shkolageo.ru 1

Разработка урока русского языка во 2 классе


Кабанова Галина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия», г.Тулун


Тема урока: Глагол как часть речи.

Образовательные цели:


  • ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом;

  • научить учащихся находить глаголы в тексте, определять время, число глагола;

  • учить оценивать уровень усвоения нового материала;

Развивающие цели:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные цели:

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке.
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!

Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране Знаний, в страну, которая называется «Части речи». Эта страна интересна тем, что состоит из городов. В двух городах мы с вами уже побывали.

Это какие города? («Имя существительное» и город «Имя прилагательное»). Сегодня очередь следующего города.

2. Проблемная ситуация
- А хотите ли вы узнать название этого города.???
- А разгадать некоторые тайны этого города ???

- Для того, чтобы путешествовать нам нужна зоркость. Зорким должен быть не только глаз, но и ум. Всё что мы с вами узнаем про этот город, вернее про эту часть речи, мы знаками будем записывать на доске. Чтобы в конце урока подвести итог нашей работы.


Итак, в добрый путь! Девиз нашего урока: «Покорять города нелегко. Лишь бы было старанье дано!!!» Слайд1.

3. Работа в парах.
На столе памятка. Слайд 2.


  • Внимательно прочитай задание.

  • Выслушай своего соседа и предложи свой способ выполнения задания.

  • Старайся работать дружно, объясняй свои гипотезы.
1 задание. Распределить слова в три столбика: беговой, ходьба, прыгает,бег, пешеход, ходит,прыжок, , прыгучий, ходит, бегает

Алгоритм работы учащихся. Слайд 3.


  • Задайте вопросы к каждому слову.

  • Объедините слова в группы и объясните «почему?» вы так сделали.

  • Отправьте в город, где должны они жить.



Проверка.

бег беговой прыгает

ходьба прыгучий ходить

пешеход ходовой бегал

О жителях каких городов можете рассказать? (Дети рассказывают всё, что знают о существительном и прилагательном).

А что вы знаете о последнем столбике? (или слова какого столбика вызвали затруднение? Почему?)

Физминутка, сидя на стуле под музыку (растяжка мышц шеи, рук, ног).
4. Коллективная работа.
(Ученики рассказали, почему они объединили слова в такие группы, а учитель на доске знаками оформляет эти высказывания).

- Посмотрите внимательно на слова 3 группы, что они обозначают, задайте к этим словам вопрос.
- Эти слова обозначают действие предмета?
- Слова 3 группы отвечают на вопрос что делать?

- Слова 3 группы отвечают на вопрос что делает? что делал? ( Выбрать правильный вопрос к каждому слову).


Вывод: все эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что делал?

На доске запись учителя:
??? – ч. р. - д. п. - Что делать? Что делает?
Что делают? Что делали?

5. Работа с учебником. Стр. 112, упр. 1.
- Откройте учебник и сначала прочтите правило.

- Кто из вас догадался, как называется третий город в стране Знаний, в стране «Части речи»? Это «Глагол».

- Сформулируйте тему нашего урока ( « Глагол – часть речи»).

- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? – глаголы неопределённой формы. (Н.Ф.)

- А теперь мы должны открыть несколько тайн о глаголе. Для этого надо выполнить следующие задания.

Задание - карточка № 2. Измените и запишите слова по аналогии в каждый столбик:

Н.Ф.







охранять

охраняет

охраняют

сверкать

сверкает

сверкают

читать







учить







стоять






Проверка карточек (ответы учащихся).


Дети заполняют таблицу в парах и делают выводы (если дети не могут сделать вывод, учитель помогает им).

Выводы:
- Слова, обозначающие действие одного предмета – глаголы ед. ч.
- Слова, обозначающие действие нескольких предметов – глаголы мн.ч.

Слайд 3.


Н.Ф.

Ед. ч.

Мн. ч.

охранять

охраняет

охраняют

сверкать

сверкает

сверкают

читать

читает

читают

учить

учит

учат

стоять

стоит

стоят



Задание - карточка № 3. Измените и запишите слова по аналогии:

Н.Ф.










охранять

охранял

охраняет

буду охранять


сверкать

сверкал

сверкает

буду сверкать

читать










учить










стоять










Дети заполняют таблицу в парах и делают выводы (если дети не могут сделать вывод, учитель – помогает).
Проверка карточек (ответы учащихся):
Выводы:
- Слова, обозначающие действие, которое уже прошло – глаголы П.В. (можно подставить слово «вчера»).
- Слова, обозначающие действие, которое происходит сейчас - глаголы Н.В. (можно подставить слово «сегодня»).
- Слова, обозначающие действие, которое будет происходить через некоторый промежуток времени - глаголы Б.В. (можно подставить слово «завтра»).

Н.Ф.

П.В.

Н.В.

Б.В.

охранять

охранял

охраняет

буду охранять

сверкать


сверкал

сверкает

буду сверкать

читать

читал

читает

буду читать

учить

учил

учит

буду учить

стоять

стоял

стоит

буду стоять

- Значит, глаголы изменяются по числам и по временам.
На доске появляется запись:
1. Глагол – ч. р. - д. п. - Что делать? Что делает?
Что делают? Что делали?
2. Начальная форма глагола – Н.Ф.
3. Глаголы изменяются по числам и по временам.
Физминутка, стоя (для глаз).
6. Творческая работа. Работа в тетради.
- Вставьте пропущенные глаголы, подходящие по смыслу:

Слайд 5.
Рассвет в лесу.
____________ летняя тёплая ночь. Над лесными полянами ещё
____________ лёгкий туман. На листве ___________ прохладная роса.
Уже ___________ певчие птицы. ___________ кукушка.
Скоро ___________ тёплое солнце и ____________ росу.
Проверка. Дети зачитывают и оценивают свою работу.

7. Итог урока. Тест.
- А теперь проверим наши знания, полученные на уроке. Обведите правильный ответ.

1. Читать – глагол неопределённой формы?

Да Нет
2. Прыгают – глагол единственного числа?
Да Нет
3. Цветёт – глагол настоящего времени?
Да Нет
4. Милый - это глагол?
Да Нет
5. Варил - это глагол?
Да Нет

Ключ к тесту. Слайд № 2.
- Каждый правильный ответ – это один балл.

1. - да

2. - нет

3. - да

4. - нет

5. - да

5 баллов – «5», 4 б. – «4», 3 б. – «3» ….
Результат работы на уроке: «5» …человек; «4» - …человек; «3» - …Если время не позволит провести тест, итог урока можно провести в устной форме. Учитель читает тест.
«Да» - дети встают.
«Нет» - дети сидят.
8. Рефлексия.
- Как бы вы ответили на вопрос:
- Какой город вы сегодня посетили?
- Что нового вы узнали на уроке?
(Дети отвечают на вопрос, глядя на записи на доске, схемы).

9. Домашняя работа. Придумать и записать 5 глаголов настоящего времени, 5 глаголов прошедшего времени, 5 глаголов будущего времени.