shkolageo.ru 1

МОУ Усть-Козлухинская СОШ


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:

_______________

/Ю.В.Суворов/


ПРОГРАММА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ


Составитель:

Зам. директора по ВР

Чепуштанова Г.Н.


2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Политические и социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию подрастающего поколения. В последние десятилетия в нашем обществе произошли большие изменения, которые наложили отпечаток и на социальное положение жителей нашего села: падение жизненного уровня большинства семей, резкая дифференциация доходов различных слоев населения способствует массовому обнищанию. В следствии этого происходит дезорганизация жизни людей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливает негативное влияние на личность поток информации из СМИ, непосредственное окружение (друзья, соседи, родственники), таким образом меняется представление ребенка о социальных нормах.

Изучение социального положения учащихся школы показывает, что из 88 семей 81 является малообеспеченной, в этих семьях воспитывается 100

( %) учащихся школы; 2- в многодетных семьях; 18 – в неполных семьях; 3 ребенка находится под опекой; 2 семьи состоят на учете, т. к. находятся в трудной жизненной ситуации, в них воспитывается 3 ребенка.

Сложной по-прежнему остается обстановка в отношении трудоустройства родителей: 32% - нетрудоустроены, занимаются ведением личного подсобного хозяйства, 56% работают в СПК «Нива» - хозяйстве, где зарплата рабочих не превышает минимальной.

На базе школы функционируют только 3 кружка, что не позволяет полной мере охватить занятостью всех учащихся.

Проводимое в школе анкетирование показало, что употребляли спиртные напитки 75% старшеклассников, большинство из них впервые решили попробовать спиртное в возрасте 12-15 лет, причем 59,3% спиртное употребляли дома, а 48% делали это из любопытства. Проблемы наркомании, к счастью, пока в школе нет, но в последний год резко возросло число курильщиков с 11 до 15 % от общего числа 7-11 классов, причем их возраст так же снижается, если раньше курили учащиеся 10-11 классов, то сейчас уже начинают «пробовать» уже с 7 класса.



На сегодняшний день стоит вопрос о выстраивании четкого ориентира на здоровый образ жизни.


РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ


Программа состоит из двух разделов:


1) учебная программа, направленная на подготовку волонтеров, ориентированных на ведение социальной работы среде сверстников;


2) практическая деятельность волонтерского отряда.


ЦЕЛЬ


Формирование здорового жизненного стиля у детей и подростков с ориентацией на позитивные социальные и личные ценности.


ЗАДАЧИ


  • Формирование отряда волонтеров, осуществляющих деятельность, направленную на просвещение детей и подростков о негативных последствиях ПАВ.

  • Формирование у детей и подростков устойчивого эмоционально-отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

  • Проведение мероприятий по укреплению здоровья детей и подростков.

  • Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования школьников через проведение социальной работы.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


Данная программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон о защите прав ребенка в Алтайском крае.

  3. Кодекс административных правонарушений.

  4. Федеральный закон о наркотических средствах и психоактивных веществах.

  5. Закон Алтайского края о системе защиты прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений.

  6. Краевая комплексная программа противодействия злоупотреблениям наркотикам и их незаконному обороту на 2005-2011 гг.

  7. Районная комплексная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2005-2011 гг.
  8. Устав школы.


Она должна способствовать активной жизненной позиции, умению взаимодействовать и включаться в проект, умению получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, тренингах, учебах и сборах.

  1. В основу программы положен метод “равный - равному”. Данный метод базируется на том, что главное участие в передачи информации принимают сами подростки, а подростковая среда является естественной социокультурной средой для ровесников, доступность взрослых к которой ограничена возрастом, социальным статусом, языком, стилями коммуникации и эффективностью влияний. Данный метод является образовательным, его использование позволяет обеспечить социальный подход к решаемой проблеме. Обучая других, дети будут обучаться сами.

  2. Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

  3. Волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных вариантов организации работы по формированию разумного стиля поведения среди молодежи. Ведь подросткам легче понять сверстников, а тем в свою очередь доверить свои проблемы и переживания и отнестись к полученной информации от сверстников с большим доверием.

  4. Объединение подростков вокруг интересного и важного для них события или дела - задача координатора. Поэтому необходимо увлечь ребят идеей волонтерского движения, важно дать понять подростку, что он способен что-то сделать сам, быть успешным в этом деле и нести за это свою долю ответственности.

  5. Инициативу подростков должны поддерживать взрослые. Для этого нужна определенная работа с педагогами, так как приходится уделять внимание тому, чтобы отношение взрослых к инициативам подростков стало терпимым, чтобы учителя постепенно передали детям ответственность за то насколько интересными и содержательными станут их "школьные годы". Тогда ребята почувствуют, что к ним начинают относиться, как к равным, прислушиваться к их точке зрения, и что их рост заметен не только им, но и взрослым.


  6. В ходе реализации программы используются такие подходы, как

  • Деятельностный через организацию активной социально-полезной деятельности;

  • Личностно-ориентированный через активизацию положительных качеств участников просветительского взаимодействия;

  • Духовно-содержательный базируется на духовном потенциале общества.



НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Пропаганда здорового образа жизни;




  1. Оказание помощи социально незащищенным людям (престарелым).

ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Лекции;

  2. Беседы;

  3. Открытые уроки здоровья;

  4. классные часы;

  5. Выпуск тематических газет, буклетов, плакатов;

  6. Распространение листовок;

  7. Организация внеклассных мероприятий.

СРОК ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана сроком на 1 год.


В период работы над программой предусматривается промежуточный анализ негативных проявлений в школьной среде через проведение анкетирования и подведение итогов участия детей в проводимых мероприятиях с целью дополнения и корректировки плана работы волонтерского отряда.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


  • Стремление детей к здоровому образу жизни.

  • Воспитание силы воли и характера, самостоятельности в принятии решений.


  • Осознанное понимание своей роли и места в будущем страны.

  • В правовом отношении стремление молодежи быть законопослушными гражданами, ответственными за себя и свое здоровье


ПЛАНИРУЕМАЯ РАБОТА

  1. Просветительская деятельность.

  • лектории по пропаганде ЗОЖ;

  • выпуск тематических газет, буклетов, плакатов;

  • распространение листовок;

  • проведение внеклассных мероприятий, классных часов и уроков здоровья;

  • участие в мероприятиях на районном уровне.
  1. Спортивная деятельность


  • организация и участие в спортивных мероприятиях с целью пропаганды ЗОЖ

  • организация Дней Здоровья
  1. Шефская деятельность


  • кураторство младших классов школы с целью пропаганды ЗОЖ;

  • оказание необходимой помощи пожилым людям;

  • уход обелиском.
  1. Социальная деятельность


  • создание и распространение рекламных печатных материалов, фото-видеосюжетов

  • организация и проведение тематических бесед, лекториев.

  • организация и проведение презентаций и других рекламных акций волонтерской деятельности