shkolageo.ru 1

Пояснительная записка к рабочей учебной программе


В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический курс изучается в средней ступени школы за счет школьного компонента в 5-7 классах.

Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, сокращение часов происходит за счёт резерва времени, так как в Учебном плане школы предусмотрено 34 учебные недели.

Рабочей программой предусмотрено:


  • контрольных работ – 4;

  • практических работ – 11;

Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;


  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.



Требования к уровню достижений обучающихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе пропедевтического курса являются:

  • критический анализ информации, поиск информации в различных источниках;

  • решение учебных задач на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • определение адекватных способов решения логических задач.


Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности ука­зывать их признаки — свойства, действия, поведе­ние, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объ­ект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объек­тов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классифика­ции;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериаль­ных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирова­ние»;

  • иметь представление о назначении и области при­менения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и сме­шанных информационных моделей;


  • уметь «читать» (получать информацию) информа­ционные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выби­рать тип диаграммы в зависимости от цели ее со­здания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информа­ционной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполните­лю, указывая: круг решаемых задач, среду, систе­му команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами опе­рационной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файло­вой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для созда­ния словесных описаний, списков, табличных мо­делей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графи­ческих редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собст­венным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграм­мы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать муль­тимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.



Содержание тем учебного курса

Тема 1. Объекты и их имена (6 часов)

Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.


Практические работы:


  • Основные объекты операционной системы;

  • Работа с объектами файловой системы;

  • Создание текстовых объектов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;

  • основные приёмы создания текстовых документов;

  • название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

    • формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;

    • классифицировать объекты по заданному признаку;

    • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.

Контроль ЗУН: тест


Тема 2. Информационное моделирование (20 часов)


Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Компьютерный практикум:

  • Создание словесных моделей;

  • Графические модели;

  • Создание табличных моделей;
  • Создание вычислительных таблиц;


  • Знакомство с электронными таблицами;

  • Создание диаграммы и графиков;

  • Схемы, графы и деревья

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • различные стили выполнения словесных информационных моделей;

  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;

  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);

  • знать разные виды списков;

  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;

  • определение знаковой информационной модели;

  • правила оформления простых таблиц;

  • правила оформления сложных таблиц;

  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;

  • назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;

  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

  • работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;

  • создавать аннотацию и конспект известного материала;

  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

  • преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;

  • применять табличный способ при решении логических задач;

  • строить блок-схему к любому алгоритму;

  • строить графы к различным задачам;

  • создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:


  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;

  • применять табличный способ при решении логических задач;

  • вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.

  • строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН: тест


Тема 3. Алгоритмика (7 часов)

Содержание учебного материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум:

Работа в среде «Алгоритмика».

Контроль ЗУН: проект.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;

  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;

  • СКИ Робот, среду действия Робот.

Уметь:

  • определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;

  • создавать программу для линейного алгоритма;

  • создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Резерв учебного времени: 1 час


Контроль уровня обученности.

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.

Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут).


Класс

Количество работ

за учебный год

Контрольная работа по теме

урока

по КТП

7

4

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

6

Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

13

Проверочная работа по теме «Алгоритмизация»

33

Итоговый проект.

34



Учебно-тематический план


урокаурока

Тематика урока


Всего

Теория

Практикум

Контроль ЗУН

Глава 1. Объекты и системы

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»


Практическая работа №1.

1

0,5

0,5




2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы»

1

0,5

0,5




3

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 1-3).



1

0,5

0,5





4

Система объектов.

Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 4-6).


1

0,5

0,5




5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 7-9).


1

0,5

0,5




6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»

1




0,5

0,5

Глава 2. Информационные модели

7

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 1-3).

1


0,5

0,5




8

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели»»

1

0,5

0,5




9

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 4-5).

1

0,5

0,5




10

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 6-7).

1

0,5

0,5




11

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создание словесных моделей». (Задания 8-9).

1


0,5

0,5




12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»

1

0,5

0,5




13

Математические модели.

Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»

1

0,5




0,5

14

Табличные информационные модели.

Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (Задания 1-2).

1

0,5

0,5




15

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 3-4).

1


0,5

0,5




16

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей». (Задания 5-6).

1

0,5

0,5




17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создание табличных моделей». (Задание 7).

1

0,5

0,5




18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц».

1

0,5

0,5




19

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (Задания 1-3).

1


0,5

0,5




20

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (Задания 4-6).

1

0,5

0,5




21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 5-7).

1

0,5

0,5




22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 1-3).

1

0,5

0,5




23

Графики и диаграммы.


Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задание 4).


1

0,5

0,5




24

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 1-2).

1

0,5

0,5




25

Информационные модели на графах.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 3-5).

1

0,5

0,5




26

Деревья.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 6-7).

Проверочная работа

1

0,5

0,5



Глава 3. Алгоритмика


27

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5




28

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5




29

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5




30

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5


31


Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика.

1

0,5

0,5




32

Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».

1

0,5

0,5




33

Проверочная работа на тему «Алгоритмизация»

1







1

34

Итоговый проект.

Практическая работа №12 «Итоговая работа»

1




0,5

0,5

Итого:

34

15

16,5


2,5



Перечень литературы и средств обучения

Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


для учителя:

1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

3.Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008


для ученика:

1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008