shkolageo.ru 1

Сохранение и укрепление здоровья учащихся — первостепенная

задача образовательных учреждений

Мурзабаева Салия Шарифьяновна, депутат Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации,

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения,

определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности

общества, его будущее - один из главных приоритетов современной

государственной социальной политики в России.

С каким запасом здоровья вступят дети во взрослую жизнь во многом

зависит от эффективности совместной работы органов власти всех уровней,

заинтересованных ведомств, институтов гражданского общества, семьи. Особая

роль в сохранении и формировании ресурсов здоровья, наряду со

здравоохранением, принадлежит системе образования - единственной системе

общественного воспитания, охватывающей все детское население в течение

длительного периода жизни. Состояние здоровья детей, их воспитание и

образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах образовательного

учреждения в процессе приобретении знаний дети проводят большую часть

своего времени. Нередко приходится слышать мнение обеспокоенных

родителей и преподавателей о том, что здоровье детей в процессе обучения

ухудшается. Это может быть связано с неправильным питанием, недостатком

двигательной активности, чрезмерным увлечением компьютером, не

соответствующими возрасту нагрузками, нарушениям. Поэтому сегодня перед

системой образования России поставлена важная задача по сохранению

здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа

жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья,

созданию условий здоровье сберегающей образовательной среды, внедрению в


образовательный процесс эффективных здоровье формирующих технологий.

Новый федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об

образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов

государственной политики в сфере образования определил гуманистический

характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, создание условий

для его самореализации.

Законом определены обязанности образовательных организаций по

охране здоровья обучающихся: пропаганда и обучение навыкам здорового

образа жизни, требованиям охраны труда; организация питания, создание

условий для профилактики заболеваний и оздоровления, для занятия

физической культурой и спортом; профилактика и запрещение курения,

употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических

средств и психотропных веществ, других одурманивающих веществ (статья 41

«Охрана здоровья обучающихся»).

1

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи,

прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации

возложена на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При

этом образовательная организация обязана предоставить помещение с

соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В соответствии с современными требованиями обновляется

ведомственная нормативная база медицинского обеспечения в образовательных

учреждениях. В настоящее время Минздравом России подготовлен и размещен

на своем официальном сайте проект приказа от 15 марта 2013 года «Об

утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в

том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях».

Разработанный порядок впервые устанавливает правила оказания

медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и

воспитания в образовательных учреждениях, медицинскими организациями

независимо от их организационно-правовой формы. Создание единого порядка

позволит значительно улучшить качество медицинской помощи в учреждениях

образования, начиная с ясельного возраста.

В проекте порядка отражены аспекты штатной численности

медицинского персонала, оснащение медицинского кабинета, а также задачи и

обязанности медицинских работников. Так, например, вводится

ставка медицинской сестры или фельдшера на количество обучающихся от 100

до 500 человек. Впервые в порядке прописан табель оснащения медицинского

кабинета в образовательном учреждении. Кроме привычного оборудования в

оснащение кабинета может входить высокотехнологичное оборудование,

например, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки здоровья

обучающихся. Кроме того, вводится должность врача по гигиене детей и

подростков на 2500 обучающихся, который будет осуществлять гигиеническую

оценку внутришкольной среды, санитарного состояния учреждения, условий и

технологий обучения и воспитания, организации физкультурно-

оздоровительной работы, а также внедрение новых профилактических и

гигиенических диагностических технологий.

После регистрации приказа в Министерстве юстиции Российской

Федерации выполнение порядка оказания медицинской помощи в

образовательных учреждениях будет носить обязательный характер для всех

регионов.

Следует отметить и другие ведомственные нормативные акты в части

охраны здоровья учащихся. Так, приказом Минздрава РФ от 21 декабря 2012

года № 1346н утвержден порядок прохождения несовершеннолетними

медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные


учреждения и в период обучения в них, с перечнем исследований для детей

различных возрастных групп, правилами комплексной оценки состояния их

здоровья, правилами определения медицинских групп для занятий физической

культурой. Приказом также утверждена учетная форма № 030-ГЮ/у-12 «Карта

V

профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего». Основная

задача медицинских осмотров - выявить патологические состояния,

заболевания и факторы риска их развития.

С целью динамического мониторинга за состоянием здоровья детей с уже

выявленной патологией (хронические заболевания, функциональные

расстройства, иные состояния) для предупреждения осложнений, обострений

заболеваний, их профилактики и медицинской реабилитации медицинскими

работниками осуществляется диспансерное наблюдение. Порядок прохождения

диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в

образовательных учреждениях, утвержден приказом Минздрава РФ от 21

декабря 2012 г. № 1348н.

Конкретные условия прохождения медицинских осмотров и

диспансерного наблюдения с учетом региональных особенностей

устанавливают органы государственной власти субъектов РФ. Так, Минздравом

Республики Башкортостан уже подготовлен и находится в стадии согласования

проект постановления Правительства РБ «Об утверждении условий

прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при

поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при

занятиях физической культурой и спортом, прохождении диспансеризации,

диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской

помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных

учреждениях в Республике Башкортостан».


Федеральные требования к образовательным учреждениям в части

охраны здоровья обучающихся, воспитанников утверждены приказом

Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 и сформированы с учетом основных

влияющих на здоровье факторов. В числе основных требований - создание

условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей.

В новом законе об образовании особое внимание уделено условиям

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим

возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования

(статья 79. «Организация получения образования обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья»). Прежние образовательные законы

таких самостоятельных норм не предусматривали. Сегодня реализуется

конституционное право каждого ребенка на доступное качественное

образование, независимо от состояния здоровья, в соответствии с его

потребностями, особенностям развития, способностями и интересами.

Содержание образования, условия организации обучения и воспитания

определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Необходимым условием реализации указанной нормы является создание в

образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды,

позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

В условиях высокого уровня смертности населения страны от

неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических и

з

других), во многом обусловленных вредными привычками, стратегическим

приоритетом государственной политики в сфере охраны здоровья определено

формирование здорового образа жизни населения, начиная с самого раннего

возраста, усиление роли профилактики заболеваний. Как показывает опыт

развитых стран, только за счет профилактических мер возможно увеличить


продолжительность жизни человека и в течение 10—20 лет сократить показатель

общей смертности населения в два и более раз.

Общеизвестно, что наиболее устойчивые поведенческие навыки и

привычки формируются, начиная с раннего возраста. И здесь трудно

переоценить роль образовательных учреждений по воспитанию у ребенка

общей культуры здоровья, потребности ценить, беречь и укреплять свое

здоровье, мотивации на безопасное поведение.

В последние годы в России последовательно осуществляются

мероприятия масштабной национальной профилактической программы,

сопровождающаяся развитием законодательно-нормативной базы, разработкой

и принятием концептуальных программных документов.

1 июня 2012 года, в День защиты детей, Указом Президента России №

761 была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на

2 0 1 2 -2 0 1 7 годы», определившая в числе прочих конкретные меры по развитию

политики формирования здорового образа жизни детей и подростков.

После активного общественного обсуждения 23 февраля 2013 года был

принят Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от

воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Актуальность его разработки была вызвана высокой распространенностью и

темпами роста табакокурения в России: курят почти 40% взрослого населения,

дети начинают курить в 11 лет, пассивному курению подвергаются до 70%

населения, от последствий курения ежегодно умирают около 400 тысяч

человек.

Закон содержит комплекс мер, направленных на снижение потребления

табака, стимулирование к отказу от курения, предупреждение этой вредной

привычки среди детей и подростков, защиту населения от табачного дыма.

Запрещено курение на отдельных территориях, в помещениях и объектах - там,


где находятся некурящие, в первую очередь, дети: детские организации,

территории и учреждения образования, здравоохранения, культуры,

общественный транспорт. Запрещена реклама табака, продажа табачной

продукции несовершеннолетним, вовлечение детей в процесс потребления

табака в любой форме. Продавец обязан отказать покупателю в продаже

табачной продукции, если имеются сомнения в достижении им

совершеннолетия, а удостоверяющий личность документ, позволяющий

установить возраст, не представлен.

Внесенные изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3

«О рекламе» не допускают демонстрацию в рекламе процессов курения и

потребления алкоголя; запрещена реклама алкогольной продукции в

периодических печатных изданиях, в сети «Интернет». Введено уголовное

наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним (статья 151.1 УК). Все

принимаемые меры направлены на достижение поставленной Правительством

РФ цели: сократить среднедушевое потребление алкоголя среди лиц старше 15

лет с 14,5 литров этанола в 2011 году до 12,6 литров в 2015 году и 10,0 литров

к 2020 году.

С 5 декабря вступит в силу федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по

вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления

наркотических средств и психотропных веществ», которым введена норма о

тестировании учащихся на наркотики, как одной из мер профилактики и

раннего выявления потребления наркотиков среди детей и подростков.

Предпосылкой для принятия такого закона явилась серьезная ситуация с

потреблением наркотиков. Так, согласно полученным в ходе социологических

исследований расчетам, общее число лиц, регулярно потребляющих наркотики

в немедицинских целях, в Российской Федерации, оценивается в 3 млн. человек

(порядка 2% населения страны); в возрасте от 11 до 24 лет когда-либо

потребляли наркотики до 25% молодых людей; средний возраст, в котором они

пробовали наркотические вещества в первый раз, - 15-16 лет.

Тестирование должно проводиться во всех образовательных учреждениях

на добровольной основе, с инфорированного согласия ребенка старше 15 лет

(до достижения 15 лет - с согласия родителей или законных представителей) и

предусматривает два этапа. Первый этап - социально-психологическое

тестирование, второй - профилактические медицинские осмотры с

использованием лабораторных и инструментальных методов. В случае

выявления или подозрения на потребление наркотиков и психотропных

веществ учащийся должен направляться в специализированную медицинскую

организацию также с учетом информированного согласия. Для обеспечения

организационных вопросов тестирования часть 3 статьи 28 Федерального

закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской

Федерации» дополнена пунктом, устанавливающим компетенцию

образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного

(немедицинского) потребления наркотиков и психотропных веществ среди

обучающихся путем проведения их социально-психологического тестирования.

При этом образовательные организации обязаны обеспечить

конфиденциальность полученных сведений.

К числу распространенных поведенческих факторов риска

неинфекционных заболеваний относится нездоровое питание и избыточный

вес. В настоящее время согласно утверждённому распоряжением

Правительства России плану мероприятий по реализации Основ

государственной политики в области здорового питания разработан и


планируется представить в Госдуму до конца 2013 года проект федерального

закона «О здоровом, в том числе горячем, питании для детей в образовательных

5

I

учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной

защиты». Школьное питание должно стать примером рационального питания.

Важную роль в укреплении здоровья молодежи имеет двигательная

активность, регулярные занятия физической культурой и спортом. Одним из

результатов реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в

Российской Федерации на период до 2020 года явилось увеличение доли

учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и

спортом с 34,5% в 2008 году до 43% в 2011 году. Однако, это по-прежнему

значительно ниже, чем в развитых в спортивном отношении странах. Учитывая

важность проблемы, распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2013 года

№ 402-р утверждена государственная программа «Развитие физической

культуры и спорта». В числе ее основных задач: вовлечение граждан, прежде

всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и

спортом, совершенствованию системы физкультурно-спортивного воспитания в

дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях.

Сегодня нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных,

но и оздоровительных занятий, особенно для детей младшего возраста, когда

происходит формирование жизненных привычек и интересов. Активный образ

жизни, спорт должны стать нормой российского общества, «модным» трендом

среди молодежи, начиная с раннего возраста.

В целях повышения доступности занятий физической культурой и

спортом для всех категорий детей и подростков в соответствии с их

потребностями возможно шире использовать спортивные залы и площадки


образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных

занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во

время внеурочной деятельности. При условии соблюдения режима уборки это

не является нарушением СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (пункт 1.7. «использование помещений

общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается»). Такое

разъяснение дано Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья учащихся,

формирование здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания

является неотъемлимой частью образовательного процесса, одной из

первостепенных задач образовательных учреждений. Развитие и

совершенствование сопровождающей ее законодательной и нормативной базы

будет способствовать эффективной реализации приоритетов государственной

политики в сфере сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения

нашей страны.

6__