shkolageo.ru 1

Моя Вятка – это край тихих рек, лесов, заливных лугов, туманных озёр, небольших деревень с покосившимися избами, современных и старых городов. Главная река нашего края – Вятка. В далеком времени её называли Нукрат, что означает «Серебряная капля». Чистоту её вод сравнивали с женскими серебряными украшениями. О Вятке, её притоках, озёрах слагают легенды, поют песни. И вот этот прелестный край – моя родина.

На уроках истории, литературы, природоведения нам рассказывали и рассказывают о нашем крае. И я все больше горжусь своей малой родиной, всё больший интерес проявляю к истории нашего края и убеждаюсь, что на Вятке, действительно , свои порядки.

Чего только стоит наш говор. До сих пор визитной карточкой края является наше знаменитое «чё» и «то». Мы сами над этим смеемся, слагаем байки, этим летом даже сняли клип о нашем «чё».

Спрашивают вятчанина о чем-либо, а он обязательно :…. «Чё?Я-то»

И в ответ получает : «Ты-то, вятский!»

В деревне , где живут , к сожалению, одни бабушки, я слышала, что сохранилось ещё диалектное произношение «цоканье» и «чоканье»:

- У вячких ште да поште.

- Вячкие ребята хвачкие, семеро одного не бояца, а один на один и котомоцки отдадим.

- От Котельнича три мельничи – водяница, паровича и ветрянича.

Недавно я познакомилась с интересной книгой Г.С. Смирнова «Словарь бабы Нюры», где представлен язык деревни Макруши Советского района Кировской области.Своеобразен наш вятский говор. Через язык раскрывается и вятский характер.

О вятском характере писали и Салтыков-Щедрин, и ученый Д.К.Зеленин, и А.М.Васнецов (это только немногие). И какие только черты характера не приписывали моим землякам.

«Вотяки, - читаем мы, - замечательны по трудолюбию и считаются лучшими земледельцами в губернии: но при этом скупы, злобны, мстительны»

«По характеру вятчане кажутся простоватыми, добродушными, наивными, медлительными и неповоротливыми в движениях и как бы ленивыми»


«Но на самом деле, при ближайшем знакомстве, вятчане оказываются вообще народом хорошим: они сметливы, переимчивы, обладают ясным, светлым умом, метким словом и шутливостью; несмотря на кажущуюся простоту и наивность, вятчане довольно хитры. При всем том, вятчане отличаются трудолюбием, предприимчивостью и в большинстве случаев хорошие земледельцы»

Как только не называли моих земляков: «слепородами», «толоконниками».

Но не обижались наши люди, умели посмеяться над собой.

По этому поводу расскавают такой случай:

Ехали мужики на ярмарку зимой, захотели есть. Прорубили на реке лунку побольше, чтобы все могли уместиться и вывалили в воду мешок толокна. Толокно пошло ко дну, похлебка не получилась. Тогда они ещё мешок толокна высыпали – опять ничего. Один мужик разделся и нырнул в прорубь, чтобы толокно размешать. Ждут – ждут его товарищи, не дождутся. Вот один и догадался : «Братцы, айда за Ванькой, а то он все толокно выхлебает!»

Или ещё.

Отправляются семеро вятских мужиков на лесозаготовки. За плечами у каждого мешок с продуктами. Вдруг навстречу незнакомец, да и говорит : «Скидывай мешки!»Побросали, отошли в сторонку. Незнакомец же забрал все лучшее и пошагал своей дорогой. Повеселели мужики, заулыбались: «Котомоцки – то отобрал, а бить – то побоялся.

Как видим, ничего заносчивого, злого, самоуверенного нет. Ну не всем ведь богатырями быть и поступать всегда правильно. В основном вятчан рисуют в симпатичном виде. Да, посмеиваются, но смех добрый:«Над кем посмеются, того и полюбят»

Учёный Д.К.Зеленин в статье о вятском народе писал: «Вятчане не глупы. К ним вполне приложима народная пословица»: «Мужик сер, да ум – от этого у него никто не съел».

Характер моих земляков очень ярко выражен в пословицах, поговорках:

- Не торопись словом, торопись делом.

- От неладной работы не будешь богат, а будешь горбат.

- Если ум слеп, глаза не видят.


- Кто не любит в будни хорошо трудиться, тот и в праздник не всласть веселиться.

- Горько – проклянут, сладко – проглотят.

- Язык людей для умных речей.

Тонкий ум, смекалку, представление об идеалах отразил вятский народ в своих сказках. Вот некоторые из них: «Про Юру», «Леший Лапотник , «Девица с отрубленными руками», «Ивашко и Ведьма». Любили наши предки сказки , любят их и сейчас. Красивое, доброе слово смягчает душу, укрощает в ней злость. И в наши дни сказка жива. В «Сказочной карте России» представлена наша Вятка, которая отныне является родиной Кикиморы.По словам нашей вятской сказочницы, автора книжки «Кикиморские сказки» Н. В.Русиновой, Кикимора – один из самых плохо изученных сказочных персонажей русского фольклора. Известно только, что она не любит нерадивых и ленивых хозяев, может навредничать, но добрым людям помогает. Вряд ли можно назвать родиной Кикиморы только Киров - ведь, как говорится, «прудов кикиморских – сорок сороков» , т.е. очень много – пояснила Наталья Валентиновна. Но наш регион может претендовать на звание родины этого персонажа. В доказательство того, что Кикимора имеет вятские корни, можно привести легенду про Кикиморскую горку. Именно на Вятке в далёком 14 веке остановились новгородские ушкуйники, решив основать поселение. Но однажды утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез, оказавшись перенесенным на другое место ниже по течению. Как такое могло произойти? В народе появилось поверье, что на этой горке любят озорничать Кикиморы. И саму горку назвали Кикиморской. Помимо горки имя сказочного персонажа связывает с нашим городом и название улицы: раньше в Кирове была улица Кикиморская. Ныне, правда, она переименована в Водопроводную.

Вятская Кикимора – озорная девчонка, шумная и задорная. Поселили её в Заречном парке, выдали замуж за Домового. Наша героиня, в представлении современников, отличается от той злой, маленькой, некрасивой, старающейся всем навредить.


И не только сказочная Кикимора прописалась у нас. Благодаря художнику Виктору Васнецову на Вятке прописались и сестрица Аленушка с братцем Иванушкой.

Меняется время – меняются и сказочные герои. И мне очень понравилось, что наша Кикимора будет исправлять недостатки, веселить и учить трудится. Это в нашем характере.

С недостатками вятские люди боролись по- своему: прибаутками, шутками, частушками. За хороший труд, умную речь, мастерство, могли похвалить, а если что не так – доставалось нерадивым:

Наши вятские частушки

И в других местах поют

Наши шубы где- то носят,

Нам же славу воздают.

Голосистая гармошка

Гармонист у нас хорош.

Табунами девки ходят

Палкой их не отобьешь.

Я плясать – то не умею,

Не умею – так ничто!

Меня выманила вяточка-

Играет хорошо.

Традиции перенимают и современные фольклорные коллективы : «Горенка», «Вересиночка», «Слобода», наши «Пузыревские девчата». Есть недостатки – будут частушки.

Весёлое лукавство, живая душа вятского народа будет, я уверена, жить очень долго.

Рассказывая о вятском крае, нельзя умалчивать и о нашем символе, бренде, как сейчас говорят, дымковской игрушке. Дымковская игрушка – это необычный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края. В России мало регионов, которые имеют такой яркий символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки. Время неутомимо бежит вперед, но живы традиции старых мастериц, они лишь развиваются и обогащаются, ведь каждый художник приносит в творчество своё видение мира, характер, настроение, свои душевные переживания и тревоги. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, козлов и уточек. В конце 19 века промысел пришел в упадок. И сейчас сложно представить нашу область без дымковской игрушки и даже страшно предположить чего лишился бы мир! Древний Вятский праздник Свистопляска – это праздник, наполняемый свистом глиняных игрушек. Постепенно праздник перерос в торговую ярмарку, а дымковские глиняные расписные игрушки стали самым продаваемым товаром. Так основалось искусство народа. Кажется, совсем нетрудно слепить фигурку из глины да раскрасить её. Но не так – то это и просто. На собственном опыте я убедилась в этом. Моя попытка слепить свистульку не увенчалась большим успехом. У меня получилось что-то издалека похожее на фигурку коня. Убедившись в сложности труда, я могу только низко поклониться мастерицам, которые из куска жирной глины делают такое чудо. Нам широко известны мастерицы дымковской игрушки: А.А.Мезрина, Е.А.Кошкина, Е.И.Пенкина, О.И.Коновалова и другие, их можно перечислять бесконечно. Искусство вятского народа актуально и в современном мире, работы наших мастериц ценятся очень высоко! Вятский край сделал огромный вклад в искусство не только нашей страны, а всего мира!


Написав о моей Вятке, я не рассказала об именитых земляках(а их очень много) , о современных достижениях. Мне очень хотелось сказать о том, что в столицах весело, интересно и «за морем житье не худо» , но я люблю свою землю с её легендами, сказками, песнями. Ведь это наше, русское, вечное, доброе. И так хочется, чтобы все это продолжало жить и радовало нас, учило противостоять злу.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №7


Конкурсное сочинение.

Край мой вятский.

«Там русский дух, там Русью пахнет…»


Автор: ученица 10а класса

Бочкова Софья (16 лет)

Учитель: Недорезова Л.А.

Кирово-Чепецк 2011 г.