shkolageo.ru 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»


Описание опыта работы

«МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО».


Сластихина Татьяна Георгиевна,

учитель математики высшей квалификационной категории


2010-2011


« Математика, несмотря на всевозможные

усовершенствования в методе преподавания

останется для учеников трудной работой».

Д. И. Писарев


Целью деятельности учителей является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания.
Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.
Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а также усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету на более высоком уровне.

Всё учение школьников - это труд и результат этого труда – прочные знания. И надо сделать так, чтобы ребята поняли: учиться трудно, но интересно. А интерес можно привить, если подходить к уроку как к творчеству. И я хочу донести до каждого ученика, что математика - это не сухая наука, говорящая языком цифр, а это система, логика, порядок, наука, органично связанная со всеми сторонами нашей повседневной жизни.

Разрабатывая урок, я ставлю определённые образовательные, развивающие и воспитательные цели. Под целями понимаю те результаты, которые я должна достигнуть в процессе совместной деятельности с учащимися. Цели, принятые учениками, побуждают их к активной учебной деятельности, формируют побуждения к деятельности, т. е. мотивацию. Пути формирования мотивационной сферы выбираются с постановки ясной цели урока. Подбирается содержание урока, которое будет работать на достижение цели: привить интерес к математике и того, чтобы каждый ребёнок на уроке испытал чувство успеха.

Постановка образовательной цели урока определяется содержанием программы. Выявляется итоговый уровень сформированности знаний и умений, обязательных для каждого ученика и место урока в системе уроков по изучаемой теме.

Воспитательные цели охватывают все стороны воспитания учащихся: умственное, трудовое, физическое, эстетическое. Их реализация осуществляется непрерывно на каждом уроке.

Развивающие цели урока связаны с деятельностью по учащихся, их интересов и способностей. Развивающие цели на уроке могут быть: развитие памяти учащихся; умение преодолевать трудности при решении задач; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся. Развитие учащихся более эффективно, если оно индивидуально ориентировано и обеспечивает максимальное включение в самостоятельную деятельность.

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках следующие приёмы и методы:


  • Индивидуальная работа. Работа в парах, группах

  • Использование на уроках элементов занимательности (игры, сказки), использование исторического материала

  • Логические методы: анализ, синтез, индукция, сравнение, классификация

  • Личностный подход; создание ситуации успеха;

  • Взаимоконтроль, самооценка учащихся;
  • Привлечение к участию в конкурсах, олимпиадах, работе кружка


«Учиться можно только весело.… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» /А. Франс/.

Игровые технологии. Использование на уроках элементов занимательности.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания, вовлекает детей в активную познавательную деятельность на уроке. С учётом возрастных особенностей в 5-6 классах уроки- сказки; в 7-8 классах игровые приёмы и ситуации, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности. Ребята настолько увлекаются, что порой не замечают, как в мире сказочных образов, они решают обычные примеры и задачи из учебника. Кроме того, такие уроки имеют большое воспитательное значение. Дети учатся сострадать чужому несчастью, проявлять благородство души, прийти на помощь другим.

В учебники для 5-6 классов включено много примеров для устного счёта. Часто их решение я провожу в виде физкультурной математической эстафеты. Ребята выстраиваются в колонки, по очереди решают примеры, а мел - это эстафетная палочка. К проверке привлекаются другие команды.

Использую и другие виды игровой деятельности: математическое лото, математическая рыбалка, покорение вершин и пиков, марафонские забеги и т. д.

На уроках я использую тетради с печатной основой, которые ориентированы на развитие мышления и творческих способностей. Главной отличительной особенностью таких пособий является то, что большинство заданий имеет занимательную форму. Выполнение заданий позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, узнать об их этимологическом происхождении, получить дополнительную информацию об окружающем мире. На уроках люблю импровизировать, считаю, умение учителя удивлять – это то, что зажигает, задевает за живое, увлекает. Не всегда ребята могут вспомнить, что такое подобные слагаемые, что нельзя складывать выражения, содержащие разные буквы, как складывать или вычитать числа с разными знаками. Здесь на помощь приходят ассоциации. Так называемое нами правило апельсинов и ботинок, т. е. нельзя складывать апельсины с ботинками. Или при сложении или вычитании чисел с разными знаками активно используются такие термины, как «дружат» числа с одинаковыми знаками, «борются» числа с разными знаками, «побеждает» число с большим модулем.


Личностно ориентированная технология

В старших классах учебный материал выдаётся блоками, используется зачётная система, причём ученики, которые на протяжении изучения темы показали отличные и хорошие результаты освобождаются от зачёта или, по моей просьбе, становятся помощниками- консультантами. Большая роль отводится тестовым заданиям.

Мы знаем, что наши дети не всегда умеют грамотно сформулировать свою мысль, а иногда из-за боязни ответить неправильно вообще отказываются выходить и отвечать к доске. Здесь необходимо, во-первых, показать ребятам целесообразность знания теоретического материала, правил, а во-вторых, дать понять, что любое мнение, пусть даже ошибочное, это тоже результат. И пусть они ошибаются, пусть спорят со мной, но только не остаются равнодушными.

Часто устную работу провожу с использованием сигнальных карточки (красная - «согласен»; зелёная - «не согласен»).

Фрагмент урока в 6 классе по теме «Решение уравнений»

У каждого на парте лежат две карточки: красная и зелёная. «Я буду читать предложения, и вы, если согласны, то поднимаете красную карточку, а если не согласны, то зелёную»

1. Сумма двух отрицательных чисел есть число положительное (нет)

2. Произведение двух чисел с разными знаками есть число отрицательное (да).

Считаю, что именно групповая работа, работа в парах позволяет развивать положительную мотивацию учащихся к процессу обучению, способствует развитию творческих способностей учеников. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет мне решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.


Фрагмент урока в 5 класс по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число»

Работа в парах.

Один ученик работает у доски, другой на месте. На месте работает более сильный ученик (консультант).

Задания: Выполните действия.

1). А) ( 9,75 – 4,35 ) * 16 ; 2). А) (5,9 + 2,39) * 25;

Б) 83,8 + (2,4 * 5,7 – 4,7). Б) 120 – (48 * 2,3 + 2,7).

3). А) (5,239 – 2,079) * 15; 4). А) (4,34 + 21,16) * 17;

Б) 92,4 + (23 * 6,4 – 5,4). Б) 130 – (47 * 2,6 + 2,4).

5). А) (12,96 – 3,56) * 14;

Б) 83,8 + (24 * 5,7 – 4,7).

Работающие в парах, выполняют проверку решения. Консультанты выходят к доске со своими решениями, проверяют, затем их листочки с решениями сдаются. После этого учитель решает спорные вопросы и выставляет оценки

Варианты организации групповой работы

1. Группа учащихся из 4 человек, мальчиков и девочек разного уровня обученности, получает после объяснения учителя общее задание для понимания и закрепления. Работа организуется на основе полученного задания и необходимых опор по вертушке (выполняется по очереди – группа контролирует) или по частям. В любом случае – проговаривается вслух и контролируется и корректируется группой. По завершении общее обсуждение (одно задание или по очереди разные). Затем – контрольное задание, которое каждый выполняет индивидуально – вне группы. Эффективна для усвоения нового материала каждым учеником.

2. Командно - игровая, при которой вместо индивидуального контроля проводится турнир между командами. Турнирные столы объединяют членов из разных команд по уровням (сильные – с сильными, слабые – со слабыми). Команда, набирающая большее число очков, – победитель. Эффективна для повышения мотивации обучения, ощущения успешности

3.Индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам контроля, могут объединяться в команды по сходству заданий. Команда помогает при выполнении индивидуальных заданий, фиксируя в специальном журнале свои успехи и продвижение каждого. Эффективна на этапе формирования отношения к групповой работе и осознания собственных достижений.


6 класс. Работа в группах тема «Решение уравнений»

Каждый ученик группы (всего три группы) получает карточку с заданием. В каждой группе задание своё, хотя некоторые примеры повторяются. Ребята должны сами распределить уравнения между собой.

Задачи, которые надо поставить перед учениками:


  • Распределять уравнения согласно желанию и силам учеников.

  • Желательно, чтобы каждое уравнение было решено хотя бы двумя учениками, чтобы удостовериться в правильности корня.

  • Настроить учеников на то, ребята могут обращаться за помощью друг к другу и к учителю.

  • Сделать акцент, что время ограничено.

Если справились верно, то получится пословица

I группа. Решение уравнений.

1). 5у + 27 = 4у + 21

2). 5,6 + 0,6у = 0,3у – 1,3

3).

4). 7(1,4p + 1.8) – 27.6 = 10,1p

5).

6). 0,9(4р – 2) = 0,5(3р – 4) + 4,4

II группа. Решение уравнений.

1) 11m – 7 = 6m – 22

2) 3,2а – 2,8 = 4,8 + 5,1а.

3)

4). 6,4(2 – 3х) = 6(0,8х – 1) + 6,8

5).

6). – 3(2,1с – 4) – 4,2 = 1,2(- 5с + 0,5)

III группа. Решение уравнений.

1). 4х + 12 = 3х + 8

2).0,8у + 1,4 = 0,4у – 2,6

3).

4). 4(1,2к + 3,7) – 2,8 = 5,2к

5).


6).0,7(6n – 5) = 0.4(n – 3) – 1,16.


Фраза

1 группа

Скажи - 7

Знания – 0,5

Покажешь – 1 1/3

Человек 50

Математика – 2,3

Которые – 0,2

Посмотришь – 1 4/15

посморишь 20

увидишь 7

покажешься 1 1/3

мир – 6

зеркало – 23

ему – 50

2 группа

Умение – 1,1

Старание – 0,5

Надо – 2,4

Но 0,4

Помогут – 2

Учение 3

Перетрут 11

Терпение – 3

Пословица 24

И – 4

Труд 4,5

Всё ½


3 группа

Умным 10

Им 13

Будь 30

Хочешь – 4

Прутков 0,3

Надо 4

Знать 0,4

Старание – 30

Учись – 3

Быть – 10

Счастливым 1 ½

Много – 1,3

себя 2

Расшифровку фразы, можно заменить собиранием картинки ( математическое лото)

Спецификой предмета объясняется использование дифференцированного подхода в обучении математике. Учитывая потребности всех школьников, надо ставить перед ними задачи, соответствующие его уровню, но всегда оставляя возможность для роста. Каждый ученик может добровольно и сознательно выбирать для себя уровень усвоения, но не ниже уровня обязательных результатов. Например, зачёты по геометрии: на оценку «3» - чёткие формулировки определений и теорем, на оценку «4-5» - доказательство теорем. Практически все самостоятельные и контрольные работы проводятся на несколько уровней. На уроках озвучиваются и записываются задания на оценку «3» и «4-5», проводится работа в парах, для слабоуспевающих готовятся карточки для коррекции знаний с образцами решений.


Методическая тема, над которой я работаю: «Апробирование технологии уровневой дифференциации». За основу мною взята система Николая Петровича Гузика заслуженного учителя РФ. Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме. Для меня эта система интересна тем, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях.

Уроки по каждой учебной теме составляют несколько типов, которые следуют друг за другом: 1) уроки общего разбора темы; 2) уроки отработки и закрепления полученных знаний; 3) уроки обобщения и систематизации знаний; 4) уроки – семинары; уроки – зачёты, контрольные работы.

При отработке умений по той или иной теме мною выделяется несколько уровней («А»; «Б»; «В»). Задания уровня «А» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приёмов запоминания и т. д. Задания уровня «А» должен выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложному уровню.

Уровень «Б» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в этот уровень вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал уровня «А». Этот уровень несколько увеличивает объём сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение уровня «В» поднимает учащихся на уровень осознанного творческого применение знаний. Она даёт развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование. Этот уровень позволяет ребёнку проявить себя в дополнительной работе.


В конце первого или второго урока по отработке умений я провожу обучающую работу по определению уровня усвоения учащимися данной темы. Причём уровень работы каждый ученик выбирает сам. После проверки работы, анализа работы ученика на уроке, выполнения домашних работ, овладения им теоретического материала, на следующем уроке я уже сама рекомендую ученикам соответствующий уровень, т.к. у некоторых учеников уровень самооценки завышен и, выбирая задание, они не справляются, а у других, наоборот, способности не реализуются в полной мере.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта – уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач. Первый вариант («А») точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант («Б») предполагает включение дополнительных задач и упражнений, третий («В») – заданий из вспомогательной литературы.

Выбор уровня изучения каждой темы предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности. Но нельзя забывать, что учитель должен грамотно направлять учеников.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося).

Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т. п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачётная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учёт знаний по системе «зачёт-незачёт».

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ЕГЭ. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце—итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках.


Успешность решения задач предпрофильного и профильного изучения математики зависит от организации учебного процесса. Профильное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне. В 2009 – 2010 учебном году и в 2010 – 2011 учебном году являюсь учителем математики в профильных информационно – технологических классах. Учителю предоставляется возможность свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, проявления творческой инициативы. В 9 классах преподаётся курс предпрофильной подготовки по запросам учащихся и их родителей. Расширение программного материала осуществляется за счёт элективных курсов. Для учащихся 9 – х классов проводились курсы по выбору «Функция: просто, сложно, интересно», «Самый простой способ решения непростых неравенств». Для учащихся 10 – 11 классов проводятся элективные курсы «От тождественных преобразований к функциям», «Решение уравнений и неравенств с параметрами», «Избранные вопросы математики», «Математика в задачах».

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе я использую информационные технологии в двух направлениях:


1)     демонстрация слайдов (использование презентаций);

2)     создание тестов (используя тестовую оболочку).

Я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. В среде MS Power Point мною созданы презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации устного счета, для повторения, обобщения и систематизации знаний. Использование таких презентаций дает хороший результат. В результате работы накоплен большой материал с использованием ИТ:

1)     уроки по темам:

- «Прямоугольный параллелепипед»,

- «Последовательности»,

- «Арифметическая прогрессия»,

- «Геометрическая прогрессия»,

- «Определение логарифма» и др.

Кабинет математики, в котором я работаю, оснащён компьютером, мультимедийным проектором и документ - камерой. На базе ЦИТ мною пройдены курсы по использованию интерактивной доски и подготовлен урок геометрии в 8 классе «Параллелограмм» с использованием интерактивной доски.

И внеклассные мероприятия также готовятся с использованием КТ:

- Заседание клуба весёлых математиков

- Математический турнир

- Путешествие в страну математики

- Хочу всё знать

- Кто хочет стать отличником и т. д.

Формированию естественно-научной картины мира, развитию познавательных способностей, повышению уровня интеллекта, созданию информационно-насыщенной среды для учащихся способствует научно-исследовательская и проектная деятельность. При выборе темы проекта надо идти «от ученика», так как необходимо, чтобы проект не только был современен и актуален, но и развивал личность, нравственно обогащал ребёнка. Проектные работы моих учеников заслужили высокую оценку на школьных научных конференциях школьного и городского уровня:


«Диалоги о статистике» Бояринова Валерия, Деченко Ксения 7 «Б» класс.

«Вечный… 5й… от Евклида…» Гарапова Виктория 8 «Б» класс.

«Любимая школа в задачах» Шевчук Сергей 8 «Б» класс

«Симметрия вокруг нас» Баженов Алексей 8 «Б» класс

«Пифагор – человек – легенда» Рогожина Анастасия 8 «Б» класс.

Кроме того, мои учащиеся готовят мини – проекты по темам «Симметрия» 8 класс, «Движения» 9 класс; «Правильные многогранники» 11 класс. Участие принимают практически все учащиеся класса, результат представляют в виде докладов, рефератов, презентаций. Обязательно проводится урок, на котором учащиеся защищают свою работу, остальные ученики оценивают проект. Выставляют оценки.

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило их рост учебных достижений.

Особое внимание уделяю работе с одарёнными детьми, для этого привлекаю ребят к участию в различных конкурсах, турнирах, олимпиадах.


  • Посещение учащимися видеоконференций по математике, физике на базе ЦИТ.

  • Участие в Политехнической олимпиаде.

  • Участие учащихся 7 – 10 классов в конкурсе «Головастик 2009».

  • Участие учащихся 5 – 10 классов в городском конкурсе «Эрудит».

  • Участие в Международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру»

  • Международный турнир «Эрудиты планеты»

  • Участие в Олимпиаде атомных станций по математике и физике на базе института Ядерной энергетики

  • заочная физико–математическая олимпиада на базе лицея «Авангард» Министерства образования Российской Федерации.

Введение ЕГЭ в практику школы. Чем раньше начинается работа по подготовке к ЕГЭ, тем успешнее и увереннее наши ученики будут чувствовать себя на экзаменах. Происходящие перемены повысили требования к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. При подготовке к ЕГЭ я использую рейтинговую систему оценки знаний. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как «близко» или «далеко» в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает. Такая система оценки стимулирует соревновательность в учебном процессе. В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах.


Информационная работа, которую обязательно начинаю проводить с 10 класса, включает в себя знакомство учащихся и их родителей с целями ЕГЭ, структурой и содержанием контрольных измерительных материалов, степенью трудности заданий, условиями их успешного выполнения. Для каждого учащегося и его родителей ежемесячно составляется подробная ведомость учёта оценок (домашние работы, рейтинговые, тестовые, контрольные, самостоятельные тематические и итоговые работы). Включенные в КИМы тематические подборки заданий и материалы ЕГЭ прошлых лет используются мною как на этапе изучения материала, так и на этапе заключительного повторения.

По предложению Городского методического кабинета приняла участие в создании пособия для учителей города по подготовке к итоговой аттестации по математике в 9 и 11 классах. Данная работа включает в себя мини – тесты, тесты – самостоятельные работы, тесты – контрольные работы, рейтинговые работы по алгебре и геометрии, которые могут быть использованы для тематического контроля, для обобщающего повторения, подготовки к экзамену. Практически все тесты содержат 4 – 5 вариантов, что позволяет их использовать для отработки темы не один раз.

С 2010 года являюсь экспертом территориальной предметной комиссии по математике Г(И)А 9 классов в новой форме.

Результативность ГИА – 9 и ЕГЭ- 11 за последние три года

Учебный год

классы

предмет

Качество (%)

Успеваемость %

2007 – 2008

9 А

Математика

(традиционная форма)

56

100

2008 – 2009


9 Б

Математика (новая форма эксперимент)

55

100

2009-2010

9 Б

Математика (новая форма)

45

100

11 А

Математика ЕГЭ

Средний балл – 52 (первичный балл 23)

100

2010 - 2011

11 Б

Математика ЕГЭ

Средний балл – 49 (первичный балл 24)

100

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний.

Нельзя забывать, что только творчество учителя рождает творчество ученика. Здесь и выпуск математических газет, составление учениками копилки сказочных задач, математических кроссвордов, ребусов. В старших классах - рефераты и доклады по истории математики, о жизни и научных открытиях известных математиков. Для 5-6 классов проводятся различные математические путешествия, к подготовке которых привлекаются ученики старших классов. Ну а для старшеклассников - математическое казино, игра «Кто хочет стать миллионером», математический аукцион и др. И не надо думать, что в 11 классе ребята не любят играть.

Опыт моей работы показывает, что выбор направлений деятельности, планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение современных педагогических технологий (дифференцированного обучения, метода проектов, проблемного обучения и др.), повышение квалификации путем прохождения проблемных курсов, участие в работе городских семинаров и конференций, создание Сайта «Виртуальный кабинет математики», а также самообразование направлены на развитие у учащихся познавательной активности, способности к саморазвитию. Формирование познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, их применение в жизненных ситуациях, овладение приёмами сотрудничества в учебно– исследовательской и проектной деятельности, осознание значения математики в повседневной жизни человека, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления способствует социализации выпускников школы.