксов с комментариями на немецком языке ученица 11 класса Ильясова Альфия заняла 3 место (2011г) .Принимая участие во Всероссийском конкурсе « Познание и творчество» ученица 6 класса Отзыва Екатерина стала призером осеннего тура (2 место , 2010 год) и зимнего тура(3 место, 2011 год).


Личное участие во Всероссийском дистанционном конкурсе: « Творческая лаборатория Учителя» ( 3 место 2011 год). В предметной неделе по немецкому учащиеся принимают активное участие. Личное участие в Международном интернет – проекте учителей немецкого языка, дало мне возможность получить стипендию на поездку в Берлин, для участия в работе двухнедельного семинара по теме: « Страноведение Германии» . Проживание в немецкой семье позволило мне глубже узнать быт немцев. Материалы семинара я использую в своей работе с детьми.

Успеваемость по немецкому языку за последние 5 лет составляет 100%, качество знаний в среднем 60%.

Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Жизнь стала интересней, как на уроках немецкого языка, так и во внеурочной деятельности, формируется положительная мотивация к изучению немецкого языка.