shkolageo.ru 1 2 ... 4 5







Министерство образования Московской области

СПА «Комитет по образованию» гор. Серпухова


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида гор. Серпухова






Программа развития (2011-2016 г.г.)


« Адаптивная модель коррекционной школы как фактор, расширяющий зону социальной компетентности и жизненных перспектив воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»


2011 год


СОДЕРЖАНИЕ



Раздел I


Паспорт программы развития


Раздел II


Информационная карта школы


Раздел III


Концепция развития


Раздел IV


Основные мероприятия по реализации программы развития.


Раздел V

Финансовый план укрепления материально-технической базы


Раздел VI


Прогнозируемый результат


Раздел I

Паспорт программы развития

Программа развития специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Серпухова представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся , а также особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.



В настоящее время школа создаёт все необходимые условия для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта различной степени выраженности, всестороннего их развития для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.




Научно-методические основы и нормативная база для разработки Программы




  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.1997 г.;

  • Локальные акты школы;

  • Устав школы;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г.

  • Концепция модернизации российского образования.

  • Идеи Областной целевой программы «Развитие образования Московской области до 2010 года».

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ №48 от 04.09.97 года «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений».

Срок реализации Программы

Период с 2011 по 2016 г.г.

- 2010-2011 уч. год аналитико-диагностический этап;

- 2011-2012 уч. год экспериментально-внедренческий этап;

- 2012-2015 г.г. основной экспериментальный этап;

-2015-2016 уч. год аналитический этап


Наименование Программы

«Адаптивная модель коррекционной школы как фактор, расширяющий зону социальной компетентности и жизненных перспектив воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа).




Цель Программы


Создание специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения учащимися с ОВЗ образования в пределах специальных образовательных стандартов.


Основные задачи Программы

- создание качественной системы образования как условия развития личности ребенка с проблемами в развитии; создание условий для перехода на личностно-ориентированное образование (дифференциация, индивидуализация образовательного процесса, ориентация на индивидуальные образовательные потребности);


- создание гибкой многовариативной системы предпрофильного обучения на старшей ступени, базы для получения воспитанниками школы качественного предпрофессионального образования;


- создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и во внеурочное время посредством совершенствования здоровъесберегающей деятельности, технологий;

- развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся;


- развитие системы комплексной реабилитации учащихся с различными по степени выраженности и сложности дефектами развития;


- разработка оптимальных образовательных маршрутов для обучающихся с учетом их образовательных возможностей;


- разработка воспитательной системы школы как целостного педагогического процесса, обеспечивающего в конкретных условиях реализацию задач воспитания полноценной личности ребенка, готовой к активной жизни в социуме;


- развитие инновационного потенциала образовательного учреждения, активное включение педагогических работников в экспериментальную деятельность;

- формирование устойчивой системы взаимодействия школы и родителей с целью обеспечения ее эффективности;



- интенсификация процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие кадрового потенциала образовательного учреждения;


- укрепление социального партнерства, осуществление тесного сотрудничества с учреждениями города различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;


- укрепление материально-технической базы образовательного учреждения;



Разработчики Программы



Администрация школы, творческая группа учителей по разработке Программы МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова.



Управление Программой


Программа развития является управляющим документом. Общий контроль выполнения программных мероприятий осуществляет Управляющий совет школы, администрация, педагогический совет школы.



Ожидаемые конечные результаты Программы




  1. Создание качественно новой модели адаптивной школы, объединяющей в себе:

- школу здоровья, коррекции и развития;

- социально ориентированную школу углубленной трудовой подготовки воспитанников с нарушением интеллекта;

- школу как институт воспитания полноценной личности ребенка с нарушением интеллекта, готовой к самоопределению и реализации в социуме.



  1. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующего рост и развитие творческого потенциала учителя.



  1. Отработка механизма взаимодействия школы с учреждениями города: профессиональными училищами с целью обеспечения непрерывного трудового и профессионального обучения; медицинскими учреждениями с целью усиления реабилитационного процесса в работе со школьниками с ОВЗ; учреждениями дополнительного образования, и т.д.





  1. Увеличение уровня технической оснащенности школы: создание материально-технической базы в ОУ для обеспечения условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников; модернизация материальной инфраструктуры, методического и кадрового обеспечения школы.






Раздел II

Информационная справка


I. Общие сведения о школе


Уже более 70 лет в городе Серпухове функционирует особое образовательное учреждение для детей и подростков с нарушением интеллекта. В 1938 году была открыта вспомогательная школа №4 для воспитанников с ограниченными возможностями. С тех пор школа сменила свой адрес, неоднократно меняла своё название, но неизменным оставался приоритет обеспечения качественным и доступным образованием всех учащихся с нарушением интеллекта. В настоящее время важнейшими принципами по-прежнему остаются: безбарьерность образовательной среды, общедоступность и адаптивность учебного процесса для всех категорий школьников.


Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит Управляющему Совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе, безопасности.


Миссия школы: создание благоприятных условий для полноценного и гармоничного развития детей с нарушением интеллекта, становления их социального опыта, формирования духовно-нравственного потенциала личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Миссия нашей школы базируется на следующих принципах:

  • Принцип гуманизации направлен на признание уникальности каждого, стремление к пониманию и принятию особенностей ученика, доброе отношение и внимание, поиск возможной сферы для успешной самореализации каждого ребенка в образовательном процессе;


  • Принцип индивидуализации преду­сматривает учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индиви­дуальных планов, программ воспитания и развития
    обучающегося, это право на самостоятельность в выборе форм и методов работы и степени их адаптации в учебном процессе;

  • Принцип дифференциации предполагает формирование классов и групп с учетом ин­дивидуальных особенностей учеников. Он позволяет сделать реальностью такой принцип государственной
    политики, как «адаптивность системы образования к уровням и осо­бенностям развития и подготовки обучающихся, вос­питанников» (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»);

  • Принцип успешности обеспечивает возможность реализовать ребенку свои возможности в различных видах учебной, творческой, спортивной, трудовой деятельности и получить признание собственных результатов;

  • Принцип активности предполагает формирование у школьников ценностно-смысловых компетенций, развитие способности ориентироваться в быту и социуме, умение заявлять свою позицию, самостоятельность и ответственность в своей деятельности;

  • Принцип сотрудничества обеспечивает развитие способности общения в коллективе, усвоения этических норм и норм поведения, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, воспитание социально ответственной позиции учащихся, их родителей и педагогов.

Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

  • Вариативное и дифференцированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Социально-трудовая адаптация учащихся с особыми образовательными потребностями на старшей ступени образования.

  • Внедрение принципов здоровьесбережения, современных технологий в практику обучения и воспитания детей и подростков с особыми нуждами.
  • Использование возможностей внешней среды и организации внеклассной работы в школе.


  • Внедрение в учебно-воспитательный процесс компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов.


В 1997 году специальная (коррекционная) школа гор. Серпухова одна из первых в Московской области защитила первую Программу развития, встав на новый путь инновационного преобразования образовательной среды:

1997-2001 г.г. - период работы над реализацией Программы «Основные инновационные преобразования при переходе школы в режим развития».

2001-2007 г.г. – период работы педагогического коллектива над второй Программой развития «Реабилитация и социальная адаптация аномального ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания».

2007-2010 г.г. – реализация Программы развития «Формирование социальной компетентности учащихся для успешной социализации в обществе».

 Образовательная программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида гор. Серпухова подразумевает следующую структурную модель организации учебно-воспитательного процесса:


Схема 1.






    1. Сведения об обучающихся, воспитанниках

МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова


На момент составления Программы развития (2009-2010 учебный год) в школе открыты и функционируют 15 классов, в которых обучаются 172 воспитанника с нарушением интеллекта, заметно увеличилось количество детей с выраженной формой патологии. Данные для сравнения:

в 1997 – 1998 учебном году в школе обучалось вдвое больше детей – 329 воспитанников, из них только 11% детей-инвалидов;

в 2006-2007 учебном году в школе обучались 215 школьников, из них 13% детей с осложненными формами патологии;

и настоящий 2009-2010 учебный год – из 172 воспитанников уже более 20% детей имеют выраженные нарушения развития.




  Характеристика контингента

Первая ступень

Вторая ступень

Третья

ступень

(10 кл.)

Всего по школе

Общее количество обучающихся

56 чел.

106 чел.

12 чел.

172 чел.

Количество классов

6 кл.

8 кл.

1 кл.

15 кл.

Количество ГПД

18 чел.

9 чел.

--


2 ГПД

27 чел.

Средняя наполняемость классов

8-10 чел.

12-13 чел.

12 чел.

11 - 12 чел.


















Сравнительные данные о численности обучающихся, воспитанников

МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова

  



Краткая дифференцированная характеристика обучающихся, воспитанников

(данные 2009-2010 учебного года)


Всего учащихся

172 человека

Учащиеся с легкой степенью нарушения интеллекта

132 человека

Учащиеся с легкой степенью нарушения интеллекта сочетанной с психопатоподобным поведением

8 человек

Воспитанники с умеренной степенью нарушения интеллекта (диагноз F 71)

19 человек

Воспитанники с тяжелой степенью нарушения интеллекта (диагноз F 72)

4 человека

Воспитанники со сложным дефектом развития

17 человек

Учащиеся, обучающиеся индивидуально на дому

22 человека

Учащиеся, имеющие статус детей - инвалидов

44 человека

Опекаемые дети

8 человек

Школьники из многодетных семей

21 человек


Учащиеся, воспитывающиеся в неполных семьях

75 человек

Учащиеся из малообеспеченных семей

77 человек







Краткая характеристика состояния здоровья обучающихся, воспитанников по классам (2009-2010 уч. год)

Вид нарушений

Кол-во человек

% от общего кол-ва детей










I группа здоровья

--

0%

II группа здоровья

--

0%

III группа здоровья

126

73%

IV группа здоровья

45

27%










Нарушения зрения

27




Бронхо- патология







Сердечно - сосудистые патология





Неврологическая патология







Заболевания желудочно-кишечного тракта







Эндокринная патология







Мочеполовая патология







ЛОР патология

2




РДА, шизофреноподобный синдром







Эпилепсия, эпи - синдром







Цереброастенический, неврозоподобный, психопатоподобный синдромы







Наследственные формы заболеваний







Фенилкетонурия







Нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП и последствия
























Из приведенных данных видно, что заметно увеличен процент неврологической патологии, заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и сердечно - сосудистой патологии. Все воспитанники нуждаются в дополнительных профилактических мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, в постоянном медицинском патронаже.



следующая страница >>