shkolageo.ru 1







М. КОРКИНА


МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА

ИСТОК


Авторская образовательная программа

для девочек-подростков


сокращенный вариант


(сертификат № 77 от 03.02.1999 г. НИРО,

экспертное заключение № 90 от 19.10.2005 г. НИРО)


Нижний Новгород

2002 г.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


«…главная причина и единственный источник всякого неустройства в человеческом обществе есть нерадивость в воспитании детей». Я. А. Каменский «Великая дидактика»

«Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ. Но есть самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье – это творение человека». В. А. Сухомлинский


Мать и дитя… - единство, существующее во все времена, воплощенное в образах Мадонн с младенцами на руках, воспетое народами. Все самое светлое связано с именем Матери. Надежда олицетворяет образ малыша… Велика задача и ответственность Матери - истока жизни человека на Земле. Сегодня, в непростое время на рубеже веков, осознанное Материнство – поистине вселенская задача. Множество негативных факторов породили современные экологические проблемы Материнства и Детства, под угрозой жизнь человечества и планеты Земля. Сохранить чистоту генетического кода человека, способного быть гармоничной частью Природы, жить и творить по законам Добра и Красоты – великая задача ныне живущих. Сегодняшние подростки завтра дадут жизнь новым поколениям, жителям будущего. Задумываются ли они об этом, готовятся ли они и смогут ли стать «чистыми истоками в прекрасное далеко»? Анализ такой готовности безрадостен:

  • по данным статистики не более 10% учащихся школ практически здоровы;

  • низкий уровень культуры общения полов, полового воспитания породил: раннее материнство /более 55 тысяч женщин в России ежегодно рожают детей в возрасте 14-17 лет/, массовые аборты у старшеклассниц, сиротство при живых родителях, беспризорность;

  • анонимное анкетирование 134 учащихся «Материнской школы» показало, что 23% из них еще совсем не думали о будущем Материнстве, а 67% даже не предполагало, что к достойному исполнению этой миссии, оказывается, нужно готовиться с …раннего детства;

  • в современной среднестатистической семье низка общечеловеческая культура, духовность. Характер развития общества можно определить по уровню культуры воспитания в нем. Сегодняшний день подтверждает это. Родители, не владеющие порой азами педагогики, психологии, не предвидящие результатов своего педагогического воздействия, оказываются бессильными перед порожденными ими же проблемами в себе, в семье, в обществе. И этот «снежный ком» растет, т.к. мать не может научить своего ребенка тому, чего не знает, не умеет сама. Анкетирование показало, что 37% девушек никогда не разговаривали с мамой о взаимоотношениях полов, о беременности, о вреде и грехе абортов, о родах, о Материнстве. Горько, что 34% респондентов на вопрос: хотели бы вы откровенно обсуждать эти проблемы с мамой? – ответили отрицательно. В 25% семей нет ни одной книги о воспитании детей;

  • в большинстве образовательных учреждений практически не преподаются знания, готовящие подростков к Великой Миссии Родительства;

14-16 лет – «трудный» возраст осознания самого себя, утверждения в окружающем мире своей личности. Очень трудно найти правильные ориентиры! Эту «страсть к взрослению и развитию» /по Амонашвили/ можно направить в достойное для самореализации русло – сознательную подготовку к будущему Родительству. Не будет ли этот путь надуманным, чуждым для многих? Но в том–то и дело, что это одно из ведущих направлений самоактуализации личности заложено в нас самой Природой. До поры до времени дремлют в подрастающей девочке, девушке мощные жизненные силы Материнства. Незримые флюиды готовят ее тело, разум, душу… В пубертатный период девушки остро переживают половую дифференциацию, половую идентичность, предназначенную Природой, начинают осваивать роль женщины в обществе. Именно в этом возрасте целесообразно помочь девушкам встать на путь осознанной подготовки к будущему Материнству: разумно данные знания лягут в «благодатную почву». А понятая и принятая ими мудрость «раб породит раба», «посредственность воспитает посредственность» поможет им путем самосовершенствования идти к великой цели – рождению и воспитанию достойного человека.

Особо необходимо выделить категорию девочек-подростков, лишенных временно или постоянно родительского попечительства. Они не получили /или недополучили/ от своей мамы необходимых во взрослой жизни женщины-матери знаний и навыков, и в свой переходный возраст, когда актуальным является «сделать бы жизнь с кого», найти свое предназначение, растеряны, дезориентированы. Обучение таких девушек в «Материнской школе» поможет им поверить, что трудное детство может стать стартом в новое лучшее будущее свое и своих детей.

Небольшой опыт автора данной программы в проведении занятий с беременными женщинами /на базе женской консультации № 33 Ленинского района г. Н. Новгорода/ подтвердил необходимость формирования осознанного отношения к Материнству задолго до зачатия ребенка. Ярко высветились проблемы: первородящие молодые женщины, как правило, психологически /часто и физиологически, по состоянию здоровья/ не готовы к правильному вынашиванию плода, мягким естественным родам; низок уровень их знаний о пренатальном развитии и воспитании ребенка, родах, особенностях новорожденного, правилах ухода за малышом, его воспитании и обучении; недостаточно развито осознание своей ответственности за «качество» рожденного ребенка, а потому – нездоровый образ жизни, несоблюдение медицинских рекомендаций многими женщинами. Низок уровень развития Женских Начал, необходимых для достойного исполнения миссии Материнства, «хранительницы семейного очага».

Семейное /домашнее/ воспитание является первой ступенью воспитательно-образовательной системы в нашей стране. Сегодня почти все дети до 3-х лет /а многие – до школы/ воспитываются в семье. Это тот возраст, упущенные возможности которого восполнить потом в полной мере почти невозможно. Потому так актуальна проблема педагогического всеобуча настоящих и будущих родителей. Эта проблема не нова. Еще в ХYII веке Ян Амос Коменский в своем труде «Материнская школа» дает конкретные наставления в том, «как благочестивые родители…должны разумно во славу Божию, себе в утеху и своим детям ко спасению управлять и вести дрожайшее свое сокровище, дитяток своих милых, в первоначальном их возрасте», и особую роль в этом отводит женщине – Матери.

Мать – первый и главный воспитатель своего ребенка, участвующий в закладке «фундамента» личности человека в раннем детстве. Кто лучше мамы почувствует, увидит задатки, способности неповторимой индивидуальности ее ребенка, поможет им развиться? Мама облегчит первые трудные шаги по дорогам Жизни, подставит плечо, когда необходимо. Мама споет колыбельную песню, расскажет первые сказки, где Добро побеждает зло, поможет увидеть краски восхода, услышать звуки Природы, «Лунной сонаты»… Счастлив тот человек, с кем изначально рядом чуткий, любящий, мудрый друг, наставник, Учитель – МАМА! Материнство – главная профессия для большинства женщин. Ей надо учиться!

Подростковый возраст – это время первичной профессиональной ориентации. Программа «Материнская школа», способствует познанию своего микромира, пробуждает у многих девушек задатки, способности, интерес к педагогической деятельности. Знакомство с анатомо-физиологическими, психологическими особенностями ребенка, с основами педагогики, приобретение навыков по уходу за малышом, - все это способствует переходу интересов в склонности, сознательному выбору /или не выбору/ педагогической профессии. Идя путем самосовершенствования, живя по принципу: каждый день становиться чуть-чуть лучше, многие девушки, несомненно, могут стать достойными педагогами, способными «сеять разумное, доброе, вечное»…

Темы программы «Материнская школа» подсказаны самой Жизнью. Перечисленные проблемы определили цели и задачи программы.


  • Цели:

- подготовка девушек-подростков к осознанному Материнству через самопознание,

самосовершенствование;

- ориентация на педагогическую профессию /в полном варианте программы/.


  • Задачи:

- помочь девушкам «познать себя», свои особенности, способности, возможности;

  • пробудить стремление к самосовершенствованию, обогатить необходимыми знаниями и

навыками в работе над собой;

  • способствовать расширению сознания подростков на основе духовно-экологического

восприятия жизни, общечеловеческих культурных ценностей;

  • дать основы знаний о планировании семьи, здоровой беременности, родах, пренатальном

воспитании ребенка;

  • познакомить с особенностями ребенка /от зачатия до 7 лет/;

  • познакомить с «Педагогикой Любви и Свободы»;

  • способствовать развитию навыков: по уходу за ребенком, в проведении закаливания, развивающих упражнений, игр, в ручном труде и т.д.;

  • обогатить необходимыми знаниями и навыками, способствующими ориентации на педагогическую профессию /в полном варианте программы/.


Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность программы «Материнская школа», способствующая решению поставленных целей и задач, базируется на принципах:

  • принцип природосообразия: человек – часть Природы, микрокосм; рождение, развитие, взросление его происходит закономерно, по своим «биологическим часам»; каждый ребенок – уникальное творение Природы со своими задатками, способностями, возможностями;

  • принцип гуманизма: Любовь, Мудрость, Свобода, Добро, Красота – истинно человеческие вечные ценности должны быть основой воспитания ребенка. «Педагогика Любви и Свободы», исходящая из Самоценности Детства – гуманный способ формирования духовно-нравственного «стержня» личности ребенка, его самоактуализации;

  • принцип культурологической ориентации: воспитание ребенка на образцах Высокой Культуры человечества через знакомство с разными жанрами искусства, развитие потребности сохранять и преумножать прекрасное в себе и вокруг себя.

«Духовное возрождение через сотрудничество от сердца к сердцу» - девиз в работе по данной программе, пробуждающий сердечность как всеобъемлющее качество Женских Начал через мудрую Любовь к себе, к людям, к Миру.

Сотрудничество педагога, учащихся, родителей, - всех, кого объединяет данная программа, определило наиболее действенные формы, методы, приемы воздействия на личность:

  • диалог, беседа, дискуссия, «душевные разговоры»методы и приемы вербального общения, помогающие развитию эмпатии, рефлексии, разностороннему рассмотрению тем, вопросов, проблемных ситуаций;

  • сочинения-размышления на темы: «Я родом из детства», «Моя Мама», «Моя будущая семья», «Карьера и семья – возможна ли гармония?», «Смогу ли Мамой стать достойной я?», и др. наполнены глубокими мыслями учащихся о себе, своей жизни, своем предназначении, о взаимоотношениях в семье;

  • самооценка девушек за подготовку к занятиям помогает им адекватно оценивать свои возможности, поступки;

  • «минута тишины» в начале каждого урока настраивает на восприятие новой информации, развивает волю, самоконтроль;

  • популярные психологические тесты, анкетывсегда желанное занятие для подростков, способствующее самопознанию;

  • тетради-дневники /дидактические пособия/ учащихся с краткими тематическими тезисами постепенно заполняются девушками дополнительной информацией из журналов, брошюр, книг – появляется интерес к самообразованию. Полюбившиеся стихи, афоризмы, иллюстрации, рисунки делают каждую тетрадь неповторимой!

  • ^ Встречи за «круглым столом» с мамами учениц помогают совершенствованию их взаимоотношений с взрослеющими дочерями: они становятся единомышленниками в вопросах сознательного Материнства.

Обогащают и углубляют полученные знания встречи с сотрудниками Центра планирования семьи и репродукции, Центрами Родительской Культуры «Исток» /Ленинский район/, «Лада» /Московский район/, медицинскими /гинеколог, педиатр/, педагогическими /воспитатели дошкольных учреждений/ работниками, творческими людьми. Посещение музеев, выставок, театра повышает уровень общей культуры девушек.

Для успешного проведения учебно-воспитательной работы необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды: учебные столы целесообразно разместить «по кругу» или «буквой П», что улучшает коммуникативные возможности участников педагогического процесса; для занятий по блоку «Гармония и здоровье» желательно выделить пространство с теплым половым покрытием. Предполагается наличие тематической библиотеки, наглядно-методического оснащения: иллюстрации, таблицы, видеофильмы. Для занятий по блоку «Копилка Материнской мудрости» необходимы куклы-муляжи. Культурологическая направленность программы требует наличие фонотеки, репродукций картин /из серии «Мадонна», «Детство» и др./, образцов декоративно-прикладного искусства, источников художественного литературного слова.

Степень сформированности осознанного отношения девушек к Материнству, к себе как личности, будущей Матери, воспитателю может быть определена на конец обучения по программе очень условно, т. к. проделанная работа может стать только толчком к большой внутренней работе, которая будет возрастать по мере взросления девушки, приближения срока ее Материнства. Проведенная экспериментальная работа /в течение 5 лет, с 1994 г., на базе межшкольного учебного комбината Ленинского района г. Нижнего Новгорода/ по данной программе позволяет констатировать следующие позитивные результаты:

  • несомненен интерес девушек к изучаемым темам, проявляющийся в высоких показателях посещаемости, в активности на занятиях;

  • прослеживается тенденция к самообразованию, здоровому образу жизни;

  • применение в жизни полученных знаний и навыков, проявление гражданственности: девушки делятся информацией с подругами, одноклассниками, родственниками, заботятся о младших в семье, пробуют воспитывать и развивать их на основе «Педагогики Любви и Свободы»;

  • многие ученицы осознанно встают на путь самосовершенствования. В своих сочинениях-размышлениях они откровенно пишут о своих «открытиях себя», изменениях в себе: «Я бросила курить», «Впервые музыка унесла меня в прекрасную страну…, жаль, что раньше я не слушала классику», «Если раньше я относилась к себе просто как к девчонке, то теперь я отношусь к себе как к будущей Матери» и т.п. Подростки становятся внимательными, ответственными, терпимыми к другим и более требовательными к себе, совершенствуются их коммуникативные качества. Прочувствованность тем, проблем побуждает к творчеству: многие пишут стихи, эссе, занимаются рукоделием;

  • сравнительное анкетирование, тестирование учащихся «Материнской школы» в начале и в конце обучения демонстрируют положительную динамику в их мировоззрении;

  • многие выпускницы «Материнской школы» осознанно выбирают для себя педагогическую профессию, продолжая учебу в средних и высших педагогических образовательных учреждениях;

  • встречи с молодыми Мамами – бывшими учащимися «Материнской школы» в большинстве своем подтверждают применение в жизни полученных знаний и навыков, осознанное отношение к своей миссии Материнства.

^ Структура программы:



Теоретическая часть. Темы:

Практическая часть. Блоки:



I. Материнство

II. Детство

III. IIедагогика Любви и Свободы

IV. Лучшая профессия под солнцем (полый вариант программы)

  1. Познай себя

  2. Гармония и здоровье

  3. Прекрасное рядом

  4. Фантазия и мастерство

  5. Воспитатель

  6. Копилка материнской мудрости

  7. Дочки-Матери



Структура занятия:

  1. Теоретическая часть.

  2. Практическая часть /планируется на основе программной темы и соответствующих ей блоков/.


В данном /сокращенном/ варианте программы представлено 23 комплексных занятия. В полном варианте программы - 31 занятие /с темой: «Лучшая профессия под солнцем»/.

^ Количество и продолжительность занятий планируется администрацией учебного заведения.

Программа может быть использована в любых образовательных учреждениях /факультативная, кружковая работа, интегрированные уроки и др. / с небольшими изменениями: дополнение, дробление или исключение конкретных тем, занятий, коррекция углубленности в тему, но с сохранением базовых принципов программы.

Программа создана на основе межпредметных связей, что позволяет использовать, закреплять и углублять знания по таким предметам общеобразовательной школы, как: анатомия, биология, ОБЖ с валеологической направленностью, МХК, этика, психология. По своим целям, задачам, особенностям теоретической и практической направленности данная программа перекликается с экспериментальной программой образовательной области «Технология», ее разделом «Культура дома», темой «Уход за ребенком», а так же – с экспериментальным курсом «Дом – семьЯ». Полный вариант программы Материнская школа «Исток» адаптирован к работе педагогического профиля межшкольного комбината и соответствует базовым требованиям предмета «Технология».

Программа дополняется преподавателем тематическим, календарно-тематическим, поурочным планированием с конспектами уроков /вариативность определяется формами работы/. Предполагается творческий подход преподавателя к «гибкому» планированию, целесообразному сочетанию по длительности и учебной нагрузке теоретической и практической частей и перерывов для отдыха.

Автором создано дидактическое пособие для учащихся «Тетрадь – дневник будущей Матери» с краткими тезисами уроков, вопросами для самоанализа, домашними заданиями /вариант I – для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ, вариант II – для учащихся школ интернатов, сиротских групп (психологически адаптирован)/. Пособие обогащено культурологическим материалом: стихами, пословицами, афоризмами.

Работать по данной программе может женщина-специалист /педагогическое, психологическое, медицинское, валеологическое или биологическое образование/ с личным позитивным опытом Матери и жены. Предполагается осознанное отношение преподавателя к обозначенным проблемам, самообразование, встречи с автором программы /консультации, курсы/.

По окончании изучения полной программы в 9 и 11 классах МУК /по решению администрации, педсовета образовательного учреждения/ могут проводиться экзамены /по выбору учащихся по предмету «Технология»/ в традиционной форме /по билетам с практическим заданием/, в форме реферата или творческого проекта. Может быть выдан сертификат об изучении курса «Материнская школа» с ориентацией на педагогическую профессию. При других формах работы /кружок, факультатив, интегрированные уроки и др./ может быть проведен зачет /в форме собеседования, тестирования, брейн-ринга и др./ на итоговом комплексном занятии.


^

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ




Тема I: МАТЕРИНСТВО



  • 1.1. Осознанное Материнство – вселенская задача. Человек – дитя Природы. Величайшая миссия Материнства. Пути сознательной подготовки девушки к будущему Материнству. Познай себя. Женские Начала. Самосовершенствование.

  • 1.2. Готова ль буду я? Психофизиологическая подготовка к Материнству, к Родительству. Планирование семьи. Понятие о здоровом образе жизни.

  • 1.3. И каждый миг вершится чудо…. «Звездный час» в жизни женщины. Признаки беременности. Физиология и психология беременности. Заповеди будущей Матери. Пренатальное развитие и воспитание ребенка.

  • 1.4. В мир помоги войти с надеждой и Любовью. Психофизиологическая подготовка к родам. Сроки, предвестники, периоды родов. Послеродовый период Матери и ребенка. Понятие о мягких естественных родах, видах родовспоможения.

  • 1.5. Экология Материнства. Сущность экологии Материнства. «От чистого Истока – в прекрасное далеко…». Конвенция о защите прав Матери. Социальная защита Материнства в России. День Матери.


Тема II: ДЕТСТВО



  • II.1. Здравствуй, мир! Встречай с Любовью! Условные периоды развития ребенка от рождения до школы. Анатомо-физиологические, психологические особенности новорожденного. Преимущества и правила грудного вскармливания.

  • II.2^ . Подрастают за ночь только в сказк. От младенца – к первокласснику: анатомо-физиологические особенности Ребенка грудного, раннего, дошкольного возраста. Развитие речи ребенка.

  • II.3^ . Душа ребенка – крылышки цветны. Тайны детской души. Мама – домашний психолог. Детская психология как наука. Понятие о психике Ребенка, факторах, влияющих на ее качество и развитие, методах ее изучения. Понятие о темпераменте, влияние воспитания на его особенности.

  • II.4 ^ . Посеешь характер – пожнешь судьб. Понятие о характере как «стержне» личности. Воспитание воли через преодоление трудностей. Детское упрямство и послушание. Особенности чувств, внимания, воображения Ребенка.

  • II.5^ . Тайны детской игр. Игра – образ жизни ребенка. Влияние игры на развитие Ребенка. Виды детских игр. Руководство игрой. Любимая игрушка

  • II.6. Экология Детства. Мы родом из Детства. Декларация о правах Ребенка. Сущность экологических проблем Детства, пути их решения. Самоценность Детства. Социальная защита Детства в России, Нижнем Новгороде. День защиты детей.



Тема III: ^ ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ И СВОБОДЫ


  • III.1. Культура воспитания. Сущность педагогики, воспитания, обучения, образования, самообразования. Понятие о личностно-ориентированной гуманной педагогике сотрудничества, стилях общения взрослого и Ребенка.

Понятие о развивающей окружающей среде. Индивидуальный подход в образовании Ребенка. Методы

педагогического воздействия на личность.

  • III.2. Семь – Я. Понятие и функции семьи. Хранительница домашнего очага. Духовно-нравственные основы семейного лада. Критические периоды в жизни молодой семьи. Старшее поколение в семье. Экология семьи. Семейный кодекс. День семьи.

  • III.3^ . Семейное воспитани. Педагогика Любви и Свободы – философия семейного воспитания. «Мама или детский сад?». Заповеди семейной педагогики. Мужчина - Отец в семье. Особенности воспитания Ребенка в неполной семье. Ребенок в жизни взрослых.

  • III.4^ . В здоровом теле – здоровый ду. Понятие о Здоровье и болезни. Формирование у Ребенка привычки к здоровому образу жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Режим дня. Условия здорового сна Ребенка. Детское питание. В движении – жизнь!

  • III.5^ . Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзь. Сущность закаливания. Понятие о терморегуляции организма, «игре сосудов». Правила и методы закаливания Ребенка солнцем, воздухом, водой.

  • III.6^ . Откуда я взялс? Сущность, этика, методология полового воспитания. С чего все начинается? Особенности воспитания мальчика и девочки в семье. Ошибки взрослых в половом воспитании Ребенка. Как отвечать на «трудные вопросы»?

  • III.7^ . Надо, трудно и прекрасн. Труд в жизни человека. Особенности детского труда. Трудовое воспитание: задачи, методы, виды, формы организации трудовой деятельности. Растим хозяина: понятие об экономическом воспитании Ребенка.

  • III.8. Береги честь смолоду. Экология Души. Духовно-нравственное воспитание Ребенка в семье. Критерии духовно-нравственной воспитанности Ребенка.

  • III.9. Все вокруг живое. Сущность и методология экологического воспитания Ребенка в семье. «Природа – глазами Души»: этические заповеди общения с Природой.

  • III.10. Красота спасет мир. Эстетическое воспитание Ребенка в семье. Влияние художественного слова на развитие Ребенка. Музыка – дыхание души. Колыбельная песня – всех начал начало. Весь мир цветной и удивительный.

  • III.11. Ребенок – непризнанный гений. «Почемучки». Принципы обучения. Понятие о развивающем обучении. Раннее обучение – «за» и «против». Кто такие вундеркинды? Понятие о детском творчестве.

  • III.12. Скоро в школу! Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению. Как подготовить дошкольника к поступлению в первый класс и смягчить период адаптации к школе? Пути социальной адаптации дошкольника к современным условиям жизни.


^

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


БЛОК 1: ПОЗНАЙ СЕБЯ



  • Цель: - способствовать самосовершенствованию учащихся через самопознание.

  • Задачи:

  • помочь девушкам познать себя: свои особенности, задатки, возможности, правильно оценивать их и свои поступки;

  • пробудить желание к самосовершенствованию;

  • познакомить с методами и приемами рефлексии, самовоспитания;

  • способствовать духовно-нравственному совершенствованию учащихся;

  • развивать коммуникативные способности, культуру общения.

  • Темы:

  • На пути к совершенству.

Самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самооценка, самонастрой, самоприказ в самопознании, самосовершенствовании.

  • От личности – к индивидуальности.

Кто я? Какая я?. Мое ''фамильное древо''. Мои социальные роли. Особенности моего характера. Мой темперамент. Волевой ли я человек? Умею ли я принимать решения? Мои познавательные особенности [внимание, воображение]. Творческая ли я личность? Мои увлечения. Мои способности. Талантлива ли я? Живу ли я в согласии с собой? Мои негативные привычки. Какие качества я хочу развить в себе, от каких избавиться. Мои Женские Начала. Мой идеальный образ. ''Смогу ли мамой стать достойной я?''

  • ^ Я среди людей.

Нравлюсь ли я людям? Мой внешний и внутренний облик. Стиль и манеры моего общения. Умею ли я знакомиться? Приятный ли я собеседник: умею ли я слушать, излагать свои мысли, спорить, убеждать? Как развить эмпатию. Трудно ли говорить комплименты и добрые слова? Семья в моей жизни (сейчас и в будущем). Семейный совет.

  • ^ Мои добродетели.

«Любовь – волшебная страна». «Твори добро – нет большей радости». Нужно ли «быть рабой своей совести»? Смирение – удел слабых? Сокровища моего Сердца. О целомудрии: «Чистейшей прелести чистейший образец».

  • ^ Кем быть?

Мои интересы. Мои жизненные цели и пути к ним. Мои склонности к профессиям. Семья и карьера – возможна ли гармония? «Материнская школа» в моей жизни.


  • ^ Методические рекомендации:

Работа по темам блока проводится известными методами и приемами: тестирование, анкетирование, тренинг, диалог, беседа, диспут, дискуссия, сочинение-размышление, психотехнические игры, ролевая гимнастика, сценические этюды, игры-драматизации, ситуативные задачи и т.д. В силу специфики программы необходимо обогащение тем блока культурологическим материалом.

БЛОК 2: ^ ГАРМОНИЯ И ЗДОРОВЬЕ

Цель: - формирование осознанного экологического отношения подростков к духовному и физическому Здоровью человека, потребности в здоровом образе жизни на пути к Материнству.


Задачи:

- помочь в осознании себя частью Природы, необходимости жить в гармонии с ее Законами; - пробудить желание совершенствовать физическое, психическое и духовное Здоровье через познание особенностей и потребностей своего организма;

- обогатить знаниями о факторах, способствующих сохранению и укреплению Здоровья, профилактике заболеваний;

- научить правильному практическому применению доступных оздоровительных, профилактических методов;

  • способствовать желанию и умению применять и пропагандировать полученные знания и умения;

  • помочь в осознании причинно-следственных связей Здоровья Матери и Ребенка.

Содержание:

Тема 1: От девочки – к женщине.


^ Теоретическая часть:

Практическая часть:

Антропометрические данные – один из показателей особенностей развития организма.

Определение своих антропометрических показателей, наблюдение за динамикой их развития по мере взросления /таблица/.

Анатомо-физиологические особенности женского организма, обусловленные его репродуктивным предназначением.

Составление схемы: «Репродуктивные органы женского организма».

Циклические изменения в женском организме, связанные с репродуктивной деятельностью. Менструальный цикл.

Психофизиологические изменения в моем организме в течение менструального цикла /рефлексия/. Таблица: «Мой менструальный цикл».

Тема 2: Здоровый образ жизни.


Понятие о Здоровье человека. Законы Природы и Здоровье человека.

Самоанализ: «Я – часть Природы; живу ли я в гармонии с Законами Природы?»

Понятие о гибком режиме дня, основанном на биоритмах организма.

Составление таблицы самонаблюдения, самоанализа: «Мои биоритмы и мой образ жизни».

Понятие о гигиене. Понятие о закаливании.

Самоанализ: мои навыки и умения в проведение гигиенических и закаливающих процедур.

Понятие о естественном здоровом питании.

Самоанализ: «Мое питание».

«В движении – жизнь». Значение двигательной активности для Здоровья человека.

Самоанализ: «Моя двигательная активность в течение дня».

Значение отдыха для здоровья человека. Виды отдыха. Условия здорового сна.

Самоанализ: «Умею ли я отдыхать?». Самонастрой /аутотренинг/ на отдых.

«Хочешь быть счастливым – будь им!». Значение для Здоровья человека положительного эмоционального настроя на жизненные ситуации.

Аутотренинг: «Я здорова и счастлива».

«Что посеешь, то и пожнешь» - понятие о законе причинно-следственных связей. Влияние мыслей, слов, поступков на Здоровье.

Самоанализ: «Влияние моих действий на мое Здоровье, людей, окружающий мир». Самонастрой на чистоту своих мыслей, слов, поступков.

Понятие о биоэнергетической структуре человека, его «невидимом доме».

Аутотренинг: «Свет дома моего».

Тема 3: На пути к Материнству.

Психопрофилактический метод подготовки к родам доктора Ламаза.

-Тренировка нервно-мышечного контроля: упражнения на напряжение и расслабление, на укрепление мышц, действующих во время родов. Упражнение в разных видах дыхания. Обезболивающий самомассаж при родах.

«Заповеди будущей Матери».

  • - Самонастрой /афермация/: на здоровую беременность, «мягкие, сладостные» роды, на грудное вскармливание ребенка.

Тема 4: Дисгармония и болезнь.


«Болезнь – признак невежества».

Самоанализ: здорова ли я? Причины моих заболеваний. Самонастрой на ответственное отношение к своему здоровью.

«Голубая смерть»: о вреде курения.

Самоанализ: мое отношение к курению. Самонастрой на здоровый образ жизни.

О женском алкоголизме, о наркомании.

Самоанализ: мое отношение к алкоголю, наркотикам. Самонастрой на здоровый образ жизни.

Что надо знать о СПИДе и других венерических заболеваниях.

Самоанализ: что я знаю о путях передачи и признаках венерических болезней. Самонастрой на ответственное отношение к своему здоровью.

Нужен ли стресс в жизни?

Тест: «Обнаруживаете ли вы у себя признаки стресса?». Самонастрой на позитивное восприятие жизненных ситуаций.

Тема 5: «Помоги себе сама»


Слагаемые профилактики заболеваний. Понятие о естественных методах оздоровления. Самомассаж.

Точечный самомассаж с целью профилактики ОРЗ, повышения жизненного тонуса организма.

Профилактика зрительной усталости, близорукости.

Гимнастика для глаз.

Влияние разных видов дыхания на Здоровье человека. Фазы дыхания.

Дыхательная гимнастика: полное йоговское дыхание, поверхностное дыхание, очищающее дыхание.

«Моя осанка». Профилактика сколиоза, остеохондроза.

Поза: «Прямая спина». Комплекс: «Крокодил».

Профилактика заболеваний грудной железы.

Самообследование грудной железы.

^ Методические рекомендации:

Работа по блоку предполагает специальную подготовку /или самоподготовку, - медицинскую, валеологическую/ преподавателя. Целесообразно первое знакомство с новой темой блока проводить как отдельную часть занятия, а затем – использовать некоторые упражнения как «физкультминутки» /позу «Прямая спина», дыхательную гимнастику (проводить только в проветренном помещении), гимнастику для глаз, точечный самомассаж/.

БЛОК 3: ^ ПРЕКРАСНОЕ РЯДОМ



  • Цель: пробудить у учащихся потребность жить по законам Красоты, воспринимать и творить прекрасное в себе и вокруг себя.

  • Задачи:

  • приобщать подростков к разным видам и жанрам Высокого Искусства;

  • способствовать утончению эстетического вкуса, выработке духовного иммунитета к безобразному;

  • учить видеть и создавать прекрасное в себе: своих чувствах, мыслях, словах, поступках, внешнем облике;

  • способствовать восприятию и сохранению Красоты вокруг себя: в людях, Природе, окружающем мире;

  • активизировать творчество учащихся в создании Красоты в себе /самосовершенствование/ и вокруг себя.

  • ^ Методические рекомендации:

Работа по блоку предполагает обогащение программных тем, всего педагогического процесса культурологическим материалом, произведениями разных жанров музыкального, изобразительного, литературного искусства. Особое внимание следует уделить творчеству учащихся: импровизации, музицированию, декламации, изобразительной деятельности и т.д. Рекомендуется организовать посещение театров, выставок, экскурсии в Природу, встречи с творческими людьми

БЛОК 4: ^ ФАНТАЗИЯ И МАСТЕРСТВО



  • Цель: способствовать развитию способностей, творчества учащихся в самостоятельной художественной деятельности – одном из аспектов самоактуализации на пути к осознанному Материнству.

  • Задачи:

  • пробудить у девушек интерес к художественному ручному труду, «зажечь искру творчества» в создании Красоты;

  • развивать эстетический вкус;

  • способствовать открытию в себе задатков, развитию способностей к художественной деятельности;

  • учить планировать свою работу, создавать творческий проект;

  • формировать навыки в работе с различными материалами: природным, бросовым, бумагой, текстилем, пластилином и др.;

  • познакомить с основами знаний о народных промыслах Нижегородской области /Городецкая, Полхов-Майданская роспись/, с Дымковской игрушкой; сформировать начальные навыки в декоративной росписи;

  • способствовать осознанию девушками необходимости обогащать себя знаниями и навыками в самостоятельной художественной деятельности на пути к Материнству;

  • воспитывать желание своим трудом дарить радость себе и людям, украшать мир.

  • ^ Методические рекомендации:

Работа по блоку предполагает творческий подход преподавателя к выбору тем практических работ учащихся, основанный на собственных знаниях, умениях, способностях, общем интересе с учащимися. «Творчеству научить нельзя, его можно только зажечь»… своим творчеством! Возможно внесение идей интересных работ самими учащимися. Автор программы практиковала следующие темы:

  • «Фантазия и мастерство» – поделка из природного, бросового материала по замыслу учащихся /сентябрь-октябрь/;

  • «Подарок малышу» - творческая работа учащихся, предполагающая широкий выбор форм, материалов, техник исполнения /ноябрь-декабрь/;

  • «Подарок Маме» – виды работ предложены учащимися: «Бабочка» – поделка из лоскутков прозрачной ткани и картона, «Зимний букет» – поделка из пластиковой бутылки, «Декоративная ветка» – для украшения интерьера помещений /февраль-март/;

Предполагается практические работы учащихся по некоторым темам /по выбору преподавателя/ реализовать методом индивидуальных или коллективных творческих проектов. Инструктаж учащихся по технике безопасности, вводный инструктаж, начало работы над изделием проводятся на уроке, окончание работы – дома. Рекомендуется организация выставок поделок учащихся, оформления ими интерьера учебных помещений. Девушки дарят свои изделия Мамам, детям в ДОУ.

БЛОК 5: ВОСПИТАТЕЛЬ



  • Цель: способствовать ориентации девушек на педагогическую профессию /полный вариант программы/ и подготовке к роли Матери – первого воспитателя своего ребенка.

  • Задачи:

  • способствовать выработке у учащихся навыков в проведении развивающих упражнений, подвижных, дидактических игр, в руководстве сюжетно-ролевой игрой;

  • развивать коммуникативные способности девушек, умение импровизировать, упражнять в выразительном чтении произведений разных литературных жанров, в ролевом участии в кукольном спектакле и т.п.;

  • закреплять полученные в процессе обучения по программе «Материнская школа» знания и навыки в непосредственном общении с детьми на педагогической практике в детских образовательных учреждениях /полный вариант программы/;



Работа по блоку проводится на уроках и на педагогической практике учащихся в ДОУ. «Положение о педагогической практике учащихся» и план практики прилагаются к программе /в полном варианте программы/.

БЛОК 6: ^ КОПИЛКА МАТЕРИНСКОЙ МУДРОСТИ



  • Цель: способствовать пробуждению потребности у девушек в накоплении знаний и навыков, необходимых Матери в уходе за ребенком, его воспитании, развитии, сохранении физического и духовного здоровья.

  • Задачи:

- познакомить учащихся с основами ухода за новорожденным ребенком /поддержка, пеленание, купание, уход за кожей/;

- познакомить с действиями профилактики инфекционных заболеваний /асептика, антисептика, закаливание организма/, с правилами и приемами оказания первой доврачебной помощи ребенку при заболеваниях и несчастных случаях;

- познакомить: с особенностями ухода за заболевшим ребенком, выполнением простейших процедур /термометрия, постановка компресса, дача лекарств/; познакомить девушек с правилами и приемами пренатального воспитания ребенка, исполнения колыбельных песен, Материнской сердечной молитвы;

- поощрять стремление учащихся к поиску новой информации, необходимой будущей Матери, ее изучению, накоплению в форме записей, сохранению статей, заметок из периодической печати, книг и других источников.


  • Методические рекомендации:

Работа по блоку дает возможность преподавателю творчески расширять и углублять темы программы, пробуждая потребность девушек в самообразовании, пополнении «копилки Материнской мудрости».

БЛОК 7: ^ ДОЧКИ - МАТЕРИ



  • Цель: способствовать совершенствованию взаимоотношений в семье между женщинами разных поколений для совместного решения проблем сознательного Материнства.

  • Задачи:

  • осуществлять педагогический всеобуч членов семей учащихся, знакомить с программой «Материнская школа» /беседы, «круглый стол», консультации, пользование библиотекой «Материнской школы»/;

  • осуществлять помощь семьям учащихся в решении проблем сознательного Материнства: организовать консультации, беседы со специалистами «Центра планирования семьи», центра «Семья», центра родительской культуры «Лада», гинекологом, психологом /групповые, семейные, индивидуальные/;

  • способствовать духовному общению девушек с Мамами, бабушками, сестрами /вечер отдыха «При свечах» и др./;

  • привлечь членов семьи к осуществлению профессиональной ориентации учащихся /«Мамы всякие нужны, Мамы всякие важны» – встречи с Мамами, бабушками, старшими сестрами - специалистами разных профессий/;

  • приглашать членов семей учащихся на «дни открытых дверей», на экзамен и другие мероприятия;

  • способствовать желанию девушек доставить радость близким людям: изготовление учащимися «Подарка Маме» {бабушке, сестре};

  • предложить девушкам проанализировать свое отношение к Маме на основе Любви к самому родному человеку /сочинение-размышление «Моя Мама»/.

  • ^ Методические рекомендации:

Работа по блоку проводится во внеурочное время. Итоги эксперимента показали важность данного блока программы, т.к. только совместная работа семьи и образовательного учреждения помогает девушкам успешнее реализовать себя на пути к осознанному Материнству. Очень важно понимание, поддержка близких людей! Очевидна и обратная связь: девушки обогащают родственников нужной интересной информацией, полученной ими при изучении курса «Материнская школа». В работе с девочками - учащимися школ-интернатов, сиротских групп данный блок либо не используется, либо адаптируется с учетом специфики контингента.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Азаров Ю. Педагогика Любви и Свободы; М., ''Топикал'', 1994.

  2. Азаров Ю. 100 тайн детского творчества; М.,1996.

  3. Авдеева Н.И. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества; М., изд. АСТ,1996.

  4. Айванхов О.М. Духовная гальванопластика и будущее человечества; изд. ''Просвета'', 1994.

  5. Айванхов О.М. Воспитание, начинающееся до рождения; изд. ''Просвета'', 1995.

  6. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., Просвещение, 1967.

  7. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка; М.,1993.

  8. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике; ''Издательский дом Шалвы Амонашвили'', 1995.

  9. Амонашвили Ш. Школа Жизни; ''Учительская газета'', № 15-20, 1996.

  10. Аршавский И.Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья; М. ,1998.

  11. Бардин К.В. Педагогика – родителям; М., ''Педагогика'', 1988.

  12. Бертин А. Воспитание в утробе матери; МНПО ''Жизнь'', 1992.

  13. Бондаренко О.Р. Психологические вопросы самовоспитания старшеклассников. Методические указания; ГГПИ им.Горького, Горький, 1988.

  14. Буре Р.С. Готовить детей к школе; М., ''Просвещение'', 1987.

  15. Венгер Л. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению; ж. 'Дошкольное воспитание'', № 7-1985.

  16. Вершинин В.И. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей, родителей; Чебоксары, 98.

  17. Волохова Е.Д. Об экспериментальном курсе ''Дом – Семь ''Я''; ж. ''Школа и производство'', № 1-1997.

  18. Воспитание вашего ребенка, сост. Т.Л.Мартынек, А.Л.Ефименко; Харьков, ''Пранор'',1996.

  19. Воспитание дошкольника в труде, под ред. Нечаевой В.Г., М., ''Просвещение'', 1983.

  20. Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха»; Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 97.

  21. Выготский Л.С. Лекции по психологии; Санкт-Петербург ''Союз'', 1997.

  22. Гармаев А. Этапы нравственного становления ребенка; Московский центр межнационального и сравнительного образования, М., 1991.

  23. Гребенников Н.В. Основы семейной жизни; М., 'Просвещение'', 1991.

  24. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала; М., ''Просвещение'', 1991.

  25. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить; М., ''Просвещение'', 1984.

  26. Гурьянова Л.С. ''Рождение в радости''; Санкт-Петербург, ''Комплект'', 1997.

  27. Давыдов В. Проблемы развивающего обучения; М., 1986.

  28. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников; М., 'Просвещение'', 1985.

  29. Добротина Н.А. Введение в экологию человека; Н.Новгород, изд. Нижегородского университета, 1994.

  30. Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы; М., центр общечеловеческих ценностей, 1991.

  31. Донцов И.А. Самовоспитание личности; М., изд. ''Политическая литература'', 1984.

  32. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре; М., ''Просвещение'', 1992.



  1. Закаблуковская Э.Н. Роды как духовное открытие; Н.Новгород, 1994.

  2. Закаблуковская Э.Н. Грудное вскармливание; Н.Новгород, 1994.

  3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей, М, Просвещение, 1988.

  4. Зейтц Р.Н. Уход за больным ребенком; М., ''Медицина'', 1978.

  5. Зеньковский В.В. Психология детства; Екатеринбург, ''Деловая жизнь'',1995.

  6. Зюзько М.В.5 шагов к себе; М.,''Просвещение'',1992.

  7. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии; М. ''Педагогика'', 1991.

  8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество; М., ''Просвещение'', 1985.

  9. Капиони В. Сам себе взрослый, ребенок, родитель; Санкт-Петербург, ''Питер'', 1995.

  10. Карнеги Д. Большой секрет искусства обращения с людьми; Ставрополь, 1992.

  11. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; М.,''Просвещение'',1991.

  12. Ковалев С.В. Воспитание и самовоспитание; М., ''Мысль'', 1986.

  13. Ковалев С.В. Психология современной семьи; М., ''Просвещение'', 1988.

  14. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка; М., ''Просвещение'', 1985.

  15. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста; М., ''Просвещение'',1988.

  16. Коновалов А.Е. Городецкая роспись; Горький, Волго-Вятское книжное изд., 1988.

  17. Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. 100 ответов на родительские «почему?» Ярославль, Академия развития, 1999.

  18. Корчак Я. Как любить детей; М., 'Знание'', 1968.

  19. Кротов В. Компас для младенца [педагогика первого года]; М.,''КСП'',1995

  20. Кроха. Программа развития и воспитания детей до 3 лет в условиях семьи.Н.Новгород,НИРО, 1996.

  21. Кудрявцев В. и др. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития; ж. ''Дошкольное воспитание'' № 7,10,12 – 1997, № 1,5 – 1998.

  22. Кумар В. Кто я? Какой я?; ''Питер'', 1997.

  23. Куриленко Т.М., Петроченко Г.Т. Задачи и упражнения по дошк. педагогике; М., ''Просвещение'',1970.

  24. Кэвелин Л. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию в детях добродетелей; Санкт-Петербург, 1997.

  25. Лазарева Т.Ф. Уход за ребенком. Опыт работы по разделу ''Культура дома'' экспериментальной программы образовательной области 'Технология''; ж. 'Школа и производство'', № 4-1996.

  26. Леви В. Искусство быть другим; М., ''Знание'', 1981.

  27. Литвина И.И. Три пользы; изд. Нижегородского университета, Н.Новгород, 1991.

  28. Литвицкая Н.А. Женская психология; А/О ''Бизнес-школа'', Интел-Синтез, 1994.

  29. Лопатина А, Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию; т.1-7, АО ''Солид'',1994-98.

  30. Лупан С. Поверь в свое дитя; М.,1993.

  31. Маковецкая Г.А. Ребенок и семья; Самарский дом печати, 1994.

  32. Маркова М.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников; М., ''Просвещение'', 1991.

  33. Мартинс Х. Как изменяется твое тело; М., 1993.

  34. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках; М., ''Просвещение'', 1991.

  35. Мартынов С.М. Чтобы ребенок родился здоровым; ж. ''Дошкольное воспитание'', № 7,8-1996.

  36. Матейчик З. Родители и дети; М., ''Просвещение'', 1992.

  37. Махмакон А. Все о рождении ребенка; М., Агенство ''ФАИР'', 1997.

  38. Мир детства: Дошкольник, под ред. А.Г. Хрипковой, отв. Ред. А.В. Запорожец., М.,''Педагогика'',1987.

  39. Мисару Ибука , После трех уже поздно; М., изд. ''Знание'', 1992

  40. Митрополит Мелетий Спаси и сохрани. О грехе аборта; ''Жизнь'', ТОО ''Сирин'', 1997..

  41. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение; М., ''Просвещение'', 1986.

  42. Мудрость воспитания: книга для родителей, сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д .Днепров, Г.Т.Корнетов, М., ''Педагогика'', 1989.

  43. Муравьева О. О пользе Материнской поэзии; ж. ''Дошкольное воспитание'', № 3 – 1998.

  44. Никитин Б.П. Детство без болезней; Санкт-Петербург, 1996.

  45. Никитин Б.П. Наши уроки; Лениздат, 1980.

  46. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе; М., ''Новая школа'',1993.

  47. Николаева Э. Здоровье и гармония; Н.Новгород,1994.

  48. Оден М. Возрожденные роды; М., ''Аква'', 1994.

  49. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. М., ''Просвещение'', 1991.

  50. Островская Л.Ф. Пед. ситуации в семейном воспитании дошкольников; М., ''Просвещение'', 1990.

  51. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям; М., ''Просвещение'', 1983.

  52. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника; М., ''Просв.'', 1987.

  53. Павлова Л. Жизнь до рождения; ж. ''Дошкольное воспитание'', № 2-1997.

  54. Петровский В.А. Дети и тактика семейного воспитания; ''Знание'', М., 1981.

  55. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении; научно-методическое объединение ''Творческая педагогика'', малое предприятие ''Новая школа'', 1993.

  56. Программа воспитания и обучения в детском саду; М., ''Просвещение'', 1985.

  57. Программа развития и воспитания детей до 3-х лет в условиях семьи ''Кроха''; Н.Новгород, НИРО, Нижегородский гуманитарный центр, 1996.

  58. Программа развития и воспитания детей в детском саду ''Детство''; изд. ''Акцент'', 1995.

  59. Программа [базисная] развития ребенка – дошкольника ''Истоки''; центр ''Дошкольное детство'' им. А.В. Запорожца, изд. Дом ''Карапуз'', М., 1997.

  60. Программа ''Развитие''; детский центр Венгера Л.А., М., ''Новая школа'', 1994.

  61. Программа ''Одаренный ребенок''. Основные положения. Исследовательский центр семьи и детства РАО, детский центр Венгера Л.А., М., ''Новая школа'', 1995.

  62. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов. М., ''Просвещение'', 1991.

  63. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе; М., 1995.

  64. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Сост. Радугин А.А., М., 1996.

  65. Рубинштейн С.Я. Черты характера ребенка и их воспитание в семье; М., ''Просвещение'', 1964.

  66. Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер; М., 1986.

  67. Рылеева Е. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности ''Открой себя''; ж. ''Дошкольное воспитание'', № 2-1998.

  68. Самопонимание, самовоспитание, …подростка под ред. Дубровиной И.В., Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

  69. Сатир В. Как строить себя и свою семью, /пер с англ /, М, Педагогика, Пресс 1992.

  70. Синваковская А.С. Игра - это серьезно; М., ''Педагогика'', 1981. .

  71. Смыш В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада; М., ''Просвещение'', 1989.

  72. Спок Б. Разговор с матерью; М., ''Прогресс-интерпракс'', 1990.

  73. Спок Б. Ребенок и уход за ним; ''Знание'', 1990.

  74. Степанова В.Р. Проблемы экологии языком искусства; Чебоксары, 1993.

  75. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир; М., ''Просвещение'', 1991.

  76. Суравегина И.Г. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. М., ''Новая школа'', 1994.

  77. Сухомлинский В.А. О воспитании; изд. Политической литературы, М., 1982.

  78. Таболин В.А. Алкоголь и потомство; М., 'Высшая школа'', 1988.

  79. Торшинова Е.М. Эстетическое воспитание ребенка в семье; М., ''Искусство'', 1989.

  80. Трунов М.В. Экология младенчества; центр ''Экология семьи'' фирмы ''Социнновация'', М., 1993.

  81. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой; Харьков, ''ФОЛИО'', 1997.

  82. Фролова О.Г. Вред аборта; М., ''Медицина'', 1985.

  83. Хей Л. Здоровый дух – здоровое тело; М., ''Олма-Пресс'', 1998.

  84. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь; Н.Новгород, ''Флокс'', 1995.

  85. Чиркова Т.И. Психолог в материнской школе, Н. Новгород, НИРО, 1998.

  86. Чуковский К. От двух до пяти; изд. 'Детская литература'', 1970.

  87. Чумаков Б.Н. Валеология; Московское Российское педагогическое агенство, 1997.

  88. Шапошникова В.И. Биоритмы – часы здоровья; М., ''Советский спорт'', 1991.

  89. Элиум Д. Воспитание дочери; ''Питер'', 1997.

  90. Элиум Д. Воспитание сына; М., 1996.

  91. Экспериментальная программа образовательной области ''Технология''; М., Министерство образования РФ, 1994.

  92. Юнас Я. Атлас первой медицинской помощи; изд. Освета Мартин, 1978.