shkolageo.ru 1 ... 9 10 11 12 13

II часть Условия реализации образовательной программы

2.1. Управление реализацией программы

Организация управления МДОУ «Детский сад» № 18 соответствует требованиям законодательства РФ и РК в области образования. Согласно Уставу управление осуществляется на принципах коллегиальности и единоначалия.

Система управления ДОУ построена на научно обоснованном практическом распределении функциональных обязанностей между всеми участниками образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода в организации управления, что способствует повышению качества образования.

Основу модели управления составляют четыре взаимосвязанных уровня, включающих всех участников педагогического процесса: заведующий ДОУ, органы самоуправления, старший воспитатель, вспомогательный персонал, медицинская служба; воспитатели.

Каждый уровень управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали.

Руководство деятельностью МДОУ «Детский сад» № 18 осуществляет заведующий в соответствии с Уставом ДОУ, должностной инструкцией и следующими управленческими функциями:

- мотивационно-целевой:


  • мотивирование педагогического коллектива на качественную организацию образовательного процесса в соответствии с социальным заказом и реальными условиями;

  • анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе; стимулирование деятельности и саморазвития подчинённых;

  • создание условий для профессионального роста подчинённых).

- планово-прогностической:

  • с учётом прогноза конечных результатов работы разрабатывается годовой план работы, программа развития ДОУ, циклограммы деятельности, нормативно-правовые документы;

- контрольно-диагностической:
  • контроль всех основных направлений деятельности ДОУ на основе диагностики и отслеживания результатов с участием старшего воспитателя, специалистов, опытных педагогов, медицинского работника, завхоза с использованием разнообразных методов контроля;


- информационно-аналитической:

  • формирование информации – сбор, анализ, переработка, хранение по всем основным направлениям работы;

- организационно-распорядительной:

  • руководство деятельностью по оптимизации работы коллектива на основе плана работы ДОУ;

В дошкольном учреждении действуют четыре органа самоуправления: Общее собрание учреждения, педагогический совет ДОУ, Родительский комитет и Попечительский совет.

Деятельность данных органов самоуправления осуществляется в тесном взаимодействии и направлена на создание оптимальных условий для воспитания и развития детей.

Старший воспитатель в ДОУ осуществляет методическую работу с воспитателями и специалистами по направлениям:

- информационная деятельность

  • обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической и научно-методической литературы;

  • информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования РФ, РК, города;

  • информирование педагогов о современных программах и инновационных технологиях;

- диагностико-прогностическая деятельность

  • изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов с целью создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;

  • прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров;

  • оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи;

- содержание образования

  • создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;

  • методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования;

- повышение квалификации
  • обеспечение личностно-ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;


  • выявление, систематизация и распространение педагогического опыта.

Методическая работа строится с планомерным использованием сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата, реализуя творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.

Деятельность медицинской службы осуществляют старшая медицинская сестра дошкольного учреждения и врач городской детской поликлиники;

Их основной функцией является организация физкультурно-оздоровительной, профилактической и консультативной работы во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. На основе мониторинга состояния здоровья воспитанников, с использованием скрининг анкет, тестов, социально-биологических анкет планируется комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам. Медицинская служба осуществляет медико-педагогический контроль по всем направлениям образовательного процесса.

В структуре управления заведующий хозяйством обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, техники безопасности в организации работы ДОУ, осуществляет контроль выполнения инструкций по охране труда.

В соответствии с Уставом МДОУ и номенклатурой дел разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность органов управления образовательным учреждением. Нормативно-правовые документы имеются в полном объеме и соответствуют номенклатуре дел. Функции деятельности каждого работника зафиксированы в должностных инструкциях, где отражены права, обязанности и ответственность работника.

Анализ реализации годового плана работы включает оценку выполнения плана в целом и по каждому разделу отдельно в количественном и качественном отношении: заболеваемость; уровень усвоения программ; взаимодействие с семьями воспитанников; материально-техническое оснащение и предметно-развивающая среда; повышение уровня профессионального мастерства.

Анализ проводится методами сопоставления и сравнения результатов, определения наличия или отсутствия условий, обеспечивающих успешность выполнения задач, выявления причин выявленных недостатков.


Проанализировать степень своего участия в мероприятиях годового плана педагогам помогают специально разработанные диагностические карты. Полученные результаты наглядно показывают активность деятельности каждого педагога в реализации задач годового плана, что в свою очередь стимулирует профессиональное стремление к достижению лучшего результата.

Административный контроль выполнения учебных программ планируется в годовом плане МДОУ и циклограмме административного контроля результатов деятельности работников по разным вопросам. Контроль осуществляется в системе, на основании положения об инспекционном контроле, утвержденного заведующим. Для осуществления контрольно-аналитической деятельности члены администрации дошкольного учреждения используют различные методы:


  • изучение документации;

  • наблюдение, изучение передового опыта;

  • анкетирование, тестирование, беседа, опрос;

  • графики, схемы, таблицы (методы обработки);

Проверка результатов деятельности коллектива ДОУ осуществляется заведующим, старшим воспитателем и другими работниками образовательного учреждения в рамках полномочий, утвержденных распоряжением руководителя.

Результаты контрольной деятельности МДОУ оформляются справками, актами о результатах контроля по проверяемому вопросу. По итогам контроля заведующий ДОУ принимает управленческое решение: издает распоряжение и иные решения; обсуждает итоговые материалы с одним из коллегиальных органов (педагогическим советом, Общим собранием, и др.).

Контроль со стороны руководителя направлен не только на выявление недостатков, а главное - на анализ и устранение причин, их порождающих и распространение положительного опыта. Проводимый контроль основывается на принципах демократичности и коллегиальности в управлении. Каждому члену коллектива предоставляется возможность принять участие в управлении учреждением.

Соблюдаются правила по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности.


Обеспечивается охрана жизни воспитанников и сотрудников, социальные гарантии участников образовательного процесса.


2.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды


Направления развития

Помещения и их оснащения

1. Физическое развитие. Охрана жизни и укрепление здоровья

1. Физкультурный зал (оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём). 2. Физкультурные уголки в каждой возрастной группе. 3. Спортивная площадка. 4. Медицинский блок.

3. Познавательное развитие

1. Учебная зона в каждой группе 2. Уголки - лаборатории (в старших, подготовительных группах). 3. Библиотеки детской литературы в группах и в методическом кабинете. 4. Зоны конструирования (во всех возрастных группах). 5. Уголки природы (во всех возрастных группах). 6. Мини-музей 7. Зоны познавательного развития.

4. Художественно-эстетическое развитие

1. Музыкальный зал. 2. Картинная галерея. 3. Мини-музей русского быта 4. Изобразительные уголки во всех возрастных группах. 5. Музыкальные уголки во всех возрастных группах. 6. Костюмерная. 7. Театрализованная зона (в каждой возрастной группе). 8. Уголки ручного труда


2.2. Инновационные проекты в МДОУ «Детский сад» №18 «Звездочка», направленные на повышение качества дошкольного образования.

В 2011 году педагогический совет принял к работе Концепцию «Формирование познавательных способностей ребенка через его активное участие в образовательном процессе», где описана стратегия эффективного метода обучения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность (по рекомендациям педагога-психолога А.И. Савенкова) По основным положениям Концепции в ДОУ разработан и внедрен долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности детей через детскую исследовательскую деятельность и экспериментирование».


Воспитанники участвовали в следующих детских исследовательских проектах:

- Краткосрочный детский проект «Зарождение Земли».

- Краткосрочный детский проект «Невидимка, который нужен всем (воздух)».

- Краткосрочный детский проект «Укрощение огня».

- Краткосрочный детский проект «Столовый и гостевой этикет».

- Краткосрочный детский проект «Проблемы экологии родного края».

- Краткосрочный детский проект «Свойства воды, земли и воздуха»

- Краткосрочный педагогический проект «Будь природе другом!», организованы новые детские кружки экологической и исследовательской направленности.

-
Краткосрочный детский проект «Большие возможности маленького глаза»

б/. Новые организационные и структурные формы управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ

Для достижения более высокого качества воспитательно-образовательного процесса по приоритетному направлению, по управлению реализацией «Образовательной программы ДОУ» и «Программы развития ДОУ» была изменена структура управления, и в каждой группе созданы Центры развития детей.

в/. Методические мероприятия на службе повышения профессиональных умений педагогов: педсовет, консультация, семинар – практикум, мастер – класс, «Школа молодого педагога», За последние три года в детском саду проведены семинары: «Детские исследования, как эффективный метод обучения старших дошкольников», «Различные формы обучения по обеспечению взаимосвязи познавательного и речевого развития дошкольников», «Обучение дошкольников коммуникативному общению через развитие речи детей», «Музейная педагогика – эффективное средство социально – нравственного и патриотического воспитания дошкольников», постоянно действующий семинар «ФГТ».

г/. Новые нетрадиционные формы обучения дошкольников: тематические дни и недели, интегрированные занятия, комплексные занятия, занятия с детским экспериментированием, детская исследовательская деятельность, исследовательские проекты, семейные исследовательские работы.


д/. Дополнительное образование через кружки по интересам: «Веселый каблучок», «Путешествие в страну Сенсорику», «Коми изба», «Юные исследователи», изостудия «Разноцветная палитра».

В 2011/2012 учебном году 4 группы перешли на комплексно – тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса по ФГТ.

Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированные, комплексные, тематические занятия по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы занятий (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое.

Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно в образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада.

Руководствуясь результатами анализа педагогической работы за прошедший учебный год, задачами Программы развития ДОУ, Федеральными требованиями к образовательной программе ДОУ, педагогический коллектив поставил новые задачи:


Задачи организации педагогического процесса

на 2011/2012 учебный год

1. Осуществить полный переход на новую форму планирования и моделирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, соответствующую Федеральным требованиям к образовательной программе ДОУ (2010 г), с интеграцией образовательных областей и комплексно–тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса, где решение программных образовательных задач будет осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, причем не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых является игра - ведущий вид детской деятельности. Нарабатывать планирующую и регламентирующую рабочую документацию по ФГТ.



2. Обновление воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по социально-личностному воспитанию. Включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- Развитие игровой деятельности детей.

- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

- Формирование семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

-Организация режима пребывания детей в ДОУ, где игра – основной вид детской деятельности. Организация окружающей игровой среды.

-Совместная игра детей и взрослых.

- Использование мультимедийных технологий, музейной педагогики, сотрудничество с социумом.

3. Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей .

- Активнее интегрировать музыкально-художественную детскую деятельность с другими видами детской деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, с чтением художественной литературы. Практиковать комплексные, тематические, традиционные музыкальные и художественные занимательные дела, праздники и развлечения.

- В совместной деятельности взрослых и детей активно практиковать театрализованную деятельность, оркестры, ансамбли, театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры.

- Развивать музыкально-художественные способности одаренных детей через индивидуальную работу: творческие музыкально-художественные занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах, через кружки.

- Развивать пластичность двигательного аппарата, развитие красоты и гармоничности движений в танцах, развивать способность к танцевальным импровизациям.


- Активнее использовать методы художественно-эстетического развития: наблюдение, рассматривание, обследование, экспериментирование, упражнения, творческие игры, совместную творческую деятельность детей, взрослых и детей, активировать работу кружков художественного направления с привлечением родителей, с проведением выставок работ художественного творчества


Пути выполнения задач


    Разработать схему интеграции образовательных областей.

    Разработать комплексно – тематическое планирование на учебный год, охватив все сферы познавательного развития, ознакомления детей с окружающей действительностью в соответствии с Программой воспитания и развития «Детство», Программой воспитания и обучения в детском саду (в новой редакции Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В.)

    Разработать сопутствующие занятия (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование, рисование), которые продолжают основную тему недели.

    Разработать виды учебной совместной деятельности взрослого и детей: тематические занятия, тематические недели, интегрированные занятия, комплексные занятия, дидактические игры, детское экспериментирование, детская исследовательская деятельность и другие.

    Разработать виды образовательной деятельности в режимных моментах

    Разработать организацию развивающей среды по возрасту детей. Предусмотреть виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ.

    Разработать формы работы с детьми в разных видах детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, музыкально – художественной, чтении художественной литературы.


    Разработать схему планирования воспитательно – образовательного процесса.

    Выработать форму перспективного планирования и моделирования воспитательно-образовательного процесса по схеме комплексно-тематического планировании

    Выработать форму календарного планирования и моделирования воспитательно-образовательного процесса по схеме комплексно-тематического планирования

    Выработать форму перспективно-календарного планирования и моделирования воспитательно-образовательного процесса по схеме комплексно-тематического планирования.

    Выработать модель поведения воспитателя в совместной деятельности с детьми в организованной образовательной детской деятельности и самостоятельной детской деятельности во взаимодействии с развивающей средой и в режимных моментах.

    13.Строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых является игра - ведущий вид детской деятельности.



2.3. Сотрудничество с семьей


В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;

  • открытость дошкольного учреждения для родителей;

  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;


  • равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников;

- с будущими родителями.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:

  • Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи:

  1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;

  2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система работы с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета

  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.



<< предыдущая страница   следующая страница >>