shkolageo.ru 1



Новосергиевский РМК

2012 г.


Методические рекомендации

к введению дистанционного обучения в образовательных учреждениях Новосергиевского района


Инструкции для организации дистанционного обучения школьников разработаны для всех категорий участников образовательного процесса:


  1. обучающиеся;

  2. сетевые преподаватели;

  3. педагоги-кураторы ДО в ОУ;

  4. административная группа ОУ (руководитель ОУ, зам. руководителя ОУ по УВР, ответственное лицо за организацию дистанционного обучения в ОУ);

  5. родители обучающихся.

Освоение учебного предмета осуществляется при методическом сопровождении преподавателя (сетевого преподавателя), который прикрепляется к данной группе учащихся. Оптимальная численность обучающихся в предметной группе не более 15 человек.


Инструкция для организации дистанционного обучения школьников

(для обучающихся)

1. Обучающийся выполняет график освоения учебного материала, составленный в соответствии с календарно-тематическим планированием курса сетевым преподавателем и утверждённым руководителем ОУ (где обучаются школьники), содержащим даты контрольных и групповых мероприятий, а также выполняет все домашние задания непосредственно после освоения материала урока. Все контрольные и лабораторные работы выполняются обучающимися строго в сроки, установленные сетевыми преподавателями.

Работа над учебным материалом интернет-уроков и модулей, осуществляется последовательно для обучающихся, осваивающих, учебные программы в системе основного образования.

Обучающиеся, занимающиеся в системе дополнительного образования, могут осваивать интернет-уроки или модули в произвольном порядке.

2. Работа обучающихся по освоению учебных курсов осуществляется в сетевом режиме и ведётся в рамках школьного расписания, которое составляется с учётом условий сетевого расписания, заместителем ОУ (где обучаются школьники)


3. Уроки проводятся в двух режимах:


  • в синхронном при одновременном присутствии в сети обучающихся и преподавателя (режим онлайн);

  • в асинхронном ― в условиях асинхронной деятельности обучающихся и преподавателя (режим офлайн).

4. Уроки проводятся в компьютерных классах или оборудованных кабинетах.

На уроках присутствует либо педагог-куратор (в соответствии с его расписанием), либо технический сотрудник (например, лаборант компьютерного класса).

Обучающиеся могут обратиться к ним за технической помощью или с организационным вопросом.

5. Перед началом работы над материалом интернет-урока или модуля обучающийся знакомится с общими рекомендациями к уроку для обучающихся, размещёнными в форуме по уроку.

6. При обучении школьников предусмотрена групповая работа обучающихся в сети. Работа обучающихся организуется в следующих формах:

  • дискуссии;

  • дебаты;

  • ролевые и деловые игры;

  • интернет-конференции и т. п.

Участие обучающихся, осваивающих учебные программы в системе основного образования, в групповой работе, организуемой сетевым преподавателем, обязательно.

7. В дистанционном учебном процессе предусмотрено проведение синхронных и асинхронных консультаций для обучающихся, а именно:

  • согласно расписанию консультаций, обучающиеся выходят в форум по предмету для принятия участия в синхронной консультации;

  • асинхронные консультации проводятся в соответствующих форумах по предметам и урокам на постоянной основе.

8. Оценивание выполненных заданий осуществляется на основе разработанной комплексной системы оценивания и производится в двух режимах: тесты интернет-уроков и модулей оцениваются в режиме онлайн, ответы на задания с открытыми ответами и домашние задания оцениваются сетевым преподавателем в режиме офлайн.


Отметка за выполненные тесты урока заносится в электронный журнал, отметка за ответы на задания с открытым ответом, творческие, исследовательские и проектные работы, а также домашнее задание выставляется в электронный журнал сетевым преподавателем.

9. Каждый вновь назначенный интернет-урок предлагает обучающемуся выполнение новых тестовых заданий.

Назначение одного и того же урока заново возможно не более трёх раз.

10. Отметки, полученные обучающимися при освоении образовательных программ в дистанционном режиме, засчитываются в ОУ:


  • в качестве текущих.

Текущие отметки обучающегося передаются педагогу-куратору в ОУ, в контингенте которого он состоит, и переносятся в классный журнал;

  • в качестве годовых.

Годовая отметка за курс формируется в соответствии с системой оценивания и включает отметки за интернет-уроки, домашние задания, контрольные работы, а также творческие работы, рефераты, проекты и т. п.

11. Информацию о результатах учебной деятельности обучающихся, осваивающих образовательные программы в режиме дистанционного обучения, передаёт в учебную часть ОУ педагог-куратор.

12. Со всеми вопросами, возникающими в процессе освоения учебных программ в режиме дистанционного обучения, обучающийся обращается к педагогу-куратору своей группы.


Инструкция для организации дистанционного обучения школьников

(для сетевых преподавателей)

Из «Положения об организации дистанционного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Новосергиевского района.»

5.3.3 Функциональные обязанности сетевого учителя.

    • принимает участие в организации учебного процесса по предмету для учащихся назначенной группы (групп);

  • обеспечивает систематическое наблюдение и контроль за освоением учащимися предметного курса;


  • проводит он-лайн и офф-лайн консультации учащихся группы (групп) в соответствии с расписанием, а, в случае необходимости, оказывает им дополнительную индивидуальную помощь, назначая индивидуальные консультации;

  • проверяет домашние задания у учащихся группы (групп), оценивает их и заносит оценку в электронный журнал;

  • осуществляет координацию учебной деятельности учащихся группы (групп) с целью оптимизации учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого, организуя взаимодействие с учащимися по электронной почте и в форумах;

  • осуществляет систематическое взаимодействие с педагогами-кураторами с целью определения или согласования предпринимаемых педагогических приемов и методов по организации, контролю и координации учебного процесса учащихся групп и передачи соответствующих рекомендаций учащихся и их родителям;

проводит анализ успеваемости учащихся группы (групп), выявляя причины их успешности или неуспешности, а также - факторы, способствовавшие достижению учащимися высоких результатов.


Сетевые преподаватели (далее ― СП) осуществляют методическое сопровождение обучающихся в условиях дистанционного обучения и являются ключевыми фигурами при организации и проведении обучения школьников.

  1. Преподаватель (далее ― СП) работает с группой обучающихся, оптимальная численность которой 15 человек. Преподаватель работает с одной или несколькими группами (это зависит от численности обучающихся, изъявивших желание изучать тот или иной предмет и от нагрузки самого СП).

  2. Сетевые преподаватели осуществляют педагогическую деятельность с любого компьютера учителя в синхронном и асинхронном режиме в соответствии с графиком проведения:

  • синхронных уроков;

  • синхронных консультаций;

  • групповых занятий или работы в малых группах сотрудничества.


  1. Перед началом изучения обучающимися учебного курса СП составляет календарное планирование всего курса, основываясь на рекомендациях по вопросам организации учебного процесса с использованием сетевых учебных материалов.

  2. Преподаватель разрабатывает и рассылает обучающимся тематический график освоения соответствующих разделов учебного курса с указанием времени работы над каждой темой, сроками выполнения контрольных работ и датами проведения масштабных групповых мероприятий (конференций, ролевых и деловых игр и т. п.).

5. Преподаватель при работе с обучающимися устанавливает темп и ритм освоения ими учебного курса, а также календарный график выполнения контрольных работ и проведения коллективных учебных мероприятий. В случае, если обучающийся опережает изучение группой учебного материала, СП вправе привлекать его к участию в групповой деятельности по материалам уже освоенных обучающимся уроков.

6.Преподаватель организовывает проведение уроков в двух режимах:

  • синхронном, при условии использования примерно 20% учебного времени для проведения занятий в данном режиме;

  • асинхронном, обеспечивающим освоение обучающимися учебного курса в условиях организации асинхронной работы с сетевыми преподавателями.

7.Преподаватель проводит синхронные уроки в соответствии с сетевым расписанием учебных занятий, составляемым территориальным координатором для обучающихся, обучающихся в рамках муниципальной образовательной сети.

8.Преподаватель составляет сценарии освоения интернет-уроков и модулей, включающих как синхронный, так и асинхронный режим проведения занятий.

9.Инструкции к уроку для обучающихся составлены автором учебного курса и размещены на форуме по уроку. В случае необходимости дополнительную инструкцию к уроку СП составляет сам и рассылает обучающимся перед началом работы по освоению учебного материала интернет-урока или модуля.


10.Преподаватель в рамках организации учебной деятельности обучающихся проводит синхронные и асинхронные консультации. Целесообразно каждому обучающемуся разослать расписание онлайн-консультаций в начале учебного цикла (сентябрь, январь) и периодически приглашать их на индивидуальные синхронные консультации.

11.Сетевые преподаватели работают с обучающимися в двух формах: групповой и индивидуальной).

12.Преподаватель в режиме офлайн оценивает выполнение обучающимися следующих видов учебных работ:


  • заданий с открытыми ответами;

  • групповую работу на форумах;

  • творческие и исследовательские работы;

  • домашние задания.

13.Все отметки сопровождаются краткой рецензией преподавателя и выставляются в электронном журнале СП.

14.Преподаватель оценивает задания с открытым ответом непосредственно сразу после его выполнения обучающимся и заносит отметку в соответствующую графу электронного журнала1.

15.Преподаватель анализирует и оценивает домашние работы обучающихся в течение недели после их прикрепления с выставлением отметок в электронный журнал. Оценивание должно проводиться в соответствии с критериями оценивания, предусмотренными для каждого предмета.

16. Преподаватель совместно с педагогом-куратором организовывает работу школьников по выполнению ими индивидуальных или групповых проектов на основе использования ИКТ. Тематика проектов может носить междисциплинарный характер.

17.Взаимодействие преподавателя и педагога-куратора носит систематический характер. Преподаватель совместно с педагогом-куратором обсуждает возникающие в процессе обучения индивидуальные проблемы обучающихся, определяет адекватные пути их решения и привлекает родителей к участию в образовательном процессе.

18.Преподаватель осуществляет подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы, которая проводится в очном режиме. Преподаватель проводит консультацию перед экзаменом в очном или дистанционном режиме.


19. Преподаватель заполняет электронный журнал.

20. Преподаватель 1 раз в неделю заполняет классный журнал, который ему предоставляет администрация ОУ (где обучаются школьники),

(согласно календарно-тематического планирования, указывает темы урока, следит за наполняемостью оценок, проверяет выставление оценок педагогом-куратором)


Инструкция для организации дистанционного обучения школьников

(для
педагога-куратора ДО в ОУ)

Из «Положения об организации дистанционного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Новосергиевского района.»

5.3.2.Функциональные обязанности педагога-куратора ДО в ОУ:


  • организует процесс ДО;

  • оказывает учащимся техническую и организационную помощь;

  • знакомится с дистанционным ресурсом;

  • формирует совместно с сетевым преподавателем индивидуальный образовательный маршрут учащегося;

  • ведет всю учебную документацию (заполняет журнал, выставляет в журнал отметки и т. д.).


Педагог-куратор ДО в ОУ является одной из ключевых фигур, обеспечивающих эффективный учебный процесс по освоению обучающимися учебных программ в условиях дистанционного обучения.

Педагог-куратор ДО в ОУ осуществляют педагогическое сопровождение обучающихся, осваивающих различные предметы с использованием дистанционных образовательных технологий.

От уровня профессионализма педагога-куратора ДО в ОУ зависит возможность максимального учёта индивидуальных особенностей, возможностей и образовательных приоритетов обучающихся, и, тем самым, их успешность в освоении учебных курсов.

Для школьников 5―7 классов предпочтительно, чтобы педагог-куратор ДО в ОУ являлся работником ОУ, в котором обучается наибольшее количество обучающихся его группы.


Оптимальная наполняемость групп педагога-куратора ДО в ОУ 15 человек.

1. Педагог-куратор ДО в ОУ присутствует на занятиях обучающихся в компьютерном классе или в оборудованном кабинете, в соответствии с расписанием.

2. Педагог-куратор ДО в ОУ работает в синхронном или асинхронном режиме в зависимости от стоящих перед ним педагогических задач.

3. Педагог-куратор ДО в ОУ осуществляет синхронное взаимодействие с обучающимися как в индивидуальном, так и в групповом режиме в соответствии с графиком, согласованным и утверждённым руководителем ОУ (где обучаются школьники)

4. Педагог-куратор ДО в ОУ оказывает помощь обучающимся при корректировке индивидуальных учебных планов.

5. Педагог-куратор ДО в ОУ наблюдает за ходом освоения школьниками модулей и интернет-уроков, обеспечивает им возможности дополнительных занятий с выходом в Интернет по их желанию или в случае серьёзного отставания от программы.

6. Педагог-куратор ДО в ОУ осуществляет сбор и хранение данных о результатах освоения обучающимися сетевых учебных курсов, а также систематически передаёт эти данные администрации ОУ, после каждого урока заносит из электронного журнала отметки в классный журнал, выставляет отметки за урок в дневники учащихся, отмечает в классном журнале отсутствующих.

7. Педагог-куратор ДО в ОУ оказывает помощь по организации взаимодействия обучающихся с сетевыми преподавателями, содействует назначению им дополнительных синхронных консультаций.

8. Педагог-куратор ДО в ОУ обеспечивает для каждого обучающегося в его ОУ во время работы в рамках расписания, рабочее место, а также доступ обучающихся к компьютеру для выполнения ими домашних заданий.

В случае возникновения проблем с рабочими местами педагог-куратор ДО в ОУ обращается к ответственному за дистанционное обучение того ОУ, в составе которого находится обучающийся.

9. Педагог-куратор ДО в ОУ знакомит обучающихся с правилами взаимодействия участников образовательного процесса и нормами общения в форумах, а также содействует освоению обучающимися новой образовательной среды.


10. Педагог-куратор ДО в ОУ осуществляет поддержку обучающихся в выполнении ими индивидуальных и групповых проектов, которые являются обязательными в рамках освоения учебных курсов в условиях дистанционного обучения;

11. Педагог-куратор ДО в ОУ предоставляет родителям обучающегося полную информацию о сетевом преподавателе по предмету, который их ребёнок изучает с использованием дистанционных образовательных технологий.

12. Педагог-куратор ДО в ОУ передаёт информацию об образовательной ситуации ребёнка его классному руководителю, который доводит все сведения до родителей в традиционном порядке. При необходимости возможно использование телефонной связи.

13. Педагог-куратор ДО в ОУ систематически информирует родителей о текущих результатах учебной деятельности, а также о результатах промежуточной аттестации обучающихся.

14. Педагог-куратор ДО в ОУ передаёт родителям информацию о порядке проведения контрольных мероприятий: расписание контрольных работ, в том числе итоговой контрольной работы, график онлайн-консультаций и т. п.

15. Педагог-куратор ДО в ОУ доводит до сведения родителей результаты контрольных мероприятий в течение трёх дней после опубликования отметки за работу в электронном журнале.

16. Педагог-куратор ДО в ОУ информирует обучающихся о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы (расписание консультаций и экзаменов, правила проведения экзамена).

Примечание: роль п
едагога-куратора ДО в ОУ на первом этапе может осуществлять классный руководитель, либо педагог, в должностные обязанности которого введено сопровождение изучения курса с использованием дистанционных технологий.


Инструкция для организации дистанционного обучения школьников

(для администрации образовательных учреждений)

Ведущую роль в обеспечении образовательного процесса, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий, играет руководитель образовательного учреждения. В условиях введения дистанционного обучения в учебный процесс как на начальном его этапе, так и в течение всего дальнейшего периода, руководитель должен осуществлять всестороннюю поддержку всем участникам образовательного процесса, а также способствовать привлечению к работе по дистанционному обучению других сотрудников ОУ, создавая условия для повышения уровня их ИКТ-компетентности и создавая мотивацию профессионального роста для педагогов.


Правила организации дистанционного обучения школьников обеспечиваются и регламентируются документами, разработанными и изданными административной группой ОУ в августе текущего учебного года. Срок действия документов распространяется на весь период организации и проведения обучения школьников с использованием дистанционных образовательных технологий.

Документы образовательного учреждения, необходимые для обеспечения учебного процесса при дистанционном обучении обучающихся начальной, основной и старшей школы (в том числе на профильном уровне)

Перечень документов, обеспечивающих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, включает:


  1. приказ об использовании дистанционных образовательных технологий (далее ― ДОТ) для обучения школьников 1―11 классов;

  2. приказ по ОУ о зачёте результатов учебной деятельности школьников по освоению образовательных программ с использованием ДОТ;

  3. пакет локальных актов, регламентирующих организацию учебного времени и определяющих рабочее место, предназначенные для индивидуальных или групповых занятий в автономном режиме для всех категорий обучающихся.

  1. Приказ по ОУ об использовании ДОТ для обучения школьников 1―11 классов, содержит следующие разделы:

  • общие положения о введении дистанционного обучения школьников;

  • дату начала введения дистанционного обучения в ОУ;

  • назначение ответственного лица по организации дистанционного обучения школьников (зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации) и обозначение зон его ответственности;

  • информацию о выбранных ОУ организационных моделях дистанционного обучения в учебном процессе;
  • порядок зачёта отметок по результатам учебных достижений обучающихся, полученных при самостоятельном освоении сетевых учебных куров с использованием ДОТ;


  • информацию о порядке контроля выполнения данного приказа.

  1. Приказ о зачёте результатов учебной деятельности школьников по освоению образовательных программ с использованием ДОТ,

содержит следующие разделы:

  • назначение лица, ответственного за контроль качества образования обучающихся, обучающихся с использованием ДОТ (например, ответственный за организацию дистанционного обучения школьников в ОУ);

  • определение ответственности педагога-куратора за сбор, учёт и хранение информации об образовательных достижениях обучающихся их групп и передачу данной информации лицу, ответственному за контроль качества образования обучающихся по школе;

  • определение ответственности педагога-куратора за систематическое информирование родителей обучающихся об их учебных достижениях;

  • периодичность сбора информации об образовательных достижениях обучающихся педагогом-куратором и ответственным по школе за контроль качества образования;

  • периодичность предоставления информации об учебных достижениях обучающихся родителям;

  • номенклатуру внутришкольных документов, предназначенных для хранения, обработки и анализа данных о результатах учебной деятельности обучающихся (классный журнал для занесения текущих результатов учебной деятельности, в том числе отметки за выполненные домашние задания и контрольные работы; ведомость результатов за отчётный период ― четверть, полугодие, информационный бюллетень об образовательных достижениях обучающихся для родителей; протокол годовых отметок, полученных по окончании освоения обучающимися сетевых учебных курсов и предназначенных для выставления в классные журналы в статусе «годовых отметок».

3.Руководитель ОУ составляет план-график подготовки ОУ к началу обучения обучающихся с использованием ДОТ.

4. Руководитель ОУ составляет план-график внутришкольного контроля хода учебного процесса по освоению обучающимися учебных программ с использованием ДОТ.


5. Руководитель образовательного учреждения организует доставку классного журнала сетевому преподавателю для заполнения не реже 1 раза в неделю.

6. Ответственный за реализацию проекта в ОУ составляет, согласно приказу, план организационных мероприятий по введению дистанционного обучения школьников в учебный процесс.

План содержит следующие позиции, отражающие последовательность организационных мероприятий и определяющие ответственных лиц за их реализацию:


  • списки обучающихся ОУ, осваивающих учебные программы с использованием ДОТ;

  • сроки передачи списков классов сетевому преподавателю;

  • сроки регистрации пользователей в системе и назначение ответственного лица за проведение регистрации (ответственный за реализацию дистанционного обучения в ОУ);

  • расписание онлайн-уроков каждого преподавателя, работающего с обучающимися данного ОУ (в соответствии с сетевым расписанием);

  • распределение рабочего времени в соответствии с расписанием занятий и онлайн-консультаций;

  • даты проведения «срезов» в соответствии с программой мониторинга учебного процесса (выполнение обучающимися учебных планов, анализ результатов учебной деятельности, оформление школьных документов ― дневников, зачётных книжек и т. п.);

  • порядок организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием ДОТ.



5. Правила организации дистанционного обучения школьников

(для родителей)

Практика показывает, что наиболее благоприятные условия обучения школьников с использованием ДОТ складываются тогда, когда непосредственными участниками образовательного процесса являются родители обучающихся. Всесторонняя поддержка родителей в освоении обучающимися новой образовательной среды создаёт предпосылки достижения обучающимися высоких образовательных результатов, максимального развития их деловых и социально-значимых компетенций.


Родители могут быть инициаторами контактов с любыми участниками образовательного процесса, задействованными в обучении их ребёнка. Они могут получить квалифицированную консультацию педагога-куратора по вопросам оказания детям помощи в планировании и организации их учебного времени, выбора способа освоения учебных курсов, а также, в случае необходимости, обсудить возможность корректировки индивидуального учебного плана их ребёнка. Педагог-куратор окажет содействие в решении технических проблем, которые могут возникнуть при работе ребёнка в Интернете с сетевым образовательным ресурсом.

Консультации с сетевыми преподавателями включают круг вопросов, связанных с освоением обучающихся каждого предметного сетевого курса: проблемы в работе над курсом, уровень учебных достижений и возможность его повышения, подготовка к прохождению промежуточной и итоговой аттестаций и т. п.

1. Родители обучающихся участвуют в информационных совещаниях, а также тематических семинарах педагогов, родителей и детей, посвящённых стратегии развития ОУ, программе реализации дистанционного обучения в ОУ, составлению учебного плана ОУ и индивидуальных учебных планов.

2. Родители обучающихся, обучающихся с использованием ДОТ, являются непосредственными участниками согласований индивидуального учебного плана их ребёнка на основе информации, передаваемой родителям педагогом-куратором обучающегося.

3. Взаимодействие родителей обучающихся с педагогом-куратором и сетевыми преподавателями осуществляется через «Форум с родителями» и с помощью видеоконференции, режим конфиденциальных сообщений и через электронную почту. В случае отсутствия возможности пользоваться указанными средствами связи родители обращаются к педагогу-куратору с вопросами и пожеланиями по телефону.

4. Родители получают от педагога-куратора информацию о порядке проведения контрольных мероприятий: расписание контрольных работ, в том числе итоговой контрольной работы, график онлайн-уроков и консультаций и т. п.

5. Родители получают от педагога-куратора информацию об учебных достижениях своего ребёнка, в том числе о результатах контрольных мероприятий.

Все данные поступают родителям в течение трёх дней, после опубликования отметок в электронном журнале.



1