shkolageo.ru
добавить свой файл
1

Половая дифференциация 

Консультация для родителей


  К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик” и "девочка”.
  Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли, В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.
  Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: "Не плачь, ты не девчонка. Ты – "мужчина”. Девочку наставляют: "Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”. 

  В малой полной семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчики – на отца, а девочки – на мать. В многодетных семьях дети выбирают для подражания также старших братьев или сестер. В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженности. Аналогичные, но не столь крайние формы проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна. Поэтому одинокой маме нужно позаботится о том, чтобы мальчик имел возможность общения с взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями. 

  Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. Ребенок начинает подражать всему: полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Наш малыш хотя и не использует подобные "символы мужественности” в своей практике, но уже с интересом начинает вносить их в сюжеты игры. Он весело хохочет со своими сверстниками, когда изображает курение, пьяного или когда произносит бранные слова. В семье не должны забывать, что ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола.  


  В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочитании игр, игрушек. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты. Мальчики взрывнее, создают больше шума. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Если ваш малыш отстает от других, скорее помогите ему стать. Как все. Научите его притязать на успех. Интересы девочек в большей мере сосредоточены на межличностных отношениях. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Если девочка агрессивна, не умеет быть терпеливой, научите ее уступать и быть веселой. 

  Ребенок очень рано начинает брать на себя роли своего пола, а это сказывается на его отношении с представителями противоположного пола. Интересно в этом плане поведение ребенка со старшими. Мальчики стараются вести себя "как мужчины” со своими мамами, тетями, старшими сестрами. Девочки с взрослыми мужчинами ведут себя несколько иначе, чем с женщинами: нередко они более застенчивы и кокетливы в присутствии мужчин, которые им нравятся. Не будем иронизировать по поводу наивного детского стремления – представить себя как мужчину или женщину. Лучше одобрить малыша – ведь он так старается!  

  В дошкольном возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек, обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчик чаще выбирает мальчиков, а девочка – девочек. 

  Позиция ребенка, связанная сего ориентацией на роли своего пола, определяет его мотивы и поведение. Так некоторые мальчики категорически  отказываются от ролей в сюжетной игре "в семью”. Они при этом с возмущением заявляют о том, что это не мужское дело ("Что я, девчонка что ли?”, "Это девчонки играют в дочки-матери”). Такое категорическое неприятие игры может относиться к мальчикам из семьи, где один ребенок.  


  Особая тема - случаи так называемой детской влюбленности. Ребенок начинает много говорить о предмете своих переживаний, ожидает с волнением встречи, а при встрече может быть смущенным и растерянным. Взрослые, особенно родители, должны правильно, уважительно относиться к трепетным чувствам ребенка. Здесь не может возникать иронии или снисходительного высокомерия. От детской влюбленности надо отличать детские интеллектуальные разговоры о любви, о женитьбе и деторождении. В детских суждениях на эту тему отражается познавательный интерес к обычной жизни людей и межличностным отношениям мужчин и женщин. 

  Особое место в психологии половой идентификации занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребенка, когда он вдруг начинает активно интересоваться телесной организацией людей и своей собственной. Повышенная чувствительность рецепторов кожи и слизистых, как и стремление к нежности, ласке, поцелуям, прижиманиям, общеизвестна. За всем этим не кроется никаких отклонений, скорее, наоборот, отсутствие подобных проявлений может указывать на недостаточно активно развивающееся чувство тела, что в свою очередь нередко обусловлено заторможенным эмоциональным развитием. Данная ситуация типична у чрезмерно серьезных, принципиально-строгих и морализирующих родителей, которые часто стыдят и соблюдают эмоциональную дистанцию в отношениях с детьми. Тогда появляется напряженность, скованность, опасения выразить непосредственно свои чувства, нежность и ласку без того, чтобы не быть отвергнутым и осужденным. Такое поведение родителей приводит к тому, что у ребенка не развиваются естественные положительные ощущения со стороны кожи и слизистых, без чего невозможно полноценное развитие чувства тела и полнота сексуальных чувств в дальнейшем.