shkolageo.ru 1

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ




Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бакулина Оксана Сергеевна

Район

Ардатовский

Место работы

МБОУ Хрипуновская Сош

Должность

Учитель истории и обществознания



Общая информация

Модуль

А.В.Кураев. Основы Православной Культуры

УМК

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА

Тема урока

Золотое правило этики

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи

Цель: Дать начальное представление об этике, этичном поведении ;постараться усвоить «золотое правило этики», как условие оценивания собственного поведения.


Задачи:

Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики.

Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.

Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.


Необходимое оборудование

Стационарный компьютер учителя, мультипроектор, экран

Дидактическое обеспечение

Презентация, репродукция картины, распечатанные листы с дифференцированными заданиями, заготовка модели дерева «Золотых правил».





Планируемые результаты урока

  • личностные

  • положительное отношение к урокам Православной культуры, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.




  • предметные

  • чтение текста, осмысливание его результатов; знание, понимание и принятие учащимися моральных ценностей.




  • метапредметные

    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)


  • регулятивные: понимать цель действий, оценивать высказывания свои и других учащихся, ставить учебную задачу

  • познавательные: понимать информацию, представлять её в виде текста, рисунка, иллюстраций, выделять основные понятия и находить их значение, овладение логическими действиями: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, обобщение;

  • коммуникативные: точное выражение своих мыслей, приобретение нравственно-этического опыта взаимодействия с окружающими, применение результата в своей жизни и понимание значения этого для себя.






Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Дифференцированные задания, игра «Дерево золотых правил».






Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник А.В.Кураева Основы Православной культуры




Дополнительная

  • Притча «Чужие грехи»,словарь




Интернет-ресурсы
  • Сайт Светочъ





ЭОРы

Электронный тренажер (диск к учебнику)









План урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 6мин

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 3мин

3. Выявление места и причины затруднения. 4мин

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 3мин

5. Реализация построенного проекта. 8мин

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 5мин

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5мин

8. Включение в систему знаний и повторение. 3мин

9. Рефлексия учебной деятельности. 2мин

10. Домашнее задание 1мин
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся



Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)



1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).


Приветствие детей учителем.

Пожелание успеха.

Учитель: Давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке? Можно ли за милосердие брать плату? Расскажите, какие дела милосердия вы совершали в своей жизни?


Слайд 2.Корабли в море.

Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечёмся и поговорим …..о кораблях. Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить 3 условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу, иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е.они должны соблюдать правила движения по морю.(щелчок)

Второе условие: исправность кораблей (щелчок). Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. всё должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут поворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений. А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли?

Круговая порука добра-сегодня ты помог, завтра тебе помогут.(щелчок по второму условию).А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма.(повторный щелчок по второму условию -картина исчезает).

Третье условие: цель следования (щелчок).

Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

Приветствуют друг друга и учителя.

.Настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы .Приводят примеры из жизни .Обобщают и делают выводы по пройденной теме урока.


Учащиеся следят за информацией учителя, отвечают на вопросы, записывают условия успеха в ступеньках с корабликом.

Личностные:

смыслообразование, самоопределение

Регулятивные:


целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками





2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Слайд 3. Житейское море.

А теперь представьте, что море-это наша жизнь, а корабли - мы с вами. Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому .Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни?(щелчок)

Первое условие: Правила поведения.

Поработайте со словарём, дайте определение понятий ЭТИКЕТ, ЭТИКА.

Какие вы знаете правила этикета?

Слайд 4. Этикет-этика- золотое правило.

В древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть «золотым правилом этики». Звучит оно так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.

Учащиеся выполняют пробные учебные действия, осуществляют тренировку мыслительных операций.

Отвечают на вопросы, работают со словарём. Записывают первое условие успеха на ступеньках с человечком.



Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Анализ и синтез объектов с целью выделения признаков.





3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Так ли это? (щелчок).

Представьте, что один из мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть такая же заводная игрушка, хотя её у него нет. Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? Другим пока нет, только себе, потому что в его душе вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Тайное всегда рано или поздно становится явным. Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе.

Слушают и представляют ситуацию. Отвечают на вопросы. Записывают второе условие на второй ступеньке с человечком.

Регулятивные:

Целеполагание

Коммуникативные:

Анализ ситуации и ответы на вопросы

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы.




4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Слайд 5.Нагорная проповедь


Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

Слайд 6.Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? А чтобы не судить других, что нужно делать?

Вернёмся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения? Любить Бога и любить ближних.


Работают с текстом. Рассуждают в ходе беседы, отвечают на вопросы, записывают третье условие на третьей ступеньке с человечком..

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование

Познавательные:

Моделирование ситуации, решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.




5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель: А теперь давайте выясним, что говорится в учебнике о золотом правиле этики. Прочитайте абзацы 2,3, 4 про себя.

Комментируем чтение, делаем пометки.

Читают статью учебника, делают пометки. В ходе чтения выделяют основное по

поставленной учебной задаче. .Делают вывод из прочитанного.

.

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование

Познавательные:

Моделирование ситуации, решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации и принятии решения, составление и озвучивание своей точки зрения на проблему, выводы.





6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Слайд11.Картина В. Поленова «Христос и грешница».

Рассмотрите картину. Найдите в учебнике ответ на вопрос «Как Христос защитил женщину?»

Учитель :Так как же избежать осуждения человека?

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

.Слайд 13.Грешник и грех. Например, если Саша солгал, и я скажу-«в этом Саша солгал»-я скажу правду. Но если я скажу « Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению.

Слайд 14.Прощение.

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? А что должны сделать ребята?

Читают текст, отвечают на вопрос, рассуждают о понятии «неосуждение». Высказывают свои суждения по проблеме, делают выводы.

Регулятивные:

Контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

Управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка.




7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


Дифференцированная работа по теме (по уровню сложности материала):

1.Соотнести притчу «Чужие грехи» со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди.

2. Работа с карточками:

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

а) в беседах и спорах

б) при встрече

в) за глаза

г) в трудной ситуации

д) в болезни

е) в играх

ж) когда я ошибаюсь.

Работают над закреплением темы урока, проверяя свои знания и умения.

Работа ребят из 1 группы проверяется коллективно, а из 2 группы дети выполняют взаимопроверку.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

Самоопределение.




8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Творческая работа в группах.

Модель «Дерево золотых правил».

Работают в группах. На листочках дерева из бумаги выбирают правильные поступки и прикрепляют их к дереву.

Регулятивные:

Контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

Управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка.




9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.


Учитель: подведите итог своей работы на уроке.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Слайд 15.Быть человеком.

(песня, исполняет детская группа «Непоседы»)


Выделяют важное для себя, определяют трудные этапы урока, оценивают свою деятельность и других ребят.

Слушают и поют песню.



Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

Рефлексия поведения и усвоение важности для себя полученного знания

Личностные:

Смыслообразование.




10.Домашнее задание.

(урок 13)

Всем: Рассказать родителям о Золотом правиле этики.

Задание по выбору: Написать мини-эссе на данную тему.

Нарисовать рисунки по теме.

Обсуждают домашнее задание. Задают вопросы учителю.







ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»