shkolageo.ru 1

Информационная справка

БДОУ г.Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида»

Дети принимаются в ДОУ по заключению областной и городской ПМПК в возрасте от 4-5 до 7 лет. Комплектование групп происходит на основании диагностики с учетом степени снижения интеллекта. Сохранность контингента в течение учебного года составляет около 97%. Дети, воспитывающиеся в ДОУ имеют стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие общей и мелкой моторики, нарушение всех высших психических функций, нарушение речи, нарушение эмоционально – волевой сферы. Данные особенности психофизического развития детей требуют особого образовательного подхода и организации коррекционно – развивающего пространства. Коррекционно развивающая среда ориентирована на зону актуального и зону ближайшего развития каждого воспитанника. Благодаря этому повышается уровень психофизического развития детей, процент усвоения программного материала и подготовленность к обучению в школе.

Организация воспитательно-образовательного процесса в Учреждении регламентируется образовательными программами, разработанными в соответствии с федеральными государственными стандартами, допущенными Министерством образования РФ, заявленными в лицензии:

1) «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» / О. Л. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. М.: Просвещение - 1991;

2) «Программа воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта» / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина. С.-П.: Союз - 2001;

А также парциально используются программы:

3) «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, М.: «Просвещение», 2003.

4) «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»/ Под ред. С.Г.Шевченко, М.: «Школьная пресса», 2004

С 2010 года учреждение является участником инновационного комплекса (ИнКО) «Образование детей особой заботы». Целью деятельности регионального ИнКО «Образование детей особой заботы» является создание в регионе условий, обеспечивающих повышение качества образования и успешную социализацию детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.


Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является предоставление образовательных услуг родителям:

- выпуск журнала ДОУ «Диалоги с семьей» (с декабря 2005 года),

- консультирование во взаимодействии «ребенок – родитель»,

- консультирование индивидуальное в форме беседы,

- рекомендации,

- коррекционно – просветительские занятия в форме родительского всеобуча,

- семинары,

- круглые столы,

- участие в праздниках и развлечениях,

- выполнение с детьми домашних заданий,

- Дни открытых дверей для детей и родителей будущих воспитанников, а также проживающих в микрорайоне по месту нахождения ДОУ.

В педагогическом коллективе организованы и действуют творческие группы, в которые входят специалисты с первой и высшей категорией. Эти группы разрабатывают разнообразный методический и дидактический материал в помощь воспитателям, учителям – дефектологам, логопедам, педагогам – психологам. Данный материал используют в работе, как специалисты детского сада, так и специалисты других специальных учреждений города и области.

В результате высокого профессионализма, систематически повышаемого уровня самообразования, готовности к овладению современными педагогическими технологиями педагоги ДОУ разрабатывают, апробируют и применяют в работе следующие практические и методические пособия:


  • учителем-дефектологом Шевниной Ф.И. составлены и апробированы программы по развитию речи (рецензия Московского аналитического научно методического центра «Развитие и коррекция») и математике (согласовано с кафедрой педагогики и психологии БОУ ДПО «Института развития образования Омской области»);

  • воспитателем Шанауровой Л.А. - программа по физическому воспитанию (согласовано с кабинетом специальной педагогики ООИПКРО»);
  • воспитателем Медведевой И.Г. - методическое пособие «Трудовое обучение детей с ЗПР оригами» (согласовано с кабинетом специальной педагогики ООИПКРО);


  • воспитателем Медведевой И.Г. - методическое пособие «Планирование занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, изодеятельности для детей с ЗПР» (согласовано с кабинетом специальной педагогики ООИПКРО);

  • воспитателем Горбуновой Т.А. - методическое пособие «Планирование занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, изодеятельности для детей с ЗПР» (согласовано с кабинетом специальной педагогики ООИПКРО);

  • воспитателем Антиповой Е.В. - программно - методическое пособие «Формирование изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с помощью лечебной педагогики». Пособие предназначено для детей 2 года обучения коррекционных учреждений и для детей 4-5 лет общеобразовательных детских садов. Пособие рецензировано БОУ ДПО ИРООО, согласовано с городским центром развития «Перспектива»;

  • воспитателем Антиповой Е.В. - методическое пособие «Игровые занятия по рисованию для детей дошкольного возраста». Пособие рецензировано Омским государственным педагогическим университетом, кафедрой специальной педагогики и психологии;

  • воспитателем Антиповой Е.В. – методическое пособие «Развивающие игры для детей дошкольного возраста». Пособие рецензировано Омским государственным педагогическим университетом, кафедрой специальной педагогики и психологии;

  • учителем дефектологом Чулковой С.В. - практическое пособие для родителей «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями». Пособие рецензировано Омским государственным педагогическим университетом, кафедрой специальной педагогики и психологии;
  • учителем дефектологом Чулковой С.В. – практическое пособие для педагогов и родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями на основе зрительного восприятия». Пособие рецензировано Омским государственным педагогическим университетом, кафедрой специальной педагогики и психологии;


  • учителем дефектологом Лысенко Н.А. – методическое пособие для постановки и автоматизации звуков у умственно отсталых детей. Пособие рецензировано Омским государственным педагогическим университетом, кафедрой специальной педагогики и психологии;

  • учителем дефектологом Лысенко Н.А. - практическое пособие «Комплекс занятий по конструированию для детей 1, 2, 3 годов обучения». Пособие рецензировано кафедрой педагогики и психологии ГОУ ДПО ИРООО;

  • учителем дефектологом Ячменевой И.В. - практическое пособие «Программа воспитания и обучения по развитию речи для детей с ЗПР дошкольного возраста» (Пособие рецензировано БОУ ДПО ИРООО)

  • инструктором по физической культуре Есионовой Е.А. - методические рекомендации «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» (Пособие рецензировано СибГУФКом)

Методический кабинет ДОУ оснащен современными пособиями, и специальной коррекционной и методической литературой. Ежегодно выписываются журналы:

«Дефектология»,

«Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии»,

«Коррекционная педагогика»,

«Специальная психология»,

«Дошкольное воспитание»,

«Воспитатель ДОУ»,

«Справочник руководителя ДОУ»

«Управление ДОУ»

«Музыкальный руководитель»,

«Медицинская сестра ДОУ»,

«Здоровье дошкольника»

Важной составляющей коррекционно – педагогической деятельности в специальном дошкольном учреждении является специалист, работающий с детьми, имеющими нарушение интеллекта. Готовность сотрудников к специфической педагогической деятельности определяется следующими критериями: гуманистическая, педагогическая позиция педагогов и воспитателей по отношению к особенному ребенку. На основании этого педагоги ДОУ постоянно стремятся к саморазвитию, саморегуляции собственной личности и деятельности, повышению квалификации, компетентности и профессионализма.


В детском саду стабильный, творчески работающий коллектив. В 2012 году - 7 педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию; 15 - на 1 категорию; 5 - на 2 категорию, 7 – без категории.

Имеют Министерские награды: Знак «Почетный работник общего образования» - 2 человека; Почетную грамоту Министерства образования РФ - 9 человек, Почетную грамоту Министерства образования Омской области – 7 педагогов, Почетную грамоту Департамента образования Администрации города Омска – 9 человек. Таким образом, процент награжденных составляет 79% (27 человек из 34). На 1 июня 2012 года аттестованы 79% педагогов.

ДОУ укомплектовано сотрудниками на 100%. Высшее педагогическое образование имеют - 18 педагогов (из них 4 человека имеют два высших образования); среднее специальное — 16 человек.

В 2008 году все 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации в объеме 72 часов в ГОУ ДПО «Институте развития образования Омской области» по теме «Преемственность в деятельности педагогов ДОУ по коррекции отклонений психофизического развития дошкольников». Два педагога (Никонорова А.Е., Севостьянова О.А.) учится заочно в ОмГПУ на факультете специальной дошкольной педагогики и психологии.

В дошкольном учреждении воспитываются дети со специфическими особенностями психофизического развития и поведения. Несмотря на все трудности, которые преодолевают наши дети, мы с большим успехом участвуем ежегодно в Фестивале детского творчества «Веселые нотки», который проводится для детей общеобразовательных дошкольных учреждений.

Участие педагогического коллектива и детей в конкурсах в 2012году:


  • 2012 - педагогический коллектив участник инновационного комплекса «Образование детей особой заботы» БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области».

  • 2012 - Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку КТОС «Чкаловский» (Медведева, Бондаренко, Ярохно, Севостьянова, Барейша, Чиркова)
  • 2012 - Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Ангел вдохновения» (Медведева, Антоненко, Бондаренко)


  • 2012 - Всероссийский детский пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты» (Медведева, Антоненко, Бондаренко)

  • 2012 – городской конкурс на лучшее новогоднее оформление учреждений образования "Волшебное превращение" (коллектив ДОУ, 1 место)

  • 2012 - городской конкурс изобразительного и декоративно - прикладного творчества детей и подростков "Дети главнее всего на свете" (Медведева – 3 место, Антоненко, Бондаренко, Шанаурова)

  • 2012 - областной конкурс "Лучший сайт образовательного учреждения"

  • 2012 - областной конкурс детских рисунков "Цветная планета" (Барейша, Чиркова, Шанаурова, Концесветная)

  • 2012 - интернет - конкурс «Лучший сайт дошкольного образовательного учреждения»

  • 2012 - межрегиональный заочный конкурс «Открытое занятие» педагогов образовательных учреждений, работающих с детьми «особой заботы» (Герчаковская, Чиркова, Лялина,

  • 2012 - городской конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства детей и подростков «Картинки моего города» (Барейша, Чиркова)

  • 2012 - Конкурс детских рисунков «Мое любимое животное» аптека «Фармари» (Герчаковская, Лялина, Остапик…)

  • 2012 - Конкурс детских рисунков Общество с ограниченной ответственностью «ТМС Сибирь» г.Новосибирск» (Шанаурова, Наливайко, Чиркова, Барейша…)

  • 2012 - Конкурс по безопасности дорожного движения (Антоненко…)

  • Конкурс «Зимняя фантазия» Санкт – Петербург» (Антоненко)

  • Всероссийский интернет конкурс «Сокровища осени»

  • 2012 – Петрова О.А., Лялина О.А., Остапик Т.А., Герчаковская Г.Ф. – члены городского методического сообщества педагогических проектов по теме «Педагогическое проектирование как условие развития профессионализма воспитателя в современном образовании, разработали проект по теме «Логоритмические упражнения, как средство развития устойчивости произвольного внимания».

БДОУ г. Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» продолжает активно взаимодействовать и устанавливать отношения социального партнёрства со следующими учреждениями:


1. Городской психологический оздоровительно-образовательный центр г.Омска:


  • комплектование ДОУ;

  • консультирование родителей и детей с проблемами психического развития (по запросам родителей);

  • комплексное психолого-педагогическое обследование детей;

  • комплектование специальных (коррекционных) классов VII вида.

2. Областная психолого-медико-педагогическая комиссия Омской области:

  • психолого-педагогическое обследование детей;

  • консультирование родителей и детей с проблемами психического развития (по запросам родителей);

  • комплектование ДОУ;

  • комплектование специальных (коррекционных) школ V вида, VIII вида.

3. Общеобразовательные школы (массовые), специальные (коррекционные) школы

VIII вида, V вида, классы VII вида (для детей с ЗПР):

  • комплектование начальных классов;

  • совместные семинары, педсоветы, открытые уроки;

  • экскурсии детей в школы.

4. Театр юного зрителя, театр «Арлекин» г.Омска:

  • проведение театрализованных представлений и спектаклей для детей.

5. Дом детского творчества ОАО г.Омска:

  • проведение и участие воспитанников ДОУ в конкурсах детского творчества;

  • посещение воспитанниками ДОУ кружков и секций;

  • посещение воспитанниками ДОУ выставок и праздничных мероприятий.

6.Бассейн:

  • занятия детей в спортивных кружках при бассейне;

  • организация занятий по плаванию для детей и сотрудников ДОУ.

7. Институт развития и образования Омской области:

  • посещение сотрудниками курсов повышения квалификации;

  • участие педагогов ДОУ в конференциях, конкурсах, фестивалях и т.д.;
  • показ открытых занятий для слушателей ИРООО.


8. Омский государственный педагогический университет, Сибирская

государственная академия физической культуры г.Омска, педагогический колледж № 1, музыкально-педагогическое училище:

  • организация и создание условий для проведения педагогических практик;

  • проведение и посещение открытых занятий в процессе педагогических практик студентами;

  • консультирование педагогами ДОУ студентов.

9. КТОС «Чкаловский – 3», «Восточный», «Парковый»:

  • участие воспитанников ДОУ в конкурсах, соревнованиях и праздничных мероприятиях, организованных КТОСами.

10. Библиотека им. Достоевского:

  • день открытых дверей для детей;

  • тематические досуги по произведениям детских писателей.

11. Дошкольные образовательные учреждения города Омска (детский дом №3, д\с № 311, №8, №38, №330, д/с компенсирующего вида №276, №304, №188, №268, №249, №378):

  • организация и проведение методических объединений учителей – дефектологов, логопедов;

  • участие педагогов ДОУ в ГМО;

  • показ открытых занятий, презентация методических пособий, обмен педагогическим опытом;

  • взаимопосещение образовательных учреждений.

Педагоги ДОУ непосредственно оказывают образовательные услуги для студентов педагогического колледжа №4, студентов Омского государственного педагогического университета, студентов Сибирской государственной академии физической культуры, для которых проводятся:

- открытые занятия по всем видам деятельности,

- праздники и развлечения, спортивные мероприятия,

- консультации по написанию перспективных и календарных планов, конспектов занятий.