shkolageo.ru 1

МОУ «Усть-Карская средняя общеобразовательная школа»


Инновационный образовательный проект

«Использование классической музыки на уроках биологии»


Усть-Карск, 2012

Основная идея


Реализация программы развития школы, направленной на создание комфортных условий обучения с целью организации продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса.

Формирование положительной учебной мотивации, потребности к самовыражению и самореализации.

Повышение качества образовательного процесса посредством инновационных подходов к решению проблем.


Актуальность


Развитие инновационной деятельности педагогов является одним из стратегических направлений в образовании. Инновационная работа в образовании связана с изменениями в организации образовательного процесса, технологиях обучения и воспитания. Современная школа как социально-педагогическая система, пройдя первую ступень модернизации обучения и воспитания (программы, учебники, учебные курсы), достигла второй ступени – ступени качественного перехода педагогического процесса на уровень технологии. Из всего многообразия педагогических технологий следует ориентироваться на те, которые могут способствовать повышению качества образовательного процесса в условиях конкретно взятой школы. Поэтому реальный результат современного образования определяется не только и не столько оценочным баллом ученика, а сколько гуманизацией процесса с целью развития личности ребенка.

Современное общество требует от вступающих в жизнь молодых людей способности быстро ориентироваться и адаптироваться в окружающем мире, быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому, у них появляются новые потребности, они предъявляют новые требования к учителю и системе образования.

Практика обучения и многочисленные исследования показывают, что классическая музыка в сфере интересов подрастающего поколения занимает незначительное место. Большинство нынешних школьников не знают классической музыки, не интересуются ею, поэтому не любят и не испытывают потребности в общении с ней. В нашей школе половина учеников слушают поп-музыку, некоторые увлекаются рок музыкой, слушают реп, классику же предпочитают очень малое количество обучающихся.


Использование классической музыки в образовательном процессе актуально, так как дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, обогащает методические возможности урока, придаёт ему современный уровень. Кроме того, на уроках в старших классах не всегда эффективно проводить динамические физминутки. Гораздо эффективнее для учащихся будет использование музыки на разных этапах урока. Это будет способствовать расслаблению и отдыху учащихся, а также расширению их кругозора.


Статус эксперимента (проекта) – школьный.


ОБЪЕКТ ОЭР: использование классической музыки в процессе преподавания биологии.


ПРЕДМЕТ ОЭР: влияние классической музыки на активизацию познавательной деятельности при изучении биологии.


ЦЕЛЬ: а) педагогическая: активизировать познавательную деятельность обучающихся.

б) экспериментальная: оценить влияние применения классической музыки на активизацию познавательной деятельности учащихся и создать систему работы с применением классической музыки на уроках биологии.


ЗАДАЧИ:


  • Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей влияния классической музыки на психоэмоциональное состояние человека;

  • Осуществить корректировку учебных занятий с учётом применения классической музыки;

  • С помощью опытно-экспериментальной работы выявить эффективность использования классической музыки на уроках биологии;

  • Разработать систему диагностики по оценке эффективности использования классической музыки.

ГИПОТЕЗА: если мы будем использовать классическую музыку как средство улучшения психоэмоционального состояния, то мы повысим интерес к урокам, активизируем познавательную деятельность, сделаем более успешным и интересным процесс обучения.



МЕТОДЫ ОЭР:


Теоретический.

Эмпирический.

Экспериментальный.

Диагностический.

(изучение литературы по теме эксперимента, анализ и корректировка программ предметов, педагогическое наблюдение, социологические опросы, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, метод самооценки и экспертных оценок, тестирование учащихся, родителей; анализ работ учащихся и др.)


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


  • Улучшение психоэмоционального состояния учащихся

  • Повышение активности познавательной деятельности;

  • Повышение уровня знаний учащихся по биологии.

  • Формирование интереса у учащихся к шедеврам мировой классической музыки


СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: ноябрь 2012 – июнь 2014 г.


ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ


  • выявление проблемы и обоснование ее актуальности;

  • анализ методической и психолого-педагогической литературы с целью выявления особенностей влияния классической музыки на психоэмоциональное состояние человека;

  • корректировка учебных занятий с учётом применения классической музыки;

  • выбор методик сбора данных и их анализ;

  • определение состава действий и разработка плана-графика экспериментальной работы;

  • работа по формированию музыкальной коллекции;


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ


  • продолжить работу по формированию музыкальной коллекции;

  • изучение особенностей детей, их затруднений в учёбе;

  • разработка оптимально построенных уроков и экспериментальных материалов с дозированием нагрузок школьников на уроке и при выполнении домашнего задания;

  • изучение динамики познавательной активности на уроках;

  • корректировка планов уроков на основе полученных данных и выбор оптимальных алгоритмов познания материала по биологии;


  • анализ хода работы и отслеживание промежуточных результатов,


АНАЛИТИЧЕСКИЙ


  • оценка влияния применения классической музыки на активизацию познавательной деятельности учащихся и создание системы работы с применением с применением классической музыки на уроках биологии;

  • анализ системы работы с применением классической музыки

  • соотнесение результатов реализации проекта с поставленными целями;

  • оформление, тиражирование и презентация результатов реализации проекта.


ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ


  • Социализация полученного результата. ( Тиражирования полученных результатов через издательскую деятельность; проведение проблемных семинаров по направлениям проекта; создание информационно-образовательной среды (электронных портфолио, страницы на сайте школы и др.); создание творческих групп в образовательных учреждениях участников инновационной деятельности в сфере образовательных комплексов.)


Практическая значимость проекта


  • Определение новых подходов к созданию и развитию условий реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей;

  • подготовка к освоению программ высшего профессионального образования;

  • ориентация на будущую профессиональную деятельность.

  • разработка учебно-информационного материала по образованию и воспитанию детей, формирующего общенаучные и региональные знания, необходимые для подготовки грамотной личности;
  • разработка и внедрение в систему образования предложений и рекомендаций по совершенствованию педагогических функций образования;


  • определение критериев оценки эффективности использования классической музыки на уроках биологии


Инновационный потенциал проекта (эксперимента)


Оригинальность и инновационный потенциал проекта заключен в комплексном подходе к повышению психоэмоционального состояния участников образовательного процесса. Ориентация, представленная в проекте, не на достигнутый «уровень», а на потенциал развития детей позволяет преодолевать многие недостатки и противоречия современной системы обучения и воспитания детей. В рамках данного подхода достигается единство психодиагностических, коррекционных и развивающих процедур. Научная новизна заключается:

  • в повышении уровня готовности педагогов к реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования (обеспечение общедоступного качественного образования в условиях внедрения ФГОС второго поколения, сохранения и укрепления здоровья детей в процессе образования, поддержка развития одаренности обучающихся детей и детей, нуждающихся в коррекционной поддержке, актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности);

  • в создании организационно-педагогических условий для реализации непрерывного повышения профессиональной компетентности учителей;

  • в повышении качества образовательного процесса и уровня обученности школьников;

  • в создании мобильной системы распространения инноваций в образовательном учреждении;

  • в повышении психоэмоционального состояния участников образовательного процесса.


Прогнозируемые результаты


  • создание организационно-педагогических условий для реализации непрерывного повышения психоэмоционального состояния участников образовательного процесса;

  • повышение качества образовательного процесса и уровня обученности школьников;
  • создание мобильной системы распространения инноваций в образовательном учреждении;



Средства контроля промежуточных и конечных результатов проекта

  • диагностический инструментарий (педагогический и психологический);

  • посещение уроков и внеурочных мероприятий;

  • системный мониторинг с возможной корректировкой деятельности;

круглые столы, проблемные семинары, совещания, педагогические советы;


МОНИТОРИНГ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ


  • Мониторинг качества обученности на всех этапах эксперимента.

  • Мониторинг по результатам анкетирования участников эксперимента.

  • Мониторинг динамики познавательной активности на уроках

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ, КОМПЕНСАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Негативные последствия

Способы коррекции

  • Низкое качество обученности;

  • Снижение познавательной активности;

  • Неприятие классической музыки;

  • Снижение внимания;

  • Ухудшение психоэмоционального состояния учащихся




  • Оптимизация информационного обеспечения учебного процесса;

  • Организация учебного процесса с применением современных образовательных технологий;

  • Привлечение учащихся к подбору музыкальных произведений;

  • Использование ремиксов (классическая музыка)






СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

Автор проекта: Тарасова Е.Л. – учитель биологии.

Учитель – экспериментатор: Тарасова Е.Л. – учитель биологии.

Руководитель эксперимента: Тарасова О.С. - заместитель директора по УВР


Учащиеся 5 - 11 классов


БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: МОУ «Усть-Карская СОШ»

МАСШТАБ ЭКСПЕРИМЕНТА

Два учебных года с нагрузкой, согласно БУП.

ТИП ЭКСПЕРИМЕНТА

Формирующий

СТАТУС ЭКСПЕРИМЕНТА

Школьный

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА


  • методические рекомендации;

  • семинар по итогам ОЭР на муниципальном уровне.



НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

  1. Поташник М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. - М.,1991.

  2. Эксперимент в школе: организация и управление /под ред. М.М.Поташника. - 1991.