shkolageo.ru 1

МБОУ Коелгинская СОШ

Девяткова Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы


Эссе «Моя педагогическая философия»


Истинный предмет учения состоит

в приготовлении человека быть человеком.

Н.И. Пирогов.

Учитель…Школа…Судьба…

Почему я выбрала профессию учителя? Кто повлиял на этот жизненно важный выбор?..

Вспоминаю детство, бабушку. Всю свою жизнь она отдала маленьким детям, работая в садике. Она рассказывала о своей работе, а я слушала её с интересом и восхищением.

В пятом классе у меня была любимая учительница русского языка и литературы Чикменёва Нина Александровна. Именно она привила мне любовь к русскому языку и литературе. Я помню её уроки, интересные, познавательные. В 8 классе было решено готовиться к поступлению в педагогический институт г.Челябинска.

Четыре года я шла к своей мечте. Мои старания увенчались успехом.

Я поступила в институт на филологический факультет. ..

…Школа. Родная Коелгинская школа. Несколько лет назад я была обычной ученицей, а теперь я – учитель русского языка и литературы…

Каким должен быть учитель?

Есть у Л. Н. Толстого прекрасные слова: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Эти слова великого писателя мне очень близки. Учитель – это человек, который не только знает свой предмет и умеет передать знания ученикам, но и любит детей, всегда старается их понять, почувствовать их настроение. Все ребятишки разные: спокойные и шустрые, способные и не очень. У каждого свой характер, к каждому нужно найти подход, каждому нужно стать старшим другом и наставником, каждого постараться научить своему предмету, показав богатство родного русского языка и нашей прекрасной литературы. Необходимо развивать интерес учащихся к изучаемому предмету. На мой взгляд, учитель должен быть сам интересен детям как личность. Если учитель - интересный человек, его не боятся, а уважают и доверяют ему.


В чём же заключается моя задача? Моя задача заключается в том, чтобы помочь ученику найти себя, открыть свои способности, научиться видеть красоту этого удивительного мира, научиться быть добрым, человечным. А ещё, как я всегда говорю своим ученикам, научиться учиться, ведь наша жизнь – это школа, и знания лишними не бывают.

Чтобы выполнить эту нелёгкую задачу, я постоянно работаю над собой, совершенствую свои знания, повышая квалификацию, провожу самоанализ деятельности, выявляю ошибки и исправляю их. Не нужно бояться трудностей, нужно верить в свои силы, и тогда всё обязательно получится.

Душа ребёнка – тонкий инструмент. На уроках литературы я учу детей сопереживать тем, кому плохо, радоваться с теми, кому хорошо, защищать тех, кто обижен. А как еще можно воздействовать на душу, если не через Слово? Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели вслушиваться в Слово, видели его волшебную красоту. Всегда нужно находить время, чтобы остановиться и оглянуться вокруг - ведь мир, в котором мы живём, так прекрасен!

Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок не только получил в ходе обучения знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, смыслы, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит им жить, бороться и развиваться в окружающем мире.

Я считаю, что очень важным для успешной работы являются отношения с родителями, основанные на взаимопонимании и уважении друг к другу, необходимо сотрудничество.

Для меня образовательный и воспитательный процессы представляются, (если вспомнить геометрию), как равносторонний треугольник, вершинами которого являются УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ. Если все участники взаимодействуют друг с другом, взаимодействие основано на понимании, поддержке, добре, взаимопомощи, уважении, результат обязательно будет хорошим. Таково моё убеждение.


Сейчас часто можно услышать, что профессия учителя не престижна, дети стали другими, учиться не хотят, книги не читают. Но это не так. Если учитель любит свою работу, детей, то у него всё получится, труд принесёт удовлетворение.

Как испытать чувство удовлетворения от работы? Я использую различные технологии, нахожу новые интересные формы, приемы, нестандартные, творческие задания, которые помогают учить и развивать учащихся.

Приятно гордиться своими учениками, которые одерживают победы на школьных и районных олимпиадах, когда дети участвуют в областных, заочных олимпиадах, конкурсах, например, «Русский медвежонок». А как искренне я радуюсь, когда на консультации ко мне приходят учащиеся, которым было что-то непонятно на уроке, но они хотят разобраться в материале.

Мы живём и работаем в XXI веке, это время отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно представить без новых технологий. Компьютер является помощником учителю, он помогает сделать урок интересным, ярким, насыщенным, но никакая техника не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым предметом. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить.

  Какими бы я хотела видеть своих учеников в будущем?

Во- первых, людей свободно мыслящих, творческих, умеющих реализовать себя в обществе. Во- вторых, людей, которые любят и гордятся своей страной, её духовным и культурным наследием, которые способны сохранять и приумножать её богатства.

Главное — чтобы каждый из них стал индивидуальностью, стал личностью, обладающей человеческими качествами такими, как: доброта, порядочность, искренность, жизнелюбие, толерантность. Если это у моих выпускников получится – я счастлива, моя задача будет выполнена.

Для меня Учитель – это не профессия, это судьба.

Пред судьбой преклоняю колени,

Быть учителем - это прекрасно!
Все пройдет, не изведает тленья
Лишь любовь, над которой не властны
Ни года, ни беда, ни обида,
Все до времени скрыто, но верьте,
У учителя только для вида
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс - не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель...
Только сердце, пылая любовью,

Может выстрадать званье `учитель`.