shkolageo.ru 1

Развитие творческих способностей на уроках русского языка.


…Мы вступаем в новую эру воспитания,

целью которого является скорее открытие,

нежели обучение.

Маршалл Маклюэн


Каким должен быть урок русского языка и как повысить качества знаний на уроке? Этими вопросами задаюсь на протяжении уже многих лет, ведь этот предмет сам по себе очень труден, ребята чаще всего за письменные работы получают неудовлетворительные отметки (не каждому даны интуиция и терпение) и потому русский язык уступает другим предметам. Но мне всегда хочется, чтобы мой предмет был в числе «лучших», поэтому, определяя направления своей работы, стремлюсь выбирать максимально эффективные виды деятельности. Одним из таких видов является работа по развитию креативности ( от англ. способность к творчеству), творческих способностей детей, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков - он должен быть и проблемным для ребенка, развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребенке станет полнее. Мое творческое взаимодействие с учениками строится на основе проблемно – поисковых форм работы на уроке. Сталкиваюсь с тем, что большинство ребят знают формулировку правил орфографии и пунктуации, но не умеют опираться на них в процессе письма. Тогда я предлагаю интересный вид работы, как письмо:

Дорогой друг, сегодня на уроке русского языка мне предложили текст, в котором есть слова с пропущенными орфограммами. Ты знаешь, оказывается, слово----- пишется с буквой---, так как------. А слово, как---- пишется через---, потому что---. Кстати, я вспомнил(а), что в слове орфограмма-----. Несколько слов на правило----. А слова мне просто следует запомнить.

Так, мой друг, я надеюсь, что работу выполнил(а) хорошо, ведь я знаю все правила и сегодня их применил правильно.

Этот вид работы уводит ребенка от скучных вопросов «почему» и заставляет ученика выполнить работу результативно.


Учащиеся не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Чтобы не просто ученику скучно объяснять, где он допустил ошибку в своем диктанте, спустя несколько уроков предлагаю проанализировать отрывок из диктанта с его же ошибками, предлагается инструкция, например:

Некоторые слова написаны с орфографическими ошибками. Твоя задача - ручкой исправить все ошибки. Проверочные слова пиши на полях листа. Подготовься рассказать те правила, на которые в тексте были допущены ошибки. Такой вид работы позволяет ученику серьезно отнестись к заданию.

Призыв – завершающий компонент мотивационной последовательности при работе над темой. Когда ошибка сделана, учитель требует ее прокомментировать. Но отклик будет чисто формальным, если он основан на навязываемой позиции: «Почему не так?» Важно, чтобы была избрана аргументированная позиция: «В силу чего ошибка сделана?» - или творческая – на уроках ввожу в заблуждение ребят – пишу предложение с ошибками, они не выкрикивают, а топают ногами, предупреждая, что есть ошибки, потом мы просто с ними спорим, и они мне доказывают, почему слово пишется именно так. Этот вид работы особенно их радует. Еще бы! Ведь они самому учителю доказали правильное написание слова. Это игра. По мнению многих ученых, особенность детского творчества заключается в том, что она является игрой, предэстетической деятельностью. Но эта игра – исходный пункт, из которого пойдет развитие личности. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Активная игровая деятельность детей благоприятно сказывается на росте их творческих способностей.

Творческие задания, стимулирующие у ребят желание выразить себя, - основа личностно – ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребенка. Они особенно полезны и уместны в 5-7 классах, когда дети еще не боятся искренне говорить о разном, не боятся фантазировать и делиться своими маленькими победами с другими. Поэтому творческие работы мы стараемся читать вслух. Даже в таком виде работы как сочинение – описание предмета использую творческое задание. Описывая корзиночку по плану, в завершении предлагаю сочинение закончить предложением: Если бы корзиночка была моя, то…


Практически все свои уроки стараюсь сделать интересными. После изучения определенной темы предлагаю ребятам создать иллюстрацию со сказочными героями. Так мы создаем творческий журнал, в котором сохраняются работы ребят, как: сочинения, иллюстрации к темам, книжки – раскладушки, сказки собственного сочинения.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. Мои ученики заинтересовались некоторыми проблемами, как: «Причины неграмотности учащихся 21 века», «Причины появления арготизмов в молодежной среде», «Белый цвет – символ света или печали в русских обрядах», «Красит ли имя человека?». С огромным желанием пытались найти решение практически – теоретически значимой проблемы, получили звание Лауреатов районной конференции и стали участниками областной научной конференции.

Я считаю. Что творческие способности и творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Кроме того, креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развить ее.