shkolageo.ru 1 2 3

Оглавление

Введение

Глава 1 История развития защиты прав граждан-потребителей


    1. Истоки развития защиты прав граждан-потребителей

    2. Защита прав граждан – потребителей в СССР и России

    3. Международное законодательство защиты прав потребителей

Глава 2 Правовое регулирование отношений защиты прав потребителей в торговом обслуживании

2.1 Федеральное законодательство о защите прав потребителей

2.2 Реализация прав потребителей при торговом обслуживании

2.3 Комитет по защите прав потребителей : полномочия, функции

Глава 3 Защита прав граждан-потребителей в розничной торговле на примере ООО «Верта-Р»

3.1 Правовой статус и деятельность ООО «Верта-Р»

3.2 Ответственность по договору розничной купли-продажи ООО «Верта-Р»

3.3 Способы защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Заключение

Список литературы

Приложение


Глава 1. История развития защиты прав граждан-потребителей

    1. Истоки развития защиты граждан-потребителей

Движение в защиту прав потребителя зародилось в Америке, а именно в 18 60-1880-х годах ХIХ века в целях защиты интересов потребителей железнодорожных компаний, которые завышали цены на перевозку пассажиров и грузов. Результатом этого движения стало то, что государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало сенатскую Комиссию по торговле между штатами. Это движение получило название «консьюмеризм», что означает «движение в защиту прав потребителей». В начале ХХ века начинается борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых продуктов и медикаментов. В истории развития защиты прав потребителей активисты этой компании получили название «разгребатели грязи». В 1899 году образовалась Национальная лига потребителей, принимавшая активное участие в компании по «разгребанию грязи». В 1935 году создается Союз потребителей, насчитывающий на сегодняшний день в своих рядах свыше 5 миллионов человек. Деятелям этого Союза принадлежит первенство в бойкоте товаров из фашистской Германии в 1930-е годы. С 60-х годов ХХ века движение распространяется из США во многие страны Европы и начинает играть огромную роль в бизнесе и в политике. Также в эти годы происходит рост активности потребительских организаций. Во второй половине 60-х годов Ралф Нэйдер опубликовал книгу «Опасен при любой скорости» - Unsafe at Any Speed, в которой говорилось о нарушении стандартов безопасности автомобильной корпорацией «Дженерал Моторс», выпускавшей автомобили «Корвер» - Corvair, не обеспечивая их достаточной надежностью. Между Р.Нейдером и корпорацией начался судебный процесс. В итоге Р.Нейдер выиграл процесс, и корпорация вынуждена была выплатить компенсацию в 280.000 долларов. C производства сняли марку этого автомобиля, и впоследствии в Америке был принят закон о безопасности автомобилей - Motor Vehicle Safety Act. Полученные деньги от судебного процесса Р.Нейдер вложил в движение по защите прав потребителей и создал Центр, который стал заниматься исследованием качества выпускаемой продукции различными фирмами, достоверности рекламы, также стандартов уровня жизни населения, экологической безопасности некоторых производств. В это же время появляются и другие организации, занимающиеся заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям. Самым важным было то, что: 1) итоги проводимых исследований публикуются в специальных потребительских изданиях «Multinational monitor» и «Consumer Peport», 2) Р.Нейдер добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки в стране, запрещении использования ДДТ- DDT в качестве пестицида. В своей стратегии предусматривает прямое правительственное и государственное регулирование областей экономики и социальной сферы, в которых рыночные механизмы не обеспечивают в полной мере охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте.
В 1968 году из разрозненных общенациональных и местных обществ образуется Американская федерация потребителей со штаб-квартирой в Вашингтоне, основные целями которая ставит следующие: координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо. Консьюмеристское движение постепенно стало влиять на политическую жизнь государства1. Например, 15 марта 1962 года президент США Д.Кеннеди направляет Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей». В нем провозглашались основные права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию; говорилось о значительной роли потребителя в экономике – если, нет способности граждан потреблять и покупать, то нет и экономического развития, сбалансированного экономического роста. По решению Организации Объединенных Наций - 15 марта объявлен Всемирным днем потребителей.2 Следующим шагом Д.Кеннеди в этом направлении стало учреждение Консультативного совета по делам потребителей летом 1962 года, правда, совет был преобразован в 1971 году в Управление по делам потребителей, но содержание деятельности от этого не изменилось. И так, именно в США было положено начало массовому движению потребителей, которое объединяет более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира. Во многих комитетах Конгресса США - по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту существуют и ведут активную деятельность подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций, в итоге публикуются отдельные издания и стенографические отчеты по выявленным нарушениям. Надо отметить, что консьюмеризм после второй мировой войны набирает силу во многих западноевропейских государствах. В Великобритании в 70-х годах ХХ века были образованы организации, рассматривающие потребительские проблемы и нужды. Например, в 1973 году создаются: Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. В 1975 году учреждается орган, осуществляющий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти под названием Национальный потребительский совет, которая начинает играть большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительских вопросов, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В это же время в Великобритании появляются потребительские добровольные организации, начинает свою деятельность специальный потребительский журнал «Which?» - «Который?», создаются консультативные бюро, оказывающие реальную помощь, а именно дающие советы, выдающие справки по многим потребительским проблемам. А вот помощь в наборе и обучении граждан, работающих в бюро, оказывает Национальная ассоциация консультативных бюро. Субсидирует данную организацию правительство Великобритании, а на местах - муниципальные власти.
Кроме того, в Великобритании действуют потребительские организации, такие, как Исследовательский институт по делам потребителей, Национальная федерация потребительских групп, Британская ассоциация потребителей, Европейская координирующая потребительская группа и функционируют законы, обеспечивающие права потребителей. Например, в 1973 году принят закон о справедливой торговле, в 1974 году - о потребительском кредите, в 1979 году - о продаже товаров, в 1986 году - о финансовых услугах. Закон о защите потребителей, принятый в 1987 году приводит законодательство страны о безопасности товаров и услуг в соответствие с требованиями Европейского Сообщества и обеспечивает правовую защиту от поставок недоброкачественных товаров. Принятый в 1990 году закон о безопасности продовольственных товаров усовершенствовал законодательство в сфере защиты потребителей, включил меры по обеспечению безопасности продуктов и ввел жесткие санкции против нарушителей. В Швеции, с 1971 года существует должность омбудсмена по защите прав потребителей, который назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Омбудсмен - служба, возникшая впервые в 1810 году, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственная перед законодательной властью. В его функции входят следующие действия: рассмотрение жалоб на государственные органы от пострадавших лиц, служащих, нанимателей, проведение расследований, корректирующих действий по своему усмотрению и представление докладов. Институт омбудсмена многими государствами был признан только после второй мировой войны и стал незаменимой частью правовой системы. Институт омбудсмена служит в первую очередь для преодоления противоречий между государством и личностью, формированию гражданского общества, призван обеспечивать соблюдение законов в торговой деятельности и законов о несправедливых договорных условиях. С 1976 года омбудсмен по защите прав потребителей является еще и генеральным директором Государственного управления по делам потребителей. В случае, когда юридический конфликт не разрешен путем соглашения сторон, дело направляется в Коммерческий суд - специальный судебный орган, имеющий право обязать предпринимателя поставлять товар на соответствующих условиях, предписать максимальную цену, потребовать наложения административного штрафа. По статистике из четырех тысяч дел, ежегодно поступающих в Государственное управление по делам потребителей, лишь около двадцати передаются на слушание в Коммерческий суд, что свидетельствует о том, что юридические конфликты в этой стране решаются путем переговоров, результаты которых удовлетворяют обе стороны: и бизнесменов, и потребителей. Таким образом, омбудсмен является институтом, быстро регулирующим споры между гражданами и производителями-продавцами. В Германии функционируют специальные отделы в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения по потребительским проблемам, которые оказывают помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Также действует межминистерский Комитет по проблемам потребителей, функционируют потребительские центры, имеющие консультативные бюро в городах, которые предоставляют потребителям нужную информацию, рассматривают их жалобы, оказывают юридические услуги.
В Союз потребителей, который существует в Германии, объединены 30 организаций, занимающиеся защитой прав потребителей через средства массовой информации не только на федеральном, но и европейском и международном уровнях.3 Организация по тестированию товаров «Штифтунг Варентест», созданная во второй половине 1970-х годов ХХ века, занимающаяся потребительскими испытаниями товаров и услуг, ежемесячно выпускает журнал «Тест», в котором представлены результаты сравнительного исследования товаров и услуг, осуществляемых в независимых лабораториях страны. К тому же журнал имеет специальное приложение – «Финанс тест», посвященное финансовым услугам, еще выпускаются специальные тематические подборки по конкретным товарам или услугам: по бытовой технике, автомобилям, сервисному обслуживанию. «Штифтунг Варентест» не проводит никаких исследований и испытаний, а лишь размещает заказы на их проведение в компетентных лабораториях стран Европы. Надо отметить, что организация разрабатывает программы испытаний товаров и услуг, и предъявляет к их качеству высокие требования. Помимо перечисленного выше, в стране приняты дополнения к действующим законам, касающимся производства продовольствия с целью усиления инспекции продовольственных товаров. В итоге экологически чистые и качественные продукты питания награждаются особой премией комиссии министерства окружающей среды. В решении проблемы защиты прав потребителей накоплен значительный опыт Европейским экономическим сообществом. В 1953 году основана всеобщая организация потребителей Норвегии, ставшая первой организацией потребителей, занимающаяся широким спектром потребительских вопросов: юридических и экономических, деятельность по выявлению качества продуктов и услуг. В 1954 году создан Нидерландский союз потребителей - независимая организация, взаимодействующая с государственными органами в области экономики, здравоохранения, экологической безопасности товаров, решающая основную задачу потребителей – обеспечение обратной связи с производителями товаров через изучение спроса и пожеланий граждан-потребителей. В 1961году возникла идея защиты прав потребителей на уровне Сообщества и, наконец, в 1973 году в рамках Комиссии ЕЭС, был создан Консультативный комитет по защите прав потребителей.4 С принятием в 1975 году первой программы действий по защите прав потребителей, была одобрена политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС. Основные принципы и нормы Римского договора - Договора о создании ЕЭС 1957 года дополнились положениями, содержащимися в Едином европейском, и вступившими в силу с 1июля 1987 года. Еще раньше в 1960 году была создана Международная организация потребительских союзов – МОПС с целью защиты прав потребителей на международном уровне, которая была создана потребительскими союзами США, Англии, Бельгии, Нидерландов, Австрии. В резолюции Генеральной ассамблеи ООН за № 39/248 от 9 апреля 1985 года, были закреплены восемь основных прав потребителей: право на безопасность товара; право на информацию; право на выбор товара; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду.5

Таким образом, в историческом развитии защиты прав граждан-потребителей имеется значительный опыт зарубежных стран, и действуют реальные законы, защищающие их права, также функционирует целая сеть организаций по решению данной проблемы.

1.2 Защита прав граждан-потребителей в СССР и России.

Нормы, защищающие права потребителя содержатся в древнем русском праве - в Своде Законов Российской Империи, Псковской Судной грамоте и Русской Правде. Устав новгородского князя Всеволода Мстиславича – 1117- 1136 годы княжения, предусматривал смертную казнь с конфискацией имущества за использование неправильных мер и весов, и упоминал о необходимости их постоянной - ежегодной проверки. Кстати сказать, такие правила о ежегодной проверке мер и весов обнаружены и в более поздних источниках права. В более поздние периоды в таких источниках, как Судебник Ивана III 1497 года, Судебник Ивана Васильевича IV 1550 года, Уложение Царя и Великого князя Алексея Михайловича 1649 года норм, защищающих права и интересы потребителей уже нет. В императорский период Российской истории такие обнаруживаются, например, в Своде Законов Российской Империи, а вот в «Уставе Врачебном» и «Уставе о наказаниях» содержатся нормы, направленные на защиту потребителей от товаров, угрожающих их жизни и здоровью. Но следует отметить, что данные законы мало уделяют внимания защите прав потребителей, по сравнению с заграничными этого периода: Свод Законов Российской Империи содержит одну статью об ответственности продавца за недостаток товара, а Швейцарское законодательство – 13 статей, Германское – 29. В советский период – с 1917 до 1991 года, положение потребителей подвергалось неоднократному изменению. Прежде всего, это связано с кодификацией всех отраслей законодательства, происшедшей дважды за эти годы. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей осуществлялось нормами Гражданском кодекса 1922 года и в дальнейшем Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданском кодексе РСФСР 1964 года. Как уже отмечалось, первым законодательным актом советского периода, защищающим права покупателей, был Гражданский кодекс 1922 года, который расширил перечень прав покупателей, приобретших товар ненадлежащего качества.6 Согласно статье 198 Гражданского Кодекса РСФСР - кроме права расторжения договора, сейчас покупатель имел право требовать предоставления ему вещи надлежащего качества или уменьшения покупной цены. Также Гражданский Кодекс закреплял право потребителя на достоверную информацию о качестве и цене товара, и право на судебную защиту от неправомерных действий производителя либо продавца. Впервые уголовная ответственность за обман покупателей была установлена Постановлением ЦИК СССР от 25 июля 1934 года «О дополнении уголовных кодексов союзных республик статьей об ответственности за обворовывание потребителя и обман советского государства» и была прописана в статье 128 Уголовного Кодека РСФСР 1922 года. В 1961 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик и в 1964 году новый Гражданский Кодекс РСФСР, которые предоставили потребителю больше прав и усилили ответственность продавца. По новым правилам покупатель имел право на замену вещи другой вещью надлежащего качества; соразмерное уменьшение покупной цены; безвозмездное устранение недостатков; возмещение расходов, связанных с исправлением обнаруженных недостатков; расторжение договора с возмещением убытков. В соответствии с новыми условиями, продавец, чтобы избежать ответственности, должен был оговорить обо всех недостатках вещи до передачи имущества покупателю. Интересы потребителей относительно качества и количества товара регулировались еще специальными указаниями Наркомторга СССР, приказами Министерства торговли СССР. Принятые в период с 1920-х по 1940-е годы указания и директивы, расширяли права и возможности покупателей по сравнению с действующим в это время Гражданским кодексом, значительно улучшали положение потребителей. Принятый в 1960 году новый Уголовный Кодекс РСФСР увеличил количество деяний, признаваемых преступными и уголовно наказуемыми и четко определил формы обмана покупателей, расширил возможности выбора видов и сроков наказания за обман покупателей. Но надо отметить следующий отрицательный момент практики, которая сложилась в деле защиты прав потребителей в данный период. Как, и принято, в командно-дминистративном государстве, разрабатывая и утверждая новые правила, министерства и ведомства использовали монопольные позиции и пренебрегая общими интересами, в одностороннем порядке навязывали не выгодные потребителям условия, тем самым, ставя их в неравное положение со специализированными организациями, обслуживающими население. В итоге, некоторые из этих правил ухудшали положение потребителя по сравнению с действующими основами Гражданского законодательства 1961года и Гражданским кодексом 1964 года. К примеру, Правила обмена промышленных товаров давали возможность обмена товара, но при отсутствии его в продаже, возможно было расторжение договора с возвратом покупной цены без возмещения убытков. А гражданское законодательство предусматривало право выбора между указанными мерами ответственности, и лишь при расторжении договора потребитель согласно статье 41 Основ Гражданского законодательства имел право на возмещение убытков.7

В 1980-х годах ХХ века в перестроечном СССР зарождаются разного рода общества, клубы и ассоциации по защите прав потребителей, которые в 1987-1988 годы объединились в Федерацию обществ потребителей под президентством Анатолия Собчака. К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей – КонфОП в составе обществ потребителей бывших союзных республик СССР: России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана. Координационный совет из представителей потребительских организаций республик собирается один раз в полгода, и решают наиболее важные вопросы по защите прав граждан-потребителей. Основные цели КонфОПа - предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у населения; потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования обучающихся. В 1992 год совместно с «Штифтунг Варентест» КонфОП организовал выпуск специального потребительского журнала «Спрос», который помогает потребителю вооружиться конкретными знаниями по материалам независимых испытаний разнообразных товаров: продуктов питания, бытовой техники и электроники, товаров для детей, одежды, обуви, производимых в России и импортируемых из других стран. Издание содержит экспертные оценки новинок рынка, анализ прецедентов, обоснованную антирекламу, мнение чиновников государственных учреждений разных уровней: представителей антимонопольных управлений, милиции, судов, банков, торговых и санитарных инспекций. С 1994 года КонфОП является членом международной организации «International Testing» - «Международные организации» и проводит свои сравнительные потребительские испытания, обмениваясь при этом результатами испытаний либо проводя испытания совместно. Надо отметить, что в деятельность конфедерации входит активная разъяснительная политика, издание статей, книг, брошюр, буклетов, методической литературы с целью потребительского просвещения граждан и оказания реальной помощи общественным объединениям по защите прав потребителей. Организации потребителей, помимо просветительской деятельности, имеют в своем составе юридических консультантов или правовую службу, которые консультируют граждан, оказывают помощь в разрешении конфликтов между продавцом и потребителем, отстаивают интересы потребителей в судах. На сегодняшний день потребительские организации не только пропагандируют потребительские знания среди населения, но и решают проблемы безопасного производства товаров и услуг, пропагандируют идеи рационального потребления продукции.


7 февраля 1992 года Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон «О защите прав потребителей». Наконец, у российских граждан появилась возможность реализовать права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Закон «О защите прав потребителей» повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что способствует повышению качества товаров, работ, услуг; вносит существенные изменения в вопросы нормирования качества продукции, гарантийных сроках, вопросы информации о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей.8 Сегодня российское законодательство о защите прав потребителей включает в себя нормативные акты, законы и постановления Правительства, которые регулируют потребительские правоотношения и охватывают все отрасли права. Основным и наиболее важным документом, закрепляющим основные права граждан и устанавливающим гарантии осуществления этих прав, является Конституция Российской Федерации, но основную работу по урегулированию отношений с участием потребителей осуществляет Гражданский Кодекс РФ.

Законодательство о защите прав потребителей состоит из: Закона РФ «О стандартизации продукции и услуг», Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закона РФ «Об общественных объединениях», Закона РФ «О сертификации», Закона РФ «О естественных монополиях» и других нормативных актов.

Из вышесказанного следует сделать вывод: российское потребительское законодательство на всех этапах своего развития уступало международным законам, но с развитием института демократии в стране, то есть к началу XXI века стало постепенно выравнивать свои позиции в решении данной проблемы с развитыми странами мира.


    1. Международное законодательство о защите прав потребителей.

На международном уровне консьюмеризм получил широкое распространение и объединяет несколько организаций. Самой влиятельной является независимая, неполитическая организация - Консьюмерский Интернационал - Consumer Іntеrnational — СІ, основанный в 1960 год и включавший на сегодняшний день более 250 национальных, государственных, региональных консьюмерских организаций из более 100 государств мира. Данная организация содействует развитию системы защиты прав потребителей и основными принципами в своей деятельности считает следующие: право на удовлетворение основных потребностей; право на здоровую окружающую среду - экоконсьюмеризм; право на безопасность; право на возмещение убытков; право быть выслушанным; право на информацию; право на потребительское – консьюмерское образование; право выбора.9 На международном уровне права потребителей были декларированы в 1985 году в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН за № 248 под названием «Руководящие принципы для защиты прав потребителей». В современном мире разработаны и реализуются пять региональных консьюмерских программ: 1) программа PRODEC разработана специально для развитых государств, реализуется с 1993 года, охватывает Северную Америку, Западную Европу, Тихоокеанский регион - Японию, Гонконг, Австралию и в рамках программы издается региональный информационный бюллетень о состоянии дел «Consumer»; 2) программа ROAP разработана для государств Азии и Тихоокеанского региона, реализуется с 1974 года и обращает большое внимание на специфические условия, потребности и интересы потребителей в развивающихся странах. В рамках данной программы публикуются два информационных бюллетеня — «Suria Consumer’s Report» и «The South Pacific Consumer’s Report»; 3) программа ROLAC разработана для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, реализуется с 1986 года, ставит такую основную задачу: координация работы и содействие деятельности молодых групп потребителей, не имеющих достаточных ресурсов и соответствующих технологий, проводит значительную работу с правительствами и должностными лицами государств. Их бюллетень - «Consumidores y Desarrollo»; 4) программа PROECT разработана специально для поддержания экономики обществ и государств переходного периода. В свое время была ориентирована на страны Центральной и Восточной Европы и бывшие республики СССР. Целью данной программы являлась всесторонняя помощь и поддержка консьюмеризму постсоциалистических стран, установление свяжи между ними и привлечение их к участию в международном консьюмерском движении. В рамках программы издается информационный бюллетень «Kontakt»; 5) программа ROAF, разработанную для стран Африки, стали осуществлять в 1994 году. К этому времени СІ расширил африканскую программу и стал издавать информационные бюллетени на английском и французском языках - «African Consumer» и «Consommation — Developpement». Сегодня международное законодательство о защите прав потребителей неумолимо движется в сторону «абсолютной ответственности производителя» за качество выпускаемой продукции. Только в Японии в этой сфере действуют более 50 одобренных парламентом общенациональных законов, более десятков указов и распоряжений, принятых органами местного самоуправления. В каждой провинции Канады в защиту потребителей действуют около десятка местных законов и более сотни - федеральных. В Австрии таких законов действует около 200, в США более 150, в Германии около 100 законов, кроме того, более 300 правительственных постановлений и законов «прямого действия», касающиеся продажи хлеба, вина, молока, рыбы. В усовершенствованную нормативную базу защиты прав потребителей развитых стран входят три группы норм, в зависимости от объекта регулирования и отдельных сторон регламентирования. Это: 1) нормы гражданского законодательства, в составе которых еще имеются и специальные нормы, которые применяются при защите прав потребителей и регулируют хозяйственный оборот; 2) нормы административного законодательства, регламентирующие отдельные стороны коммерческой деятельности - установление цен, контроль за качеством продукции, рекламным бизнесом; 3) нормы гражданского и административного законодательства, регламентирующие основные формы и методы конкуренции. Надо отметить, что в системе законодательства по защите прав потребителей на международном уровне выделяются следующие нормы и законы: 1) регламентирующие вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребителям – например, В США действуют законы о безопасности потребительских товаров, о контроле за мясными продуктами, об обеспечении безопасности технических средств, о совершенствовании штрафов; в Японии существует закон о безопасности потребительских товаров; в Германии - закон о продовольственных продуктах и товарах массового потребления; во Франции действуют законы о фальсификациях и подлогах в сфере товаров и услуг; в Англии - законы о продуктах питания; 2) законы о мерах и весах; 3) законы о стандартизации, сертификации и маркировке, требующие обеспечения от производителей соответствия продуктов питания и товаров массового потребления национальным и международным стандартам, также наличия этикеток, определенных информационных материалов о товаре, в случае нарушения требований, содержащие штрафные санкции, касающиеся недоброкачественной рекламы; 4) законы, недопускающие ограничения конкуренции, например, французский закон о свободной конкуренции и австрийский закон о недопустимых приемах конкуренции; 5) законы нацеленные на укрепление позиций потребителей в их деловых отношениях с производителями, поставщиками и продавцами: английские законы о ценах, французский закон об ответственности продавца за поставку недоброкачественных товаров; 6) специальные законы, содержащие статьи о мерах по повышению уровня информированности потребителей; 7) законы, определяющие процедуру регулирования подачи жалоб потребителей, и предусматривающие создание консультативных пунктов при министерствах, специализированных консьюмерских учреждениях; 8) законы, касающиеся правового регулирования охраны окружающей среды, например, в США действует закон о государственной политике в сфере охраны окружающей среды и закон о контроле над уровнем шума; в Германии принят закон, устанавливающий порядок сбора, транспортировки и складирования мусора; в Японии действует Основной Закон по борьбе с загрязнением окружающей среды; 9) универсальные законы всесторонней защиты потребителя как физического или юридического лица. В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей говорится, что потребитель не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. Потребительская политика зародилась в ответ на злоупотребления производителей и продавцов, что вынудило государственные органы обеспечить защиту потребителя, и побудила производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и услуг.10 В программе 1975 года содержатся пять главных, с точки зрения потребителя, задач в вопросе о защите прав потребителя. Это: защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью; защита экономических интересов потребителей; оказание помощи, консультаций, способов возмещения ущерба, причиненного потребителям; информирование и просвещение потребителей; консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы. 19 мая 1981 года была принята вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике, которая отмечала, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, то есть установления определенных параметров качества, извещения о наличии в государстве специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности, относящихся к безопасности некоторых товаров. В 1986 году одобряется новая Программа, в основу которой были положены два постановления Совета ЕС: «О дальнейшей ориентации политики ЕЭС по защите интересов потребителей» от 23 июля 1986 года и «Об интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности» от 15 декабря 1986 года, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС. 9 ноября 1989 года было одобрено постановление «О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей». Сегодня, что не маловажно, права потребителей признаются мировым сообществом и отражаются в различных документах, в том числе и в таких, как:


«Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей» - 1999 год; «Хартия защиты потребителей» - 1973 год; Хартия фундаментальных прав Европейского Союза, утверждена в 2005 году Европейским Парламентом в рамках документа «Независимость, безопасность и правосудие: на повестке дня Европы».

Таким образом, политика и практика международного законодательства в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах различных потребительских органов, которые окажут в дальнейшем положительное влияние на становление и совершенствование политики защиты прав граждан-потребителей.



следующая страница >>