shkolageo.ru 1


Работа с текстом

  • Методическая лаборатория географии МИОО

  • 2006 – 07 гг.

  • Ким Эльвира Васильевна,

  • зав. лабораторией


Три аспекта работы с текстом

  • Гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира.

  • Дидактический аспект – умение работать с информацией в условиях избытка ее в современном обществе и с развитием компьютерных технологий.

  • Научить учащихся работать с текстом, т.е. извлекать информацию, подлежащую усвоению

  • одна из ключевых компетентностей, которой должен владеть ученик!!!

  • Развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом



Работа с текстом как форма организации учебной деятельности учащихся

  • Учебный текст в процессе обучения является одним из основных источников информации.

  • Для активизации процесса учебного познания необходима активизация работы с текстом учебника, поиск эффективных способов усвоения знаний.


Работа с текстом Работа с опорными словами

  • Опорные слова – это слова, которые несут основную смысловую нагрузку текста.

  • (Выписывать лучше в том же числе и падеже, что и в тексте.)

  • Тема: Океания, 7 класс:

  • Острова

  • вулканического, кораллового,

  • выступающие

  • вечное лето,

  • леса

  • видовой состав беден

  • вырублены,

  • завезли,

  • коренное, переселенцы…


Работа с текстом

  • Лесной комплекс (9 класс)

  • Лесная

  • старейших отраслей

  • огромными запасами

  • валютных поступлений

  • лесоизбыточных районах

  • отсутствие, удаленность

  • катастрофическому сокращению

  • лесовосстановительные

  • деревообрабатывающая

  • целлюлозно-бумажная

  • материалоемкостью, водоемкостью,

  • энергоемкостью

  • утилизировать.

  • ЛПК, полное использование

  • продуктивности лесов



Составление плана и тезисов

  • Составление простого и сложного плана по тексту;

  • Тезис ( греч. Thesis) – утверждаю –положение, кратко излагающее одну из основных положений сочинения, текста, доклада...

  • Технология выполнения:

  • План учебного текста - Тезисы, утверждающие

  • каждый пункт плана


Тезисы

  • Развитие старейшей отрасли России лесной индустрии, важной статьи валютных поступлений, определяется огромными запасами древесины и широчайшим использованием ее во всех областях народного хозяйства.

  • Большая часть лесов сосредоточена в лесоизбыточных районах Сибири и Дальнего Востока, которые пока используются меньше из-за удаленности и отсутствия транспортных путей, а основным лесозаготовительным районом является Европейский Север, где интенсивная рубка приводит к истощению лесных ресурсов.

  • В состав лесного комплекса входят: лесозаготовка, которая базируется в лесоизбыточных районах, предприятия деревообрабатывающей промышленности, располагающиеся как в районах лесозаготовки, так и близ потребителя и целлюлозно-бумажной промышленности, размещение которых зависит от материалоемкости, водоемкости и энергоемкости производства.


Лесной комплекс

  • Предприятия лесного комплекса связанные между собой последовательной переработкой сырья и отходов, а также совместным использованием транспорта, источников энергии образуют ЛПК – лесопромышленный комплекс.

  • Полное безотходное использование ресурсов, экспорт продукции глубокой переработки древесины, восстановление лесов и повышение их продуктивности – это важнейшие задачи развития лесного комплекса.



Графический конспект - схема

  • Логический (опорный) конспект – схема,

  • Передает:

  • - основное содержание текста;

  • - показывает логическую взаимосвязь и взаимозависимость всех его содержательных компонентов;

  • -выделяет главные и вспомогательные или второстепенные компоненты текста;



Графический конспект

  • Лесной комплекс (ЛПК)



РЕЗЮМЕ

  • Резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог.

  • Технология исполнения:

  • - прочитать текст,

  • - выделить (карандашом) главные

  • положения текста (основные мысли),

  • - составить резюме (1 – 2 предложения,

  • сложно-сочиненных с подчинением).


Резюме

  • Лесная индустрия, являющаяся старейшей отраслью хозяйства России благодаря огромным запасам леса (важной статьи валютных поступлений), представлена всеми отраслями, начиная от лесозаготовительной, базирующейся как на Европейском Севере, так в Сибири и на ДВ, где сосредоточены главные запасы лесных ресурсов, и деревообрабатывающей отрасли, к которой относятся лесопиление, производство фанеры, сборных домов, мебели и т.д.


Резюме

  • Важнейшей современной отраслью является целлюлозно-бумажная, отличающаяся водоемкостью и энергоемкостью, а также материалоемкостью, так как использует не только древесину, но и отходы от деревообработки и лесопиления.

  • Все отрасли лесного комплекса благодаря тесным производственным взаимосвязям и совместному использованию транспорта, источников сырья и энергии могут объединяться в лесопромышленные комплексы (ЛПК).



Перевод текста из одного вида в другой (коммуникативные навыки)

  • Перевод учебного текста в художественный.

  • Перевод художественного текста в учебный или научно-популярный.

  • Создание текста для слушателей разных категорий (дедушки, 5-летнего брата и т.д.).

  • Создание текста для трансляции по радио, ТВ, для публикации в печатном издании.



Работа с текстом

  • Дождевой паводок. Н. Рубцов

  • Седьмые сутки дождь не умолкает,

  • И некому его остановить.

  • Все чаще мысль угрюмая мелькает,

  • Что и деревню может затопить.

  • Плывут стога, крутясь несутся доски,

  • И погрузились медленно повозки,

  • И потонуло черное гумно.

  • И реками становятся дороги,

  • Озера превращаются в моря,

  • И ломится вода через пороги,

  • Семейные срывая якоря.


Работа с текстом

  • Неделю льет. Вторую льет…Картина

  • Такая – мы не видели грустней!

  • Безжизненная водная равнина,

  • И небо беспросветное над ней.

  • Холмы и рощи стали островами,

  • И счастье, что деревни на холмах,

  • И мужики, качая головами,

  • Перекликаясь редкими словами,

  • Когда на лодках двигались впотьмах,

  • И на детей покрикивали строго,

  • Спасали скот, спасали каждый дом

  • И глухо говорили: - Слава богу!

  • Слабеет дождь… вот-вот… еще немного…

  • И все пойдет обычным чередом.


Текстовая интерпретация картографической или графической информации

  • Создание текстовой интерпретации-

  • объяснение,

  • раскрытие смысла содержания

  • карты, схемы,

  • перевод содержания карты, схемы на более понятный язык

  • (толкование, истолкование).



Карта «Размещение населения» 9 класс

  • Карта – мелкомасштабная,

  • тематическая.

  • Способом качественного фона показана плотность сельского населения на территории России от 100 человек до 1 и менее на кв. км.

  • Средняя плотность населения на территории России невысока и составляет в среднем 10 чел./кв. км.



Карта «Размещение населения» 9 класс

  • Четко выделяется главная полоса расселения, которая тянется клином от западных границ, переходя за Уралом в узкую полосу вдоль южных границ. Плотность населения в европейской части – 25-50 человек и 10 – в Сибири.

  • Наиболее плотно заселены ареалы вокруг крупных городов, таких как Москва, Казань, Ростов-на-Дону, Новороссийск, где плотность более 100 чел/кв.км.

  • Более высокой плотностью, чем в целом по России, выделяются территории в долинах рек.



«Размещение населения», 9 класс

  • Пунсонами разной величины показаны населенные пункты с численностью населения от 4 млн.и выше до менее 100 тыс.человек.

  • Наибольшее количество городов, в том числе и городов-миллионеров, расположено в главной полосе расселения.

«Размещение населения», 9 класс

  • Способом ареалов показаны на территории России районы с разной степенью благоприятности условий жизни людей.

  • Эти районы сменяют друг друга, в основном, с севера на юг, протянувшись в широтном направлении.

  • Самый благоприятный район занимает небольшую по площади территорию на западе страны, протянувшись с севера на юг по линии Псков-Москва-Липецк – Воронеж-Дербент



Работа с различными текстами

  • Прочтите описание степи (тайги, тундры) – А.П. Чехов «Степь»,Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», И.С.Тургенев «Записки охотника», А.Леонов «Русский лес», К. Паустовский «Мещерская сторона», соотнесите информацию с тем, что уже известно вам об этих природных зонах. На основе описаний из различных источников составьте характеристику природной зоны. Чем можно объяснить ее особенности?

  • Покажите различия в передаче географической информации посредством художественно-публистических и учебных текстов, данных в учебнике и у писателя В.Арсеньева «В дебрях Уссурийского края».

  • Сопоставь описание прикаспийской низменности (Л.Н. Гумилев «От Руси к России») с описанием в БСЭ. Объясни причины произошедших изменений.



Эссе

  • Эссе (от фр. Essai)- прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, представляющее в непринужденной форме общие или предварительные соображения по конкретному поводу, вопросу и заведомо не претендующее на их исчерпывающую трактовку.


Синквейн- «белый стих», требующий синтеза информации в кратких выражениях.

  • Синквейн (от фр. Пять) – 5 строк

  • Существительное

  • (тема)

  • Прилагательное Прилагательное

  • (описание темы)

  • Глагол Глагол Глагол

  • (описание действия)

  • Ф р а з а

  • (отношение к теме)

  • Существительное

  • (синоним, определяющий суть темы)


Синквейн

  • тема «Почвы» 6 класс

  • Почва

  • рыхлая плодородная

  • растит питает изменяется

  • Почва незаменима

  • Земля



Синквейн

  • Тема «Почва» 8 класс

  • Почва

  • Плодородная структурная

  • Образуется медленно имеет строение

  • питает растения

  • Величайшее природное богатство

  • «Зеркало природы»