shkolageo.ru 1

МОУ Кочкинская средняя общеобразовательная школа


Программа подготовки будущих первоклассников


Составила учитель начальных классов:

Бехтер Татьяна Сергеевна


Пояснительная записка

Детство – уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства целиком определяет взрослую жизнь человека. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и педагогов.

Программа «Школа подготовки будущего первоклассника» направлена на развитие средств самопознания детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.

Целью - обеспечение преемственности становления базиса личностной культуры ребенка, выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и обеспечение успешного их вхождения в новое образовательное пространство.

Задачи:


  1. создать условия для полноценного физического, социально-личностного, познавательно-речевого, эмоционально-волевого и художественно-эстетического развития детей в соответствии с возрастом;

  2. способствовать становлению базиса личностной культуры ребенка с учетом детской субкультуры;

  3. способствовать развитию психики ребенка, основных психических новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно-игровой деятельности и других видов деятельностей, во взаимодействии с образовательной средой;;

  4. способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности;


  5. обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде.

Предшкольное образование осуществляется на базе МОУ «Кочкинская средняя общеобразовательная школа» в период детской оздоровительной площадки.

В нашей программе преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (развитие познавательных и творческих способностей, систематизация знаний, получение новых и т.д.). Воспитание и обучение осуществляется через формирование собственной деятельности ребенка. Собственная деятельность детей предшкольного возраста – игра. На занятиях используются творческие, сюжетно-ролевые игры; игры, стимулирующие поисково-экспериментальное поведение; игры с готовыми правилами (дидактические игры); строительные, трудовые, технические, конструкторские (включая Leqo) игры, в которых дети осваивают процесс созидания; пальчиковые игры, стимулирующие развитие речи; строительные, технические игры, игры-конструирование, игры-моделирования, способствующие развитию пространственных представлений; игры-упраженения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Работа будет осуществляться с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов "репетиции поведения", а так с использованием рабочих тетрадей. Рабочие тетради имеют общее название - «Мой мир», которое отражает специфику познавательного интереса детей 5,5- 6,5 лет – «почемучек» и решение одной из задач предшкольного образования, а именно - способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности.

В тетрадях представлены задания для совместной и индивидуальной работы детей. Особая роль отводится рисункам (сюжетным, предметным) схемам, знакам. При помощи рисунков дети выводят информацию, делают обобщения, высказывают предположения, проводят сравнения, создают высказывания в форме предложений или текстов. Схемы и знаки способствуют формированию у детей знаковой деятельности. С помощью схем дети записывают слова, предложения, тексты, проводят звуковой анализ слов. Значительное место в тетрадях отводится творческой работе детей: рисование, раскрашивание, достраивание схем, создание аппликаций, изготовление поделок.


Связующим персонажем всех тетрадей является Бельчонок, имя которому дают сами дети. Кроме этого есть тематические герои (сказочные и книжные персонажи), которые привлекаются по мере необходимости или по желанию, как педагогов, так и детей.


Программа предшкольной подготовки включает в себя следующие разделы:


  1. Я в мире людей.

  2. Я в мире прекрасного.

  3. Я в мире природы.

  4. Я в мире знаний.

  5. Развитие внимания, представление о симметрии.

  6. Я в мире фигур, пространства, времени.

  7. Готовим пальчики к письму.

Календарно-тематическое планирование




Тема занятия

Кол-во часов

Содержание программы

Дата

1

Давайте познакомимся

2

Человек как часть природы. Отличие человека от других живых существ. Имя человека: роль имени, как дают имена, фамилия и отчество. Полное имя ребенка и его варианты. День рожденья, адрес, номер телефона. Представление о себе, и своем будущем. Интересы желания детей, любимые животные и растения.




2

Моя семья

2

Представление о семье, членах семьи, родословной. Семейные роли. Взаимоотношения в семье: помощь, забота друг о друге, уважение, сочувствие, любовь, обращение к членам семьи, вежливые слова, проявление внимания к близким, поручения, права и обязанности в семье. Привычки: хорошие и плохие, полезные и вредные. Семейные праздники, подарки близким.





3

Мои друзья и любимые игры

1

Представление о друге и дружбе. Проявления дружбы. Самооценка себя в роли друга. Любимые игрушки. Уход за игрушками. Любимые герои.




4

Все мы разные

2

Внешние особенности ребенка. Интересы и увлечения, практические умения. Настроение человека и способы его определения. Добро и зло. Ориентировка в своем теле (правая-левая половина, спереди-сзади, в центре). Осанка, гигиенические правила.

Профессии человека. Различия по полу, возрасту, национальности, расы.




5

Азбука общения

2

Правила вежливого общения. Вступление в контакт, участие в беседе, умение слушать, задавать вопросы, выход из контакта. Правила совместной деятельности. Нравственная оценка поступка, свое отношение к поступку. Здоровье и поступки. Здоровье и вредные привычки.




6

Красота во мне и вокруг меня

2

Категории добра и красоты в окружающем мире и сфере человеческих отношений.

Эмоционально-эстетические чувства.




7

Я в мире звуков

2

Звуки речи и звуки окружающей действительности. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки: место и способ их образования. Обозначение звуков в схеме слова. Ударение. Слого-ударная схема слова. Интонирование.






8

Я в мире слов

2

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова. Слово-образ, слово-ассоциация, слово-сравнение. Многозначность слов, фразеологические сочетания. Синонимы, антонимы, омонимы, сравнения.




9

Я в мире красок

2

Жанры изобразительного искусства(пейзаж, натюрморт, портрет). Специфика изобразительных материалов, применяемых в различных видах изобразительного искусства. Расположение изображения на листе бумаги, цветовая гамма, понятие «теплые и холодные цвета».




10

Азбука прекрасного

2

Произведения искусства как способ отражения окружающего мира. Искусство-источник удовольствия и радости. Декоративно- прикладное искусство. Графические образы. Декоративная лепка.




11

Моя живая планета

2

Понятие «живая» и «неживая» природа. Времена года, месяцы, сутки, части суток. Вода – составная часть всех живых организмов планеты. Особенности природных явлений: град, иней, туман, дождь. Полезные ископаемые.




12

Я в гостях у растений

2

Классификация растительного мира. Среда произрастания и внешний вид растений. Лекарственные свойства растений. Съедобные и несъедобные грибы. Семена и плоды растений.





13

Я в гостях у животных

2

Классификация животного мира: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные. Дикие и домашние животные. Особенности внешнего вида животных, повадки, место обитания, условия, необходимые для жизни. Цикл развития бабочки.




14

Я дружу с природой

2

Птицы: зимующие и перелетные. Экологически грамотное поведение в лесу. Гуманное отношение к объектам природы.




15

Я в мире книги

2

Становление читательского интереса у детей, знакомство с историей возникновения книги. Прогнозирование содержания книги по обложке. Знакомство с жанрами детской литературы6 сказка, стихотворение, басня, рассказ, загадка.




16

Я в мире речи

2

Речь как средство общения: виды речи, функции, распознавание средств речи: слово, предложение, текст. Устная и письменная речь. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.




17

Я в мире чисел и величин

2

Множества. Счет в пределах десяти. Способы образования нового числа. Натуральные числа. Запись арифметических действий. Простые арифметические задачи. Деление предметов на равные части.

Величина, длина, ширина, высота, толщина предметов. Измерение предметов условной меркой. Сравнение предметов и геометрических фигур.





18

Я в мире фигур, пространства, времени

2

Геометрические фигуры и формы предметов. Объемные и плоскостные фигуры. Классификация фигур по форме и величинам. Основные пространственные представления. Ориентирование на плоскости листа бумаги, тетради. Временные представления. Части суток, дни недели, их последовательность, месяцы, года. Меры времени.




19

Азбука будущего ученика

1

Итоговое мероприятие «Чему мы научились?»






Утверждаю:

Директор МОУ «Кочкинская СОШ»

Чекалина С.В.


Программа


«Школа подготовки будущего первоклассника»


Составитель:

Бехтер Т.С

(воспитатель)