shkolageo.ru 1 2 3



Сборник тестовых заданий

для подготовки к итоговой аттестации

за курс основной школы.


СОДЕРЖАНИЕ

















Введение







Комментарии






Часть I. Основные темы курса








Тема № 1. Общество. Основные сферы общественной жизни.







Тема № 2. Человек. Его природа, взаимодействие с природой и обществом.







Тема № 3. Познание мира. Духовная культура человека и общества.







Тема № 4. Экономическая сфера общественной жизни







Тема № 5. Социальные отношения в обществе.







Тема № 6. Политика – сфера управления обществом.







Тема № 7. Правовое регулирование общественной жизни.







Часть II. Итоговые тесты







Приложения:







Приложение № 1. Кодификатор по обществознанию для основной школы






Приложение № 2. Требования к уровню подготовки учащихся основной школы








Приложение № 3. Ответы и критерии оценивания к итоговым тестам





Введение

Дорогие ребята!


Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверное, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. Уже несколько лет проводится в школах Российской Федерации эксперимент по проведению Единого государственного экзамена за курс полной средней школы, также предполагающего использование тестовых заданий. Вводится в российских школах и так называемый малый ЕГЭ, который будут сдавать выпускники девятилетней, основной школы.

Настоящий сборник имеет своей задачей познакомить вас со структурой тестов по обществоведению, а также дать рекомендации по решению каждого из типов заданий. Главная задача сборника – помочь вам подготовиться к итоговой аттестации за курс основной школы по курсу обществознание, в том числе, к сдаче малого ЕГЭ. Задания охватывают весь курс «Обществознание» основной школы и разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими предметное содержание.


Варианты работы с материалами курса могут быть различны. Вы можете как на уроке с учителем, так и дома, в ходе самостоятельной работы разбирать и решать приведенные в сборнике задания. Количество заданий по каждой теме позволяет использовать различные способы их применения.

Сборник включает в себя типы заданий, как уже использовавшихся в едином государственном экзамене по обществознанию, так и те, которые проходили экспериментальную проверку в отдельных школах, применялись для проведения текущего и итогового контроля в курсе основной школы в школьной практике, включались в комплекты заданий предметных школьных олимпиад.

Комментарии

Наши комментарии имеют целью более основательно познакомить вас с отдельными типами и видами заданий, включенными в настоящий сборник. Задания , включенные в сборник, образуют три больших группы:

– с выбором ответа (часть А);

– с кратким ответом (часть B);

– с развернутым ответом (часть С).

В часть А входят вопросы базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они могут быть сформулированы как в виде части предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде вопроса, на который следует отыскать ответ. В этой части теста вам предстоит продемонстрировать следующие логические приемы и умения:


  • найти и выявить различные смысловые аспекты ведущих понятий обществоведения;

  • определить сходные и различные позиции между близкими понятиями;

  • выявить ведущие признаки обществоведческих понятий и явлений;

  • обобщить приведенный ряд социальных объектов;

  • конкретизировать отдельными конкретными примерами более общие социальные явления;

Хотя эти задания и входят в категорию базовых, они далеко не просты. Вам предстоит не столько воспроизвести знания, почерпнутые из учебника, сколько преобразовать их, применить к данной ситуации.



Пример:

Социальным качеством человека является

1)

cпособность к продолжению рода

2)

владение приемами защиты от врагов

3)

умение обустраивать жилье

4)

наличие представлений о загробном мире

Ответ: 4


Также часть А включает в себя вопросы повышенного уровня на осмысление двух суждений. Эти задания также как и задания предыдущего типа, предполагают выбор одного правильного ответа. Но вам предстоит проделать сложную аналитическую работу, «взвесить» оба приводимых суждения на логических весах и выяснить, какое суждение верно. При этом, сложность задания коренится в том, что как верными, так и неверными могут оказаться оба высказывания.

Пример:

Верны ли следующие суждения?

А. в человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми

Б. природа человека двойственна, помимо природных качеств, в ней присутствуют и сформированные в процессе взаимодействия с обществом.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

Ответ: 1


Задания с кратким ответом (часть В) представлены в сборнике в различных формах:


  • заполнение пропуска в схеме или таблице. Эти задания рассчитаны на базовый уровень подготовки;

  • исключение лишнего термина из логического ряда терминов, имеющих отношение к определенному обществоведческому явлению, процессу;

  • установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах;

  • выбор нескольких правильных ответов из списка;

  • распознавание фактов и оценочных суждений, фактов и мнений, суждений и аргументов;

  • заполнение пропусков в тексте;

  • выявление ошибочных суждений в тексте.



Прокомментируем более обстоятельно несколько типов заданий части В.


  1. Заполнение пропуска в схеме или таблице.

Количество букв (включая пробелы) здесь не должно превышать 17. Существенной помощью для подготовки к решению подобных заданий являются сборники схем и таблиц по различным областям обществознания (социологии, политологии, праву, экономике). Важно понимать, что и схема, и таблица – это всего лишь своеобразная форма представления учебного материала, знакомого вам из учебников и разъяснений учителя. Нужно только суметь преобразовать информацию из текстовой в таблицу или схему.

Данное преобразование называется приемом классификации. Она позволяет представить изучаемый объект в систематизированном упорядоченном виде, выявить существенные связи между элементами, входящими в социальный объект. Классифицирование, осуществляемое в различных областях знания, позволяет выявлять и определенные пробелы, то, чего мы пока еще не знаем. Вам и предстоит в определенном смысле, при решении этих заданий заполнить «белые пятна», восстановить пропущенные элементы классификации.

Пример:

Заполните пропуски в схеме:



Ответ: субъект познания


2. Установление соответствия между позициями, расположенными в двух столбцах

К каждой их позиций первого столбца необходимо подобрать соответствующую ей позицию второго. Это может быть как определенный признак, так и отдельные пример, раскрывающий особенности позиции первого столбца, как правило, включающего в себя более общие понятия, явления. Конечно, эти задания рассчитаны на повышенный уровень подготовки. Неоценимую помощь в подготовке к их решению вам окажут рабочие тетради к учебникам обществоведения, сборники справочных материалов и таблиц по общественным дисциплинам. Помогите себе и сами – попробуйте составить подобные таблицы на основании параграфов вашего базового учебника.

Ответ к данным заданиям следует записать в табличке в виде последовательности букв.

Пример:


Установите соответствие между ступенями познавательной деятельности человека и составляющими их элементами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Элементы

Ступени познания

1)

суждение

А.

чувственное

2)

ощущение

Б.

рациональное

3)

понятие







4)

представление








5)

умозаключение







6)

восприятие







следующая страница >>