shkolageo.ru 1

09.11.2011


Лекция 7


КЛАССИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР


Классический фольклор приходит на смену архаическому, вырастает на его основе. Это достояние достаточно развитого общества, в котором сохраняются патриархальные отношения. Принципиальное отличие классического фольклора от архаического заключается в следующем. Архаический фольклор – выражение синкретического1 мировоззрения родового общества, он представляет культуру в целом. Классический фольклор – искусство с выработанными законами художественной условности. Ведущей художественной категорией становится жанр. У каждого из фольклорных жанров – собственные художественные законы.


ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА КЛАССИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА


Владимир Яковлевич Пропп определяет фольклорный жанр как совокупность произведений, объединенных общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. Поэтическая система – конститутивный2 признак жанра, не только фольклорного, но и литературного. Это не просто сумма выразительных средств. Каждому жанру присущи свой художественный мир и особое отношение к действительности. Как любое явление искусства, фольклор не является прямым отражением жизни, а порождает иную художественную реальность.

Понятие о жанре, как фольклорном, так и литературном, связано с художественными законами преображения действительности. Но если определение литературного жанра этим и ограничивается, то для понимания природы фольклорного жанра необходимо учитывать еще некоторые критерии. Фольклор включен в народный быт. Это значит, что каждый жанр имел определенное социально-бытовое назначение.


Например, хороводные песни исполнялись весной и принадлежали молодежи, сказки о животных в наше время рассказываются преимущественно детям.

Назначение жанра накладывало отпечаток и на его художественную систему. Так, некоторые произведения выполняли магическую функцию. Это заговоры и заклинания, которые должны были обеспечить здоровье и удачу, или обряды, связанные с социальным и хозяйственным благополучием. Поэтому в новогодних благопожеланиях – колядках – рисуются идеальные картины жизни, говорится о сказочно богатом урожае, и один из главных художественных приемов – гипербола (гр. hyperbole – преувеличение).


Магическая функция некоторых жанров фольклора, в первую очередь обрядовых, является их основной характеристикой.


Конечно, произведения фольклора имеют также эстетическую ценность и могут быть на законных основаниях отнесены к искусству слова. И все же назначение, к примеру, похоронных причитаний – оплакать покойника в соответствии с требованиями традиции. Художественность же причитаний, как бы она ни интересовала словесника, – явление вторичное, производное от обрядовой функции. Однако некоторые жанры (сказки, былины, лирические песни) в значительной мере эмансипировались от бытового назначения, и главная их функция – художественная.

Очень важна форма исполнения фольклорных произведений. Для того чтобы верно оценить народную песню, надо знать не только текст, но и характер ее исполнения. У русских почти весь стихотворный фольклор поется. Это значит, что без музыкального строя нельзя понять ритмику народного стиха. Если текст былины перестает петься, она превращается в сказку. Напев бывает порою очень «агрессивным» и подчиняет себе «чужие» тексты, переводя их виной жанр.

Каждый жанр проходит в своем развитии полный цикл: он порождается определенными социально-историческими обстоятельствами, затем наступает период его продуктивного развития, время стабилизации, старения и смерти.

Жанровая система классического фольклора покоится на основах, заложенных в архаическом фольклоре. Так, «песенные мелодии представляют собой своеобразный до­кумент, по древности не уступающий археологическим раскопкам, но сохраненный не в толще земной, а в народной памяти, в памяти наших современников». «Крестьянское искусство пребывало в кругу неизменных первичных, через века проходящих тем, рожденных древнейшими религиозными и обрядовыми культами» (С.В. Воронов).

Жанровая картина русского фольклора не представляет собой монолитное целое. Во-первых, древние жанры соседствуют с более поздними. Во-вторых, пестрота жанровой картины русского фольклора объясняется огромными масштабами расселения русских – от побережья Балтийского моря до берегов Тихого океана. По мере миграции русских появлялись локальные художественные традиции, устанавливались связи с другими пародами, и это отражалось на состоянии русского фольклора.


Зафиксирован русский фольклор довольно поздно: систематически он стал записываться лишь и XIX-XX вв., когда пора его расцвета уже миновала и классический фольклор вступил в полосу кризиса и постепенного угасания: перестают петь былины и рассказывать старинные сказки, уходят из жизни традиционные обряды.


Библиография:


  • Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004. – С. 45-49.

  • Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М.: Лабиринт, 1998. – 352 с.




1 Синкретизм (от греч. соединение) – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

2 Конституция – от лат. устройство.