shkolageo.ru 1


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района


«УТВЕРЖДЕНА»

На педагогическом совете

«30» сентября 2009 г

Директор ЦДОД «ЮНИТЭР»

____________Н.А. Бурдинова


Образовательная программа кружка

(модифицированная)


«Спортивная радиопеленгация»

(«Охота на «лис»)


Разработана на основе типовых программ

Срок реализации программы 2года

Возраст воспитанников: 12 -18 лет


Разработал:

Педагог дополнительного образования

Немойкин А.А.


Рузаевский МР

Пояснительная записка


Радиоспорт является одним из самых захватывающих военно – технических видов радиоспорта. “Охота на “лис“ – это состязание по радиоориентированию на пересеченной местности, заключающееся в поиске спрятанных радиопередатчиков («лис») с помощью специального переносимого приемника (пеленгатора). Сущность “охоты” – это сочетание искусства оперативной радиопеленгации и беге по пересечённой местности. Настоящий спортсмен - “охотник” должен быть хорошим легкоатлетом и ориентировщиком, иметь большой запас разнообразных знаний и навыков.

В настоящее время правила проведения международных соревнований устанавливаются Международным радиолюбительским союзом. Лидерами считаются такие страны как: Россия, Украина, Чехия, Япония, Германия, Венгрия, Англия, Китай и др. Официальные Чемпионаты Мира проводятся раз в два года, чередуясь с Чемпионатами континентов (регионов). Начиная с 2001 года, ежегодно проводится Первенство Европы среди юношей до 15 лет. В настоящее время развитие радиоспорта осуществляется под патронажем Союза Радиолюбителей России (СРР), который официально аккредитован государством в качестве Общероссийской федерации радиоспорта. Непосредственно спортивной радиопеленгацией занимается Комитет по СРП при Президиуме ССР под председательством Заслуженного Мастера Спорта России, Заслуженного тренера Куликова А.Ф. В России проводятся Чемпионат, Кубок и Первенство России, ряд Всероссийских соревнований, Чемпионаты, Кубки и Первенство регионов.


“Лиса” – это маломощный передатчик, замаскированный в лесу или в населённом пункте. Охотнику за возможно меньший промежуток времени, используя специализированный приемник, радиопеленгатор, предназначенный для определения направления на источник радиосигнала (радиопеленгации), предлагается найти на труднопроходимой пересеченной местности заданное количество (обычно 3-5) установленных в произвольных местах «лис».

Режим работы передатчиков по трансляции своей собственной последовательности кода Морзе (moe, moi, mos, moh, mo5) — 1 минута передачи, 4 минуты молчания. Таким образом, последовательно за 5 минут в эфир выходят 5 «лис». Затем этот цикл повторяется. Позывные «лис» подобраны таким образом, чтобы их можно было различать без знания кода Морзе. Номеру «лисы» соответствует количество коротких посылок («точек») в конце передаваемого позывного сигнала.

После старта спортсмен пеленгует источники сигналов, прогнозирует их местоположение, выбирает оптимальный маршрут и последовательность прохождения всех обязательных контрольных пунктов, находит и отмечается на них. Соревнования состоят из упражнений, различаемых по длине волны (частоте) передаваемого сигнала. Исторически в спортивной радиопеленгации использовались следующие диапазоны частот: 2 метра — 144—146 МГц, 10 м — 28-29 МГц и 80 м — 3.5-3.65 МГц В настоящее время соревнований на 10-метровом диапазоне не проводится, а диапазон 80 м сузился до 3.5-3.6 МГц, как это принято за рубежом.

«Охота на лис» изначально возникла как военно-прикладной вид спорта, и всегда такой оставалась — поскольку здесь в игровой форме имитируется работа военных контрразведчиков: отыскать и обезвредить вражескую разведгруппу. На проводимых в СССР соревнованиях по спортивному ориентированию спортсмены — «лисоловы» часто кроме собственно поиска «лис» состязались и в других военно-прикладных дисциплинах: метание гранат, стрельба.

Цель данной программы:

– подготовка подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах Российской Армии. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.


Образовательные:

- научить основам ближнего поиска лис, спортивной радиопеленгации;

- научить пользоваться картами местности (лесной зоны);

- научить пользоваться компасом.

Воспитательные:

- прививать интерес к военно- техническим видам спорта;

- умение довести начатое дело до конца;

- терпение и выносливость.

Развивающие:

- развивать внимание спортсменов;

- развивать мышление;

- развивать аккуратность.

Досуг детей:

- повышение занятости детей и подростков в свободное от учебы время ;

- оздоровление;

- участие в соревнованиях.

Обучаясь по данной Программе учащиеся приобретают навыки, необходимые при службе в Вооруженных Силах Российской Армии.

Программа рассчитана на два года обучения:

1 год – 144 часа;

2 год – 216 часов.

Программа разработана для учащихся в возрасте 12 – 18 лет.

Количество детей в группе:

1 год обучения – 12 – 15 человек;

2 год обучения – 10 – 12 человек.

Программа первого года обучения рассчитана на учащихся 6-8 классов,

Программа второго года обучения – на учащихся 9-11 классов.

Программа рассчитана для подготовки спортсменов до 1-го спортивного разряда.

Спортсмен, занимающийся спортивной радиопеленгацией должен обладать широким кругозором знаний и навыков. Чтобы успешно выступать на соревнованиях "охотник" должен проявить ряд ценных качеств:

* знание основ радиотехники и пеленгации.

* знание типографии, умение ориентироваться на местности.

* физической выносливостью, силой, быстротой, ловкостью.

* смекалкой, живостью ума, решительностью, быстротой реакции, волей, настойчивостью, упорством, целеустремлённостью.

* хорошей зрительной и слуховой памятью.

* находчивостью в сложных условиях и напряженной обстановке.

* способностью к концентрации и распределению внимания и т.д.

В процессе тренировок и соревнований "охотник" приобретает и закрепляет эти качества. По их количеству "охота на лис" занимает одно из первых мест среди современных видов спорта. "Охоту на лис" можно сравнить с игрой в шахматы на бегу. Успех зависит от интеллектуальных способностей и от физических данных.

Спорт и техника, атлетизм и изобретательность, выносливость и ясность мысли, общение с природой - эти сочетания сегодня присутствуют везде, где говорят о гармоничном развитии личности. Спортивная радиопеленгация сильно отличается от других видов спорта широтой приёмов и средств, для достижения конечного результата.

В конце учебного года проводятся соревнования в лесной зоне по спортивной радиопеленгации. Победители награждаются грамотами и призами.


Техника безопасности

– при беге по пересечённой местности необходимо иметь спортивную форму

из плотной ткани и специальную обувь;

– при пересечении местности из кустарников особое внимание обращать на острые сучья, беречь открытые места тела от травм. При преодолении водных препятствий (лужи, ручьи, болотистые места) сбавлять скорость бега и осторожно, медленно переходить;

– при беге в лесной зоне спортсмен должен при себе иметь компас;

– радиоприёмники должны быть упакованы в специальные сумки из плотной ткани;

– подзарядка аккумуляторов проводится только руководителем;

– без разрешения руководителя нельзя пользоваться эл. приборами;

– без разрешения руководителя не покидать своего рабочего места.

При эксплуатации ПН винтовки (ПН пистолета )запрещается:

– направлять разряженную или заряженную ПН винтовку (ПН пистолет) в сторону человека или животного;


– хранить или оставлять на время (без присмотра) ПН винтовку (ПН пистолет) заряженной;

– хранить или оставлять ПН винтовку (ПН пистолет) во взведенном состоянии.


Литература для педагога.


  1. В.Борисов. Юный радиолюбитель. Изд.5-е, перераб. и доп. М., Энергия, 1972г.

  2. В.Борисов. Радиоспорт. М., 1973г.

  3. В.Борисов. Приемник прямого преобразования для «охоты на «лис». 1973г.

  4. В.Верхотуров. Тренировки охотника.

  5. А.Гречихин. Радиопеленгатор на диапазон 80 метров. Изд. ДОСААФ, 1973г.

  6. В.Кузнецов. Малогабаритный передатчик для спортивной радиопеленгации.

  7. Сборник руководящих документов и методических советов по радиоспорту. – М., Изд-во ДОСААФ СССР, 1979г.

  8. Управление прикладных видов спорта. – Федерация стрелкового спорта- ДОСААФ, 1976г.

  9. Правила соревнований по радиоспорту. М., Изд-во ДОСААФ, 1970г.

  10. В.Скрыпник. Четырехдиапазонный приемник радиоспортсмена.


Литература для детей.


  1. А. Баранов. Юный радиоспортсмен. Изд-во ДОСААФ, 1973г.

  2. В.Борисов. Приемник начинающего радиоспортсмена.

  3. А.Гречихин, В.Кигретов. С картой и компасом по радиоследу. – Изд-во ДОСААФ, 1975г.

  4. А.Гречихин. «Охота на «лис» (соревнования). М., ДОСААФ, 1973г.

  5. В.Кузьмин, А.Гудков, Передатчики для «охоты на «лис»

  6. В.Солоненко. Как найти «лису».



Приложение №1


Информационная карта образовательной программы



1.

Полное название

Спортивная радиопеленгация («охота на «лис»)

2.


Автор-составитель программы

Немойкин А.А.

3.

Педагог, реализующий программу

Немойкин А.А.

4.

Дата создания

2007 год

5.

Направление деятельности

Военно-прикладная

6.

Срок реализации

2 года

7.

Возраст детей

12 – 18 лет

8.

Цель и задачи:

Подготовка учащихся к службе в армии.

Научить основам ближнего поиска «лис», спортивной радиопеленгации

9.

Авторская




10.

Аннотация программы




11.

Приложения, методические разработки, рекомендации.




12.

Прогнозируемый результат




13.

Особенности работы по данной

программе





14.

Перспективы развития







Перечень оборудования (необходимый минимум) для проведения занятий групп по спортивному ориентированию.

1-й год обучения

  1. Радиопередатчик «Маяк».

  2. Радиоприемники: «Лес» - 3,5 МГц, «Лес» - 145 МГц.

  3. Карта лесной зоны (карта местности).

  4. Секундомер.

  5. Компас жидкостный.

  6. Пневматическое оружие.



Тематический план

1-й год обучения




Наименование тем

Всего часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2




2.

Устройство и правила пользования пеленгатором. Сигналы «лис».

24

4

20

3.

Прием сигналов «лис» пеленгом.

Ближний поиск «лис»

24

4

20

4.

Слепой поиск «лис».


18

4

14

5.

Основы топографии и ориентирования на местности

10

2

8

6.

Общая физическая подготовка

40

4

36


7.


Поиск «лис» на местности


20


4


16

8.

Воспитательные мероприятия

4




4

9.

Заключительное занятие

2




2


Итого 144 24 120


Программа 1-го года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2ч.)

На вводном занятии рассматриваются:

- программа секции на весь учебный год и ее задачи;

- техника безопасности при кружковых занятиях: правила обращения с радиоаппаратурой.

Понятия о радиоспорте. Виды радиоспорта. Спортивная радиопеленгация («Охота на «лис»). История возникновения соревнований по спортивной радиопеленгации.

  1. Устройство и правила пользования пеленгатором (24ч.)

Теория. Объяснить устройство пеленгатора на диапазоне 80 м. Настройка пеленгатора на частоту микропередатчика. Как пользоваться регулятором громкости приема. Рамочная и штыревые антенны, диаграммы направленности рамочной и штыревой антенн.

Практика. Изучение результирующей диаграммы направленности обеих антенн. Определение направления на микропередатчик (пеленг).

Изучение основ телеграфной азбуки. Сигналы «лис». Передача радиосигналов «лис» при помощи телеграфной азбуки. Радиосигналы «лис» МОЕ, МОИ, МОС. Изучение телеграфных сигналов букв М,О, Е,И,С. Прием смешанного текста из букв М,О,Е,И,С. Прием сигналов «лис».


  1. Прием сигналов «лис» пеленгатором. Ближний поиск «лис» (24ч)

Теория. Обучение учащихся настройки пеленгатора на частоту микропередатчика. Правильная установка громкости приема пеленгатора .

Практика. Настройка пеленгатора на частоту микропередатчика. Определение сигналов «лис» МОЕ, МОИ, МОС. Определение направления на передатчик при подключении штыревой антенны к рамочной. Определение местонахождения замаскированного микропередатчика. Помехи при приеме радиосигналов «лисы».

Поиск «лисы» при постоянной работе передатчика.

В конце темы проводится контрольное занятие.

4. Слепой поиск «лис» (18ч).

Теория. Слепой поиск «лис».

Практика. Определение пеленга на «лису» с закрытыми глазами. Запоминание расположения ручек управления частоты настройки и громкости приема, кнопки для включения штыревой антенны. Порядок действий при определении пеленга.

Поиск «лис» в помещении с закрытыми глазами: от одной до трех «лис».

В конце темы проводится контрольное занятие.

  1. Основы топографии. Топографическая карта местности (10ч.)

Теория. Изучение учащимися топографической карты местности и знаков, которыми обозначаются разновидности местности (озера, реки, мосты, болота и овраги). Обучение ориентировки на местности.


Практика. Изучение топографических знаков. Ориентирование на местности по топографической карте. Сориентирование карты при помощи компаса и сверка карты с окружающей местностью. Устройство жидкого спортивного компаса. Азимут. Проведение практических занятий по ориентированию на местности.

Контрольное занятие.


  1. Поиск «лис» на местности (20ч.)

Теория. Маскировка «лис» на местности. Работа «лис» непрерывно. Распознание звуковых сигналов и порядок обнаружения «лис».

Практика. Поиск одной «лисы» при циклической работе. Циклическая работа «лисы» - 1 минута работы + 1 минута паузы. Запоминание направления на передатчик и продолжение поиска передатчика при паузе.

Поиск двух «лис» при циклической работе. Цикл работы «лис» - 1 минута работы + 1 минута паузы. Во время работы первой «лисы» вторая «лиса» отдыхает и наоборот.

Контрольное занятие.

  1. Общая физическая подготовка (ОФП) (40ч).

Общая физическая подготовка учащихся проводится на протяжении всего учебного года.

Бег по спортивному залу, по пересеченной местности.

Стрельба из ПН оружия. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматическим оружием.

  1. Воспитательные мероприятия (4ч.)

Экскурсии. Походы.

  1. Итоговое занятие (2ч.)

Подведение и анализ учебной программы за прошедший учебный год.


За 1-й год обучения учащиеся обязаны освоить следующее:


Знать:

Правила техники безопасности;


устройство пеленгатора, передатчика и правила пользования ими;


сигналы «лис»: МОЕ, МОИ, МОС;


правила «слепого поиска «лис»;


цикл работы «лис»;


топографические знаки;


правила техники безопасности при пользовании ПН оружием.


Уметь:

Соблюдать правила по технике безопасности на занятиях;

пользоваться пеленгатором и передатчиком;


определять сигналы, исходящие от «лис»;

определять местонахождения «лисы» с закрытыми глазами;

определять местонахождения «лис»;


пользоваться топографической картой местности;

соблюдать правила по технике безопасности при стрельбе из ПН оружия.


Перечень оборудования для проведения занятий по спортивной радиопеленгации.

2-ой год обучения.

1. Радиопередатчик Маяк («лисы»), 1 -3 шт.

2. Радиоприемник «Лес» -3,5 МГц, «Лес» - 140 МГц.

3. Радиостанция Р – 104, Р – 105, Р – 109.

4. Компас жидкостный.

5. Секундомер.

6. Карта лесной зоны (карта местности).

7. Пневматическое оружие.

Тематический план

2– ой год обучения



Наименование тем

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

3

3




2.

Основы радиотехники

6

1


5

3.

Поиск “лис”на местности

18




18

4.

Слепой поиск “лис”

18




18

5.

Поиск “лисы” на диапазонах

24

3

21

6.

Поиск “лис” при циклической работе


24

3

21

7.

Техника дальнего поиска “лис”

30

6

24

8.

Тренировки по поиску “лис” при циклической работе

30




30

9.

Общая физическая подготовка

45

6

39

10.

Воспитательные мероприятия

15




15

11.

Заключительное занятие

3





3




Итого:

216

22

194


Программа 2-го года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (3ч.)

На вводном занятии рассматриваются:

- программа секции на весь учебный год и ее задачи;

- техника безопасности при кружковых занятиях: правила обращения с радиоаппаратурой. Понятия о радиоспорте. Виды радиоспорта. Спортивная радиопеленгация («Охота на «лис»). История возникновения соревнований по спортивной радиопеленгации.

2. Основы радиотехники (6ч).

Теория. Распространение радиоволн на местности. Отражение радиоволн (в городе, в поле, в лесу, на болотистой местности, в горах, у озера).

Практика. Поиск «лис» на местности.

  1. Поиск « лис» на местности (18ч)

Практика. Определение направления на передатчик в разных диапазонах. Определение местонахождения спрятанного микропередатчика.

Поиск «лисы» при постоянной работе передатчика.

Контрольное занятие.

4. Слепой поиск «лис» (18ч).

Практика. Практические занятия на ровной площадке размером 50х50м.

Контрольное занятие.

5.Поиск «лис» на диапазонах 3,5 МГц и 144 МГц (24ч)

Теория. Особенности распространения УКВ и КВ радиоволн. Настройка пеленгатора на частоту микропередатчика. Определение пеленга на «лису» с места.

Практика. Практические занятии в лесной зоне.

Контрольное занятие.

6.Поиск «лис» при циклической работе (1 – 3 «лис») (24ч).

Теория. Объяснение учащимся маскировку «лис» (радиостанций) от 1 – 3 на скрытой местности (в лесной зоне) при непрерывно работающих передатчиках. Распознавание звуковых сигналов и нахождение их в порядке очередности .


Практика. Поиск одной «лисы» при циклической работе. Циклическая работа «лисы» - 1 минута работы + 1 минута паузы. Запоминание направления на передатчик и продолжение поиска передатчика при паузе.

Поиск двух «лис» при циклической работе. Цикл работы «лис» - 1 минута работы + 1 минута паузы. Во время работы первой «лисы» вторая «лиса» «отдыхает» и наоборот.

Поиск трех «лис» при циклической работе ( 5-и минутный цикл работы «лис» - 1 минута работы, 4 минуты пауза). Все лисы работают на одной частоте.

Маскировка «лис» и нахождение их с помощью радиоприемников в порядке очередности.

Контрольное занятие.


  1. Техника дальнего поиска «лис» (30ч).

Теория. Обучение учащихся определению уровня расстояния принимаемого радиосигнала пеленгатором до «лисы». Техника поиска «лис» при слабом уровне принимаемых радиосигналов.

Практика. Обучение пеленгации радиосигнала в радиусе до 1 км.

Обучение учащихся пользованию радиокомпасом пеленгатора для определения направления на «лису» во время пауз. Азимут. Уменьшение громкости принимаемого сигнала при приближении к «лисе». Техника поиска «лис» при слабом уровне принимаемых радиосигналов.

Контрольное занятие.

  1. Тренировки по поиску «лис» при циклической работе (30ч).

Практика. Поиск «лис» на местности при непрерывной работе в диапазоне 10 – 80м. Дистанция между 3 «лисами» - 200м.

Маскировка «лис» и их поиск.

Внутригрупповые соревнования.

  1. Общая физическая подготовка (ОФП) (45ч).

Общая физическая подготовка проводится на протяжении всего учебного года.

Бег по пересеченной местности.

Стрельба из пневматического оружия. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматическим оружием.

  1. Правила соревнований по радиоспорту (15ч).


Теория. Ознакомление с правилами проведения соревнований по спортивной радиопеленгации. Права и обязанности участников соревнований. Оснащение спортсмена. Стартовый коридор и начало поиска «лис». Меры безопасности на занятиях по спортивной радиопеленгации. Финишная «лиса».

Практика. Поиск «лис» на местности.

  1. Заключительное занятие (3ч).

Подведение итогов работы секции за прошедший учебный год.

Анализ мероприятий, проводимых в секции.

За 2-й год обучения учащиеся обязаны освоить следующее:

Знать:

Правила техники безопасности;


звуковые сигналы «лис»;


технику поиска «лис» при слабом уровне принимаемых радиосигналов;


права и обязанности участников соревнований и их оснащение;


устройство пневматического оружия, правила техники безопасности.

Уметь:

Соблюдать правила техники безопасности на занятиях;


правильно маскировать «лисы» и находить их в порядке очередности;


принимать сигналы в радиусе 1км,

ориентироваться в лесной зоне по компасу;


правильно и грамотно вести себя на соревнованиях;


соблюдать правила по технике безопасности при стрельбе из пневматического оружия.