shkolageo.ru 1

Классные часы

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме:


  1. Воспитательного часа (час классного руково­дителя);

  2. Экскурсии;

  3. Тематической лекции;

  4. Беседа (этическая, нравственная);

  5. Диспуты;

  6. Встречи с интересными людьми;

  7. Викторины по различным областям знаний;

  8. Дискуссии (дискуссии могут носить свободный харак­тер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

  9. КВНы;

  10. Интерактивные игры;

  11. Игры — путешествия;

  12. Театральные премьеры;

  13. Психологические игры и тренинги;

  14. Читательские конференции.



Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.


Функции классного часа

  1. Просветительская

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содер­жать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

  1. Ориентирующая

Ориентирующая функция способствует формированию опреде­ленного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широ­ко известного события.


  1. Направляющая

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

  1. Формирующая

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диа­лога и высказывания, отстаивания собственного мнения.


Для выбора темы и содержания классного часа классному руко­водителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сде­лать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа

  2. Определение времени и места проведения классного часа

  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные посо­бия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

  4. Определение участников подготовки и проведения класс­ного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

  5. Анализ его результативности.



Виды классных часов

  1. Классное собрание

  2. Тематический классный час

  3. Нравственный классный час
  4. Психологические игры и тренинги

  5. Информационный классный час

Советы по организации классного часа

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию ма­териал или поставить «острый» вопрос, использовать музы­кальную паузу, сменить вид деятельности.