shkolageo.ru 1


Тема урока: Класс Птицы. Внешнее строение птиц.




Задачи урока:

  • 1. Изучить внешнее строение птицы

  • 2. Уметь называть и объяснять черты строения птицы, связанные с полётом

  • 3. Называть черты сходства и отличия пресмыкающихся и птиц.



Строение передних конечностей птицы.

  • Рассмотрите на рисунках передние конечности лягушки, ящерицы, птицы. Укажите названия одинаковых отделов. Используйте сведения о сходстве в строении конечностей земноводных, пресмыкающихся и птиц для вывода об их родстве. Чем объясняются отличия крыла птицы и передних конечностей других наземных животных?



Передние конечности



Лабораторная работа (Д).

  • Вспомните свои наблюдения за птицами в природе, рассмотрите рисунок птицы.

  • Определите форму тела.

  • Отделы, из которых оно состоит, их особенности.






Строение задних конечностей птицы (Д).

  • Рассмотрите задние конечности птицы. Какие функции они выполняют?

  • Найдите у птицы голень, стопу, колено.

  • Сосчитайте, сколько пальцев у рассматриваемой вами птицы, определите, как они расположены, чем заканчиваются.

  • Обратите внимание на ноги, найдите неоперённую часть – цевку. Определите, к какому отделу относится цевка.

  • Закрасьте название этого отдела в таблице.






Изучение строения пера птицы

  • Изучите контурные и пуховые перья в лабораторной работе на диске. (На контурном пере найдите бородки первого порядка — узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками). Сравните строение контурных и пуховых перьев. Сделайте вывод о роли пуховых и контурных перьев в жизни птиц.

  • В предложенных вам наборах перьев найдите контурные и пуховые. На контурном пере найдите длинный плотный стержень — ствол, его основание — очин, и мягкие опахала. Обратите внимание на легкость пера, прочность его ствола. Разрежьте ствол поперек. Обратите внимание на то, что он представляет собой трубку. Объясните, отличаются ли по прочности трубка и сплошной стержень.

  • Проткните опахало контурного пера острием карандаша, а затем попытайтесь соединить его пальцами. Что у вас получилось? Объясните роль плотного опахала в жизни птиц.

  • Рассмотрите, как располагаются перья на теле птицы. Обратите внимание, что они как бы налегают друг на друга (как черепица на крыше). Объясните значение такого расположения перьев.



Черты приспособленности птицы к полёту