shkolageo.ru 1

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

пгт Опарино Кировской области


План

работы библиотеки на 2013 -2014 учебный год


Целью работы школьной библиотеки является: «Социальная адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество через использование библиотечно-информационных ресурсов».

Задачи библиотеки:

1. Обеспечить доступ участникам учебно-воспитательного процесса к информации, знаниям, культурным ценностям.

2. Формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя.

3. Оказывать помощь обучающимся, воспитанникам в социализации через культурное и гражданское самосознание, развитие их творческого потенциала.

4. Содействовать усвоению учебных предметов, научить понимать и любить книги через организацию мероприятий, содействующих эмоциональному и культурному развитию детей.

5. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, к книге.

Основные функции библиотеки

1.Образовательная: библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.

2. Информационная: библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.

3. Культурная: библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.

В 2013-2014 учебном году наметить работу школьной библиотеки по следующим направлениям:

I. Организация библиотечного фонда

Продолжать комплектовать фонд библиотеки научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:


– младшего школьного возраста (1-4 кл.)

– среднего школьного возраста (5-7 кл.),

– старшего школьного возраста (8-9 кл.);

- педагогической и методической литературой для педагогических работников;

- периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса

- учебниками и учебными пособиями.


1.

Прием и выдача учебников

Сентябрь, май

2.

Информирование учителей о новых поступлениях учебников и учебных пособий за лето

сентябрь

3.

Составление и обновление электронного каталога «Учебники и учебные пособия»

в течение года

4.

Выдача изданий читателям

В течение года

5.

Соблюдение правильной расстановки на стеллажах

постоянно

6.

Своевременно вести учет и обработку новых поступлений

По мере поступления

7.

Своевременно оформить подписку на периодическую печать

Сентябрь, май

8.

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа

Январь, июнь


9.

Оформление новых разделителей

Январь

10.

Работа по мелкому ремонту книг и учебников

В течение года

11.

В конце учебного года провести инвентаризацию учебников

Май-июнь

12.

Своевременно подать заявку на учебную и методическую литературу

Апрель

13.

Работа с задолжниками

постоянно

14.

Ведение учетных форм книжного фонда:

- инвентарная книга,

-суммарная книга,

По мере необходимости


Для обеспечения учета при работе с фондом вести следующую документацию:

– книга суммарного учета фонда библиотеки;

– инвентарные книги (4 шт.);

– папка «Акты на списание литературы»;

– папка «Копии накладных»;

– журнал учета учебников;

– читательские формуляры.

II. Содержание и организация работы с читателями.

Индивидуальная работа

В целях улучшения библиотечного обслуживания обучающихся, большое внимание уделять индивидуальной работе. Изучать читательские интересы учащихся, уровень читательской самостоятельности детей путем анализа читательских формуляров, и наблюдения за детьми. В соответствии с уровнем читательского развития детей вести беседы при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о прочитанных книгах, и индивидуальное информирование по интересующей теме. Для практического решения проблемы падения интереса к чтению у умственно отсталых детей проводить для детей младших классов работу по программе чтения «Страна сказок».



1.

Разъяснять детям правила пользования библиотекой

постоянно

2.

Рекомендательные беседы на абонементе при выдаче книг

постоянно

3.

Беседы о прочитанном

постоянно

4.

Беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг, журналов и газет

постоянно

5.

Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя

постоянно

6.

Проводить анализ читательских формуляров, выявлять задолжников

1 раз в месяц

7.

Информировать классных руководителей и воспитателей о чтении и посещении каждого ребенка

1 раз в месяц

Всю массовую работу проводить с целью привлечения детей к чтению, привития любви к книге, библиотеке, воспитания гармонично развитой личности, оказания помощи в социализации. В целях контроля за посещаемостью библиотеки детьми ежемесячно проводить анализ читательских формуляров, который выявляет читаемость детей по каждому классу. Выявлять лучших и мало читающих детей, информацию обсуждать с классными руководителями. Для привлечения детей к чтению объявить ежегодный конкурс «Суперчитатель».



1.

Добиться 100% привлечения учащихся 1-9 классов, а также педагогического коллектива к чтению в библиотеке

В течение года

2.

Провести для учащихся 1-2 классов экскурсию в библиотеку «Книжкин дом и как хорошо мы в нем живем»

Сентябрь

3.

Для учащихся 2 класса провести «Посвящение в читатели»

Октябрь

4.

Видеоурок «Ребенок и его права»

Октябрь




Урок здоровья «Про разные вредности»

Ноябрь

5.

Акция в поддержку чтения «100 книг, которые стоит прочитать» (опрос сотрудников школы и издание рекомендательного указателя)

Ноябрь-декабрь

6.

Викторина «Знаете ли вы Конституцию РФ?»

Декабрь

7.

Неделя краеведения «Вятка литературная»

Декабрь

8.

Устный журнал «Мода и здоровье подростков»

Февраль

9.

Неделя детской книги

Март


10.

Урок мужества «Солдатские письма» с использованием мультимедиа

Апрель-май

11.

«Книги о войне» - обзор тематической выставки

Май


Работа с библиотечным активом. Библиотечный актив состоит из 6 воспитанников – членов Комитета информации ДОО «Формула успеха».

1.

Рейды по сохранности учебного фонда

1 раз в четверть

2.

Ремонт книг

Постоянно

3.

Помощь в обработке книг, учебников

По мере поступления

4.

День самоуправления в библиотеке

Октябрь

5.

Сбор информации и помощь в выпуске школьной газеты «Из-Вестник»

1 раз в месяц

6.

Помощь в организации конкурса «ЛучЧиК» - лучший читатель книг

Октябрь-май

Мероприятия в помощь учебному процессу. Проводить обзоры, викторины, выставки, в рамках предметных недель, мероприятий, которые готовятся совместно с учителями - предметниками. Оказывать помощь учебно-воспитательному процессу школы. Регулярно, к праздничным и общественным датам, а также к мероприятиям, проводимым в школе организовывать подборки книг, книжные выставки, онлайн-выставки:



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

«Конституция РФ - основной закон страны»

«Мама! Роднее нет слова» (День матери)

«Учись доброму – худое на ум не придет»

«Сказки родного края»

«Веселое Новогодье»

«День защитника Отечества». (Подбор стихов, песен, сценариев)

«Планета животных» (экология)

«Мамы всякие важны» Подбор книг, стихов, сценариев

«Все работы хороши…»

«Руки дружбы - природе» (экология)

9 мая – день Победы. «Четыре года по команде: «К бою!»

«Последний звонок» Подбор песен, стихов сценариев

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Май



Справочно-библиографическое и информационное обслуживание

1.

Выполнение библиографических справок

По запросам читателей




Выпуск буклета «Ваши права»

октябрь

2.

Выпуск рекомендательного списка литературы по теме «Профилактика вредных зависимостей у детей»

ноябрь

3.


Проведение обзоров новинок для педагогов

По мере поступления

4.

Подбор документов для педагогов в помощь проведению педсоветов, семинаров и др. методических мероприятий

По запросам читателей

5.

Помощь учащимся в подборе материала по теме урока

По запросам читателей

6.

Организация и оформление тематических книжных выставок

По теме

К датам календаря




Выпуск буклета «Курить не модно»

Март




Рекомендательный список литературы по профориентации обучающихся для педагогов

Февраль-март


III. Работа с педагогами и родителями.

Оформление методических выставок в рамках педсоветов, методических объединений.

Пополнение рубрики «В помощь педагогам» на сайте школы.

Создание папок-накопителей в помощь профориентации обучающихся «Калейдоскоп профессий» (рассказы и истории, пословицы и поговорки, загадки и стихи, ребусы и кроссворды о различных профессиях)

Методическая помощь в проведении родительских собраний.

Публикация информации для родителей на сайте школы и в газете «Из-Вестник», информационных стендах.

Анкетирование родителей «Что и как читают наши дети?»


IV. Повышение квалификации.

-В течение учебного года изучать методические материалы из журналов «Школьная библиотека», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и др., знакомиться с ресурсами Интернета;


- в ноябре-декабре пройти квалификационные испытания на СЗД педагога-библиотекаря;

- совершенствовать традиционные библиотечные технологии, применять новые формы работы (введение мультимедиа презентаций на мероприятиях);

- принимать участие в семинарах, проводимых в районе и округе.

- обмениваться информацией с библиотекой МКУК Опаринская ЦБ, школьной библиотекой.

- освещать работу библиотеки на сайте: http://korkniga.ucoz.ru/.


Е.Л. Баранцева,

педагог-библиотекарь