shkolageo.ru 1



Компьютер как средство повышения мотивации изучения

иностранного языка


Автор – Головацких Татьяна Владимировна

учитель иностранного языка МОУ СОШ №35

г. Полысаево Кемеровской области


Содержание

I
. Введение

1) Вводная часть………………………………………………………………….4

2) Актуальность проблемы………………………………………………………4

3) Причины использования персонального компьютера………………………5

4) Отличительные черты использования ПК на уроке…………………………5

5) Цель и задачи педагогической деятельности………………………………...5

6) Формы организации учебного процесса……………………………………...6

II
. Творческий отчет

1) Определение мотивации. Виды мотивов…………………………………......7

2) Диагностика мотивации……………………………………………………….9

а) «Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения

школьников» А. К. Марковой……………………………………………...9

б) Анкета Е. И. Пассова……………………………………………………...10

в) Применение косвенных заданий………………………………………….12

3) Основной фактор, влияющий на формирование положительной устойчивой внутренней мотивации к учебной деятельности………………...12

4) Главная цель в обучении иностранному языку……………………………..13

5) Основные задачи……………………………………………………………...13

6) Технология программированного обучения В. П. Беспалько……………..13

7) Использование материалов Интернета……………………………………...14

8) Компьютерные обучающие программы…………………………………….15

9) Уроки с использованием музыки и песен…………………………………...16

10) Программы составления слайдов (презентаций) Power Point и Nero……17


  • Упражнения и методические приемы при работе со слайдами…………...17
  • Принципы разработки модели компьютерных слайд-фильмов…………..18


11) Использование Point и Nero учащимися…………………………………...18

12) Курсы по выбору «История английской литературы»……………………19

13) Изучение компьютерной лексики…………………………………………..19

14) Научно-исследовательская работа «Система школьного образования в Германии»………………………………………………………………………..19

15) Игровая деятельность и физминутки при использовании компьютера….20

16) Результаты использования компьютера и материалов Интернета……….20

а) Данные анкетирования……………………………………………………….21

б) Данные мониторинга…………………………………………………………21

в) Прочее…………………………………………………………………………22

III
. Приложения

1) «Сводная карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования» А. К. Марковой………………………………………………..24

IV
. Список литературы……………………………………………………...108


Введение

1) Школьники средних классов имеют стойкий интерес к определенному предмету. Повышение интереса к одному предмету, как у многих подростков, так и у учащихся моей школы протекает на фоне общего снижения мотивации учения, из-за чего они нарушают дисциплину, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Учащиеся посещают школу не потому что хочется, а потому что надо. У школьников появляется равнодушие к тому, что они изучают, не вырабатывается правильного взгляда на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля. Знания получаются отрывочные и поверхностные.

С одной стороны, учащиеся думают о перспективах получения образования. С другой стороны, дети устали от однообразия. Школьники, владеющие лучше педагогов компьютером, пейджером, сотовым телефоном, видят в школе только доски и мел.

Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса к изучению иностранного языка, активизирует речемыслительную деятельность. Одним из ведущих преимуществ компьютера является содействие индивидуализации обучения, позволяющее обучаемому работать в соответствии со своими особенностями.


Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство наглядности; дает учителю возможность осуществлять контроль качества знаний учащихся.

2) Актуальность проблемы состоит в том, что при правильном, разумном и творческом применении компьютера он может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития учащимся новой культуры учебы, для повышения мотивации изучения иностранного языка.

3) Причиной использования персонального компьютера на уроках является активная компьютеризация школ; разрабатываются различные компьютерные программы, позволяющие вести занятия по общеобразовательным дисциплинам нетрадиционным способом. Теперь нужно не только знать свой предмет, но и уметь применять на своих уроках современные технологии. Учащимся нужно приобретать основные навыки работы с персональным компьютером и программным обеспечением. Одним из новейших направлений в информационных технологиях сегодня является использование в учебно-методических и научных целях глобальной компьютерной сети Интернет.

4) Отличительными чертами использования компьютера на уроке и внеклассном занятии является использование активных форм, методов и средств обучения и воспитания, что соответствует современным требованиями научно-технического прогресса и реформы школы. Программирование в его современной интерпретации является важным средством управления познавательной деятельностью учащихся.

Использование компьютера на уроке рассчитано на учащихся 5-11-х классов. На занятиях с учащимися 5-9-х классов компьютер используется в качестве аудио - и видеосредства. Старшеклассникам, имеющим навыки работы с компьютером, предоставляются большие возможности для самостоятельной работы. Особое место отводится самостоятельной работе с грамматикой.


Использование современных технологий будет способствовать развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышать его информационную культуру и формировать устойчивую мотивацию изучения иностранного языка.

5) В соответствии с этим, целью моей педагогической деятельности является создание условий для повышения мотивации изучения иностранного языка. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:


  • формировать систему использования персонального компьютера на уроках иностранного языка и внеклассных занятиях;

  • совершенствовать свои умения и учащихся как пользователей компьютера;

  • развивать творческий подход у учащихся при выполнении индивидуальных заданий на компьютере и в Интернете;

  • систематизировать дидактические материалы на электронных носителях для использования их на занятиях в кабинете информатики;

6) Предусматривается проведение традиционных уроков, практических занятий в кабинете информационных технологий, что предполагает выполнение домашних заданий на электронном носителе с использованием компьютера.


Компьютер как средство повышения мотивации

изучения иностранного языка

Творческий отчет

1. Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится. Учащийся всячески пытается избежать изучения предмета, который вызывает у него неприятные ощущения, связанные с неспособностью к достижению успеха.

Научному изучению причин активности человека и животных положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни, как об основной движущей силе, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду.


В 20-е и последующие годы прошлого столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку. Свою классификацию потребностей человека дал А. Маслоу.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауер в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). В настоящее время мотивация трактуется по-разному. Между различными школами намечаются расхождения в некоторых деталях:


  • К. Мадсен, Ж. Годфруа: совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение;

  • К. К. Платонов: совокупность мотивов, психическое явление, становящееся побуждением к действию;

  • По мнению И. А. Зимней, мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь тот труд, общение или познание;

  • А. А. Реан и Я. Л. Коломинский: ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности;

  • В. И. Ковалев: совокупность мотивов поведения и деятельности;

  • Определение «мотивации» из книги «Социальная педагогическая психология» А. А. Реан и Я. Л. Коломинского: Мотивация – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

  • Определение «мотивации» из книги Е. П. Ильина «Мотивация и мотивы»: Мотивация – процесс формирования мотива или сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и. т. п.), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли.

Виды мотивации

а) По мнению Е. П. Ильина:

  • Экстринсивная (внешняя) и интринсивная (внутренняя)

  • Положительная и отрицательная

  • Внутреннеорганизованная (обусловленная потребностями личности)

  • Внешнеорганизованная (обусловленная внешними стимулами)

б) По мнению А. А. Реан и Я. Л. Коломинского:


  • Внутренняя

  • Внешняя

  • Положительная (мотивация успеха)

  • Отрицательная (мотивация боязни неудачи)

в) По мнению А. К. Марковой:

  • Внешняя (обусловлена физиологическими нуждами и средовой стимуляцией)

  • Внутренняя (обусловлена поведением, непосредственно не зависящим от нужд организма и воздействий среды)

«Мотивацию следует считать внутренней, если человек получает удовлетворение от самого поведения, от самой деятельности. Внутренняя мотивация – это всегда неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела» (А. К. Маркова. «Формирование мотивации учения. Книга для учителя».)

Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение внутренней мотивации к учебе (по А. К. Марковой). Данный процесс начинается у многих в подростковом возрасте. Школьные занятия крайне редко доставляют подросткам внутреннее удовлетворение. Параллельно с этим процессом падает успеваемость и эффективность обучения в целом.

М. Ксикзентмихали привел следующее высказывание: «Результат обучения – учащиеся, которые получают удовольствие от учения; средства достижения этой цели – учителя с внутренней мотивацией учения».

Все это убедительно доказывает, насколько важной является задача повышения внутренней мотивации в деятельности учащихся, задача активизации, стимулирования, тренинга, внутренних стимулов учебы.

2. Диагностика мотивации в школьной практике может успешно осуществляться методом наблюдения. Решающим обстоятельством здесь является то, что педагог имеет возможность наблюдать деятельность ученика в различных учебных ситуациях.

а) При осуществлении диагностической и индивидуальной работы определяем уровень, на котором находятся учащиеся. С этим поможет успешно справиться «Сводная карта состояния и хода формирования мотивации учения школьников», составленная А. К. Марковой (см. Приложение №1).


Приведу пример характеристики учеников 8-го и 9-го классов школы №35 г. Полысаево. У некоторых школьников преобладали мотивы первого и второго уровней: у них отсутствовал интерес к процессу и содержанию учения, присутствовали отвлечения на уроках, разрушение деятельности после затруднений и ошибок, неуверенность в себе, узкий круг знаний, эмоциональная неустойчивость, выполнение учебных действий по образцу.

Часть учащихся имела положительную ситуативную мотивацию третьего уровня: у них есть интерес к результату учения и к отметке учителя, положительные эмоции от пребывания на уроке, неустойчивый положительный настрой к учебе, зависящий от ситуации.

У небольшого количества учащихся присутствует положительная познавательная и осознанная мотивация четвертого уровня, т. е. самостоятельно поставленные цели, интерес к разным способам добывания знаний, правильная оценка своих возможностей, постановка реальных целей, положительные эмоции от работы на уроке, применение знаний в знакомых условиях, отрицательные эмоции при столкновении с задачей новой трудности.

В данной возрастной группе практически отсутствовали учащиеся 5-го и 6-го уровней: положительного (активного, инициативного, творческого) и положительного (ответственного, действенного) отношения.

Решающим обстоятельством является способность учителя к анализу того, что он наблюдает в деятельности ученика.

б) Для определения причин неблагополучия было принято решение проанализировать состояние дел также с помощью анкеты, предложенной Ефимом Израилевичем Пассовым в его учебном издании «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». Анкета взята не полностью и была проведена с учащимися 8-ых и 9-ых классов, изучающими немецкий язык четвертый и пятый год соответственно.

Анкета

1. С желанием ли и интересом ты приступил к изучению иностранного языка в 5-м классе? Подчеркни нужное: да, нет.


2. Как обстоят дела теперь? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:

а) учиться не хочу, не интересно;

б) учиться хочу, но стало не интересно;

в) учиться хочу и учу с прежним интересом;

г) учиться хочу, стало еще интереснее.

3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык?

Ниже перечислены возможные причины. Прочти их внимательно. Выбери подходящие и обозначь их цифрами в порядке значимости для тебя.

1) Родители хотят, чтобы я знал хотя бы один иностранный язык.

2) Считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.

3) Привлекает возможность обсуждать события, общаться с ребятами на иностранном языке.

4) Иностранный язык необходим для дальнейшей учебы, будущей профессии.

5) Изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе.

6) Изучаю иностранный язык, потому что люблю и уважаю своего учителя.

7) Учитель всегда интересно, по-новому проводит уроки.

8) Мне нравится узнавать, как устроен язык.

9) Иностранный язык служит средством получения знаний о том, что мне интересно.

10) У меня хорошие отметки по всем другим предметам, и я хочу, чтобы по иностранному языку отметка была тоже хорошей.

11) Хочу знать язык не хуже моих товарищей.

Данные анкетирования говорят о том, что почти все ученики (93%) приступили к изучению иностранного языка с желанием и интересом. Учащиеся дополнительно к анкете сообщили, что им хотелось изъясняться на иностранном языке со сверстниками, декламировать стихотворения, петь песни на иностранном языке, читать, узнавать о других странах. В начале 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко упал. У 18% учащихся пропали интерес и желание. Желание сохранилось, но стало неинтересно изучать язык 62% учащихся. Желание и интерес сохранились на прежнем уровне у 15% ребят. Желание и интерес возросли только у 5% школьников данных классов.


Основными побудительными причинами для изучения иностранного языка оказались следующие: желание родителей, а не ребенка; присутствие иностранного языка в программе; желание получить такие же хорошие отметки по иностранному языку, как и по другим предметам.

Данные побудительные причины совпадают со следующими факторами мотивации обучения по Г. Розенфельду:


  • обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету;

  • обучение без личных интересов и выгод;

  • обучение для социальной идентификации;

  • обучение ради успеха или из-за боязни неудач;

  • обучение по принуждению или под давлением;

  • обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах;

  • обучения для достижения цели в обыденной жизни;

  • обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

в) При изучении мотивации учения школьников определенная информация была получена при применении косвенных заданий типа «Составь расписание на неделю», «Расскажи, в каких учебных кабинетах ты хотел бы заниматься».

Желание учить все же сохранилось у 82 % учащихся.

3) Предположительно, что основным фактором, влияющими на формирование положительной устойчивой внутренней мотивации к учебной деятельности, станет:

  • индивидуализация обучения с помощью пополнения содержания учебного материала дополнительными материалами из Интернета и организация учебной деятельности нетрадиционным способом;

Стремление к самореализации, к успехам при изучении иностранных языков превращается в реальные достижения тогда, когда возникают или создаются необходимые условия для индивидуализации обучения. Одним из таких условий я считаю предоставление школьникам возможности самообразования на уроке и вне его.


Умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации является требованием времени. По мнению Петра Яковлевича Гальперина, надо дать детям алгоритм изучения материала и способы работы с ним. Тогда ученики сами и с удовольствием приступят к работе с новыми заданиями.

4) Своей главной целью в обучении иностранным языкам считаю формирование коммуникативной компетенции школьников с использованием возможностей компьютера как средства повышения мотивации изучения иностранного языка.

5) Основные задачи:


  • способствовать развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности;

  • повышать его информационную культуру;

И, как следствие

  • формировать устойчивую мотивацию изучения иностранного языка.

6) Усвоение материала в режиме самообучения и самообразования предполагает постоянную тренировку. Поэтому считаю целесообразным применять в школе технологию программированного обучения Владимира Павловича Беспалько.

Он исходил из того, что каждый человек продвигается в обучении со своей скоростью. На практике я использую CD-ROM диски с обучающими программами, что позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. На обучающих дисках, предложенных специалистами и созданных мной, моими учениками, не применяется принцип линейности. Теоретический материал учащиеся изучают традиционным способом. Адаптивная программа В. П. Беспалько прослеживается на моих занятиях в том, что учащиеся могут сами выбрать уровень сложности, но только теста, в отличие от теории Беспалько. В рамках модульного обучения предоставляю учащимся возможность регулировать содержание учебного материала и самообучаться. Последний принцип использую только при индивидуальной работе с учащимися. Ситуации свободного выбора оказывают положительное воздействие на внутреннюю мотивацию учащихся. Выбор дает им почувствовать свободу в учебе.


В ныне действующей «Примерной программе по иностранному языку» А. А. Миролюбова и И. Л. Бим читаем: «Учащиеся должны уметь правильно считывать информацию, передаваемую по Интернету». Компьютер и Интернет следует использовать как средство повышения мотивации.

7) Первый шаг - использование материалов различных сайтов Интернета, которые первоначально переносила на бумажные носители. Чаще всего это были материалы библиотеки Конгресса США, различных энциклопедий, библиотек. Это страноведческие тексты на английском или немецком языках: «Штаты Америки», «Известные люди стран изучаемого языка» и др.

Беру для чтения в классе тексты небольшого объема. Последующая работа с текстом: изучение лексики, ответы на вопросы, с помощью которых учащиеся пересказывали текст. Интернет предоставляет тексты и большего объема, которые идеально подходят для контроля домашнего чтения.

Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс доступом к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет и журналов. Чтение виртуальных газет помогает совершенствовать навыки чтения оригинальных газетных текстов.

Интернет – один из источников информации для учащихся. Я предлагала ребятам список заданий или тем по выбору для самостоятельной работы в Интернете. Школьники находили интересную для них информацию: «Джордж Вашингтон в роли мужа», «Гарри Поттер», «Макдоналдс» в России», «История Микки Мауса», «Гамбургеры», «Дворцы Вены», регулируя тем самым содержание учебного материала. Поскольку тексты для домашнего чтения подбирались обучающимися самостоятельно в качестве подготовки к занятию, это максимально индивидуализировало процесс обучения. Работа с этими текстами завершалась викториной или игрой. Также это могли быть задания для контроля, включающих в себя работу над лексическим материалом, тест с многочисленным выбором, коммуникативные упражнения, назначение которых – придать чтению целенаправленный характер.


Система же уроков включает в себя чтение текстов дома с последующим анализом на уроке.

Работа школьников в подготовке уроков с помощью компьютера и Интернета является дополнительным компонентом индивидуального портфеля их учебных достижений.

Определив цели и задачи урока, рассматриваю возможности Интернета и тогда уже определяю методику применения его ресурсов: работа с текстом в парах сменного или постоянного состава, проектная методика, ролевая игра и др. Работа в парах постоянного и сменного состава над текстом включает в себя чтение текста с последующим пересказом.

Поскольку у ребят разный уровень владения компьютером, то свои занятия в компьютерном кабинете или Интернет-центре провожу в режиме интеграции, параллельно обучая их основам пользования компьютером (например, редактирование материала и сохранение информации). Очень важно, чтобы обучающиеся овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 -11-м классе.

8) Образовательное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы. Они являются неплохим подспорьем в обучении и ориентируют обучающихся на свободный темп обучения. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. За последние годы возросло качество этих программ. В их разработке принимают участие педагоги, программисты, психологи и дизайнеры.

Эффективность наших занятий повысилась при использовании таких мультимедийных учебных пособий на электронных носителях.

В современных условиях создаются уникальные электронные издания, например, OXFORD PLATINUM (на английском и немецком языках). На этих дисках – материалы по фонетике, грамматике, лексики. Единственным минусом этих дисков считаю отсутствие озвучивания на уроках грамматики и фонетики.

Современная мультимедийная продукция позволяет копировать материал, вывести определенный отрывок на экран.


Электронные диски я использую на индивидуальных занятиях с учащимися, но могу и демонстрировать небольшой фрагмент с рабочего места учителя.

Некоторые наглядные пособия необходимо показывать не сразу, и компьютер позволяет мне выполнить это в нужный момент.

А ребят привлекает отличный дизайн диска и возможность послушать носителя языка хотя бы опосредованно.

9) Уроки с использованием музыки и песен снимают напряжение и усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре страны изучаемого языка.

Пополнение репертуара происходит с помощью различных CD-ROM дисков с записями иностранных исполнителей и русских групп, исполняющих песни на иностранном языке. Эти диски содержат, помимо всего прочего, интереснейшую информацию о биографии исполнителей, наиболее популярные песни. Исполнение песен под фонограмму или «караоке» способствует совершенствованию произносительных навыков, одновременно развивая навыки аудирования и эмоционально окрашивая занятие.

Кроме того, учащиеся используют следующие ресурсы всемирной сети Интернет: материалы радиостанций стран мира, репертуар с официальных сайтов известных англоязычных и российских исполнителей.

Поисковые системы Яндекс, Рамблер, МСН, Альта Виста и другие помогают учащимся найти нужную песню в Интернете при использовании имен исполнителей в качестве ключевых слов. Школьники исполнили песни из репертуара групп «АВВА» и «BEATLES», Николая Баскова, Стиви Уандера, Элвиса Пресли, Барбары Стрейзанд, Селин Дион, Мэрилин Монро и др.

10) На смену наглядным пособиям приходит анимация. Овладев программами составления слайдов (презентаций) POWER POINT и NERO, я стала еще и режиссером, создающим анимационную поддержку урока, например различные тесты. Учащиеся могут проверить результаты теста сразу же: ключ находится или на последующей за тестом страничке, или на гиперссылке, применяемый мной вариант – это ответы, записанные на бумажном носителе, который находится на столе учителя. После выполнения задания учащийся может самостоятельно проверить свои знания, а учитель дополнительно проконтролировать его.


Наиболее часто применяю следующие упражнения и методические приемы в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом:


  • вопросно-ответный диалог. Суть работы состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе;

  • Диалог с выборочным ответом. Обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.

  • Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.

  • Упражнения для самоконтроля владения словарем. Возможны варианты таких упражнений:

а) Компьютер предлагает список слов для перевода.

б) Компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках.

в) Компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов.

г) Компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей дефиницией.

Эти программы позволяют также педагогу создать анимационный конспект урока.

По теории Беспалько теория должна чередоваться с практикой. На моих дисках представлена только практическая часть, т. к. теория достаточно проработана в учебниках и справочных пособиях.

Разработка модели компьютерных слайд-фильмов предусматривает соблюдение ряда принципов:

  • динамика предъявления текста задается педагогом (это происходит либо заранее при разработке слайд-фильма, либо в процессе демонстрации фильма;

  • логика предъявления текста задается педагогом;
  • компьютерные слайд-фильмы навязывают ученику свою логику изучения материала;


  • компьютерные слайд-фильмы задают ритм прохождения материала и имеют специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала.

11) Ребята легко и с удовольствием овладевают программами POWER POINT и NERO. Эти программы дают учащимся возможность самим разрабатывать компьютерные слайд-фильмы – это технически простая задача, доступная ученикам уже в 8-9-м классе; тем самым обеспечивается хорошая техническая база для применения проектного метода обучения. К примеру, учащимися 9-11 классов были подготовлены «авторские» диски для пятиклассников: «Алфавит», «Числительные», «Цвета», «Оборот there is /are», «Времена года», «Тест «Пятиминутка», «Флаги стран мира» и др.

Новые возможности предоставляет и сканер, с помощью которого вношу в компьютер фрагменты текстов, фотографии и рисунки.

Дидактический материал на электронном носителе готовится заранее. Компьютер легко интегрируется в систему занятий по иностранному языку.

12) Обучающиеся, которые занимаются на курсах по выбору «История английской литературы», увлечены исследовательской работой; овладевают под моим руководством безграничными возможностями Интернета. Написание рефератов и докладов превращается в чрезвычайно увлекательный и творческий процесс. Школьники имеют возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его, выстраивая его в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

13) Изучение компьютерной лексики – увлекательное занятие помогает подготовиться к участию в Интернет – проекте.

Таким образом, компьютер и Интернет действительно становятся более полезными в воспитательно-образовательном процессе. Учащиеся самостоятельно ищут дополнительную информацию, сохраняют ее на магнитных носителях для последующего использования.


14) Компьютер с успехом используется и во внеурочное время. Так, исследовательская работа моей ученицы «Система школьного образования в Германии», для выполнения которой девочка использовала материалы сайтов Интернета, наряду с материалами дополнительной литературы, обрела практический характер: после встречи с немецкими школьниками, посетившими наш город, у нас завязалась переписка с помощью электронной почты. Это значительно повысило статус немецкого языка в школе, расширило культуроведческие знания учащихся о Германии, способствовало формированию навыков поисковой исследовательской деятельности, развитию инициативности в получении знаний, творческих способностей.

Данная исследовательская работа содержит региональный компонент. Сравниваются российская и немецкая системы образования, показаны особенности немецкой школы. Несомненным «плюсом» работы является глава о том, какие направления немецкой школы полезны для России.

15) Я использую компьютер в комплексе с другими средствами обучения, не отрицая, а дополняя их. Стараюсь не злоупотреблять текстом на экране монитора, хотя современные дети более приучены к восприятию информации с экрана телевизора, чем из книг. Они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста. На уроке не обязательно сажаю всех за компьютеры.

Учебная деятельность при использовании компьютера сочетается с игровой деятельностью и физминутками. После работы на компьютере мы обязательно проводим гимнастику для глаз, что способствует снятию напряжения.

Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Даже если дальнейшая жизнь выпускника не связана с иностранным языком, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения.


Все это помогает мне создавать условия для самореализации школьников и готовить выпускников к творческой, продуктивной жизни.

16) Результатом использования компьютера и материалов Интернета на уроках и внеклассных занятиях считаю появление творческой атмосферы общения и повышение мотивации изучения иностранного языка.

а) Согласно данным анкетирования, проведенного с этими же учащимися в 9-10 классах, уже у 14% учащихся не было интереса и желания изучать иностранный язык. Желание сохранилось, но неинтересно изучать язык не 62%, а 46% учащихся. Желание и интерес к овладению языком появились у 24% учащихся, по сравнению с 15% прошлого года. Желание и интерес возросли уже у 16% школьников данных классов. Анкетирование с данной группой учащихся, проведенное через год показало, что процент заинтересованных в изучении иностранного языка учащихся повысился на 1%. Желание учить сохранилось уже у 87 % учащихся.

б) Данные мониторинга показывают процент учащихся, занимающихся на 4 и 5.

2004 - 2005

2004 – 2005

8-ые классы

9-ые классы

52%

70%

2005 - 2006

2005 – 2006

9-ые классы

10-ые классы

57%

78%

2006 – 2007

2006 – 2007


10-ые классы

11-ые классы

61%

82%



в) В марте 2005 года мы с ребятами успешно выступили на региональном конкурсе исполнителей популярной и классической немецкой песни, проведенном Центром изучения немецкого языка, партнером немецкого культурного центра имени Гете и получили благодарственное письмо.

г) В рамках городского эксперимента по предпрофильной подготовке ребята выбирают курс по выбору «Иностранный язык» как один из главных в профильном обучении.

д) Все больше моих выпускников становятся студентами факультетов иностранных языков Кемеровского университета и КОПИ (в 2003, 2004, 2005гг).

Таким образом, компьютер стал средством повышения мотивации изучения иностранного языка.


Приложение №1


\
















Литература

1. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам и теория школьного учебника. – М.: Русский язык, 1977. – 288с.

2. Веренинова Ж. Б. Песня как методический прием при фонетической отработке английских срединных сонантов // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С. 26-34.


3. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2003. - №5. – С. 31-35.

4. Виноградова В. В. Работа над стихотворениями в 5-6 классах // Иностранные языки в школе. – 2003. - №3. – С. 57-62.

5. Воронкова Т. Е. Работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент // Иностранные языки в школе. – 2004. - №7. – С. 37-41.

6. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240с.

7. Желтухина Н. М. Урок по теме «Der Computer – ein Werkzeug der Zukunft» // Иностранные языки в школе. – 2005. - №1. – С. 36-38.

8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222с.

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Питер, 2003. – 512с.

10. Комаров А. С. Творческий подход к планированию урока английского языка // Иностранные языки в школе. – 2003. - №4. – С. 45-50.

11. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. – 2001. - №1. – С. 9-11.

12. Кудравец О. В. Музыка и песни на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2001. - №2. – С. 45-50.

13. Кузовлев В. П. Английский язык: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2001 – 336с.

14. Лащикова И. И. Песни на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. – С. 66-70.

15. Ленская Е. А. Приемы создания мыслительной программы высказывания на основе текста // Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке: Сб. науч. тр. – М.: АПН РСФСР, 1983. – С. 32-40.

16. Макаревич И. Г. Интернет на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2004. - №6. – С. 32-38.


17. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 220с.

18. Матвеева Н. В. Активные формы работы в старших классах // Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С. 42-47.

19. Москалева И. С., Голубева С. П. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2005. - №1. – С. 83-89.

20. Нуждина М. А. К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста // Иностранные языки в школе. – 2002. - №2. – С. 21-26.

21. Палей О. И. Работа с пословицами на уроке английского языка в 9 классе // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. – С. 40-42.

22. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.

23. Перкас С. В. Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении страноведческого материала // Иностранные языки в школе. – 2004. - №1. – С. 79-83.

24. Подгорская О. Н., Черничкина Е. К. Предметные недели в школе: английский язык. – Волгоград: Учитель, 2003. – 74с.

25. Подопригорова Л. А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2003. - №5. – С. 25-31.

26. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – №2. – С. 14-19.

27. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие. - Санкт-Петербург.: Питер, 2000. – 416с.

28. Решетникова З. Б. Как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2003. - №2. – С.51-54.

29. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.

30. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 204с.


31. Самылина Г. И., Фоминова М. А. Обучение дошкольников английскому языку с использованием компьютера // Иностранные языки в школе. – 2003. - №4. – С. 52-57.

32. Селиванова Н. А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2004. - №4. – С. 21-26.

33. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.

34. Телицына Т. Н., Сидоренко А. Ф. Использование компьютерных программ на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002. - №2. – С. 41-43.