shkolageo.ru 1

Урок 4

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Цель урока:

1.Рассказать о возникновении искусства и религиозных верованиях, познакомить с образцами перво­бытного искусства, религиозными обрядами и верованиями : «человека разумного».

2.Обеспечить усвоение учащимися понятий «рели­гия», «искусство», причины их появления.

3.Продолжить формирование умения рассуждать, ло­гически мыслить, элементарно анализировать истори­ческие факты.

Основные понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Пересказ 2 лика

Выполнить задания в р.т. № 6,8

Решение творческих задач

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из об­щего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767, леопарда — 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Ответ: Охота.

Задача № 2

Археологи обследовали сто­янку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в мо­мент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он поте­рял еще в юношеском возрасте. Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях внутри человеческого коллектива?

III. Изучение новой темы.

План

1.Пещерная живопись первобытного человека.

2.Появление религиозных верований.



1. Завязкой рассказа о пещерной живописи первобытно­го человека служит сообщение учителем о находке испан­ского археолога Саутуола в пещере Альтамира в 1879 г.

За­дание: рассмотрите иллюстрации в учебнике и объясните, почему ученые не сразу поверили в то, что эти изображения сделаны первобытными людьми.

Далее учитель называет время, которым приблизительно датируются найденные рисунки, по карте показывает места других находок первобыт­ной живописи (Испания, Франция, Урал).

Ученики вновь обращаются к иллюстрациям в учебни­ке.

- Какого цвета краски использовал первобытный художник и из каких природных материалов он мог их получить?

Мел для получения белого цвета, уголь — черного, охра (глина) — красного и желтого. Краски растирали с жиром животных и наносили на камень расщепленным концом ветки или кистью, сделанной из шерсти животного. Вопросы:

- каких животных изображал человек?

- Какую роль они играли в его жизни?

Далее учащиеся с помощью учителя дают описание рисунка «Носорог, бизон и охот­ник», сравнивают изображения человека и животных.

Воп­рос:

- почему среди наскальной живописи так много изобра­жений раненых, умирающих, пораженных копьями и стре­лами животных?

Искусство – творческое отражение действительности.

2.Учитель рассказывает о достаточно высоком уровне развития сознания «человека разумного», который не толь­ко наблюдал за окружающим миром, но и пытался понять и объяснить события, происходящие с ним и в природе, обезопасить себя от грозных природных явлений, раскры­вает понятие «сверхъестественные силы» и причины появ­ления религиозных верований.

С помощью иллюстраций в учебнике знакомит учеников с религиозными верования­ми и различными обрядами: верой в существование духов и «страны мертвых» (с. 17), верой в переселение душ и обо­ротней (с. 16), колдовством (с. 22), жертвоприношениями, молитвами, заговорами.


Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов).

Задание учащимся: прослушайте отрывок из повести С. В. Покровского «Охотники на мамонтов» и объясните, с ка­кой целью первобытные охотники затеяли описанный в нем обряд.

«Ао подошел к обрыву и уверенным взмахом копья на­чертил на гладком отвесе очертания зверя. Это был горба­тый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длин­ных волос и высоко поднимал концы могучих клыков...

[Охотники] воткнули в землю острием вверх свои копья и ничком припали к земле; потом вскочили на ноги и затя­нули протяжную песню. Под монотонный мотив начался охотничий танец. Они ходили вокруг копий друг за другом, сгибая через каждые три шага то одно, то другое колено...

Охотники набрали горсти песку и стали с силой бросать в чудовище. Они метили в то место, где Ао изобразил глаза — оба на одной стороне... После этого Ао ... быстро обвел ту­пым концом копья черту вокруг ослепленного зверя. Нако­нец ... танец кончился. Охотники поочередно вонзали копья [в изображение мамонта]. Одно из них пробило глаз, другое — сердце, третье — живот».

Объясните действия первобытного охотника и рыболова: «Человек, отправляющийся на охоту в чужой район или на рыбную ловлю к озеру или реке, приносит в жертву этой местности некоторую часть из своих ограниченных запасов провизии. На суше он раскладывает по сторонам свое при­ношение, на реке или озере он бросает его в воду» (В. Г. Бо-гораз-Тан).

IV.Закрепление изученного на уроке.

Что такое религиозные верования?

Что изображали первобытные художники

Всегда ли существовали религиозные верования и ис­кусство? Когда они появляются?

О чем свидетельствует их появление?

Назовите причины появления религиозных верований.

О чем свидетельствуют найденные захоронения древних людей?

В заключение урока на линии времени отмечаем время появления искусства и религиозных верований.

Д.З. §3 р.т. №11