shkolageo.ru 1

ТЕЗАУРУС

(в помощь педагогу дополнительного образования,

тренеру-преподавателю)


Тезаурус – понятийно-терминологический аппарат, подборка понятий по строго определенной проблематике или сфере профессиональной деятельности.


Осваивая концепцию педагогики дополнительного образования, развивая ее в практическом либо теоретическом плане – Вы, вне всякого сомнения, можете по мере необходимости существенно расширить, углубить предлагаемый объем понятий и терминов.

Приводимые понятия даны, прежде всего, как инструмент совершенствования практического психолого-педагогического опыта. В более детальной научной проработке приводимых понятий, безусловно, есть огромное число смысловых оттенков, с которыми, по мере необходимости, Вы можете познакомиться самостоятельно, используя для этой цели различные словари.


Агрессивность – действия человека, направленные на причинение вреда каким-либо людям либо материальным объектам. Брутальная агрессивность – высшая степень немотивированной агрессии, отличающейся особой жестокостью, необузданностью производимых действий.


Аддиктивное поведениезависимое поведение. Одна из принципиально возможных форм характеристики доминирующего способа жизненного самоосуществления человека, в том случае, когда она предопределена выраженной зависимостью от какого-либо фактора, будь то никотин, алкоголь, наркотики, сексуальные отношения, компьютер, чтение книг, поведение какого-либо человека или, наконец, вида трудовой или досуговой деятельности (в том числе, вероятно, и творческой).

Асоциальное поведениеповедение, имеющее антиобщественную направленность, не согласуемое с нормами общественной морали и права.



Аффекткратковременная и сильно выраженная эмоциональная реакция, которая сопровождается нарушениями как в произвольно-двигательной сфере так и в сфере вегетативных реакций. Аффект в подавляющем большинстве случаев нарушает и протекание высших нервных процессов.


Воспитательная системапедагогически упорядоченная совокупность компонентов единого в своей сути воспитательного процесса; как правило, включает в себя следующий ряд доступных педагогическому регулированию элементов: содержание воспитания, его цели, задачи, условия, принципы, средства, формы, методы и результаты.


Гиперсоциализацияособый эффект социализации, следствие неправильного воспитания ребенка, недопустимого подавления его инициативы и воли. Проявляется в ситуативно неоправданной пассивности ребенка, его безынициативности, желании слепо следовать за авторитетом старшего, его наставлениями.


Двусторонний характер процесса обучения. Условное структурное расчленение целостного в своей основе процесса обучения на две составные части – деятельность преподавания (профессиональную деятельность педагога) и деятельность учения (учебно-познавательную деятельность обучающихся в образовательно-воспитательном пространстве конкретного детского объединения).


Деструктивно действующее воспитательное поле – социально-педагогический феномен, означающий особого рода сочетание негативно действующих воспитательно-направленных факторов внешней среды, препятствующих целостно-гармоничному развитию личности, ее росту, естественному жизненному самоосуществлению.

Дополнительное образованиеособая сфера государственной системы образования, изначально ориентированная на свободный выбор самим ребенком видов и форм деятельности, развитие своих познавательно-творческих способностей и дарований. В центре пристального профессионального внимания специалистов УДО – формирование ценностных ориентаций ребенка, развитие его интересов, склонностей и способностей, выходящих за рамки государственного стандарта общего образования.



Дидактикараздел педагогики, изучающий сущность, закономерности, принципы, содержание, формы, средства, методы и результаты обучения. Синоним – теория обучения.


Дидактическая система – система обучения, имеющая развернутое концептуальное научно-теоретическое обоснование.


Иерархизация - выстраивание некоторой совокупности фактов, предметов, явлений в порядке значимости по тому или иному специально избранному основанию.


Личностно-созидающий подход – методологический принцип, предопределяющий стратегию и тактику всех профессиональных действий. Означает изначальную устремленность педагога на созидание растущей личности, ее непрерывный рост как «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности. В реализации этого подхода индивидуально-личностное начало в ребенке становится неоспоримым приоритетом, задающим не только основные контуры индивидуального образовательного стандарта, но и общую логику целевой устремленности процесса обучения в том или ином конкретном детском объединении.


Метод (педагогический) – способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленный на решение задач воспитания или обучения.


Метод исследования – способ получения новой информации о педагогической действительности.


Методика обучения – прикладная область научно-педагогического знания, рассматривающая специфические особенности проявления общедидактических закономерностей в конкретной сфере предметного обучения.

Модель (педагогическая) – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая способна заместить сложный в структурном отношении педагогический объект и дать о нем новую информацию. Бывает словесно-описательная, графическая, объемная, динамическая, статистическая и др.


Мониторинг (педагогический) – регулярное, по унифицированной схеме проводимое отслеживание динамики происходящих изменений в каком-либо педагогическом объекте.


Мотив – внутренне побуждение субъекта к активным действиям.


Навыки автоматизированные действия.


Образовательная программа – нормативно-констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса.

Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Руководитель образовательного учреждения утверждает своей подписью каждую из реализуемых учреждении образовательных программ.


Образование – результат обучения и воспитания.


Образовательный стандарт – эталонный уровень образования, принятый в данном обществе, на исторически конкретный отрезок времени.


Онтогенез – индивидуальный путь психофизиологического развития ребенка; процесс развития основных структур психики индивида в течение жизни.


Оптимальный – наилучший в данных конкретных условиях, дающий максимальный воспитательно-образовательный эффект при минимально необходимых затратах имеющихся ресурсов и профессиональных усилий педагога.

Педагогические принципы – основополагающие идеи, которыми руководствуется педагог, решая воспитательно-образовательные задачи. В зависимости от профиля задач различают принципы воспитания – идеи, в опоре на которые решаются воспитательные задачи, и принципы обучения – идеи, предопределяющие действия педагога в решении им задач обучения.



Персонификация – стремление личности персонифицировать себя, потребность заявить о себе в микросоциуме как уникальный феномене, своими мыслями и поступками отразиться в сознании и поведении окружающих людей.


Прием (воспитания, обучения) – элемент, деталь метода.


Профессионализм – особого рода характеристика опыта профессиональной деятельности педагога, заключающаяся, в основном, в умении профессионально грамотно ставить и решать воспитательно-образовательные задачи без ущерба для развития личности ребенка. Одновременно, профессионализм означает высокую степень морально-этической ответственности за результаты обучения и воспитания. Профессионализм также есть умение на современной научно-методической базе проектировать, осуществлять и объективно оценивать полученные воспитательно-образовательные результаты.


Растущая личность – многозначный термин, фиксирующий, прежде всего, естественное состояние ребенка – его устремленность к интенсивному росту, развитию, непрерывному обогащению своего жизненно-творческого опыта. Педагог, в этой связи, призван всемерно поддерживать эту психологически здоровую тенденцию созидательно-конструктивными методами работы, гармонизующими ход такого личностного развития ребенка.


Рефлексия (педагогическая) – процесс самосознания педагогом логики своих состояний, мыслей и действий в ходе воспитания и обучения детей.


Сензитивный период – период повышенной чувствительности субъекта к влиянию того или иного фактора психофизического развития.

Системное реагирование в педагогике дополнительного образования означает оперативные динамические и структурно-функциональные изменения в системе какого-либо уровня (методической, дидактической, воспитательной, организационно-управленческий), осуществляемые не поэлементно, а целостно, всеми компонентами системы в ответ на резко меняющуюся образовательно-воспитательную ситуацию; иными словами, мобильное изменение состояния той или иной системы.



Социализация – процесс усвоения растущей личностью социального опыта. Педагог, решая воспитательно-образовательные задачи, реально ощущает присутствие феномена социализации по двум встречным, противоречивым действующим тенденциям: с одной стороны – дает о себе знать тенденция к социальной типизации личности, т.е. к стихийному, но всегда произвольному, не всегда в полной мере контролируемому сознанием усвоению ребенком доминирующих ценностей и норм поведения той или иной конкретной социальной группы, и, с другой стороны, тенденция к индивидуализации как изначально присущему каждой личности стремлению проявить свою личностную уникальность, неповторимость. Вторая из указанных тенденций – предмет особой профессиональной заботы педагога.


Тест (тестирование) – способ изучения и измерения сложных свойств и качеств личности или какой-либо социальной группы; применяется, как правило, в тех случаях, когда интересующие исследователя свойства и качества не поддаются изучению с помощью непосредственного наблюдения. Тест чаще всего имеет вид «батареи» относительно простых показателей (индикаторов). В своей совокупности индикаторы как элементы изучаемых свойств и качеств дают возможность создать итоговую шкалу и осуществить необходимые обобщающе-оценочные процедуры.


Технология (педагогическая) – алгоритмизированная последовательность педагогических действий, гарантирующих, при соблюдении заранее оговоренных принципов и условий, получение необходимого педагогического результата.

Понятие «технология» заимствовано педагогической наукой из технократических областей производственной деятельности человека, где оно обозначает, - четко разработанный и неукоснительно выполняемый порядок действий, гарантирующий получение продукта строго определенного качества, с предельно точно обозначенными характеристиками и параметрами.


«Технологичность» сегодня означает в педагогике максимальную эффективность, гарантируемость результата, его воспроизводимость при соблюдении изначально выделенных условий и выполнении предписанной последовательности необходимых педагогических действий.

При подготовке авторской педагогической технологии создается технологическая модель-схема, иллюстрирующая динамику поэтапного продвижения в обучении к заранее намеченной цели.



Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, традициям, чувствам, мнениям, идеям, убеждениям.


Установка социальная – ценностное отношение личности как субъекта активности к тому или иному социальному объекту; выражается в фиксированной (на сознательном или бессознательном уровне) готовности определенным образом реагировать на него (например, положительно или отрицательно).


Установка культурная – ценностное отношение личности как субъекта активности к тому или иному объекту культуры; выражается в сознательно или бессознательно предопределенной готовности определенным образом реагировать на конкретные явления и феномены культурной деятельности человечества.


Учебно-методический комплекс – всегда органическая часть образовательной программы. Он «погружен» в нее, из нее «вытекает» и ее обслуживает. Это – специфическое инструментально-дидактическое и технологическое средство обеспечения эффективности профессиональной деятельности педагога.

Учебно-методический комплекс есть всегда плод достаточно продолжительных теоретических размышлений и практических исканий автора, следствие системно организованной и непрерывно совершенствуемой профессиональной деятельности.

Это и авторские теоретические разработки, и специально созданные серии тестовых диагностических заданий, и укомплектованные подборки развивающих дидактических игр, и обучающие творческие задания, и упражнения на печатной или компьютерной основе, и методические указания (схемы) для педагога, и наглядно-иллюстративные плакаты, и хрестоматии, и звуковые аудиокассеты, и различного рода видеопродукция, и опорные учебно-технологические схемы для обучающихся и педагога, и комплексы учебно-игровых заданий, и многое-многое другое.


В целом же, в учебно-методическом комплексе должна «работать» некая объединяющая его сквозная методико-педагогическая идея, являющаяся для педагога-практика, как говорится в академической науке – системообразуюшей.


Учебно-воспитательный процесс – процесс обучения и воспитания в их диалектическом единстве.


Школьная дезадаптация – поведение ребенка-индивида неадекватное нормам и требованиям школьной системы образования.


Целевая задача – задача, самым непосредственным образом «работающая» на достижение поставленной цели. Специфика целевых задач обнаруживает себя при их сопоставлении с задачами косвенного типа, опосредованно решающими данную цель.


Ценностные ориентации растущей личности – предпосылка и результат воспитания ребенка; изучение и приведение изначально существующих у ребенка разрозненных ценностей в упорядоченную гуманистически ориентированную систему есть, в самом широком значении слова, основное содержание и центральная стратегическая задача воспитательной работы педагога в учреждении дополнительного образования.


Эгоизм – деструктивного вида принцип жизненного самоосуществления, основанный на себялюбии и своекорыстии: гипертрофированная забота о своем «Я» и его интересах даже в ущерб для благо других.


Эмпатия – в переводе с греческого означает сопереживание. Особо важная для педагога способность, выражающаяся в умении постичь эмоциональное состояние другого человека, в особенности – ребенка, проникнуть в мир его чувств и, принимая их во внимание, организовать оптимальным образом учебно-воспитательный процесс.


Эмпирический педагогический феномен – любое педагогическое явление, данное нам в ощущениях и не являющееся продуктом умозрительного домысливания и интеллектуального конструирования.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования/ Л.И.Боровиков. – Новосибирск.: НИПКиПРО, 2002. – 158с.


Уважаемые коллеги!


У Вас есть теперь весьма приятная возможность продолжить далее составление своего «персонального» тезауруса, включив в него встретившиеся Вам или часто употребляемые педагогические понятия, термины или лексические обороты. Продолжение данного списка – это реальный путь сделать дальнейший шаг в строну своего интенсивного профессионального развития. Успехов, Вам, в добром начинании!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________