shkolageo.ru 1

Педсовет «Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения»


Тема: Введение ФГОС на ступени начального общего образования 1


СЛАЙД.2

За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Стандарт второго поколения ориентирован на результаты образования, где развитие личности обучающего строится на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

СЛАЙД3

Полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1. познавательные и учебные мотивы;

2.учебную цель;

3. учебную задачу;

4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

предполагает достижение умения учиться

СЛАЙД.4

Переход от ЗУН к подготовке учащихся к реальной жизни потребовал разработки нового стандарта образования. В чем же различия стандарта первого поколения и нынешнего?

Небольшая историческая справка.

Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году (ст. 7).


В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1998 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов общего образования (ГОС)


Изменение структуры стандарта.


· Обязательный минимум содержания

Обязательный минимум содержания образования определяет содержание обучения обязательное для всех учащихся. Этот уровень должен быть достигнут при изучение базового курса любого предмета на базовом или профильном уровне.

· Максимальный объем учебной нагрузки.

· Требования к уровню подготовки выпускников

устанавливают уровень, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение качественного общего образования.

· Требования к структуре основных общеобразовательных программ (ОП)

· Требования к результатам освоения основных ОП (личностные, предметные и метапредметные)

· Требования к условиям реализации основных ОП

СЛАЙД Так называемая «Система трех Т»

СЛАЙД. 5

Система трех «Т» характерна как для стандарта НОО, так и для стандарта ООО.

СЛАЙД.6

Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября . № 373.

Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря . № 1897 .


Между стандартами НОО и ООО много общего

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, и он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. прописан «портрет выпускника основной и начальной школы».


1. Целью образования для каждой ступени образования являются -

достижение выпускником планируемых результатов

2. Начальная школа. Учебный план экспериментальных классов в соответствии с БУП состоит из инвариантной и вариативной частей. (Сейчас: «Школа России», ).

2011-2012 гг: «Школа России».

Инвариантная часть учебного плана представлена следующими учебными предметами: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физическая культура. Первоначальные основы компьютерной грамотности ученик будет изучать теперь на уроках математики.

Вариативная часть учебного плана называется «Внеурочная деятельность». Вариативная часть призвана реализовывать требования Стандарта и обеспечивать развитие личности обучающегося.

Основная школа.

БУП пока не опубликован.

3. Фундаментальное ядро образования это документ для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов - определить: систему ведущих идей, целей, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; состав ключевых задач, обеспечивающих формирование УУД, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

4.Примерные программы по отдельным  учебным предметам

В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №2080 от 24 декабря 2010г.) в разделе «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту НОО» выделены четыре системы учебников «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2011», которые включают в себя завершенные предметные линии, т.е. замена учебников из других УМК недопустима. Линия «Перспективная начальная школа» и система Л.В. Занкова состоит из учебников завершенной предметной линии, что тоже не допускает смешивание учебников разных УМК, за исключением учебников иностранного языка.


5. Структура ООП 7

СЛАЙД.

6 Требования к результатам освоения ООП 8

СЛАЙД.


7 Изменение приоритетов в образовании 9

В настоящее время разрабатывается проект стандарта среднего (полного) общего образования.

Особенностью предложенного проекта стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 классы) является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.


При формировании проекта стандарта ООО учитывался мировой опыт, а также результаты проведенных в предыдущие годы в системе российского общего образования экспериментов, в том числе по введению профильного обучения на старшей ступени школы. Они наглядно показали, что на ступени основного общего образования (5-9 классы) обучающиеся уже получили базовые знания по всем учебным предметам (русский язык, литература, иностранный язык, история России, математика и т.д.). Таким образом, в старшей школе у обучающихся появляется возможность выбрать учебные предметы и уровень их изучения с учетом своих склонностей, потребностей и профессиональной ориентации

оптимальное количество учебных предметов на старшей ступени обучения при учебной нагрузке не менее 30 и не более 36 часов в неделю не должно превышать 9–10 предметов. При этом разгрузка обучающихся происходит, главным образом за счет предоставления им возможности изучения предметов на разных уровнях с учетом их индивидуальных образовательных потребностей при сохранении гарантированного общеобразовательного уровня знаний и компетенций по всем традиционным для школьного образования предметным областям.



Согласно приказу МОН РФ №373 от 6.10. 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», п.1 приказа МОН КБР № 273 от 08.04.2010 года «Об организации отработки федерального государственного стандарта начального общего образования на территории муниципальных образований », в МКОУ «Тягунская СОШ» осуществляется введение в 1-м классе федерального государственного образовательных стандартов начального общего образования.

В ходе введения проведена следующая работа:

Слайд. 10

1. Создан банк нормативно-правовых документов

2. Внесены изменения в Устав школы, разработано Положение о текущей и промежуточной аттестации новых ФГОС НОО в МКОУ «Тягунская СОШ ».

3. Разработана образовательная программа начального общего образования.

Конечно, она несовершенна и , скорее всего, потребует доработки по результатам этого года.


    1. Организована внеурочная деятельность учащихся.


Слайд.

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (Воробьева Е.А.)

Модель организации внеурочной деятельности( Сообщение — Перминова Н.Н.)


Слайд.

. Соответствие должностных инструкций работников ОУ нормативным требованиям.

. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО

Общеобразовательное учреждение оснащено в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.


7. Организация учебного процесса.

В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2011-2012 год была проведена оценка работы учителя, реализующего ФГОС.

В ходе проверки администрацией школы были посещены уроки, проверена организация внеурочной деятельности. Учителем - проведена оценка уровня развития универсальных учебных действий учащихся.


В ходе посещения уроков выявлено, учитель, работающий в 1-м классе строит образовательный процесс согласно требованиям ФГОС.


. Обмен опытом

Обеспечение участников образовательного процесса УМК нового поколения.

Слайд.

Оценка уровня развития универсальных учебных действий. (Сообщение — Замятина Р.А.)


Внедрение новых ФГОС является теперь уже не далекой перспективой, а жизненной реальностью. В следующем учебном году в МКОУ «Тягунская СОШ» по новым стандартам будут обучаться учащиеся 1-2- классов, работать 2 педагога начальных классов.


Проект решения педсовета.

Заместителю директора по УВР Емельяновой Б.С.. :


провести родительское собрание с родителями будущих первоклассников с целью ознакомления с особенностями обучения их детей согласно стандартам второго поколения;

продолжить формирование учебно-воспитательного процесса в начальной школе согласно требованиям ФГОС второго поколения.


разработать план методической работы на 2012-2013 учебный год по обеспечению сопровождения введения ФГОС на начальной ступени обучения.


Руководителю ШМО учителей начальных классов на заседании ШМО рассмотреть содержание урока в условиях внедрения ФГОС