shkolageo.ru 1

Ведмицкая Валентина Эвальтовна, учитель технологии и ИЗО.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №2 п. Первомайский Оренбургского района».


Тема урока: «Моделирование фартука».

Цель урока: научиться простейшим приемам моделирования фартука.

I. Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке вы начинаете изучать новый, очень интересный раздел «Моделирование»

II. Повторение

Но мы не можем приступить к изучению новой темы, не повторив темы предыдущих уроков. А для этого я хочу вам предложить поиграть в очень интересную игру «Умники и умницы», и заодно узнать, что вы знаете. Для этого мне нужны три человека. Кто из вас желает поиграть? Представить учащихся.

Напомню условия игры: на полу у нас размещены три дорожки. Нужно дойти до конца дорожки, ответив на все вопросы. Кто пойдет по первой дорожке, отвечает только на один, но самый сложный вопрос. Кто пойдет по второй дорожке, отвечает на два вопроса средней сложности. Кто пойдет по третьей дорожке, отвечает на три самых легких вопроса. Оценивать вас будет класс с помощью сигнальных карточек (красная – оценка «5», желтая – «4», синяя – «3», черная – «2»). Займите понравившиеся вам дорожки.


1-й ученик

2-й ученик

3-й ученик

Назвать все конструктивные линии фартука

Что такое мерки?

Какую функцию выполняет

фартук в одежде?




Какие мерки необходимы

для построения чертежа фартука?

Из какой ткани лучше шить фартук?








Чем можно украсить фартук?




    Что мы поставим первому участнику? Второму? Третьему?

    Молодцы ребята! Напомнили нам предыдущий материал.


III. А сейчас мы переходим к новой теме. Давайте запишем ее в тетрадь.

Тема нашего урока: «Моделирование фартука».

Главная цель нашего урока: научиться простейшим приемам моделирования фартука.

Мотивация: вы видите различные модели фартуков. Все они моделируются на основе чертежа, который вы строили на предыдущих уроках. Обратите внимание на фартук, который находится на манекене (манекен 1). Этот фартук изготовлен без изменения чертежа выкройки фартука, а все остальные путем моделирования приобрели новую форму. Каждый человек хочет, и стремиться быть индивидуальным, т.е. не похожим на остальных, и это проявляется в его характере, поведении, а также в одежде. Благодаря разделу «Моделирование» вы сможете шить себе одежду, учитывая особенности своей фигуры, своего вкуса.

Как вы думаете, когда появился фартук? Это была женская или мужская одежда? Какая страна считается родиной фартука? На эти вопросы я попытаюсь вам ответить. Необходимо будет обратиться к истории.

Древнеегипетская цивилизация оставила миру красивейшее культурное наследие. Внешний облик и одежда для знатных египтян играли очень большую роль. Всю красоту и великолепие древнеегипетского костюма можно наблюдать по многочисленным фрескам, папирусам, рельефам и статуям, дошедшим до нас из той далекой эпохи.

Климат в долине Нила вообще не требовал одежды – вполне достаточно было незатейливого «пояска с полоской» из кожи или сплетенных стеблей тростника. В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась поясом – тонким ремешком или роскошно декорированной лентой, завязанной спереди. Набедренное прикрытие собиралось в складки. Передняя его часть расширялась книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. Вместе с повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили передник. Он представлял собой кусок ткани, средняя часть которого, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальное же оборачивалось вокруг тела. Схенти фараона (главы государства) был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного; (Египет – родина льна) или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. Еще более простой была одежда рабов - небольшая повязка из очень грубой небеленой ткани или кожи. Цветную одежду долгое время носили только привилегированные слои общества - крупные землевладельцы, жрецы, придворные.


Как мужская одежда передник был не только в одежде древних египтян, но и у японцев, турецких янычар, ассирийцев.

Затем передник появляется в женской одежде и служит для защиты передней части одежды от загрязнения.

Фартук сейчас не в почете - превратился в хозяйственный передник, а когда-то был богато украшенной ложной юбкой, которую прикалывали булавками к верхней юбке - по французской моде 17 века.

Фартуку уделяли внимание не только художники на своих полотнах, но и писатели в художественных произведениях. Послушайте одну выдержку.

Бабушка распрягала коня.

- Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!

Огромный Шарап, взмахивая густою гривой, цапал ее белыми зубами за плечо, срывал шёлковую головку с волос, заглядывал в лицо ей веселым глазом и, встряхивая иней с ресниц, тихонько ржал.

- Хлебца просишь?

Она совала в зубы ему большую краюху, круто посоленную, мешком подставляла передник под морду и смотрела задумчиво, как он ест. (М.Горький «Детство»)

Русский народный костюм – источник вдохновения для художников-модельеров. Основой этого костюма является фартук или завеса. Форма этих фартуков повторяется и в современном костюме. Фартуки в народных костюмах богато украшались, декорировались и являлись дополнением к костюму.

В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, женские, мужские, школьные и др. Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, – утилитарность (имеющий практическое применение), эстетичность.

Когда я вам все это рассказывала, я упомянула два новых для вас понятия «модель» и «моделирование». Запишем определения этих понятий себе в тетрадь, а на следующий урок вы эти определения выучите.

Модель – это образец изделия. Фартуки на манекене - это модели.

Моделирование – это изменение выкройки в соответствии с выбранной моделью.


Прежде чем взяться за шитье изделия, необходимо, создать его художественный проект, или попросту эскиз (рисунок), – этот этап называется художественным моделированием. Затем разработать путем расчета или макета складки, сборки, кокетки, карманы, подрезы и так далее – это техническое моделирование.

Обратите внимание на доску. Вы видите, что на основе кармана квадратной формы можно получить различные модели карманов путем моделирования. Путем моделирования можно изменить и нижнюю часть фартука, и его нагрудник. Придумывая модели изделий, необходимо учитывать назначение изделий, свойства тканей, из которого будет изготавливаться данное изделие, знать основы цветоведения, направление моды. Детали изделия по форме и цвету должны сочетаться между собой.

IV. И так рассмотрим элементы технического моделирования.

Решив, какого фасона шить фартук, сначала надо его нарисовать. Рисунок выполняют в виде эскиза, на котором должны быть четко видны форма деталей фартука и его отделка. Эскиз лучше выполнять в цвете. Затем необходимо нанести фасонные линии на основной чертеж фартука, отдельные детали должны сочетаться между собой по форме.

Задание на закрепление:


1. Выполните задание и определите, какие фасонные изменения внесены в данные модели и назовите их. Комментарии учителя.

Вывод правил моделирования

2. Теперь попытаемся вывести правила моделирования, а для этого вам нужно выполнить задания по карточкам № 1, 2, 3.

Правила моделирования:


Скажите, ребята, в чем заключаются правила моделирования?


    Сочетаемость деталей;

    Соблюдение пропорций;

    Исключение перегрузки модели лишними деталями.



Пришло время вам отдохнуть. Займемся зарядкой

Физминутка (показывает учитель)

Мы не будем торопиться.

Разминая поясницу,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(повороты туловища в стороны)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей,

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

( вращение головой в стороны)

Приседания у нас,

Приседает целый класс.

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

(приседание)

От разминки польза есть?

Что ж, пора за парты сесть.

Продолжим наш урок.

Отделка изделия

Одежда, как вам известно, тесно связана с модой, которая отражает определенные, характерные для данного времени и общественных условий представления людей о красоте. С развитием человеческого общества эти взгляды изменяются, а, следовательно, постоянно меняется и мода. Умение хорошо одеваться – своеобразное искусство. Для того чтобы овладеть им, необходимо не только знать требования моды, но и воспитывать собственный эстетический вкус. В воспитании вкуса большую роль играет знакомство со всеми видами искусства, законы которого основаны на понимании меры и гармонии. Одним из проявлений хорошего вкуса в одежде является ее отделка.

Вопрос: Как вы думаете, что нужно учитывать при выборе отделки?

Отделка должна сочетаться с основной тканью изделия. Отделка тесьмой с рисунком, пестрой тканью или вышивкой подходит к изделиям, сшитым из гладкокрашеной ткани, а изделия из напечатанной ткани лучше отделывать гладкокрашеной тканью или одноцветной тесьмой, которые должны сочетаться с цветом основной ткани.

Д

Цветовой круг

ля подбора цвета можно использовать цветовой круг. Все цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические (не цветные). Хроматические цвета – это семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основные из них – красный, желтый, синий, а остальные можно получить смешением двух основных цветов. Ахроматические цвета – белый, серый, черный. Цвета, расположенные в цветовом круге один против другого (красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой), называют дополнительными. Откройте учебник и рассмотрите цветовой круг.

Виды отделки фартука

Отделкой для фартука могут служить вышивка, тесьма, ткань другого цвета, отделочные детали, аппликация, кружево.

Задание на закрепление:

3. Выполните задание по карточке № 4

Подберите вид отделки


    для фартука выполненного из гладкокрашеной (однотонной) ткани;

    для фартука выполненного из ткани с рисунком

Рассказ о профессиях

Вопрос: Скажите ребята, как называется профессия людей, которые занимаются моделированием?

В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты:

    художник- модельер, который создает модели, учитывая при этом направление моды, назначение моделей, для кого они предназначены, из какой ткани будут изготовлены, условия эксплуатации, вид художественной отделки (декоративные строчки, вышивка, аппликация, сутаж, тесьма и др.), цветовое решение, фурнитуру;

    художник-конструктор воплощает идеи художника-модельера в чертежи и выкройки;


    технолог швейного производства, определяет способы изготовления швейных изделий;

    швея непосредственно выполняет швейные операции.


Сегодня мы знакомимся с профессией художник-модельер, т.к. это связано с темой нашего урока. С остальными профессиями мы познакомимся ближе на следующих занятиях.

Вопрос: Назовите имена известных модельеров

Известные художники-модельеры:

Отечественная школа моделирования основывается на идеях и разработках первого русского художника-модельера Надежды Петровны Ламановой. Ее принцип: «Для чего создается костюм, для кого, из чего» – не потерял актуальности и сегодня.

Н.П.Ламанова (1861-1941)

Г.Шанель (1883-1971)

К.Диор (1905-1957)

П.Карден(1922)

В.М.Зайцев

В.Юдашкин (1963)

V. Сейчас вы тоже сможете побывать в роли художников-модельеров. Первую модель вы выполните вместе со мной, а уже следующую будете выполнять самостоятельно. При выполнении работы вы будете использовать ножницы, поэтому необходимо соблюдать определенные правила при работе с ними.

Правила безопасности при работе с ножницами:

    учитель подает ножницы лезвиями вперед (ученики комментируют ошибку);

    кто мне напомнит правила работы с ножницами?


1. Соблюдай порядок на рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Храни ножницы в укладке острыми концами вниз.

4. Подавай ножницы кольцами вперёд.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Не держи ножницы концами вверх – можно поранить глаза.

7. Работай ножницами на своём рабочем месте.

8. Не режь ножницами во время ходьбы.

9. При резании держи материал в левой руке так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.

10. Не подходи к ребятам во время работы с ножницами.

11. Во время работы с ножницами клади их справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы.

12. Перед работой проверь исправность ножниц: не работай инструментами с тупыми лезвиями.

13. Не работай ножницами с ослабленным креплением.


Работать мы будем по следующему плану. У каждого он есть на парте.

Этапы моделирования фартука:

1. Нарисовать эскиз модели

2. Описать модель

3. Внести изменения в чертеж-основу

4. Изготовить выкройку

Выполнение практического задания

4. Изменение формы деталей фартука

а) задание выполняется вместе с учителем;

Настало время выполнить самостоятельно работу по моделированию. Она может выполняться на компьютере при помощи готовых форм или выполнить ручным способом по вашему желанию. По окончанию самостоятельного задания, выполнить тестовое задание. Для этого поднимите руку, и я вам помогу в этом.

б) задание выполняется самостоятельно (на компьютере с использованием готовых форм);

в) выполнить тестовые задания.

VI. Подведение итогов

Сегодня на уроке вы показали свои знания и умения, а теперь настало время оценить ваши успехи. Для этого в контрольную карточку (на столе) внесите оценки по каждому виду работы.

Выставить оценки в контрольную карточку, прокомментировать оценки за теоретические знания и практическое задание. Выставить оценки в дневник.

Контрольная карточка выполняемых заданий


по теме урока «Моделирование фартука»


Фамилия, имя

класс

Виды заданий/оценка

устный ответ

К- №1

К-№2

К-№3

К-№4

тест

итоговая

оценка

практическая

работа































Рефлексия


  1. Понравился вам урок?

  2. Что нового вы узнали?

  3. Какой момент урока вам понравился больше?

VII. Домашнее задание

Создать эскиз фартука на свою фигуру и выполнить моделирование.

VIII. Окончание занятия

Уборка рабочих мест.

Благодарю вас за внимание, активность и за хорошую работу на уроке.