shkolageo.ru 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

МУ «Комитет администрации г. Бийска по образованию»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»


Программа утверждена

____________________

____________________

____________________

____________________


Курс предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

с ориентацией на информационно-технологический профиль





Цифровая фотография


Автор курса: учитель информатики

Муковина Е. В.


г. Бийск

2006 г.

Пояснительная записка


В новом образовательном стандарте на третьей ступени образования предусмотрено профильное обучение посредством изучения учащимися элективных курсов по выбору. Внедрение в учебный процесс элективных курсов ознакомительного характера в 9 классе преследует цель: помочь учащимся сориентироваться во множестве предлагаемых курсов и осознанно выбрать то или иное направление для изучения в старшей школе (10 – 11 классы).

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Курс «Цифровая фотография» — элективный курс для учащихся 9 классов школ, гимназий. В рамках данного курса учащимся предлагается познакомиться со свободно распространяемыми программами предназначенными для просмотра и обработки цифровых фотографий. Преимущества данных программ не только в их доступности, но и простоте использования.

Цифровая фотография – это элемент компьютерной графики - области информатики, изучающей методы, средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. В настоящее время этот вид деятельности во многих случаях является движущей силой развития компьютерной индустрии. Люди самых разных профессий применяют её в своей работе. Это — исследователи в различных научных и приклад­ных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций и др. Предлагаемый курс, на наш взгляд, заложит основы для овладения учащимися такими интересными профессиями как фотограф, дизайнер, специалист в области теле- и видеомонтажа и др. Знания, умения и навыки, сформированные у школьников при изучении данного курса, будут востребованы в их будущей профессиональной деятельности, а также дома и в школе.


Новизна и оригинальность заключается в том, что материал практической части курса выходит за рамки учебной программы. Курс – ориентационный, носит деятельностный характер и отражает принцип педагогики сотрудничества, включает теоретические и практические занятия. Графические программы изучаемые в данном курсе не требуют приобретения дорогостоящей лицензии, поэтому доступны каждому школьнику.

Курс рассчитан на 18 часов.


Цель:


создание условий для самоопределения учащихся в выборе будущей профессии и профиля обучения, связанного с компьютерными технологиями.


Задачи курса:


  • познакомить учащихся с различными форматами графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

  • рассмотреть современные свободно распространяемые программы, применяемые для обработки фотографий;

  • научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

  • научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



В результате усвоения теоретической части курса учащиеся будут знать:

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

  • методы сжатия графических данных;

  • проблемы преобразования форматов графических файлов;

  • назначение и функции различных графических программ.


В результате освоения практической части курса учащиеся будут уметь:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;


  • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

  • делать надписи на фотографиях;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;

  • сохранять изображения в различных графических форматах;

  • выполнять обмен файлами между графическими программами;

  • просматривать готовые изображения в разных режимах.


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Цифровая фотография может быть использована для визуализации научных и прикладных исследований по разным предметам: в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещена на Web-странице, при защите проекта или реферата. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Цифровая фотография», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, web-конструирования, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Учебно-тематический план





Тема

Тип

занятия

Кол-во часов

Обзор графических программ. Типы графических файлов.

лекция

1

Кодирование графической информации. Цветовые модели.

лекция

1

Программы-просмотрщики. Знакомство с MyViewPad

практика

1

Обработка фотографий в IrfanView.

практика

6

Обработка фотографий в Gimp 2.2


практика

6

Добавление рамок в Photo Frames

практика

1

Создание открыток в Photo Cards, Мастер коллажей

практика

1

Итоговое занятие

практика

1




Итого:

18


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


№ п/п

Тема

Описание темы

1

Обзор графических программ. Форматы графических файлов


Обзор современных программ применяемых для обработки фотографий. Форматы графических файлов. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также в собственных форматах графических программ.

2

Кодирование графической информации. Цветовые модели.

Принципы кодирования графической информации. Описание цветовых оттенков на экране монитора и принтера (цветовые модели). Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK.

3

Программы-просмотрщики. Знакомство с MyViewPad

Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Режимы просмотра.

4


Обработка фотографий в IrfanView. Введение

Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Просмотр изображения в разном масштабе. Выделение областей изображения. Использование инструментов выделения. Модификация выделения, масштабирование, поворот, искажение выделенной области.

5

Цветовая коррекция

Параметры инструментов. Применение цветовой и тоновой коррекции к фотографии. Осветление и затемнение, повышение резкости изображения.

6

Работа с выделенными областями

Закрепление навыков модификации и цветовой коррекции к выделенной области изображения.

7

Надписи на фотографиях

Размещение текста на фотографии, редактирование.

8

Фильтры и эффекты

Применение к фотографиям различных фильтров и спецэффектов, позволяющих как улучшить, так и ухудшить оригинал.

9

Итоговое занятие в IrfanView

Комплексная обработка фотографии. Демонстрация работ.

10

Обработка фотографий в Gimp 2.2. Введение.

Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели – вспомогательные окна. Строка состояния. Просмотр изображения в разном масштабе. Выделение областей изображения. Использование инструментов выделения. Модификация выделения, масштабирование, поворот, искажение выделенной области.


11

Инструменты рисования

Кисть, карандаш, аэрограф, градиент, виды заливки.

12

Работа со слоями. Простой монтаж.

Понятие слой, с эффекты слоя, способами создания слоя, действия над слоями: дублирование, перемещение. Особенности работы с многослойными изображениями. Связывание слоёв.

13

Применение фильтров и эффектов

Фильтры и эффекты. Осветление и затемнение фрагментов. Повышение резкости изображения. Изменение структуры фотографии, создание тени, ореола, имитация рельефа.

14

Текстовые слои

Текстовые слои. Размещение текста на экране, редактирование.

15

Итоговое занятие в Gimp 2.2.

Комплексная обработка фотографии. Демонстрация работ.

16

Добавление рамок в Photo Frames

Знакомство с интерфейсом и основными возможностями программы: каталог рамок, обрезка, эффекты.

17

Создание открыток в Photo Cards

Знакомство с интерфейсом и основными возможностями программы.

18

Итоговое занятие

Создание собственных проектов. Демонстрация работ.



Методы и формы обучения

Занятия включают теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть курса состоит из двух вводных лекций, остальной теоретический материал излагается на практических занятиях. Практическая часть курса орга­низована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Применение фильтров и эффектов». В каждом уроке материал излагается следующим образом:


  1. Изучение основных понятий и методов для работы с ними.

  2. Основные приемы работы. Этот этап предполагает самостоятельное выполне­ние заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании фор­мулируется цель и излагается способ ее достижения.

  3. Проекты для самостоятельного выполнения.



Формы контроля за уровнем достижения учащихся



Для контроля знаний используется рейтинговая система и демонстрация проектов учащихся. Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов, кроссвордов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка рассчитывается как среднее арифметическое значение от суммы всех полученных, за время изучения курса, баллов. По окончании изучения графической программы каждый учащийся предоставляет свой собственный проект. На последнем итоговом занятии курса ребятам предлагается самостоятельно создать графический проект в любой изученной программе на одну из следующих тем:

  1. Мамочке посвящается

  2. С Новым годом

  3. День Святого Валентина

  4. Праздник осени

  5. Мои фантазии

  6. Мир детства

  7. Я пришел в этот мир …

  8. Мои любимцы

  9. Ах, это жаркое лето…

  10. Всё просыпается весной

По итогам демонстрации работ предполагается награждение, распечатка и размещение лучших проектов на школьном информационном стенде.


Литература


  1. Комплект журналов Computer Bild за 2007 год

  2. Тучкевич Е. И. Самоучитель Adobe Photoshop CS2 (+ CD). – Спб.:БХВ-Петербург, 2006.