shkolageo.ru 1



Муниципальное казенное образовательное учреждение

Караганская основная общеобразовательная школа

с. Караган, Солтонского района





ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

«Земля – наш общий дом»

Провела: Сиксина О.В.


2013 год


Актуальность.


Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья, нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.

Цель: формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи:


Образовательные:
познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.

Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

Виды учебной деятельности: слушание, работа в группах, мыслительная, практическая, взаимоконтроль.

Девиз:

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» Махатма Ганди.

Внеклассное мероприятие проводится в форме экологического КВН. Предварительно подготовлена электронная презентация, с использованием Интернет-ресурсов.


1. Организационный момент


Заранее из двух 7-х классов выбираются члены команд. Каждая команда выбрала капитана, придумала эмблему и девиз.

В начале внеклассного мероприятия объявлена цель: формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.


Объявляются условия игры. Лучшая команда по итогам игры награждается призами. Игра состоит из 12 конкурсов, каждый из них посвящен определенной теме, длительность 5 минут. Стоимость вопросов - за каждый правильный ответ команда получает жетон в виде человечка, который присоединяется к голосам ребят, поздравляющих планету Земля с праздником.


Ведущий: Здравствуйте дорогие участники, учителя и все присутствующие!

Сегодня мы собрались, чтобы отметить день земли! По традиции День земли отмечается весной, когда земля пробуждается от зимней спячки,  в день весеннего

равноденствия. ООН празднует День Земли 21 марта. Этот праздник, как гимн жизни, надежды на исцеление планеты,   его  отмечают во всех странах мира.

Сегодня с вами поговорим о природе, окружающей нас среде: земле, воздухе, воде, растениях, животных. Надеемся, что это мероприятие поможет вам задуматься над тем, как нужна и важна окружающая среда для жизни. (Просмотр презентации).

Начинаем экологическую игру «Земля – наш общий дом!»

Представляем «мудрейших», которые будут судить соревнования………………………………………….

Приветствуем соревнующиеся команды «…..» и «…..»!

Идет представление команд, их названий и девизов.

Ведущий:

Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года.

Это все вокруг…

Все - природа!


1.Первый конкурс «Знатоки природы».

Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. И сейчас мы увидим, какими знатоками природы являетесь вы.

«Назови одним словом»


  1. Углубление в дереве, в котором живет белка. Дупло

  2. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина желтая. Ромашка

  3. Зеленый покров Земли. Трава

  4. Коллекция засушенных растений. Гербарий

  5. Часть растений, находящаяся под землей. Корень

  6. Самое толстое дерево на Земле. Баобаб

  7. Что изучает ботаника. Растения

  8. Сосновый лес. Бор




  1. Какую птицу называют лесным доктором. Дятел

  2. Какое дерево живет долго. Дуб

11. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. ЗАПОВЕДНИК

12. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ

13. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ

14. Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей. ЛИСТВЕННИЦА

15. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. БЕРЁЗА

16. Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. БАБОЧКИ

17. Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей, символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. ЖУРАВЛЬ

18. Птица, выводящая птенцов зимой. КЛЁСТ

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,


Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

2. Мир растений очень разнообразен. Ученые насчитывают более 500 тысяч видов растений. И каждый день исчезает один из видов растений.

Второй конкурс: мини-викторина: «Лекарственные растения» А сейчас мы проверим, как вы знаете лекарственные растения . 1. Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха?

(Лекарство от кашля)

2. Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют?

(Валерьяна. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах).


3. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел)

4. Какие растения помогут укрепить волосы?

(Лопух, крапива)

5. Целебные свойства этого растения широко применяется для уменьшения болей при воспалительных процессах, для быстрого заживления ран, а так же внутрь применяют и для лечения заболеваний сердечнососудистой системы, при хронических заболеваниях, при заболеваниях крови, гастритах, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, недостатке витаминов.

(Облепиха)


6. Это естественный источник поливитаминов. По содержанию витамина С он занимает нет равных в этом отношении среди представителей растительного мира. Содержание витамина С в нем в 50 раз выше, чем в лимонах и апельсинах, в 100 раз выше, чем в яблоках, в 10 раз больше, чем в клубнике.

( Шиповник)


Ведущий:

Молодцы! Я вижу, с миром растений вы хорошо знакомы. А теперь немного о животном мире.

3.Третий конкурс: « ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА» 

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова, и названия тех зверей,  которые из них «убежали из своих клеток».

Задание 1 команде: 

1. Ги   (правила сохранения здоровья)


2. иум   (растение семейства лютиковых)

3. ость  (покорность, смиренность)

4. Падник   (огороженный садик перед домом)

5. Двуста   (охотничье ружьё)

6. Пок    (небольшой населённый пункт)

7. ка   (вкусное прозвище  автомобильного руля)

(гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран.)


Задание 2 команде:

1.Г   (часть ноги от колена до стопы)

2. Браер   (охотник вне закона)

3. Зака   (печная дверь)

4. мание   (познавание, постижение)

5. ча    (наблюдательная пожарная вышка)

6.  Глю    (виноградный сахар в плодах, мёде)

7.  По    (окраска поверхностей мелом или известью)

(олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка)

4. «Узнай по описанию»

1.Это животное знакомо каждому с раннего детства по сказкам и басням. Крупное животное, длина его туловища доходит до 2-х метров. Большая голова, короткая и толстая шея. Глаза маленькие, зрение слабое. Хвост короткий до 8 см в длину. Вес его от 150 до 350 кг. Тело покрыто толстой шкурой, как шубой. Цвет шерсти бывает разной: от черно-бурого до соломенно-желтого. Самцы крупнее, чем самки. За лето и осень накапливает много сала, чтобы зимой впасть в спячку. (Медведь)

2. Бесшумно крадется по лесу большая дикая кошка. У неё небольшая голова, уши с кисточками. Бока щек покрыты густыми волосами. Шкура коричневая в темных пятнах. Её трудно заметить в кустах, зато сама она отлично подмечает все, что делается в лесу. Слух и зрение очень хорошие. Длина её тела примерно 1м 30 см, длина хвоста 20 см, ценится за шкуру. (Рысь)

3. О ней упоминается в пословицах и поговорках, сложено много сказок. Окраска меха разнообразна: рыжий, черный. Тело очень подвижно, легко изгибается и вытягивается при беге, ноги гибкие и тонкие. Хвост при поворотах работает как руль. Отличный слух, голос напоминает отрывистый лай. (Лисица)


4. «Голыми руками его не ухватишь» - говорится в пословице. Тело взрослого животного покрыто сверху жесткими иголками. Их нет только на голове, брюшке, ногах и хвостике. Почуяв опасность, он немедленно сворачивается в клубочек. Любит близость воды, не боится змей. Зимой впадает в спячку. (Ёж)


5. Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Леса украшают землю. «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение», - писал А.П.Чехов.

Люди не могут обойтись без леса. Ведь листья деревьев и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек без пищи может прожить больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода – не более 3 минут. Лес – это легкие нашей планеты.

Что за дерево такое?» (Нужно с завязанными глазами определить по веточке, что это за дерево)


  1. «Медовое дерево» - это дерево – народная любимица. Опыляется насекомыми. Всего две недели цветет оно, но пчелы успевают заполнить соты белым медом. Вкусны и её семена – мелкие темные орешки. Это любимая пища мышей. Её древесина послушна ножу и не растрескивается, поэтому в старину из неё делали посуду, игрушки. Из лыка плели лапти, в которых ходила вся Россия. Её крона густа и широка. Поэтому эти деревья разводят в парках. (Липа)

  2. «Дочь солнца» - её зовут так не случайно. Оно не может жить в тени. Если другие деревья могут расти и ночью, то оно с заходом солнца засыпает, эта её великая тяга к солнцу помогает ей выжить даже за полярным кругом, где царит долгий день. Растет она быстро, из её просмоленной древесины в старину делали корабли. Даже гвозди, забитые в неё не ржавеют. Её смолу можно жевать, как жевательную резинку, зубы тогда не портятся. (Лиственница)


6. «Вода, вода…» если очень сильно раскрутить глобус, то все цвета сольются в голубой цвет, как вы думаете почему? Да потому, что 70 % земной поверхности это вода. Из космоса планета Земля выглядит водяным шаром, но 97 % всех земных вод – соленые, и только 3% пресной воды, причем 2 % её заморожено в Арктике и Антарктиде. При безалаберном отношении человека к воде уже сегодня мы вступаем в полосу нехватки пресной воды, а её нужной нам всем всего 1%. И поэтому 80 стран мира уже испытывают нехватку пресной воды. 10 млн. человек ежегодно умирают от загрязнённой воды.


На территории нашей страны находятся сотни пресных рек, озер, прудов – давайте вспомним некоторые их них:


  1. Самая длинная река нашей страны. Её протяженность 4400 км. (Лена)

2.Самая многоводна и сильная река. Её годовой сток свыше 600 км3 год. Носит мужское имя. (Енисей)

  1. Озеро чудес, самое древнее из земных озер, самое глубокое из пресноводных бассейнов мира. В его водах более 1,5 тысячи видов растений и животных. (Байкал)

  2. Река в Сибири, берущая начало из слияния двух крупных рек Алтая. (Обь)

7.

Все-все – на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.…


Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.


Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.


«Не навреди» -

  1. Почему нельзя брать яйца из гнезда?

(Птица может оставить гнездо)

  1. Почему нельзя рвать первоцветы? (Многие из них стали редкими и занесены в красную книгу)

  2. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)

  3. Почему нельзя убивать шмелей? (Они опыляют растения)



8. «Мир птиц» - определить по звукам голоса что это за птица.


10. «Зоотеатр» - изобразить животных, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.

- Летящий клин журавлей

- Добывающих еду аистов

- Токующих глухарей

- Утку с выводком

- Муравьи на охоте

- Поющего скворца


  1. «Помоги цветам» - на поляне отдохнули туристы, и скромные фиалки оказались завалены горами мусора. Собрать мусор с завязанными глазами, не повредив при этом цветы.



12.Конкурс капитанов:

Из слова «Одуванчик» составить как можно больше слов.

Представление плаката, поздравления

  1. «Вопрос на засыпку»

В этом конкурсе вам предоставляется возможность догнать и обогнать соперников.

На вопросы нужно отвечать быстро и четко. Первым отвечает первая команда, затем вторая, опять первая, затем опять вторая и т.д.

1.Какие существа имеют три сердца? Ответ: осьминоги, каракатицы, кальмары.

2. У какого животного цвет жира зеленый? Ответ: крокодил.

3.Название, какого растения связано со звоном? Ответ: колокольчик

4.Какая самая мелкая птица? Ответ: колибри

5.Самое быстрое животное суши? Ответ: гепард, 110 км в ч.

6.Какая нить в природе самая тонкая? Ответ: паутина.

7.Какая змея плюется? Ответ: кобра.

8.У кого самый большой язык? Ответ: муравьед.

9.Где у кузнечика ухо? Ответ: на ноге.

10.Какие ноги жирафа длиннее? Ответ: передние.

11.У каких птиц крылья покрыты чешуей? Ответы: пингвины.

12.У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? Ответ: одинаково.

13.Растет ли дерево зимой? Ответ: нет.

14.У какого животного цвет жира зеленый? Ответ: крокодил.

15.Есть ли у улитки зубы? Ответ: да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке. Каждый ряд содержит по 105 зубов, в сумме 14175!

16.Какие земноводные животные переодеваются - меняют кожу четыре раза в год и всякий раз съедают предыдущую. Ответ: лягушки.

17.Где хранит свои запасы воды верблюд? Ответ: в крови.

18. Самая крупная человекообразная обезьяна. Ответ: горилла.

Ведущий: Итак давайте подведем итоги всех конкурсов, посчитав баллы.

(Подводятся итоги. Награждают победителей)


Ведущий:

Природа величава, богата, но в то же время хрупка и очень ранима. И зеленый лес, и речка за околицей, и муравейник нуждаются в нашей защите. Все любят природу, но, к сожалению, не все берегут ее. Я хочу, чтобы вы посмотрели, как прекрасна наша земля( слайд)

И сделали выводы для себя.

( Учащиеся высказывают свои мнения)


1.Не сори там, где живёшь.

2.Не разоряйте гнезда.

3. Не лазайте на деревьях, помните они тоже живые.

4. Зимой не забывайте делать кормушки для птиц.

5. Не вредите никаким животным.

6. Не лишайте землю красоты


Ребята! Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу

З е м л ю. Берегите каждое дерево, каждый к у с т и к! Не рвите ц в е т ы, не ломайте д е р е в ь я, не разоряйте г н е з д а! Пусть каждый из вас посадит д е р е в о, ц в е ты и ухаживает с любовью за ними . Ведь от каждого из нас зависит будущее н а ш ей

п л а н е т ы, будущее родной Земли.

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Всё, что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

КОДЕКС ЧЕСТИ ЖИТЕЛЯ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ


Я ДИТЯ ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я



  • ЛЮБЛЮ НЕБО, ЗВЕЗДЫ, МОРЕ И ЗЕМЛЮ;



  • РАДУЮСЬ СОЛНЦУ, ДОЖДЮ, СНЕГУ И ВЕТРУ;



  • НЕ ТОПЧУ ТРАВУ, НЕ ЛОМАЮ ДЕРЕВЬЕВ, НЕ РАЗБРАСЫВАЮ МУСОР;



  • НЕ ОБИЖАЮ ЖИВОТНЫХ;



  • Я ЦЕНЮ ЖИЗНЬ; ЗАМЕЧАЮ И ПРИВЕТСТВУЮ ЛЮБОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ;



  • ПЕРЕЖИВАЮ ЗА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ, СОДЕЙСТВУЮ ЕЕ ПРИУМНОЖЕНИЮ;



  • УМЕЮ ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ;



  • НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ.