shkolageo.ru 1

Консультация для воспитателей

Тема: «Виды и методы закаливания в детском саду»


Руководитель физвоспитания Жукова И.Н.


Закаливание в детском саду – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний у детей.

В Уставе « Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Руководствуясь выше названными документами, была составлена система закаливающих мероприятий в детском саду с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, режимных моментов, сезонных явлений. Так что же такое закаливание? ЗАКАЛИВАНИЕ  - это система закаливающих  мероприятий в режиме дня ребёнка, а не использование отдельных закаливающих  процедур.

Закаливание детей в современных условиях.

Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых  респираторных заболеваний.


Правила и противопоказания


Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях.

Во-первых, закаливание в детском саду должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Во-вторых, закаливание в детском саду начинается со слабых раздражителей и затем переходит к сильным. Это касается постепенного понижения воды, например, в ванночках для ног или температуры в помещении.

В-третьих, закаливание в детском саду должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка, за который во многом ответственнен воспитатель. Воспитатель должен показывать пример - если нужно растереть руки снегом, то дети сделают это упражнение намного охотнее под руководством воспитателя, который и сам выполняет это упражнение.


В-четвертых, на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач.

Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:


  • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

  • если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

  • карантин в детском саду,

  • повышенная температура у ребенка вечером,

  • страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливающие процедуры



  • Утренняя гимнастика

  • Бодрящая гимнастика после дневного сна

  • Ходьба по массажной дорожке босиком после дневного сна;

  • Водные процедуры – мытье рук до локтя после дневного сна;

  • В теплое время года: дневной сон с открытыми форточками

  • солнечные процедуры.

Для контроля температурного режима при закаливании термометр помещают на уровне роста ребёнка на внутренней стене помещения.

Сразу после дневного сна в помещении спальни с детьми  проводится комплекс физических упражнений, включающих в себя:

  • Потягивание

  • Дыхательные упражнения

  • Движения, формирующие осанку и свод стопы - хождение по массажной дорожке.

Младший возраст -5мин. Старший возраст – 8 минут.

Закаливание ребёнка на открытом воздухе проводится во время прогулок. При этом  нужно соблюдать правильную двигательную активность детей. Одежда ребёнка должна соответствовать сезону и обеспечивать свободу движений. Дети до 4 лет выходят на обычную прогулку зимой  в безветренную погоду при температуре воздуха -15 градусов, 5-7 лет – до – 20 градусов. При более низких температурах и сильном ветре время прогулки сокращается. 

Методика проведения закаливающих процедур после дневного сна в группе




  • Температура воздуха в группе  +19-20*

  • Одежда детей: трусы, майка.



Правила организации физических упражнений:



  • Количество повторений каждого упражнения – 4-5 раз;

  • Темп выполнения – медленный;

  • Характер движений – плавный;

  • Каждый блок упражнений должен сопровождаться мышечным напряжением и заканчиваться мышечным расслаблением, т.е. ребенок должен чувствовать амплитуду движений.

  • Дыхание – спокойное, носовое, без задержки в ходе упражнения (на раз – вдох, на два – выдох);

  • Упражнения воздействуют:

  • на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук;

  • упражнения проводятся на все группы мышц,  включая и упражнения для глаз.

  • упражнения  начинают проводить, когда ребенок только что проснулся, но еще лежит в кровати, при этом сохраняется возможность для того, чтобы дети просыпались постепенно;

  • на последнем этапе используются упражнения на развитие двигательных навыков.



Хождение по массажной дорожке

  • В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

  • По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.


После окончания упражнений, дети выполняют водные процедуры – умывают лицо и руки до локтей.