shkolageo.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ярская средняя общеобразовательная школа №1»


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


НА ТЕМУ:


«ТЕКСТИЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА»


Выполнила: ученица 5 «А» класса

Барышникова Наталья

Руководитель: Вершинина Татьяна Ивановна,

учитель ИЗО I категории


Пос.Яр, 2012г.

Оглавление


  1. Цель и задачи исследования

  2. Этапы реализации проекта, методы исследования

  3. Введение

  4. Основная часть: обереговые и игровые куклы

  5. Выводы

  6. Список литературы



С-1. Проект: «Текстильная народная кукла»

С-2. Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи проекта:

Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

Изучить виды кукол.

Изучить технологию изготовления народных кукол.

Изготовить куклы.


Этапы реализации проекта.

Знакомство с историей возникновения народной куклы.

Изучение видов народных кукол.

Изучение технологии изготовления народных кукол.

Изготовление кукол.


Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.


Введение.

С-4.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что результаты социального опроса среди учащихся, учителей, родственников показали: кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.


Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.


Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.


Основная часть.


С-5.
Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.


С-5. Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

С-6. Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

С-7. Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство С. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.


С-8 ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ - это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.


У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.


Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.


Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты (штаны), а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.


Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

С-10., С-11. Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукол стали наделять рисованным или вышитым лицом только к концу 19 века под влиянием городской игрушки.



На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов было большое многообразие кукол. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.

С-12. - КУПАВКА – это была кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской ,Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки привязанные, к её рукам забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Иван Купала (6 и 7 июля нового стиля).

БАРЫНЯ – Самыми распространёнными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которые можно разделить на две группы: свёрнутые (сделанные без шитья иголкой) и шитые. Наиболее простой свёрнутой куклой считается КУВАТКА, бытовавшая в Ефремовском уезде, Тульской губернии. Куваток делали из однотонной ткани разных цветов и вешали возле колыбели. Они были яркими и привлекали внимание ребёнка, создавая ему радостное настроение. Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которых называли БАРЫНЯМИ.

С-13. Чтобы успокоить годовалого непоседу и ревуна бабушки делали простейшую куклу-забаву из скрученного платка или полена, задрапированного лоскутом-юбкой.

С-14. Девушка на выданье изготовляла куклу как автопортрет, на масленицу закрепляла её на заборе, за воротами. Так она обращала внимание односельчан не только на умение рукодельничать, но и на собственную красоту. Таких кукол старались нарядить богаче, копировали детали костюма и головной убор. Нарядных кукол дарили детям к праздникам, молодожёнам на свадьбу.


ВЫВОД

Проанализировав информацию о куклах мы пришли к выводу, что кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.


Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.


Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.


Список литературы:


  1. «Этно-национальные доминанты в культуре и искусстве народов урало-поволжъя», И.В.Кондаков, г.И.Зверева, Ижевск 2001г.

  2. «Возрождённая древность», К.И.Куликов, Ижевск, 2005г.

  3. «Текстильная народная кукла», Е.И.Ковычева, Ижевск, 2006г.

  4. Методическое пособие «народная игрушка», Т.И.Вершинина, Глазов, 2007г.

  5. «Кукла в диалоге культур», Е.И.Ковычева, Ижевск, 2007г