shkolageo.ru 1

УРОК- ИГРА «Веселая информатика» (10 класс)


Преподаватель:

Романов Владимир Артурович


Цели: закрепить полученные знания, развивать внимание, кругозор, воспитывать общительность, сплоченность, умение работать в группе.


Ход урока


Объявление темы и целей урока.


Класс с помощью жеребьёвки делится на 3 команды.

На доске таблица для оценивания команд:


№ конкурса

1 команда

«_______________»

2 команда

«_______________»

3 команда

«_______________»

1










2










3










4










5




















1 конкурс «Приветствие» (5 баллов)


Команды представляют своё название, девиз и в течение 2 минут создают свою эмблему.

  • Разминка «Видимо – невидимо»;

Каждая команда получает по листу ватмана и несколько маркеров. За 20 секунд команды должны на своих листах крупно написать все известные им названия устройств, относящихся к компьютеру. Названия эти лучше расположить на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и т.д.). По истечении времени команды на 10 секунд показывают друг другу свои листы. Задача – запомнить и назвать большее количество слов, записанное командой-соперником. За каждое верно названное слово команде начисляется по 1 баллу. Также по 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.


2 конкурс «Пантомима» (5 баллов)


Помните анекдот:

«Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:

«Ты что на рыбалку собрался?»

«Да нет, я на рыбалку»

«А я думал ты на рыбалку ...»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.


Сейчас 3 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.

Подготовка – 3 минуты.

(Командам раздаются карточки с заданиями.)

Изобразить мимикой и жестами:

I команде: 1. Принтер

2. Компьютер завис

II команде: 1. Мышь.

  1. Мальчика, играющего в компьютерную игру

III команде: 1. Защитный экран


2. Неисправный дисковод


Рекламная пауза

Пока участники готовятся, мы послушаем анекдоты на компьютерную тематику (выступает 1я команда).

Первый тур закончился, а теперь немного отдохнём. Учащиеся 10 «Б» класса Ксения Киселёва, Людмила Михайлова и Екатерина Труфанова расскажут, как не нужно себя вести на уроках информатики.

1. Если ты случайно вспомнишь,

Что вас где-то ждёт учитель,

И уже минут пятнадцать продолжается урок,

То не нужно идти шагом,

Так теряешь только время,

Лучше будет пробежаться - так полезней и быстрей.

2. Если сел ты за компьютер –

Испытай его на прочность:

Постучи его портфелем,

Дисковод поковыряй,

Подолби клавиатуру

И пощёлкай выключатель,

А когда он задымится,
Можешь сесть ты за другой.


3. Если на клавиатуре

Западает пара клавиш,

Это значит вы - ударник

И вообще герой труда.

Незаметно поменяйтесь

Ей с бездельником - соседом

У таких клавиатуры

Не стареют никогда!


4. Если вдруг твоя машина

Hе работает, как надо,

Ты по материнской плате

Сильно стукни кулаком.

Hе поможет – бей кувалдой,

Дай ногой по монитору...

И скажи лишь педагогу:

«Она первой начала!»


5. Руки мыть совсем не нужно –

Не всегда вода бывает.

К чистоте привыкнуть можно –

Трудно будет отвыкать.


6. Если грязь с твоих ботинок


Осыпается кусками,

То тебе совсем не нужно

Обувь чистую нести.

Чем грязней будут ботинки,

Тем рассерженней учитель,

Соответственно быстрее тебя выгонят домой.


7. Если ты на перемене

Не успеешь пообедать,

То закончить можно в классе,

Молча слушая урок.

Если ты раскрошишь булку

Или стол измажешь маслом,

То залей всё это чаем – легче будет отмывать.




3 конкурс «Системы счисления» (5 баллов)

«Все есть число», - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.

А как умеют работать с числами участники сегодняшней игры? Сейчас нам предстоит это узнать.

За 5 минут вам нужно решить следующую задачу: в бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей» и т.д.

Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл. Команда, ответившая досрочно и правильно, получает 1 поощрительный балл.

(текст задачи раздается обеим командам)

Ответ: недесятичная система счисления - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой системы определяется фразой: «спустя год (после 44 лет), 100-летним молодым человеком…». Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой системе (как 9 - в десятичной), а, следовательно, основанием системы является 5. Т. е. все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления.


44 -> 24, 100 ->25, 34 - >19, 11 ->6, 10 ->5


4 конкурс капитанов (5 баллов)

Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.

Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.


Капитанов команд попрошу получить задания.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:

1. Поса шила ф фасе.

2. Коляманлядаля.

3. Акитамрофни.

Ответы:

1. Роза жила в вазе (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие).

2. Команда(способ кодирования: после каждого слога вставляется слог «ля»).

3. Информатика (способ кодирования: слово пишется наоборот).


Рекламная пауза

Пока участники готовятся, мы послушаем анекдоты на компьютерную тематику (выступает 2я команда). 6. Конкурс для зрителей

Наши зрители немного заскучали, поэтому следующий конкурс будет специально для них. Вам необходимо письменно ответить на вопрос и опустить листок с ответом в ящик. Наши сегодняшние гости, учителя информатики из других школ, определят самый оригинальный ответ. Автор этого ответа получит приз.

А вопрос такой:

На что или на кого похожа компьютерная мышь?

(звучит музыка, зрители пишут свои ответы на заранее подготовленных бланках (см. Приложение_4)и опускают их в ящик).


5 конкурс «Венгерский кроссворд» (за скорость выполнения – 1 балл, за каждый правильный ответ – 1 балл)

Найдите и запишите все слова, которые «спрятались» в предложенном кроссворде.



П

Р

О

М

Ь

М

С

К

Ответы:


процессор

мышь

модем

сканер

монитор

принтер

дискета

диск

микрофон

плоттер

клавиатура

планшет

джойстик

колонки

Н

И

Ц

Ы

Ш

Е

Н

А

О

Т

Е

М

О

Д

Е

Р

М

О

С

С

О

Р

Т

А

П


Р

Т

Е

Р

К

Е

М

Р

И

Н

Д

И

С

К

И

Д

К

П

Л

О

Т

Р

О

И

Л

А

В

К

Т

О

Ф

С

Т

А

И

И

Е

Н

К

К

У

Р

С

Т

Р

И

О


Л

А

А

Й

О

Ж

К

Л

П

Н

Ш

Е

Т

Д

Н

О


6 конкурс «Тесты» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

ТЕСТ №1

  1. Технология Plug and Play ...


позволяет синхронизировать работу компьютера и устройства
позволяет новым устройствам автоматически настраиваться под конфигурацию данного компьютера
используется вместо внешних устройств

  1. К функциональным возможностям ОС Windows не относится ...


поддержка мультимедиа
технология Plug and Play
поддержка имен файлов только формата 8.3
многозадачность

  1. Где находится BIOS?

в оперативно-запоминающем устройстве (ОЗУ)
на винчестере
на CD-ROM
в постоянно-запоминающем устройстве (ПЗУ)

  1. Плоттер - это устройство для...


сканирования информации
считывания графической информации
вывода
ввода

  1. Какую функцию выполняют периферийные устройства? ...


управление работой ЭВМ по заданной программе
хранение информации
ввод и выдачу информации
обработку информации

  1. Что из перечисленного не является носителем информации?


книга
географическая карта
дискета с играми

звуковая плата


  1. Что такое Кэш-память?


память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того, работает ЭВМ или нет
это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти
память, в которой хранятся системные файлы операционной системы
память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени

ТЕСТ №2

  1. Ярлык - это ...

копия файла, папки или программы
директория
графическое изображение файла, папки или программы
перемещенный файл, папка или программа

  1. Винчестер предназначен для ...

для постоянного хранения информации, часто используемой при работе на компьютере
подключения периферийных устройств к магистрали
управления работой ЭВМ по заданной программе

хранения информации, не используемой постоянно на компьютере

  1. Укажите верное высказывание:

внутренняя память - это память высокого быстродействия и ограниченной емкости

внутренняя память предназначена для долговременного хранения информации
внутренняя память производит арифметические и логические действия

  1. BIOS - это ...

игровая программа
диалоговая оболочка
базовая система ввода-вывода
командный язык операционной системы

  1. Аппаратное подключение периферийного устройства к магистрали производится через...

регистр
драйвер
контроллер
стример

  1. Информационная емкость стандартных CD-ROM дисков может достигать ...

1 Мбайт
1 Гб
700 Мбайт

700 Кбайт

  1. Укажите верное высказывание:

внешняя память - это память высокого быстродействия и ограниченной емкости

внешняя память предназначена для долговременного хранения информации, только когда работает ЭВМ
внешняя память предназначена для долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет


9. Музыкальная пауза

А сейчас музыкальная пауза! Для всех песню компьютерных разбойников исполнит вокальная группа девочек 10 «Б» класса (фонограмма «pesnja_atamanshi.kar»).


Говорят, мы бяки-буки,

И на нас управы нет,

Дайте в руки ноутбуки –

Мы взломаем Интернет.

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Не заплатим ни рубля,

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Оп-па!

Зря спасенья не ищи ты,

Ибо мы умнее всех!

Ваши хитрые защиты

Мы расколем, как орех.

Ух-ух-ух, эх-эх-эх,

Всюду влезем без помех,

Вай-вай-вай, открывай

Файлы!

Говорят, мы бяки-буки,

И, фон Нейман, нас прости,

Мы плодим такие глюки –

Вам вовек не разгрести.

Пам-пам-пам, та-ра-рам,

Без ошибок нет программ,

Та-ра-рам, трам-пам-пам,

Так-то!

Мыслим мы машинным кодом,

Это высший пилотаж!

Всех поздравит с Новым Годом

Самый новый вирус наш.

Раз-два-три, три-два-раз,

Пишем вирус на заказ,

Тук-тук-тук, ждите глюк

В полночь!

Говорят, мы бяки-буки,

И на нас управы нет,

Дайте в руки ноутбуки –

Мы взломаем Интернет.

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Мы взломаем Интернет.

Ой-ля-ля, ой-ля-ля,

Точно!

7 конкурс «Вопросы» (за каждый правильный ответ – 1 балл)



1) К какой группе клавиш относится клавиша Caps Lock? (Клавиши смены регистра).

2) К какому понятию относится определение «... - это область человеческой деятельности связанная с процессом преобразования информации с помощью компьютера», (информатика)

3) В каком виде представлена информация в таблице умножения? (числовая)

4) Какой информационный процесс происходит, когда вы читаете книгу? (передача)

5) Какое устройство называется «мозгом» компьютера? (процессор)

6) Какое устройство компьютера служит для хранения информации? (память)

7) Программа для обработки текстовой информ. называется текстовый ... (редактор)

8) Сколько содержится в одном бите байтов? (1 бит = 1/8 байта)

9) Как называется пластинка с металлическими проводками, соединяющими микросхемы? (Плата)

10) Специальная программа для управления внешними устройствами. (драйвер)

11) Группа символов, состоящая из восьми рядом записанных бит. (байт)

12) Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (дисковод)

13) Функциональная часть цифровой вычислительной машины, предназначенная для выполнения операций обработки величин: арифметических, логических и т.д. (АЛУ)

14) Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (архиватор)

15) Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответств. клавиш. (курсор)

16) Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков – цифр. (система счисления)

17) Совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ в интересах каждого его пользователя. (Программное обеспечение)

18) Команда для просмотра каталога диска. (dir)

8 конкурс «Кроссворд» (за скорость выполнения – 1 балл, за каждый правильный ответ – 1 балл)


Подведение итогов игры.