shkolageo.ru 1

Пальчиковая гимнастика


Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», — это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики.

«Человек - универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности — движущая рука человека»

(Э.В. Ильенков).

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.

1. Апельсин

Мы делили апельсин.

(Дети показывают апельсин пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.)

Много нас, а он один.

(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, пря­мым остается только большой палец каждой руки.)

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра.

(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.)

А для волка... кожура.

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто куда.

(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.)

2. Бинокли

Составление из пальцев овалов.

(Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — по­лучается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли).

3. Волны

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ла­донь, дети имитируют движение волны.

4. Волшебные пальчики

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

(Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пи­шут, приговаривая при этом слова.)

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

(Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится.)

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора!

В школу пальчикам пора!

Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои, (Повороты кистей рук.)

Их, как хочешь, поверни -

(Хлопок перед собой, легкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук.)

И вот этак, и вот так, (Руки перед грудью, пальцы в «замок».)

Не обидятся никак. (Руки вперед, ладони вперед.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Круговые движения кистями, пальцы в «замок» («моторчик»)

Не сидится им опять. (Встряхивающее движение кистями рук.)


Постучали, (Постучать пальцами друг о друга.)

Повертели (Повороты кистей рук.)

И работать захотели. (Встряхивающее движение кистями рук.)

Дали ручкам отдохнуть, (Встряхивающие движения согнутыми руками.)

А теперь обратно в путь. (Положить руки на стол.)

Вот помощники мои

Вот помощники мои. (Показать пальцы.)

Их, как хочешь, поверни. (Повернуть кисти ладонями кверху и книзу.)

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцами провести по другой руке.)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок - (Два пальца одной руки «скачут» по другой руке.)

Скачет резвый табунок. (Повторить с другой руки.)

В прятки мы играть хотим.

Десять, девять, (Хлопаем в ладоши.)

Восемь, семь, (Шлепаем о колени.)

Шесть, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Четыре, три, (Шлепаем о колени.)

Два, один. (Хлопаем в ладоши.)

В прятки мы играть хотим. (Закрываем глаза то внутренней, то тыльной стороной ладоней.)

Только надо нам узнать: (Хлопаем на каждое слово.)

Кто из нас пойдет искать. (Топаем на каждое слово. Приседаем.)

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки на счет.)

Вышел дождик погулять. (Руки вверх-вниз.)

Шел неслышно, по привычке, (Движемся по кругу туда-обратно.)

А зачем ему спешить? (Кисти рук вверх.)

Вдруг читает на табличке: (Кисти скрещиваем — «ножницы».)

«По газонам не ходить!» (Руки плавно вытянуть вверх.)

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (Плавно опустить.)

И ушел. Газон засох. (Присесть. Закрыть голову ладошками.)


Вышел пальчик погулять

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопки на счет.)

Вышел пальчик погулять.

(Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки.)

Только вышел из ворот -

Глядь, другой к нему идет. (К указательному присоединяется средний.)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи. (Затем присоединяется безымянный.)

Вместе станем в хоровод -(Хлопок.)

Вот. (Затем руки меняются местами.)

5. Мышки

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть который час. (Дети при помощи пальцев изображают, как выходят мыши.)

Раз, два, три, четыре.

Мыши дернули за гири.

(Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к ладони... Ос­тальные пальцы поочередно разгибаются на каждое слово. Затем снова воз­вращаются в исходное положение. Имитируется движение «дернули».)

Тут раздался страшный звон. (Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.)

Разбегайтесь, мышки, вон. (Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей.)

6. Где же, где же наши руки

Где же, где же наши руки,

Где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)

Где же, где же наши руки?

Нету наших рук. (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот, вот наши руки, (Показываем руки.)

Вот наши руки.

Пляшут, пляшут наши руки,

Пляшут наши руки.

(Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные дви­жения руками.)