shkolageo.ru 1

Пояснительная записка

Цели курса: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:


  • формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

  • формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;

  • развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

  • способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

  • закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.

В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада , умение аргументировать свой ответ и т.д.).

Контролируемость программы:

  • практическое выполнение упражнений;

  • практикумы;

  • аргументированный устный ответ;

  • сообщение, доклад.

Итоги работы подводятся на последнем уроке, выставляется оценка по результатам работы на занятиях.

Требования к уровню образованности обучающегося.

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • о праязыке русского языка,

  • кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,

  • буквенные и цифровые обозначения в кириллице,
  • определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;

 Оценка результатов обучения.

Текущая работа оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Критерии оценок.

  • Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  • Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответсвующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
  • Отметка “1” ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Содержание программы.

Откуда есть, пошла славянская письменность. Славянские языки и признаки их родства. Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Признаки старославянизмов в художественной литературе. Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.

Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей. Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.

Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ё в классической кириллице. Введение буквы ё Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д.


Лингвистическое конструирование. Перевод русских выражений на экзотический язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык

Гакусэй-га ему- студент читает.

Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет.

Мусуко-га каку- мальчик пишет.

Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит.

Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?

Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков.

Живой, как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные общественными процессами. Диспут “Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?”. Выступления и сообщения учащихся.

Создание проекта «От Древней Руси до эпохи Пушкина» Визитная карточка проекта. Путем диспута определить для класса основополагающие, проблемные и учебные вопросы проекта. Записать цели из задачи проекта. Составить таблицу и заполнять ее в течение всего проекта. Распределить задания. Провести инструктаж. Поиск информации в сети Internet. Искать информацию о происхождении русского литературного языка; о литературном языке Московского государства 14-17 веков; о литературном языке эпохи формирования русской нации 17- середина 18 вв.; об основных тенденциях в развитии литературного языка. Заполнение визитной карточки проекта. Обработка информации. Коррекция найденного материала, составление рабочих материалов, выполнение упражнений. Заполнение визитной карточки проекта. Создание конечного продукта. По шаблонам учащиеся должны составить презентацию, буклет, блог, вики-статью на выбор учащегося. Заполнение визитной карточки проекта. Самооценивание и взаимооценивание работ учащихся. Просмотр работ и оценивание по таблице. Заполнение визитной карточки проекта. Защита проекта. Демонстрация результатов работы. Взаимообсуждение работ. Оценивание учителем.


Лексические омонимы и омоформы. Омографы. Дать понятие омографов их возникновение. Разбор задач на нахождение омографов.

Омофоны. Дать понятие омофонов, их возникновение. Разбор задач на нахождение омофонов.

Паронимы. Понятие паронимов. Исправление стилистических ошибок.

Фразеолгизмы. Типы фразеолгизмов с точки зрения стилистической окраски. Смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов.

Занимательные задачи по русскому языку. Комментарий к задачам по разным разделам лингвистики.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...”. Заключительное занятие в форме “круглого стола”. Организация дискуссии на тему “Что происходит с русским языком и нашим отношением к нему?”

Учебно-методическое обеспечение программы.

Литература для учителя.


  1. Ю.Г. Кадькалов. Начальный курс науки о языке. Книга 2. Русский язык. Очерки истории. Саратов. «Научная книга».2002.

  2. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

  3. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.

  4. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.

  5. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

  6. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.

Литература для учащихся.

  1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.

  3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.


  4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

  5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.



Программа может быть реализована в объеме 30 часов


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов на тему

Дата

Форма урока

 

История языка.

9

 

 

1

Откуда есть пошла славянская письменность.

1

 07.09

Лекция с элементами беседы

2

Признаки старославянизмов в художественной литературе

1

 14.09

Практическая работа

3

Славянские языки и признаки их родства.

1

 21.09

Беседа, практическая работа

4

Если хочешь познать истину, начни с азбуки.


1

 28.09

Лекция с элементами беседы

5

Глаголица и кириллица.

1

 12.10

Беседа

6

Практикум по работе с кириллицей.

1

 09.11

Практическая работа.

7

Лингвистическое конструирование.

1

26.10

Урок-размышление

8

Практикум по лингвистическому конструированию.

1

  02.11

Практическая работа

9

“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке в начале XXI века.

1

 09.11

Диспут




Создание проекта «От Древней Руси до эпохи Пушкина»

14







10-11

Визитная карточка проекта

2

23.11

30.11

Беседа, практическая работа.

12-14

Поиск информации в сети Internet.


3

07.12

14.12

21.12

Работа с компьютером

15-18

Обработка информации.

4

04.01

11.01

18.01

25.01

Практическая работа

19-21

Создание конечного продукта (презентации, буклета, блога, вики)

3

01.02

15.02

22.02

Работа с компьютером

22

Самооценивание и взаимооценивание работ учащихся.

1

01.03

Диспут.

23

Подведение итогов. Защита проекта.

1

15.03

Диспут.

 

Группы слов русского языка и нормы их употребления.

9

 

 

24

Лексические омонимы и омоформы. Омографы.

1

 29.03

Лекция с элементами беседы

25

Омофоны.

1

 05.04

 


26

Паронимы.

1

 12.04

 

27

Фразеологизмы. Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски.

1

 19.04

Лекция с элементами беседы

28

Занимательные задачи по русскому языку.

1

 26.04

Практическая работа

29

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык...”

1

 17.05

Дискуссия

30

Подведение итогов работы .

1

 24.05

Беседа