shkolageo.ru 1

Памятки педагогам по здоровьесбережению


Здоровьесберегающая педагогика

Ее главная отличительная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

П р и н ц и п ы з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ е й п е д а г о г и к и.

1. Принцип ненанесения вреда.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

3. Принцип триединого представления о здоровье.

4. Принцип непрерывности и преемственности.

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

7. Комплексный междисциплинарный подход.

8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.

9. Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.

11. Приоритет активных методов обучения.

12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

14. Принцип отсроченного результата.

15. Принцип контроля за результатами.



Отрицательные факторы, влияющие на здоровье школьников

1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;

2) «школьные стрессы»;

3) распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;

4) неправильная организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;

5) питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

6) предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом (так называемых «школьных болезней»);

7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;

8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.


НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ


 Гимнастика для глаз

 Если каждый день в течение 2-3 мин выполнять следующие упражнения, то можно спасти глаза от утомления и близорукости:

широко раскройте рот и глаза – 4 раза;


  • крепко зажмурьтесь – 4 – 6 раз, не открывая глаз, сделайте 12 лёгких морганий;

  • закройте глаза, а носом «пишите», как ручкой;

  • поднесите палец к лицу на расстоянии 20 см, перемещайте палец сначала в одну сторону, а затем в другую, следя за ним глазами; двумя пальцами правой руки проведите по часовой стрелке вокруг глазницы и брови – 2 – 3 раза;

  • смотрите прямо (30 сек), быстро моргайте 30 сек, неподвижно смотрите перед собой;

  • закройте глаза и «посмотрите» вверх, затем вниз (8 раз);

  • закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево, вправо, вниз, вверх и обратно.

 


Правильная осанка

Самый простой способ сохранения правильной осанки – это постоянный контроль положения тела: стоя, сидя, при ходьбе, а также выполнение специальных упражнений:


  • встать спиной к стене, касаясь её пятками, ягодицами и головой, коснувшись стены, приподняться на носках (5 раз);

  • сидя ровно на стуле, держать прямо голову и плечи; при наклоне вперёд из этого положения необходимо вытянуть руки вперёд, слегка подвинуться в этом направлении всем корпусом;

  • сохранять правильное положение центра тяжести при ходьбе.


 

Рассматривание рыбок в аквариуме

Наблюдая за рыбками в аквариуме, человек отдыхает, у него нормализуется кровяное давление, отдыхают глаза, снижается беспокойство.